О дисциплинарной ответственности военнослужащих
(Сунна Н.) («Военно-юридический журнал», 2007, N 8)
О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Н. СУННА
Сунна Н., помощник военного комиссара, г. Балаково
Возрастание в современных условиях роли воинской дисциплины — важнейшего составляющего элемента дисциплины государственной службы — в деле укрепления национальной безопасности государства и правопорядка, защиты интересов личности и общества во многом предопределило научное переосмысление и последующее закрепление на законодательном уровне института дисциплинарной ответственности военнослужащих. С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» (далее — Закон N 203-ФЗ), которым внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части, касающейся юридической ответственности, уточнены виды дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим, детально регламентирован институт дисциплинарного ареста, налагаемого исключительно в судебном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» (далее — Закон N 199-ФЗ). Дух и буква внесенных изменений направлены на модернизацию правового регулирования дисциплинарной ответственности; совершенствование практики деятельности военной организации государства и ее составных частей (войск, воинских формирований, государственных органов) в вопросах укрепления дисциплины и правопорядка; нормативное развитие мер воздействия, применяемых к военнослужащим воинскими должностными лицами, органами прокуратуры и судами по делам о воинских правонарушениях. Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом своего правового положения (статуса военнослужащих). В теории права под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающееся в лишениях личного или имущественного характера. Таким образом, юридическая ответственность, с одной стороны, выступает как средство наказания виновного, а с другой — несет воспитательную нагрузку, стимулируя дальнейшее правомерное поведение как самого правонарушителя, так и иных лиц <1>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Теория государства и права» (Н. И. Матузов, А. В. Малько) включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <1> Малько А. В. Теория государства и права. М., 2005.
Особенности юридической ответственности военнослужащих состоят в следующем: — юридическая ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства РФ, так и специальными нормами военного права, действующими в сфере военно-служебных отношений; — в силу большего числа ограничений, накладываемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан, юридическая ответственность военнослужащих отличается большим кругом составов правонарушений; — в отношении военнослужащих предусмотрены более строгие по сравнению с другими гражданами санкции за совершение аналогичных правонарушений, отличающиеся специфическими мерами воздействия; — законодательство предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к ответственности и предусматривает особые условия для их реализации <2>. ——————————— <2> Военное право / Под ред. В. Г. Стрекозова, А. В. Кудашкина. М., 2004.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Закона N 203-ФЗ) военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной. При этом применяемый вид юридической ответственности определяется характером и тяжестью совершенного правонарушения. В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140, воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Должностные лица юридической службы Вооруженных Сил РФ принимают непосредственное участие в проведении мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка. Правовая работа, осуществляемая органами военного управления, командирами (начальниками), подразделениями юридической службы в данном направлении, обеспечивает применение поощрений и наложение взысканий в соответствии с требованиями законодательства и общевоинских уставов; эффективное использование в укреплении правопорядка юридических средств; соблюдение законности при издании актов военного управления; защиту прав, чести и достоинства военнослужащих <3>. ——————————— <3> Пункт 87 Приказа Минобороны РФ от 31 января 2001 г. N 10.
В этой связи военным юристам необходимо обратить внимание на следующее. В новой редакции изложена ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих», кроме того, гл. III Закона «Обязанности и ответственность военнослужащих. Производство по материалам о дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими» дополнена 10 новыми статьями, регулирующими вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих. В качестве оснований привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности Дисциплинарный устав ВС РФ (ст. 48) указывал нарушение военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка. Зачастую существо данных правонарушений командирами и начальниками трактовалось весьма расширительно <4>. В результате военнослужащие необоснованно привлекались к дисциплинарной ответственности за различные правонарушения, так или иначе связанные с посягательством на общественный порядок. ——————————— <4> Корякин В. М. Усмотрение в деятельности командира // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 2.
Впервые в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» законодательно определено понятие дисциплинарного проступка — это противоправное, виновное действие (бездействие) военнослужащего, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством РФ не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Таким образом, дисциплинарным проступком не является нарушение общественного порядка, не связанное с исполнением обязанностей военной службы, а также поведением в общественных местах в свободное от исполнения обязанностей военной службы время. Кроме того, законодателем пересмотрены основания дисциплинарной ответственности военнослужащих. Анализ правовых норм, содержащихся в ст. 28.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», показывает, что основания установления и основания применения (реализации) дисциплинарной ответственности военнослужащих не совпадают. Основание установления дисциплинарной ответственности, т. е. признание деяния нарушением воинской дисциплины, означает установление обстоятельств, в связи с которыми возникает данный вид юридической ответственности. К ним относятся: фактическое совершение конкретного действия (бездействия), нарушающего воинскую дисциплину; общественная опасность такого деяния, имеющая специфическое содержание с учетом военно-служебных правоотношений и заключающаяся во вредных для интересов военной службы последствиях этого проступка; невозможность воздействия иными правовыми средствами в целях его предупреждения и (или) пресечения. Однако прямая зависимость между нарушением воинской дисциплины и дисциплинарным взысканием отсутствует, поскольку не каждый военнослужащий, совершивший деяние, содержащее признаки дисциплинарного проступка, несет дисциплинарную ответственность. Так, например, в соответствии со ст. 48 ДУ ВС РФ при нарушении военнослужащим воинской дисциплины командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге либо сделать устное замечание, которые не являются дисциплинарными взысканиями. Следовательно, основаниями применения дисциплинарной ответственности являются не только обстоятельства, образующие состав дисциплинарного проступка, но и лежащие за его пределами. Это степень общественной опасности (вредности) и тяжесть совершенного проступка; характеристика личности военнослужащего (отношение к военной службе) и форма его вины; давность совершения проступка, а также учет обстоятельств, исключающих, смягчающих или отягчающих дисциплинарную ответственность. Дисциплинарная ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, реализуется посредством назначения и исполнения дисциплинарных взысканий. Под дисциплинарными взысканиями понимаются виды и меры воздействия, налагаемые командирами (начальниками) и военными судами на военнослужащих в целях понуждения их к соблюдению воинской дисциплины и мотивирования к добросовестному исполнению воинского долга, оказывающие общепредупредительное воздействие. Вид дисциплинарного взыскания — это закрепленный в п. 2 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» объем морально-психологического, материального, организационного или статусного воздействия на поведение и отношение к исполнению обязанностей военной службы военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности за нарушение воинской дисциплины. Следует отметить, что гл. 3 ДУ ВС РФ, в которой также перечислены дисциплинарные взыскания, применяется с 1 января 2007 г. в части, не противоречащей названному Федеральному закону. Меры дисциплинарного воздействия устанавливают границы применения определенного вида дисциплинарного взыскания, показывают пределы его строгости, например: выговор — строгий выговор; снижение в воинском звании на одну ступень — снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности и т. п. Назначение дисциплинарного взыскания способствует укреплению воинской дисциплины лишь в том случае, когда оно обоснованно и справедливо. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (в ред. Закона N 203-ФЗ), Дисциплинарный устав ВС РФ подчеркивают необходимость строгого соблюдения принципов дифференциации и индивидуализации дисциплинарной ответственности военнослужащих, обеспечивающих повышение эффективности воспитательного воздействия и предупредительной роли дисциплинарных взысканий. Таким образом, законодательно урегулированная в настоящее время система дисциплинарных взысканий, выражающаяся в применении комплекса норм и институтов дисциплинарной ответственности, предусматривает назначение взыскания в соответствии с характером проступка, обстоятельствами его совершения и личностью виновного военнослужащего. Предоставленные командирам (начальникам) властные полномочия, в частности право привлечения подчиненных к дисциплинарной ответственности, а также деятельность военных судов по назначению дисциплинарного ареста должны использоваться в строгом соответствии с законом и при соблюдении ряда обязательных условий, в числе которых можно выделить следующие: — дисциплинарная ответственность может и должна применяться только в интересах военной службы, для поддержания воинской дисциплины и уставного порядка; — к дисциплинарной ответственности военнослужащих могут привлекать только командиры (начальники), пользующиеся дисциплинарными правами в отношении нарушителей воинской дисциплины; — дисциплинарная ответственность реализуется в пределах и порядке, установленных федеральными законами и общевоинскими уставами. Принятию решения командиром (начальником) о привлечении подчиненного военнослужащего к дисциплинарной ответственности предшествует разбирательство. Служебное разбирательство — это деятельность командира и (или) назначенных им лиц, проводимая в целях установления лиц, виновных в совершении дисциплинарного проступка, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка, фактических обстоятельств проступка, а также иных событий и фактов, которые подлежат выяснению для принятия законного и обоснованного решения о наложении на военнослужащего дисциплинарного взыскания. Основаниями проведения разбирательства являются: непосредственное обнаружение командирами (начальниками) факта совершения военнослужащим правонарушения либо достаточных данных, указывающих на наличие события дисциплинарного проступка; получение достоверной информации о нем (сообщения правоохранительных и др. государственных органов, проверочных комиссий, граждан и юридических лиц, СМИ и т. д.). В ходе разбирательства собираются доказательства, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, которые составляют материалы о дисциплинарном проступке. Проведение разбирательства в письменной форме для документального подтверждения факта совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, с одной стороны, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, с другой — служит подтверждением правомерности действий командира (начальника). В случае совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, определенного п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в ред. Закона N 203-ФЗ), обязательным является оформление соответствующего протокола. Форма протокола установлена ДУ ВС РФ, а требования к его содержанию и порядок ознакомления с ним военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, закреплены в ст. 28.8 названного Закона. Деятельность органов военного управления, командиров (начальников), подразделений юридической службы по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в воинской части (подразделении), а по точному соблюдению законов и воинских уставов в процессе привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, полному использованию дисциплинарной власти и своевременному предупреждению нарушений воинской дисциплины. Поэтому особое значение приобретает правовая работа по обеспечению в Вооруженных Силах РФ законности и правопорядка, которые неразрывно связаны с институтом дисциплинарной ответственности военнослужащих — одним из основных институтов военного права. Это обусловливается следующими социально-правовыми факторами: — необходимостью дальнейшего совершенствования института дисциплинарной ответственности военнослужащих в условиях перехода Вооруженных Сил РФ на контрактную систему комплектования; — недостаточностью научной разработки и фрагментарностью современных исследований, посвященных организационно-правовым проблемам воинской дисциплины; — потребностью формирования адекватных современным реалиям правовых основ применения эффективных дисциплинарных мер воздействия и дальнейшего их учета в юридической практике; — необходимостью выработки с учетом передового отечественного и зарубежного опыта научно обоснованной, непротиворечивой и цельной концепции становления и совершенствования института дисциплинарной ответственности в Вооруженных Силах РФ в контексте проводимых в стране социально-экономической и военной реформ.
——————————————————————