Некоторые вопросы правового регулирования деятельности тренера по пауэрлифтингу
(Холопов В. А.)
(«Юридический мир», 2007, N 4)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРЕНЕРА ПО ПАУЭРЛИФТИНГУ
В. А. ХОЛОПОВ
Холопов В. А., аспирант очного отделения Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры, спорта и туризма.
Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики в своем докладе от 16 марта 2006 года охарактеризовал здоровье населения нашей страны как невысокое.
Показатель здоровья отрицательно сказывается на продолжительности жизни, которая в 2004 году составляла 65,5 года. По этим показателям наша страна занимает 134-е место в мире.
Физическая культура и спорт способствуют укреплению и развитию здоровья, и, как известно, одним из признаков крепкого здоровья является физическая сила, особенно это актуально для мужчин. Пауэрлифтинг — один из таких видов спорта, который способствует развитию этого качества.
Пауэрлифтинг — молодой вид спорта, который становится все более популярным в нашей стране. За последние годы здесь наблюдается бурный рост спортивных достижений в стране и мире. Это говорит о высоких потенциальных возможностях организма человека.
Однако в специальной литературе обнаружено недостаточное количество работ по изучению вопросов построения тренировочного процесса в пауэрлифтинге.
До последнего времени методика развития мышечной силы формировалась в основном с ориентацией на тяжелоатлетические упражнения, которые носят выраженный скоростно-силовой характер. Пауэрлифтинг же предусматривает динамический, преодолевающий режим работы мышц в медленном темпе, что существенно отличается от подготовки тяжелоатлетов.
Из-за недостаточности знаний в области теории методики спортивной тренировки в пауэрлифтинге возникает большая вероятность нанесения вреда здоровью занимающихся.
В спортивной практике пауэрлифтинга известны травмы, приводящие к тяжелым последствиям: разрывы мышц, сухожилий, переломы позвоночного столба, разрывы фиброзного кольца, заболевания сердечно-сосудистой системы и т. п.
Действующим законодательством не предусмотрена специальная юридическая ответственность тренера за подопечного. Как показал анализ специальной литературы, правовая ответственность в обсуждаемой ситуации в принципе возможна (Варновский Н. П., 2005 г.).
Спортсмен нездоров или недостаточно подготовлен, а тренер требует участия в тренировках или соревнованиях. При этом рычагов давления много. Отказаться спортсмену бывает просто невозможно. В такой ситуации решение должен принять врач. Если по заключению врача спортсмен нездоров и не может продолжать тренировочный процесс, а тренер требует участия в тренировках и соревнованиях, и при этом наносится вред здоровью спортсмена, то такой тренер может нести уголовную ответственность (ст. 172 УК РСФСР — халатность, причинение вреда по неосторожности).
Действующим законодательством также не урегулированы вопросы страхования профессиональной ответственности тренера, нет четких критериев гражданско-правовых отношений тренера и подопечного.
В связи с этим остро встает вопрос о создании правовой базы, позволяющей нести ответственность тренерско-преподавательского состава за здоровье занимающихся.
В наших исследованиях мы попытались выявить рациональные методы подготовки в пауэрлифтинге для построения структуры спортивной подготовки квалифицированных спортсменов, с учетом возрастных особенностей, функциональных возможностей и адекватных задач в годичном цикле подготовки как элемента многолетней спортивной тренировки, выявить уровни ответственности тренера за здоровье спортсмена в период профессиональной спортивной деятельности, а также последствия нанесения вреда здоровью в конце спортивной карьеры.
В настоящее время в практике тренерской работы используются несколько методических подходов по организации тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки:
1. Вариативный метод — комплексное применение упражнений различной интенсивности, который предусматривает сочетание малых, средних и больших нагрузок.
2. Высокоинтенсивный метод — использование нагрузок высокой интенсивности при относительно малых объемах.
3. Высокообъемный метод — использование нагрузок низкой интенсивности при высоком объеме.
Анализируя исследования (Павлов В. П., 1999 г.) в области подготовки спортсменов, специализирующихся в пауэрлифтинге, нами выявлено, что вариативный и высокообъемный методы являются более эффективными при построении тренировочного процесса.
В свою очередь, практика показывает, что вариативный метод является более эффективным при подготовке высококвалифицированных спортсменов (МС, МСМК) старшего возраста, в то время как высокообъемный — для резерва, юношеского возраста.
В нашем исследовании были взяты две однородные группы спортсменов промежуточного звена — категории юниоры (18 — 23 года) разряда КМС, которые использовали вышеназванные (высокоинтенсивный и высокообъемный) методы спортивной тренировки.
Как показали наши исследования, использование вариативного и высокообъемного методов на спортсменах сборной команды Республики Мордовия дало неодинаковые результаты. Анализ результатов тестирования свидетельствует о повышении уровня физической подготовленности испытуемых обеих групп. Однако темпы прироста показателей в различных тестах первой экспериментальной группы спортсменов, занимающихся по вариативному методу, значительно превышали показатели второй группы спортсменов, занимающихся по высокообъемному методу. Достоверность различий показателей экспериментальных групп доказана методами математической статистики.
Материалы врачебно-педагогического обследования свидетельствуют об эффективности тренировочной программы подготовки спортсменов первой экспериментальной группы.
Данные компьютерной томографии и магнитно-ядерного резонанса, а также кардиореспираторных тестов не выявили патологических нарушений, что свидетельствует о травмобезопасности предлагаемых нами методических приемов. В тестах, отражающих частоту сердечных сокращений, артериальное давление и жизненный объем легких, было зафиксировано улучшение результатов при использовании вариативного метода.
Данные сцинтеографии поясничного отдела позвоночника позволяют говорить об увеличении кальция в данном отделе, что свидетельствует об увеличении плотности костной ткани позвоночника.
Такие изменения были зафиксированы у спортсменов первой экспериментальной группы. Это позволяет судить в очередной раз об эффективности построения педагогического процесса подготовки спортсменов, используя вариативный метод.
Таким образом, предлагаемые нами методики способствуют не только достижению высокого спортивного результата, но и оказывают благоприятное воздействие на здоровье спортсменов в целом.
В свою очередь мы с уверенностью утверждаем, что апробированные методики не несут вреда здоровью занимающихся и являются эффективными при построении тренировочного процесса.
В своей работе мы несли полную ответственность за использование методических приемов, основываясь на данных систематического медицинского контроля в течение всего исследования.
——————————————————————