Некоторые проблемы реализации статуса военнослужащих при прохождении военной службы

(Кудашкин А. В.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 1, 2000)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

А. В. КУДАШКИН

А. В. Кудашкин, полковник юстиции, старший преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук.

Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством (п. 1 ст. 1). Не вдаваясь в теоретические рассуждения о структуре статуса субъекта права (военнослужащих), можно сказать, что он состоит из трех взаимосвязанных, но в то же время разных и самостоятельных элементов, имеющих, в свою очередь, сложную внутреннюю структуру. Например, обязанности военнослужащих делятся на общие, должностные и специальные. Законодательством предусмотрены следующие виды юридической ответственности военнослужащих: дисциплинарная, уголовная, материальная, административная, гражданско — правовая. Целью статьи является проведение анализа некоторых проблем реализации статуса военнослужащих при прохождении ими военной службы, под которым понимается изменение служебно — должностного положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическими фактами (явлениями, событиями), в период исполнения военной службы (например, увольнением граждан с военной службы и восстановлением их на военной службе, зачислением их в распоряжение и др.).

* * *

В контракте о прохождении военной службы закрепляется срок, в течение которого военнослужащий обязуется проходить военную службу. Сроки военной службы установлены ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон). Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, он равен сроку, указанному в контракте о прохождении военной службы.

По окончании срока военной службы и при отсутствии оснований к его продлению (например, заключение нового контракта о прохождении военной службы) военнослужащий подлежит обязательному увольнению с военной службы.

Окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (п. 11 ст. 38 Закона).

По общему правилу срок окончания военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, т. е. истечение срока, на который он заключен, и день исключения из списков личного состава воинской части должны совпадать. В этих целях Закон предусматривает обязанность командира (начальника) воинской части принимать решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта (п. 6 ст. 34).

Исключения из общего правила установлены п. 11 ст. 38 Закона, который предусматривает обстоятельства, когда указанные моменты могут не совпадать: нахождение военнослужащего на стационарном лечении, участие в походах кораблей, безвестное отсутствие, пребывание в плену и др. В указанных случаях военнослужащие, у которых истек срок военной службы по контракту, сохраняют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в объеме, соответствующем их положению, т. е. продолжают нести обязанности военной службы, имеют соответствующие права и являются субъектами различных видов юридической ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной). Указанное положение не в полной мере применимо, например, к военнослужащим, находящимся в плену или на лечении, поскольку они фактически не могут исполнять свои должностные обязанности, но должны исполнять общие обязанности военнослужащих (например, быть верным Военной присяге, беспрекословно повиноваться приказам командира или начальника и т. д.).

На практике подчас возникает вопрос о том, какое правовое положение имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, у которых истек срок военной службы (срок контракта) и которые при отсутствии обстоятельств, указанных в п. 11 ст. 38 Закона и в Положении о порядке прохождения военной службы, в силу разных причин (несвоевременное удовлетворение положенными видами довольствия, халатность командования и т. д.) не исключены из списков личного состава воинской части. В данном случае происходит нарушение конституционного права на труд: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации). Указанное нарушение не может быть истолковано как законное ограничение конституционного права, допустимое согласно ч. 3 ст. 55 Конституции в целях обороны и безопасности, так как оно не основано на каком-либо законе.

Военнослужащие, у которых истек срок военной службы (срок контракта) и которые не исключены из списков личного состава воинской части, сохраняют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, однако за некоторыми изъятиями. Так, буквальное толкование п. 3 ст. 32 Закона и п. 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы позволяет сделать вывод о том, что: 1) сроком контракта определяется обязанность военнослужащего проходить военную службу; 2) исполнение общих, должностных и специальных обязанностей не связано сроками контракта, так же, как и пользование всеми правами, предусмотренными для военнослужащих законодательством; указанные лица несут обязанности (за исключением должностных, если они находятся в распоряжении командиров или начальников) и пользуются правами, пока являются военнослужащими, в том числе и не исключенные в установленный срок из списков воинской части; 3) указанные военнослужащие не являются субъектами юридической ответственности, предусмотренной для них законодательством. В последнем случае автор солидарен с мнением А. А. Тер — Акопова, который считает, что если срок военной службы истек и отсутствуют исключительные обстоятельства, то военнослужащий не может признаваться субъектом преступления против военной службы, даже если он не исключен из списков личного состава воинской части (см.: Преступления против военной службы. Научно — практический комментарий Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1999. С. 68).

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева), включен в информационный банк согласно публикации — М.: Издательство «ИНФРА-М-НОРМА», 2000.

——————————————————————

Однако в предложенном толковании имеется определенное противоречие, которое заключается в том, что возможно исполнение должностных и специальных обязанностей без наступления ответственности за его последствия. Чтобы этого избежать, Положением о порядке прохождения военной службы предусмотрена возможность зачисления в распоряжение командира военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части на срок до его исключения (подп. «и» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы).

Поскольку военнослужащие, зачисленные в распоряжение командира (начальника), проходят военную службу не на воинской должности, постольку на них не может быть возложено исполнение должностных обязанностей (за исключением возложения на них в установленном порядке временного исполнения обязанностей по воинской должности).

В то же время ни Закон, ни Положение о порядке прохождения военной службы не предусматривают снятие с указанных военнослужащих специальных обязанностей (например, несение обязанностей в суточном наряде и др.). Таким образом, при отсутствии субъекта ответственности возможно возложение на военнослужащих специальных обязанностей, за последствия неисполнения которых они не отвечают.

Чтобы избежать этого, представляется целесообразным внести в Положение о порядке прохождения военной службы после подп. «и» п. 2 ст. 13 дополнение следующего содержания: «На указанных военнослужащих не может быть возложено исполнение специальных обязанностей».

Сохраняются ли общие обязанности у военнослужащих в указанных случаях? Общие обязанности военнослужащих возлагаются на граждан с приобретением ими статуса военнослужащих (начала срока военной службы) и прекращаются с момента его утраты (исключения из списков личного состава воинской части), т. е. военнослужащие, зачисленные в распоряжение командира (начальника), у которых истек срок военной службы, несут общие обязанности военнослужащих. Но не являясь специфическим субъектом ответственности (субъектом преступления против военной службы, материальной и дисциплинарной ответственности военнослужащих), они будут нести ответственность как обычные граждане за общеуголовные преступления, имущественный ущерб, нарушение общественного порядка и т. д.

——————————————————————