Великий Новгород — город российской славы, символ древней архитектуры, культуры и правового регулирования туризма

(Кушербаев С. К., Исаев Д. Н.) («Туризм: право и экономика», 2009, N 4)

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД — ГОРОД РОССИЙСКОЙ СЛАВЫ, СИМВОЛ ДРЕВНЕЙ АРХИТЕКТУРЫ, КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА

С. К. КУШЕРБАЕВ, Д. Н. ИСАЕВ

Кушербаев С. К., профессор кафедры гражданского и коммерческого права Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Исаев Д. Н., студент 3-го курса Российского государственного института интеллектуальной собственности.

Накануне 1150-летнего юбилея Великого Новгорода популярность его как старейшей русской туристической дестинации, как сокровищницы национальной культуры и искусства растет во всем мире. Невозможно представить себе историю России без Новгорода, колыбели российской государственности, отца городов русских. Новгородцы были самыми грамотными людьми. Новгород был центром просвещения на Руси, он являлся городом Ярослава Мудрого, Рюрика, Олега, Александра Невского, Миклухо-Маклая, Сергея Рахманинова. Единственное место в мире, где сохранились росписи знаменитого византийского мастера XIV в. Феофана Грека. Впервые летопись упоминает о нем в 859 г. Благодаря выгодному географическому положению город развивался как торговый центр Древней Руси, богател и процветал. Рюриково городище, расположенное на пути «из варяг в греки» (волжско-балтский), способствовало развитию в Новгороде ремесел, торговли и культуры, а в 930-е годы город был перенесен на новое место — Детинец, где построен в 1050 г. каменный Софийский собор. В XII — XV вв. Новгород — столица Новгородской феодальной республики, самого большого государственного образования средневековой Европы. Его территория простиралась от Великого княжества Литовского до Уральских гор, от Белого моря до верховьев Волги. Наиболее тесные торговые контакты были с немецкими купцами, которые имели в городе свой собственный огромный торговый двор. Великий Новгород являлся самым восточным поселением Ганзейского союза, поэтому торговля Руси с Европой велась главным образом через Новгород. К середине XII в. архитектурное лицо Новгорода полностью определилось. Центр имел двухчастную структуру: на левом берегу — Софийская сторона с Кремлем (Детинцем), на правом берегу — Торговая сторона с первоначально княжеским Ярославовым дворищем, где собиралось вече. Обе части соединялись мостом через Волхов. Уже в начале XII в. город и его ближайшая округа вдоль реки были окружены каменными храмами. Городская застройка разделялась на пять районов: Детинец, Людин, Славенский и Плотницкий концы. В это время Новгород сложился как огромный градостроительный комплекс. Его окружали три ряда монастырей. Жилая застройка до конца XVII в. была деревянной. Из камня и кирпича строили храмы, иногда палаты знати, оборонительные сооружения. На территории Детинца сохранились постройки владычного двора с Грановитой палатой (1433 г.), стены и башни первого на Руси «итальянского» Кремля конца XV в. Здесь проходили вече, выборы посадника, велось летописание, собирали и переписывали книги. Стены кремля защищали главный Софийский собор и резиденцию Новгородского владыки. Памятник «Тысячелетие России» — энциклопедия российской истории, воплощенная в бронзе. Во Владычной (Грановитой) палате XV в. представлена экспозиция «Русское декоративно-прикладное и ювелирное искусство XI — XIX вв.». Софийский собор — самый древний храм России, хранилище национальной русской реликвии — чудотворной иконы «Знамение Божьей матери» XII в., в нем находятся великолепные иконостасы с иконами XV — XVII в., бронзовые Магдебургские врата XII в. Долгое время Новгородская республика боролась за свою независимость с Москвой. До начала XVIII в. Новгород оставался одним из крупных хозяйственных и торговых центров. С развитием Петербурга он постепенно теряет свое торгово-экономическое значение, оставаясь одним из центров льноводства. С 1727 г. Новгород становится губернским городом. Ни в одном русском городе не сохранилось так много памятников архитектуры, живописи и прикладного искусства IX — XVII вв.: Кремль, Софийский собор, памятник «Тысячелетие России», Ярославово дворище, Свято-Юрьев монастырь, музей «Витославицы», Грановитая палата, Знаменский собор, церковь Спаса Преображения, Антониев монастырь, Софийская звонница, церковь Федора Стратилата и множество музеев искусства и ремесла. Уцелело множество храмов, где сохранились значительные фрагменты фресок, наиболее известные росписи, как икона «Знамение», по преданию, спасшая город в 1170 г. от суздальской рати. Полюбуйтесь фресковой росписью Феофана Грека в церкви Спаса Преображения, уникальной живописью в храмах Рождества Богородицы, Федора Стратилата на Ручью. Особенно поэтическим получилось у А. Н. Муравьева (1846 г.) описание панорамы города. «Но какая мирная, очаровательная картина развивается во все стороны с сего моста, картина, достойная лучших времен Новгорода! Посмотрите к Ильменю: на краю его величественно восстает из вод венец всего Новгорода, белый Юрьев, белее утреннего снега, местами слегка нарумяненный первыми лучами дня… Левее Юрьева белеют между синевой неба и волн две другие обители, Святых Моисея и Кирилла, и древнее городище Рюрика, гнездо Князей Варяжских, господствует на высоте над торговым предместьем Славянской столицы… но с другой лишь стороны грозится своими красными башнями весь зубчатый Кремль, кровавая летопись многих веков, а над ним белая Св. София, с своею златою главою, как в белой ризе увенчанный Святитель, предстательствующий за древний Новгород» <1>. ——————————— <1> Аксенов С. Святые места русские // Новгород. 2009. 30 апр.

С 1992 г. все памятники Новгорода (58 объектов) находятся под охраной ЮНЕСКО как часть всемирного культурного наследия, а с 2008 г. он вошел в список городов нового «Золотого маршрута» по долгосрочному федеральному общероссийскому проекту «Семь чудес России». Круглогодично можно отдыхать в курортно-туристических живописных местах Новгородской области. Лечебный потенциал — бальнеологический курорт в Старой Руссе, Селигерский край — это сказочное место, Валдайский государственный национальный природный парк, озера Карельского перешейка, рыбалка в водоемах рек Мста и Лен, где есть комфортабельные туристические базы, пансионаты, дома отдыха и санатории. Старая Русса — один из древнейших русских городов, возникший в 1167 г. на Великом водном пути. Основными лечебными факторами курорта федерального значения Старая Русса являются хлоридная, натриевая, сульфидная грязь для лечения органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы и гинекологических заболеваний, детский центр восстановительного лечения, знаменитый Муравьевский фонтан, впервые открытый в 1854 г., соленые озера, бассейн с минеральной водой. На территории расположено 65 памятников истории, культуры, архитектуры, в том числе мемориальный Дом-музей Ф. М. Достоевского — «маленький Петербург». Селигерская зона туризма пользуется в нашей стране большой популярностью — это край 160 озер, душевного тепла, лежащий на высоте 205 метров над уровнем моря, ледникового происхождения. Климат мягкий, влажный, первозданная природа. В озере водится почти 30 видов рыб: лещ, окунь, щука, судак, плотва, много снетка. Валдай — это «маленькая Швейцария», свежий воздух, сосновый бор, тишина, расположен на берегу Валдайского озера, между Санкт-Петербургом и Москвой. В 2004 г. национальный парк «Валдайский» получил статус биосферного резервата ЮНЕСКО, это экомаршруты (флора и фауна), лесопитомник (дендропарк). Святой источник Текунок известен целебной водой, богат ионами серебра, излечивает от многих недугов, а рядом часовня и купель, где можно искупаться в целебной воде и почувствовать ее силу, это элитное место отдыха на островах Валдая. Могучие корабельные сосны, темно-зеленые ели, изящные березы и трепетные осины на живописных холмах создают пейзажи необыкновенной красоты, которую дополняют многочисленные реки и хрустально-чистые озера, — это Валдайский национальный парк. С этим живописным краем связаны имена Н. Миклухо-Маклая, А. С. Пушкина, Н. К. Рериха, И. И. Левитана, В. В. Бианки и многих других. «Край тысячи озер» — так еще называют Карелию. Озер в Карелии действительно очень много — свыше 63 тысяч: от маленьких безымянных до крупнейших в Европе. Особенную прелесть составляют северные побережья этих озер — Кижские и Ладожские шхеры. Это царство могучих скал, сотен островов, извилистых проливов и живописных заливов. Мстинские пороги — это увлекательное место для отдыха на свежем воздухе, возможность получить заряд энергии, всплеск эмоций, подходит для семейного отдыха на природе, в числе развлечений — кейтеринг (обслуживание на теплоходах и яхтах), велопрогулки, катания на квадроциклах, школа картинга для подростков. Современная индустрия туризма является одной из высокодоходных отраслей мирового хозяйства, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, является источником валютных поступлений, обеспечивает занятостью население. Возрастание роли конкуренции и степени коммерциализации туристской деятельности привели к необходимости государственного регулирования туристического бизнеса. К предстоящему 1150-летнему юбилею Великого Новгорода был принят Закон от 5 февраля 2008 г. N 243-ОЗ «О развитии туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области». Настоящий Закон устанавливает: правовые основы деятельности в сфере туризма на территории области; определяет приоритетные направления развития туризма. Имеет своей целью создание благоприятных условий для развития туризма, регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на территории Новгородской области. Правовое регулирование туристской деятельности выражается в установлении порядка создания (лицензирования, сертификации) туристских организаций, осуществления ими туроператорской и турагентской деятельности и иной деятельности по организации туризма, а также ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед государством, туристами и контрагентами <2>. ——————————— <2> См.: Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».

В международном туризме для обозначения лиц, занимающихся формированием, продвижением и реализацией турпродукта, используются различные понятия. «Туроператор», «организатор», «туристский агент», «агентство-оптовик», «агент по розничной торговле», «туристский посредник» — вот только неполный перечень всех обозначений предприятий, занимающихся такой туристской деятельностью <3>. ——————————— <3> См.: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1993 г. N 1343 «О лицензировании международной туристской деятельности в РФ».

Так, например, право Италии разделяет туристские фирмы на три категории: туроператоров, занимающихся всеми видами туристской деятельности, включая зарубежные поездки, туроператоров, работающих на внутреннем рынке, и турагентов <4>. ——————————— <4> См.: О лицензировании в Италии // Вестник РАТА. 1998. N 3.

Испанское право разграничивает три вида организаций: 1. Турагентства-оптовики (wholesale travel agencies), международное название — туроператоры. Они имеют право реализовывать свой туристский продукт через турагентов, но не напрямую туристам. 2. Турагентства в собственном смысле этого слова (retail travel agencies), которые «продают» турпродукт, произведенный оптовиками (или их собственный), туристам, но не могут продавать его другим фирмам. 3. Турагентства, сочетающие в себе 1-й и 2-й виды (wholesale retail travel agencies). Французское законодательство о туризме регулирует «деятельность тех, кто продает «турпродукт», сделанный другими профессионалами, и тех, кто организовал «пэкидж-тур или другой схожий продукт». Кроме того, Закон проводит разграничение между двумя категориями профессионалов: коммерческих и некоммерческих организаций. Туроператор — это лицо, от своего имени осуществляющее предпринимательскую деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, а также по оказанию иных туристских услуг, не связанных с перевозкой и размещением. Турагент — это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продвижению и реализации турпродукта, созданного туроператором, а также оказанию иных туристских услуг, не связанных с перевозкой и размещением. Турагент, зарегистрированный и осуществляющий свою деятельность за пределами территории РФ в отношении туристов — граждан РФ, рассматривается как туроператор. «В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификации туристского продукта» (ст. 5). Лицензирование осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1222 «О лицензировании международной туристской деятельности» в части, не противоречащей Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Порядок и условия проведения сертификации турпродукта установлены Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», Правилами сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 14 октября 1994 г. N 18. Еще одной новеллой в туристском законодательстве стало Положение о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности от 11 февраля 2002 г. N 95. В соответствии с положениями президентского Указа N 73/1993 гиды по туризму — граждане другого государства — члена ЕС, сопровождая группу туристов, приехавших из другого государства — члена Сообщества, вправе предоставлять свои услуги в соответствии с установленной программой, за исключением «посещения музеев или других исторических памятников». Президентский Указ N 327 1993 г. был принят для того, чтобы привести греческое законодательство в соответствие со ст. 59 Договора о Европейском сообществе. Начало правового регулирования туризма в СССР было положено ленинским Декретом от 12 апреля 1918 г. Революционные символы стали содержанием новых «революционных», «городских» экскурсий <5>. ——————————— <5> См.: Дворниченков В. Развитие туризма в СССР (1917 — 1983 гг.). М., 1985.

Законодательство о туризме в нашей стране де-юре начало формироваться с принятия Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», однако определенные условия для ее формирования стали появляться с 1991 г., с момента либерализации экономического законодательства. Российская Федерация в экономическом развитии основывается на принципах правового урегулирования; рыночной экономике, а также ориентируется на финансовые, валютные, кредитные, таможенные операции, денежную эмиссию, основы ценовой политики, финансирование федеральных экономических служб — банки <6>. ——————————— <6> См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.

Существует следующая структура законодательства о туризме: о различных видах туризма; о туристских ресурсах; об индустрии; о договорах; о государственной координации туризма в РФ; о защите прав и интересов, обеспечении их безопасности; о защите прав потребителей, о защите интересов российских туристов за пределами РФ; о правовой, медицинской помощи туристам; об инвестициях в объекты туристской индустрии на территории РФ; о правовом регулировании иностранных инвестиций; о санитарном и эпидемиологическом контроле. Источниками правового регулирования туристской деятельности в РФ являются Гражданский кодекс <7>, Таможенный кодекс и следующие Федеральные законы: «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; «О защите прав потребителей» <8>; «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; «Об особо охраняемых природных территориях»; «О рекламе»; Воздушный кодекс Российской Федерации; «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; «О Государственной границе Российской Федерации», Положение о комитете культуры и туризма <9> и т. д. ——————————— <7> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (с изм. и доп. на 1 июля 2008 г.). М., 2008. <8> См.: Закон РФ «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 17 декабря 1999 г.). <9> См.: Положение о комитете культуры и туризма от 13 июня 2006 г. N 287.

Туризм имеет многолетнюю историю, и международным сообществом были выработаны принципы и нормы, регулирующие эту сферу. Эти правила зафиксированы в многосторонних и двусторонних договорах государств, а также в решениях международных организаций, в первую очередь Всемирной туристской организации (ВТО). Наиболее важными международно-правовыми документами туризма являются: — Общая резолюция Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963 г.); — Заключительный акт СБСЕ; Манильская декларация по мировому туризму (Манила, 1980 г.); — Документ Акапулько (Мексика, 1992 г.); — Хартия туризма (одобрена в 1985 г. на VI сессии ГА ВТО) и ее приложение — Кодекс туриста; — Гаагская декларация (1989 г., Нидерланды); — Заявление и деятельность ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма (Мадрид, 1995 г.). Основой для формирования современного российского законодательства о туризме являются документы ВТО о международной торговле услугами (ГАТС). Положения ГАТС наряду с рекомендациями Гаагской декларации по туризму устанавливают приоритеты и направления развития туристского законодательства. Большой интерес представляют Шенгенские соглашения ЕС «О едином визовом и туристском пространстве», вступившие в силу в 1995 г. Договор о туристской услуге должен быть заключен между туристом и туристической фирмой накануне путешествия, где сформулированы права и обязанности, особенности реализации туристического продукта (ст. 10). Если на письменную претензию о некачественном обслуживании турфирма не отреагировала, то турист вправе обратиться с соответствующим иском в суд. Если турист откажется от исполнения договора до его реализации по собственной инициативе, то он должен компенсировать турфирме ее расходы (ст. 782 ГК РФ). В зависимости от сроков расторжения договора размер этой суммы может колебаться от 10 до 100% стоимости тура. Турфирмы, как правило, фиксируют данное условие в договоре. Таким образом, обе стороны должны взвесить свои возможности и лишь после этого ставить подписи под текстом договора о туристическом обслуживании. Некоторые посольства развитых стран для получения въездной визы ввели требование обязательного страхования. К ним относятся: Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия, Франция, Швейцария и др. В связи с этим турфирмы сотрудничают со страховыми компаниями путем заключения договоров страхования, на основании которых путешественникам выдается страховой полис или сервисная книжка, если полис групповой. При путешествиях в страны, неблагоприятные в отношении особо опасных заболеваний (чума, холера, желтая лихорадка и др.), туристам должна выдаваться «Памятка гражданам, отъезжающим в страны, неблагоприятные по особо опасным инфекциям». В практике международного туризма документом, подтверждающим в местах (странах) пребывание на маршруте поездки право туриста (туристов) на получение услуг, входящих в тур, является ваучер (комплект ваучеров) согласованной контрагентами формы, составленный на языке страны направления или на языке страны пребывания. Ваучеры находят широкое применение в международном туризме. Международный туристский ваучер — уникальная система, впервые объединяющая ваучер с официальным платежным документом в качестве его неотъемлемой части. Международный туристский ваучер утвержден Всемирной федерацией ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), национальными ассоциациями, входящими в федерацию, представителями турагентств и одобрен Международной гостиничной ассоциацией, ведущими гостиницами, независимыми гостиницами и правительственными учреждениями во всем мире. Право на выдачу ваучера имеет любое турпредприятие, являющееся либо членом национальной ассоциации турагентств, либо членом ФУААВ, либо членом той или другой организации одновременно. Международный туристский ваучер предназначен для бронирования мест в гостиницах, железнодорожных билетов, аренды автомобилей и прочих видов обслуживания, требующих предварительной оплаты. Турфирма вынуждена привлекать третьих лиц, оказывающих самостоятельные услуги: авиакомпанию-перевозчика, гидов, экскурсоводов, принимающую сторону (как правило, иностранную фирму), гостиницу, трансфер и проч., в зависимости от тура. В связи с чем могут возникнуть различные проблемы: задержки вылета, плохое питание в гостинице, невыполнение экскурсионной программы, неполный трансфер. Закон об основах туристской деятельности возлагает на турфирму, продавшую вам путевку, ответственность за весь комплекс услуг, указанных в туре. Все претензии должны быть изложены на бумаге и в течение 20 дней (не позднее) с момента окончания тура предъявлены турфирме-виновнику. Турфирма в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» должна удовлетворить претензию в течение 10 дней. Но далеко не всегда есть гарантия, что партнер окажется честным или что какие-либо форс-мажорные обстоятельства не помешают выполнить обязательства по договору. Согласно ч. 3 ст. 401 ПС РФ предприниматель сможет избежать ответственности за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) своих обязательств лишь в том случае, если он докажет, что оно произошло в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств <10>. Такие обстоятельства юристы называют форс-мажорными. К ним относятся: всевозможные стихийные явления природы; военные действия; эпидемии; забастовки, а также объявление госорганами карантина; запрещение перевозок, торговли и подобные явления. ——————————— <10> См.: Злобина Л. В., Лозовская С. О. Невыполнение турфирмой договорных обязательств перед партнерами // Главбух. 2000. N 4.

На практике в сфере туристического бизнеса в качестве обеспечения выполнения обязательств наиболее часто используются неустойка и задаток. Согласно ст. 394 ГК РФ стороны могут самостоятельно определить в договоре взыскание только неустойки либо взыскание неустойки или убытков по выбору пострадавшего. Чаще всего предъявляются следующие претензии к туристической фирме: неудовлетворительное состояние места проживания (антисанитарные условия, плохое качество предлагаемой пищи, отсутствие соответствующего обслуживания, авиаобслуживания); несоответствие категории отеля условиям договора; удаленность отеля от города или пляжа, отсутствие развлечений. Остальные же претензии туриста не всегда имеют под собой основание. Органы управления туризмом представлены комитетом по внешним связям и туризму Администрации области. Комитет занимается управлением туризма на региональном уровне и уделяет внимание въездному международному и внутреннему туризму. Основная роль в процессе формирования и продвижения регионального туристского продукта принадлежит также комитету. Комитет подотчетен Губернатору области, непосредственно подчиняется заместителю Главы администрации области, руководителю департамента культуры, туризма, молодежной политики и спорта, труда и социальной защиты населения. В мае 2001 г. в областном центре был открыт офис туризма «Красная изба», занимающийся информированием о туристском направлении Великого Новгорода профессионалов турбизнеса, индивидуальных туристов и групп. Помимо информирования «Красная изба» создана и как основа для продвижения Великого Новгорода на российском и международном рынках. При формировании правовой базы туристской деятельности Великого Новгорода важно учитывать основные цели: организация и создание привлекательного имиджа, как на российском, так и на международном рынке. Сильные стороны развития туризма Великого Новгорода: 1. Наличие информационного туристского офиса. Это дает возможность постоянного информирования туристов о Великом Новгороде. 2. Расположение Великого Новгорода между двумя столицами. 3. Наличие крепких международных связей (Франция, страны Скандинавии и Прибалтика). 4. Богатый туристский потенциал (наличие исторических и архитектурных памятников, организаций, занимающихся приемом туристов, и т. д.). 5. Наличие городских туристических автобусных маршрутов. Слабые стороны: ограниченное финансирование сферы туризма, отсутствие средств на ее развитие; гостиницы и рестораны не всегда и не в полной мере соответствуют общепринятым стандартам (обслуживание, общее состояние и т. д.); проблема сезонности, т. е. популярность Великого Новгорода среди туристов в определенный сезон. Совершенствование и дальнейшее развитие туристической деятельности Великого Новгорода и Новгородской области может происходить, например, путем организации системы Tourist card. Tourist card представляет собой систему скидок на билеты в музеи, театры, прогулки на теплоходе и бесплатный проезд в общественном транспорте, участие в автобусной экскурсии и позволяет, если есть желание, пройти с гидом пешеходным маршрутом по самым интересным местам. Владелец карточки получает скидки в некоторых ресторанах, на концертах, подарки в магазинах. Карточка (в зависимости от цены) действительна от одних до трех суток. Цели мероприятия — создать удобный сервис для туристов, чтобы они увидели, что услуга tourist card предоставляется в Великом Новгороде. Создание фирменного стиля — набора графических, цветовых, словесных и других элементов, отличающих данный объект от других, схожих с ним. Сюда относятся: слоган, комплект шрифтов, фирменный блок, логотип. Организация страницы «Блокнот туриста» (своеобразное виртуальное туристское агентство) на сайте интернет-альманаха «Соборная сторона». Цель — создать хорошую, полную информацию для туристов в сети Internet. Аудитория «Соборной стороны» очень широкая, что позволит заинтересовать большое количество людей в развитии туризма. Привлечь граждан Финляндии, жителей Санкт-Петербурга и Москвы приехать на выходные. Если спонсором выступит город Лоймаа, то путеводитель будет издан на русском и финском языках. Проведение круглых столов. Базовой структурой может выступить Центр художественных народных промыслов и ремесел, где работают талантливые и отзывчивые на подобные мероприятия люди. Укрепление связей с журналистами в области сотрудничества в телерадиовещании и печати и в интернет-альманахе «Соборная сторона».

Заключение

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичной отраслью мирового хозяйства. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления. Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов все более возрастает. Вместе с тем важнейшим фактором развития отрасли является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал региона. Наличие культурного и природного богатства не позволяет странам, даже относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке без обязательного условия проведения активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются: защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристского продукта и всемирная поддержка внутреннего и въездного туризма. Туристская деятельность не может осуществляться вне правовых норм. Слабое правовое обеспечение сферы туризма, туристской экономики порождало нецивилизованное развитие туристского рынка. Туризм как социально-экономическое явление требует надежного правового регулирования, т. е. создания благоприятных условий для его развития. Туризм в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей законодательства: государственного, таможенного, административного, страхового, экологического, о защите прав потребителей. В эту группу актов также входят международные договоры Российской Федерации в области туризма, документы Всемирной туристской организации и других международных организаций и сообществ в области туризма, акты о сотрудничестве государств — участников СНГ в области туризма. Видимо, не будет преувеличением сказать: положено начало образованию новой отрасли российского права — туристского права, имеющего свой предмет регулирования и обладающего специфическими признаками <11>. ——————————— <11> См.: Волошин Н. И. Правовые аспекты туристской деятельности. М., 2002.

Необходимо урегулировать основные положения о туристической деятельности на уровне ГК РФ путем включения в Кодекс специальной главы, где были бы раскрыты понятие туристической деятельности, недостатки путешествия, расторжение договора по инициативе туриста вследствие обнаружения недостатков, отказ от договора в начале путешествия и др. Хорошая правовая подготовка тех, кто участвует в туроператорской, турагентской и иной деятельности по организации путешествий, оказанию туристских услуг, является заслоном для ошибок и материальных потерь из-за правовой неосведомленности или стремления обойти закон. Неброская красота северной природы, тишина лесов и спокойная водная гладь рек, озер позволяют отдохнуть от городской суеты, забыть о бытовых проблемах, отдохнуть душой и телом. Есть все условия для круиза по рекам и озерам — активный отдых на байдарках или катамаранах для неподготовленных туристов любого возраста. Во время всего маршрута туристы живут в палатках, пищу готовят самостоятельно на костре. Великий Новгород — это живая история, колыбель русской цивилизации, здесь чувствуешь свои корни, здесь гордишься тем, что ты новгородец!

Литература

1. Волошин Н. И. Туризм: Нормативно-правовые акты. М., 1998. 2. Зорина И. В. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001. 3. Кабалкин А. Ю. Законодательство в сфере обслуживания населения. М., 1998. 4. Комкова Е. А. Договор о туристском обслуживании. М., 2002. 5. Макарова О. А. Перспективы развития российского законодательства о предпринимателях. М., 1999. 6. Сенин В. С. Организация международного туризма. М., 1999.

——————————————————————