Государственное управление в сфере туризма: отраслевые принципы
(Калинина Л. Е.) («Туризм: право и экономика», 2007, N 2)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ
Л. Е. КАЛИНИНА
Под принципами государственного управления понимают основополагающие идеи, используемые в управленческих отношениях и отражающие деятельность субъектов управления. Применительно к данной сфере интерес представляют отраслевые принципы, характерные для управления туризмом. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы государственного регулирования туристской деятельности: «государство содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений» (ст. 3 <1>). Закрепленные положения больше соответствуют задачам, а не принципам государственного управления. Действующее законодательство не в полной мере соответствует сложившимся экономическим и социальным условиям. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
Международные документы, такие, как Манильская декларация по мировому туризму <2>, Документ Акапулько <3>, Хартия туризма <4>, в качестве принципов предлагают государствам следующие основополагающие идеи: право граждан на доступность туризма, вытекающее из права на отдых; устранение сдерживающих факторов в развитии туризма; развитие социального туризма в интересах менее обеспеченных граждан, а также молодежного туризма и туризма людей преклонного возраста; безопасность туризма; укрепление мира и международных взаимоотношений; определение государственной туристской политики; защита исторических, культурных и религиозных мест, охрана природы и культуры; сохранение равновесия между местным населением и туристами; международное сотрудничество в сфере туризма; туристское образование и воспитание. ——————————— <2> Международный туризм: правовые акты / Сост. Н. И. Волошин. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 186. <3> Там же. С. 205. <4> Там же. С. 213.
В 2003 г. депутатами Государственной Думы ФС РФ Н. Н. Губенко, Е. Г. Драпеко, И. Д. Кобзоном, Д. О. Рогозиным, Ю. Н. Родионовым в Государственную Думу был внесен законопроект «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации», который предусматривает в качестве отраслевых следующие принципы: — защита прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе обеспечение их безопасности при занятии туризмом; — развитие туризма и индустрии туризма как приоритетного направления государственной социально-экономической политики Российской Федерации; — формирование представления о Российской Федерации как о стране, благоприятной для развития туризма; — обеспечение устойчивого развития туризма на территории Российской Федерации; — согласованность, а также обеспечение баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы (территории), и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов; — приоритетная поддержка малого предпринимательства в области туризма; — развитие конкуренции и недопущение монополизма на туристском рынке Российской Федерации; — гласность и открытость в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования туризма; — обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования туризма; — единство системы государственного регулирования туризма <5>. ——————————— <5> Проект Федерального закона N 377260-3 «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Однако проект на сегодня так и остался проектом. Правительство РФ не поддержало законопроект, посчитав обремененным тяжелыми определениями и противоречащим федеральным законам <6>. Следует сказать, что найденные противоречия были бы легко устранимы. ——————————— <6> Заключение Правительства РФ от 1 октября 2003 г. N 6602-п-П8 «По проекту Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Региональное законодательство пытается восполнить пробелы федерального законодательства. Законом Краснодарского края от 25 октября 2005 г. N 938-КЗ «О туристской деятельности в Краснодарском крае» к принципам государственного регулирования туристской деятельности относят: 1) признание туристской деятельности как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Краснодарского края; 2) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее устойчивого развития; 3) поддержку приоритетных направлений туристской деятельности; 4) защиту прав и охраняемых законом интересов туристов, в том числе обеспечение их безопасности при занятии туризмом; 5) оказание государственной поддержки субъектам туристской индустрии, осуществляющим туристскую деятельность, направленную на развитие внутреннего, въездного, социального, этнографического и аграрного туризма; 6) обеспечение баланса и согласованности интересов населения туристских территорий Краснодарского края, туристов, посещающих данные территории, и субъектов туристской индустрии; 7) гласность и открытость при разработке, принятии и применении мер государственного регулирования туристской деятельности <7>. ——————————— <7> Закон Краснодарского края от 25 октября 2005 г. N 938-КЗ «О туристской деятельности в Краснодарском крае» // Кубанские новости. 2005. 2 нояб.
В результате обобщающего анализа указанных источников предлагаются следующие принципы государственного управления в сфере туризма: 1) принцип доступности туризма; 2) принцип обеспечения безопасности граждан при занятии туризмом; 3) принцип государственной поддержки туризма; 4) принцип международного сотрудничества в сфере туризма; 5) принцип обеспечения баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы (территории), и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов; 6) принцип приоритетной поддержки малого предпринимательства в области туризма; 7) принцип гласности и открытости в разработке, принятии и применении мер к государственному управлению туризмом; 8) принцип охраны природы, исторических и культурных ценностей при осуществлении туристской деятельности. Любой вид отдыха должен отвечать требованиям безопасности. Туристы, являющиеся и не являющиеся гражданами РФ, должны быть уверены и спокойны за свои жизнь и здоровье во время туристских поездок. Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» <8>). Обеспечение безопасности предполагает использование соответственно мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее. ——————————— <8> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.
Принцип государственной поддержки включает в себя две составляющие: социальную и экономическую. Социальная составляющая заключается в развитии социального туризма в интересах менее обеспеченных граждан, а также молодежного туризма и туризма людей преклонного возраста. Общедоступность туристских услуг позволит реализовать в полной мере право граждан на отдых, оздоровление и свободу передвижения. Этот вид туризма мог бы дополнительно активизироваться с принятием Закона о социальном туризме, который признавался приоритетным направлением развития туризма. Проект такого Закона был внесен в Государственную Думу в 1999 г. и отклонен в 2003 г. Под социальным туризмом понимаются «путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно, или субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды» <9>. Кроме оздоровительного туризма проект Закона предполагал поддержку детско-юношеского, самодеятельного, экологического, культурно-познавательного туризма и туризма для инвалидов. ——————————— <9> Проект Федерального закона N 99802317-2 «О социальном туризме» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // СПС «КонсультантПлюс».
В Российской Федерации социальный туризм сегодня не сформировался. Экономическая составляющая заключается в развитии туризма и индустрии туризма как приоритетного направления государственной социально-экономической политики Российской Федерации. Туризм отличает сезонность как следствие влияния на туристскую деятельность климатических условий. Например, в Санкт-Петербурге пик туристского сезона приходится на май-июнь, то есть на период большей продолжительности светового дня, а на курортах Краснодарского края — июль-август. Государственное управление туризмом должно быть направлено на сглаживание пиков сезонности, эффективного использования инфраструктуры в течение года. Наиболее важный принцип туристской деятельности: турист должен приехать в туристский центр и купить туристские услуги. Деньги турист должен оставить в стране пребывания, а не вывезти с собой <10>. Туристские ресурсы должны приносить туристскому центру деньги, известность и славу. Для определения туристских ресурсов используются следующие механизмы. ——————————— <10> Окладникова Е. А. Международный туризм. М.: Омега-Л, 2002. С. 6.
Во-первых, создается реестр этого вида ресурсов, который включает классификацию и оценку ресурсов; порядок использования и доступа туристов к ресурсам с учетом предельно допустимых нагрузок; режим охраны ресурсов, мероприятия и источники финансирования и развития, меры восстановления ресурсов; режим охраны. Во-вторых, создается кадастр туристских ресурсов, который включает оценку и картографические характеристики территорий; порядок осуществления контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием территории; порядок осуществления контроля за видами хозяйственной деятельности, порядок выделения территории как территории целевого туристского использования и развития <11>. ——————————— <11> Окладникова Е. А. Международный туризм. М.: Омега-Л, 2002. С. 7.
Многие страны умело используют свои туристские ресурсы. Во Франции, которая считается первым государством Европы в области туристской индустрии, первое место рядом с премьер-министром занимает министр туризма. В условиях Российской Федерации государственное управление туризмом во многом определяется стратегией формирования и исполнения бюджета развития субъекта РФ, который представляет собой составную часть капитальных расходов бюджета, связанных с расширенным воспроизводством; при осуществлении указанных расходов может создаваться или увеличиваться имущество, находящееся в собственности субъекта РФ. К бюджету развития относятся как расходы на прямые государственные инвестиции, так и средства, предоставляемые на инвестиционные цели. Принцип международного сотрудничества заключается в укреплении связей между государствами. Туризм на всех этапах его развития являлся фактором, способствующим улучшению взаимопонимания между государствами и народами, важным средством укрепления мира и дружбы, активным стимулятором развития внешнеэкономических, торговых и культурных отношений. Именно поэтому туризм всегда был благодатной почвой международного сотрудничества. Международное сотрудничество развивается в двух формах: сотрудничество на двусторонней основе и сотрудничество на многосторонней основе. Двустороннее сотрудничество возникает, когда две стороны договариваются между собой о долговременных действиях относительно развития взаимных туристских связей. Российская Федерация заключила соглашения о сотрудничестве в области туризма со многими странами. Так, например, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма стороны поощряют обмен информацией в следующих областях: — статистика туризма; — нормативные правовые акты, регулирующие туристскую деятельность; — нормативные правовые акты, связанные с защитой природных и культурных ресурсов; — туристические возможности своих государств; — опыт управления гостиницами и другими средствами размещения и обслуживания туристов (ст. 5 Соглашения) <12>. ——————————— <12> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма // Бюллетень международных договоров. 2004. N 7. С. 26 — 28.
Многостороннее сотрудничество предусматривает координацию совместных действий по развитию международного туризма между несколькими странами. Для развития туристской отрасли очень важно использовать информационную среду. Предприятия, оказывающие туристские услуги, по отдельности не в состоянии решить многих вопросов. Для развития как внутреннего, так и внешнего туризма в стране необходимо создать представление, что в России отдыхать хорошо. Граждане РФ и иностранные граждане должны получать туристский продукт на территории Российской Федерации. Привлекаемые туризмом средства улучшат состояние экономики. Только на уровне государства можно решить вопросы упрощения пограничных, таможенных и иных формальностей, налогообложения, безопасности. Принцип обеспечения баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы (территории), и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов, заключается в направляемости и управлении туристскими потоками со стороны органов государственного управления в сфере туризма. Это выражается в благоустройстве территорий, повышении значения для туристов ряда территорий, в проведении мероприятий по защите национального, исторического, природного и культурного наследия. Увеличение туристского потока приводит к увеличению рабочих мест в регионах, однако нерегулируемость этого потока может привести к экологической катастрофе. Поэтому в функции органов исполнительной власти входит контроль за размещением туристов. Принцип приоритетной поддержки малого предпринимательства в области туризма заключается в увеличении доли малых предприятий в сфере туризма. Существующие субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие туристские услуги (туроператоры, турагенты), в большинстве своем являются малыми предприятиями. Субъекты малого предпринимательства в сфере туризма могут находиться на упрощенной системе налогообложения, что позволяет им представлять бухгалтерскую отчетность поквартально. Уплата налога производится по ставке 6% от дохода или 15% от дохода, уменьшенного на величину расхода, не уплачивая налог на прибыль, налог на имущество организаций, единый социальный налог и НДС (гл. 26.2 Налогового кодекса РФ <13>). Кроме того, обслуживающие туристов субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие услуги общественного питания и временного размещения, могут применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 15% вмененного дохода (гл. 26.3 НК РФ <14>). ——————————— <13> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340. <14> Там же.
На сегодняшний день этот принцип является почти декларативным. Из возможностей финансовой поддержки государства можно отметить, что федеральный бюджет на 2006 г. предусматривает межбюджетные трансферты на субсидии бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малому предпринимательству в сумме 2 500 000 тыс. руб. <15>. ——————————— <15> Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» // Российская газета. 2005. 29 дек., 30 дек.
Принцип гласности и открытости в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования туризма заключается в максимальном привлечении общественности для решения этих вопросов. Туристские общественные организации вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти, выходить с инициативой по вопросам, имеющим отношение к реализации уставной деятельности <16>. К сожалению, в России отсутствуют сегодня общественные организации, имеющие возможность оказать влияние как на субъектов в сфере туризма, так и на государственные органы. ——————————— <16> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 25 июля 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3029.
Открытость и гласность заключаются и в том, что граждане РФ должны знать о правовых актах и решениях, принятых в сфере туризма. Акты должны быть официально опубликованы. Следует сказать, что на федеральном уровне принцип действует в полной мере, а на уровне субъектов РФ принимается большое число нормативных актов, официально не опубликованных, но вступивших в законную силу. Этот принцип в современных условиях реализуется и через информационные компьютерные системы, позволяющие максимально быстро найти необходимую правовую информацию в сфере туризма. Признав туризм как одну из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации (в ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») <17>, государство с течением времени утратило наступательность в выработке стратегических ориентиров и механизмов развития отрасли. ——————————— <17> Об основах туристской деятельности в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
Можно согласиться с выводами академиков РАН А. Д. Некипеловым и Н. П. Лаверовым, что «в результате за последние десять лет не принято ни одного законодательного акта в сфере туризма, что лишний раз подтверждает безразличное отношение едва ли не к самой эффективной по экономическим и социальным критериям отрасли» <18>. ——————————— <18> Некипелов А. Д., Лаверов Н. П., Зорин И. В. Системный взгляд на государственную политику Российской Федерации в области туризма // Туризм: право и экономика. 2005. N 4. С. 11 — 16.
В соответствии с Классификатором правовых актов, утвержденным Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511, правовые акты по туризму входят в группу «Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм», а также в группу «Международные отношения. Международное право». Такая группировка не в полной мере учитывает особенности туризма. Кроме того, отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере туристской деятельности, содержатся в разных нормативно-правовых актах других отраслей права. Отсутствие системности зачастую приводит к несогласованности, противоречивости требований в различных документах, неопределенности, отсутствию единства понятийной и терминологической базы. Такая же несогласованность просматривается в органах исполнительной власти, осуществляющих функции управленческой деятельности в туристской сфере. Туризм как регулируемая сфера длительное время не имел обособленного органа управления. Только Указом Президента РФ от 18 ноября 2004 г. N 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» было образовано Федеральное агентство по туризму <19>. Положение о нем закрепляет полномочия, в которые входит разработка проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов Президента РФ и принятие самостоятельно нормативно-правовых актов по вопросам установленной сферы деятельности <20>. В силу же специфики отрасли туризма кроме этого Агентства еще более 40 федеральных органов исполнительной власти наделены функциями в части регулирования туризма. ——————————— <19> Собрание законодательства РФ. 2004. N 47. Ст. 4635. <20> Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 901 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 2. Ст. 159.
Государство непосредственно несет ответственность за развитие туризма, и его роль в процессе привлечения средств на развитие отрасли имеет решающее значение по следующим причинам: — государство определяет национальные приоритеты и использование их для контроля над процессом развития туристской деятельности, основанного на концепции планомерного развития; — государство развивает инфраструктуру, что входит в компетенцию органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на региональном; — государственное вмешательство в необходимых случаях, например социальный, молодежный, культурный туризм, где предпринимательская деятельность не будет высокоприбыльной; — государственная поддержка туризма, а также экономическое и юридическое регулирование этой сферы государством. Помощь государства в развитии этой сферы экономики может заключаться в постройке туристского комплекса, в развитии местной суперструктуры (гостиницы, рестораны), в модернизации средств связи (информационные системы) и развитии инфраструктуры (дороги), в развитии туристских кадров. Реализация федеральных и региональных программ в отрасли туризма должна обеспечить его активное развитие. В Краснодарском крае Программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 — 2010 годы (первый этап — 2003 — 2005 годы)» предусматривает создание специальных условий для эффективного функционирования объектов санаторно-курортного и туристского комплекса края: расширение перечня целей кредитования и субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями санаторно-курортного и туристского комплекса края <21>. ——————————— <21> Постановление ЗС Краснодарского края от 19 ноября 2003 г. N 411-П «Краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 — 2010 годы (первый этап 2003 — 2005 годы)» // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 2003. 1 дек. N 12(2).
Реализация предложенных принципов в государственном управлении туризмом позволит устранить односторонний, экономический подход к исследуемой сфере. Поддержка развития социальной составляющей туризма позволит сократить смертность населения, увеличить продолжительность жизни, с одной стороны, и увеличить занятость населения, развивая туристские территории, с другой стороны. Развитие въездного туризма вообще невозможно без государственной поддержки. А это означает, что в случае ее отсутствия денежные средства иностранных граждан будут стимулировать экономику других стран, а не Российской Федерации.
——————————————————————