Участие специалиста в осмотре трупа: пути совершенствования законодательства

(Семенов Е. А.) («Эксперт-криминалист», 2009, N 1)

УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТА В ОСМОТРЕ ТРУПА: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Е. А. СЕМЕНОВ

Семенов Е. А., адъюнкт кафедры уголовного процесса Орловского юридического института МВД России, старший лейтенант милиции.

В уголовном судопроизводстве существует достаточно большое количество участников, каждый из которых обладает определенным набором присущих именно ему черт. Человек, имеющий юридическое образование, без труда при описании характеристик того или иного субъекта уголовного процесса определит упоминающегося участника. Иначе дело обстоит с участниками уголовного судопроизводства, чье предназначение состоит в оказании содействия органам расследования, суду в собирании, оценке доказательств путем использования своих специальных знаний. Использование ненадлежащей терминологии прослеживается и в комментариях, в научных статьях <1>. Можно сказать, что между отмеченными участниками и на законодательном уровне проскальзывает определенная погрешность <2>, не говоря уже о работниках органов внутренних дел, которые часто не видят никакой разницы, во многих случаях при вынесении постановлений или в протоколах осмотра места происшествия заменяют одного участника уголовного процесса, обладающего специальными знаниями, другим. ——————————— <1> См., например: Статья 178. Осмотр трупа. Эксгумация // Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. М. Лебедева; науч. ред. В. П. Божьев. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 197 — 198; Статья 178. Осмотр трупа. Эксгумация // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. И. Радченко; науч. ред. В. Т. Томин, М. П. Поляков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 196 — 197. <2> В ч. 1 ст. 178 УПК РФ говорится, что «следователь производит осмотр трупа на месте его обнаружения с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — врача». В этой же статье следует: «При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты».

При детальном рассмотрении ч. 1 ст. 178 УПК РФ сложно понять, что имел в виду законодатель, когда во втором предложении данной нормы говорит о том, что кроме эксперта и врача могут привлекаться и другие специалисты. При детальном анализе данной части Л. М. Исаева приходит к выводу, что «врач и эксперт, по предложенному законодателем содержанию нормы, — это специалисты» <3>. ——————————— <3> Исаева Л. М. Специалист в уголовном судопроизводстве: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 39.

Полностью согласиться с Л. М. Исаевой нельзя. Действительно, законодатель не совсем корректно сформулировал ч. 1 ст. 178 УПК РФ. Тем не менее нельзя так категорично утверждать, что законодатель не различает по процессуальному статусу специалиста, эксперта и врача. При толковании данной нормы необходимо определить, что имел в виду законодатель под судебно-медицинским экспертом. В том случае, если речь идет о судебно-медицинском эксперте как о полноправном участнике уголовного процесса, обладающем специальными знаниями в области судебной медицины, тогда следует изменить данную норму, так как согласно ст. 57 УПК РФ экспертом является лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Применимо к исследуемой статье ни о какой судебной экспертизе речи не ведется. Таким образом, использование термина «эксперт» непозволительно в таком качестве. Наполняя иным смыслом используемый в ч. 1 ст. 178 УПК РФ термин «судебно-медицинский эксперт», отличный от первого, можно предположить, что законодатель подразумевал аттестованного работника государственного судебно-экспертного учреждения, производящего судебную медицинскую экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей <4>. ——————————— <4> См.: Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ). Ст. 12.

Участие эксперта как должностного лица, по нашему мнению, законодатель вложил в интерпретацию данной статьи, однако ни первый, ни второй вариант не может легитимно использоваться в данной норме. Только специалист согласно ст. 58 УПК РФ может привлекаться к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Эксперт с точки зрения уголовно-процессуального законодательства имеет право только на производство экспертизы и дачу заключения по нему, но никак не на выезд на место происшествия и участие в качестве эксперта. Следует заметить, что неточности в формулировках на этом в первом предложении ч. 1 ст. 178 УПК РФ не исчерпываются. В данной норме законодатель говорит о том, что при невозможности участия судебно-медицинского эксперта следователь производит осмотр трупа с участием врача, забывая о том, что такого участника нет в уголовном процессе. А если не предусмотрен в УПК РФ данный участник, значит, он не обладает надлежащим процессуальным статусом, т. е. не имеет ни прав, ни обязанностей, тем более не предусмотрена ответственность за неисполнение обязательств. Лингвистическое истолкование термина «врач» сводится к признанию того, что это лицо обладает медицинским образованием, необходимым для лечения больных. Например, в Толковом словаре Д. Н. Ушакова находим: «Врач — лицо с высшим медицинским образованием, занимающееся лечением больных» <5>. ——————————— <5> Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. Т. I. М.: Государственное издание иностранных и национальных словарей, 1987. С. 248.

В Словаре русского языка С. И. Ожегова <6>, как и в Словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой <7>, дается синонимичное понятие врача, который определяется как лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. ——————————— <6> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1985. С. 89. <7> См.: Словарь русского языка: В 4 томах / АН СССР; Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981. Т. 1. С. 226.

Смысловое значение термина «врач» представляется слишком объемным, содержащим в себе многообразие профилирующих специальностей, большинство из которых не связано с исследованием человеческих останков. Существуют стоматологи, окулисты, ветеринарные врачи, педиатры, невропатологи, гинекологи и многие другие медицинские специализации, которые можно объединить одним словом — «врач». Однако все эти врачи занимаются лечением больных людей или животных, но не имеют дела с трупами (не являются патологоанатомами). Иначе говоря, согласно ст. 178 УПК РФ осмотр трупа может производиться с участием лица, занимающегося лечением больных. Рассматриваемое предложение ч. 1 ст. 178 УПК РФ имеет заведомо неправильную конструкцию и требует структурной переработки. Мы можем сделать вывод, что используемый термин «врач» не может быть употреблен при разъяснении упомянутой выше статьи. Считаем, что термины «врач» и «специалист в области судебной медицины» не тождественны: врач — это человек с высшим медицинским образованием, привлекаемый для лечения больных, а специалист в области судебной медицины — человек, обладающий знаниями в данной области, способный помочь органам расследования в получении необходимой информации. Не совсем ясно, что под собой подразумевает и следующее предложение данной части, говорящее, что при необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты. Обращаясь к доктринальному толкованию указанной нормы, мы можем понять, что содержание указанной нормы в некоторых комментариях совершенно незаслуженно почти не разъяснено <8>. ——————————— <8> См., например: Статья 178. Осмотр трупа. Эксгумация // Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. М. Лебедева; науч. ред. В. П. Божьев. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 197 — 198; Статья 178. Осмотр трупа. Эксгумация // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. И. Радченко; науч. ред. В. Т. Томин, М. П. Поляков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 196 — 197.

Так, В. П. Божьев и В. М. Лебедев, давая комментарий к ст. 178 УПК РФ, ничего не говорят о привлечении специалистов для осмотра трупа или эксгумации. В то же время участие судебно-медицинского эксперта (при невозможности — врача) согласно комментарию в осмотре трупа является обязательным. Из содержания комментария к указанной статье можно сделать вывод, что обязательность участия эксперта или врача обеспечивается для установления «расположения трупа на месте происшествия; его позы, пола и примерного возраста, наличия повреждений и следов; внешнего вида одежды и обуви, находящихся на трупе; характера повреждений на одежде; наличия на ней следов, пятен, особых отметок. Во время осмотра трупа подлежат обозрению и обследованию орудия и предметы, находящиеся на трупе, предметы и документы, обнаруженные в карманах одежды, и т. п.» <9>. ——————————— <9> Статья 178. Осмотр трупа. Эксгумация // Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. М. Лебедева; науч. ред. В. П. Божьев. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 198.

Однако мы можем предложить, что выяснение этих данных не является основным поводом для обязательного участия специалиста, состоящего на должности судебно-медицинского эксперта либо имеющего медицинское образование в области судебной медицины, так как и расположение трупа на месте происшествия, и его позу, пол, примерный возраст и внешний вид одежды и обуви может выяснить и описать в протоколе сам следователь. Специалист же привлекается для оказания консультативной помощи при описании нарушений целостности кожного покрова <10>: порезов, колото-резаных, ножевых и пулевых ранений; вероятностных причин смерти; орудий, с помощью которых были нанесены те или иные травмы; обращает внимание на локализацию, форму, размеры, особенности краев, другие особенности повреждений тупыми предметами; при падении с высоты — на положение трупа по отношению к объекту; при автомобильной травме — на положение трупа по отношению к частям дороги и т. п. ——————————— <10> См.: Приказ Минздрава России от 24 апреля 2003 г. N 161 «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы». Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2003 г. N 4616.

По мнению А. В. Смирнова и К. Б. Калиновского, обязательно участие специалиста в области судебной медицины в осмотре трупа, а при невозможности его участия — иного врача <11>. Тем самым вышеупомянутые авторы подтверждают, что при осмотре трупа участвует все-таки соответствующий специалист, но в то же время говорят о возможности присутствия «иного врача». ——————————— <11> См.: Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Статья 178. Осмотр трупа. Эксгумация // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под общ. ред. А. В. Смирнова. 4-е изд., доп. и перераб. 2007. С. 283 // Система «Гарант».

В конце концов деятельность врача, не имеющего необходимых знаний в области судебной медицины, при осмотре трупа не может регламентироваться Инструкцией по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы, утвержденной Приказом Минздрава России, т. е. врач не сможет оказать следователю достойную помощь и не подготовит подобающую почву для проведения судебно-медицинской экспертизы в экспертном учреждении. По нашему мнению, целесообразней было бы переформулировать ч. 1 ст. 178 УПК РФ и изложить ее следующим образом: «Следователь производит осмотр трупа с участием понятых, специалиста, состоящего на должности судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — специалиста, имеющего знания в области судебной медицины. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты». Рассматриваемая статья в предложенной редакции будет неуклонно способствовать совершенствованию правоохранительной, а также судебной практики, предотвратит путаницу в терминологии, расставит участников уголовного процесса по своим местам.

——————————————————————