Денежная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы по новому законодательству

(Селяев А.)

(«Военно-юридический журнал», 2007, N 9)

ДЕНЕЖНАЯ НАДБАВКА ЗА СЛОЖНОСТЬ, НАПРЯЖЕННОСТЬ

И СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПО НОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

А. СЕЛЯЕВ

Селяев А., капитан юстиции, помощник командира войсковой части 02901 по правовой работе.

С 1 января 2007 г. военнослужащим, находящимся в распоряжении, была прекращена выплата денежной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, а также ежемесячного денежного поощрения. Решением Верховного Суда Российской Федерации ВКПИ06-94 от 17 января 2007 г. п. 46 Приказа министра обороны Российской Федерации отменен, однако стоит вопрос: если военнослужащих нельзя лишать надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, можно ли ее уменьшать и будут ли правомерными и обоснованными такие действия со стороны соответствующих командиров и начальников? Попробуем разобраться.

На основании ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и в связи с необходимостью компенсации утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме, пункт 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ был изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2005 года.

Согласно указанной редакции пункта 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности.

Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Основываясь на нормах закона, Правительство Российской Федерации 31 января 2005 г. приняло Постановление N 47, которым установило, что для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц военнослужащим, проходящим службу (военную службу по контракту) в городах Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, производится выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) в увеличенных размерах.

При этом Правительство РФ в своем постановлении установило только предельные повышенные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы для перечисленных категорий военнослужащих и предоставило соответствующим руководителям федеральных органов исполнительной власти право самим определять порядок выплаты указанной ежемесячной надбавки и ее конкретный размер.

Таким образом, исходя из приведенных нормативных правовых норм на законодательном уровне четко определено, что выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы производится в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы. Местность прохождения военной службы привязывается к административно-территориальному делению.

Составы военнослужащих установлены в ст. 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.

Кроме того, исходя из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, а также из абзаца 2 п. 4 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ одной из целей производства ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме.

Одновременно Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 31 января 2005 г. N 47 определяют только предельные размеры надбавки и делегируют полномочия по установлению порядка ее выплаты и конкретного размера с учетом перечисленных двух оснований Министерству обороны Российской Федерации.

Во исполнение возложенного на него полномочия министр обороны Российской Федерации 30 июня 2006 г. издал Приказ N 200, которым утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 108 этого Порядка определены конкретные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не допускающие двоякого толкования.

При этом сами размеры надбавки установлены исходя из составов военнослужащих согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности и места прохождения военной службы, что согласуется как с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, так и со ст. 46 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.

Пункт 110 Порядка фактически дублирует содержание Постановления Правительства РФ от 31 января 2005 г. N 47: предусматривает возможность выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в увеличенных размерах и устанавливает порядок выплаты надбавки в увеличенном размере.

Конкретные размеры повышенной надбавки также ставятся в зависимость от состава военнослужащих, местности прохождения военной службы и имеют целью компенсацию утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме. То есть п. 110 Порядка, как и п. 108, полностью основан на положениях федерального законодательства.

Таким образом, определяя в п. п. 108, 110 Порядка конкретные размеры выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы различным категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, министр обороны Российской Федерации руководствовался федеральным законодательством, действовал в рамках предоставленных ему полномочий и прав военнослужащих не нарушил.

Абзацы 1 и 2 п. 109 содержат механизм реализации права военнослужащего на получение данной надбавки, заключающийся в перечислении определенных действий должностных лиц по делопроизводству, необходимых для официального оформления и закрепления указанного субъективного права в виде распоряжения, носящего административный характер.

При этом данные абзацы сами по себе не устанавливают каких-либо дополнительных оснований определения размера надбавки, а носят организационный характер и направлены исключительно на обеспечение воинскими должностными лицами реализации прав военнослужащего.

Указанное полностью согласуется с положениями п. 4 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, в силу которого реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается не только на органы государственной власти, но является также обязанностью командиров (начальников).

Абзацы 3 и 4 п. 109 Порядка, кроме механизма действий командования, одновременно устанавливают положения, позволяющие воинским должностным лицам влиять на размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, выплачиваемой тому или иному военнослужащему.

Так, в абзаце 3 командир наделяется правом изменения размера надбавки военнослужащим при изменении условий военной службы, привлечении их к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности. В абзаце 4 предусматривается возможность лишения военнослужащих этой надбавки.

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 31 января 2005 г. N 47, Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право определять только конкретные размеры надбавки, исходя из состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, а также порядок ее выплаты.

Таким образом, устанавливая в п. 108 Порядка конкретный размер надбавки различным категориям военнослужащих в зависимости от их состава и местности прохождения военной службы, а в абзаце 3 п. 109 возможность его изменения при изменении условий военной службы (что возможно при изменении состава военнослужащих либо местности прохождения военной службы), министр обороны Российской Федерации не вышел за рамки предоставленных ему полномочий.

Вместе с тем условие о возможном изменении размера надбавки в случае привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, снижения результатов служебной деятельности входит в противоречие с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 31 января 2005 г. N 47, поскольку по сравнению с федеральным законом вводит дополнительные ограничения для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.

Также исходя из выявленного законодательного смысла надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы правом на ее получение обладают военнослужащие в связи с отменой ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном выражении.

Поэтому возможность лишения их этой выплаты полностью недопустима и противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, а также преамбуле и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

В целях предупреждения обращения военнослужащих в суды за защитой своих прав и законных интересов соответствующим командирам и начальникам следует принимать денежную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы как обязательную выплату, которая не подлежит отмене либо снижению.

——————————————————————