Проблемные вопросы, связанные с деятельностью воинских частей и организаций как субъектов гражданско-правовых отношений

(Бирюлин В. Н.)

(«Военно-юридический журнал», 2008, N 4)

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В. Н. БИРЮЛИН

Бирюлин В. Н., помощник командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа по правовой работе, начальник юридической службы.

Неопределенность гражданско-правового статуса воинских частей и организаций, которая сохраняется до настоящего момента, мешает их нормальному функционированию, выводит их за рамки установленных законодательством гражданско-правовых отношений, участниками которых они объективно являются.

На сегодняшний день с некоторой долей уверенности можно утверждать лишь то, что Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом и отвечает требованиям, предъявляемым к юридическим лицам, установленным ст. 48 ГК РФ. Так, гражданско-правовой статус Министерства обороны Российской Федерации определен Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» от 16 августа 2004 г. N 1082. Пункт 13 указанного Положения устанавливает, что Минобороны России является юридическим лицом.

Приказом министра обороны Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц» от 12 сентября 2003 г. N 324 Министерством обороны Российской Федерации учреждены федеральные государственные учреждения, в том числе «Управление Приволжско-Уральского военного округа».

В то же время сам Приволжско-Уральский военный округ является лишь военно-административной единицей (п. 1 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 901) и не является юридическим лицом.

Определение военного округа «основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации» исключает возможность участия военного округа в гражданско-правовых отношениях как субъекта этих отношений.

Наделение статусом юридического лица не всего округа, а лишь его управления приводит к тому, что все остальные организации, входящие структурно в состав войск военного округа, в соответствии с действующим законодательством не должны участвовать в гражданско-правовых отношениях, что ставит под вопрос законность их функционирования, в частности участие в договорных отношениях (в том числе по доверенности), пользование имуществом, заключение трудовых договоров и пользование трудом гражданского персонала, нахождение на налоговом учете и осуществление полномочий участников бюджетного процесса.

Видится ошибочным утверждение о том, что все вышеуказанные действия возможно совершать по доверенности от Министерства обороны Российской Федерации либо от федерального государственного учреждения, созданного Приказом министра обороны Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц» от 12 сентября 2003 г. N 324, так как для этого, как минимум, требуется, чтобы воинские части и организации, структурно входящие в состав войск военного округа, входили в состав юридического лица либо сами были юридическими лицами, действуя в таком случае в интересах представляемого.

На сегодняшний день военные округа, а также созданные Приказом министра обороны Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц» от 12 сентября 2003 г. N 324 федеральные государственные учреждения не входят в состав Министерства обороны Российской Федерации как юридического лица, равно как не входят в состав федеральных государственных учреждений «Управление военного округа» воинские части и организации, структурно входящие в состав войск военного округа.

Указанное прямо следует из абзаца 3 п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, которое определяет, что в структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы, и им равные подразделения и иные подразделения, а также из общего положения о федеральном государственном учреждении, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2003 г. N 324.

Данные нормативные правовые документы исключают возможность наличия в составе вышеуказанных юридических лиц обособленных подразделений либо филиалов юридического лица.

В этой связи неясными остаются вопросы:

— взаимоотношений юридических лиц: Министерства обороны Российской Федерации и федеральных государственных учреждений, созданных Приказом министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2003 г. N 324;

— взаимоотношений между указанными выше юридическими лицами и воинскими частями, организациями и учреждениями, не являющимися юридическими лицами, в том числе административно входящими в состав войск военного округа.

Данный вопрос особенно актуален для организаций, осуществляющих самостоятельную хозяйственную деятельность (хозяйствующих субъектов).

В связи с нерешенностью изложенных выше проблем возникают вопросы по определению надлежащего ответчика по большинству судебных дел. Чаще всего суды по обязательствам воинских частей и организаций, не являющихся юридическими лицами, в качестве ответчика привлекают Министерство обороны Российской Федерации либо федеральное государственное учреждение — управление военного округа. И в том и в ином случае правомерность таких решений вызывает сомнение, так как противоречит действующему законодательству. Однако сложившаяся судебная практика позволяет утверждать, что суды в большинстве своем не задаются целью разобраться во всех нюансах, связанных с вхождением воинских частей и организаций в состав того или иного юридического лица, а ограничиваются лишь выяснением их организационного вхождения в состав войск военного округа либо в состав Министерства обороны Российской Федерации.

Выход из создавшегося положения видится в скорейшем определении статуса воинских частей и организаций Министерства обороны. Несомненно, при определении гражданско-правового статуса военной организации следует в обязательном порядке учитывать весь комплекс правоотношений, в которых она участвует (военно-административные, договорные, трудовые, бюджетные, налоговые и т. д.). Именно такой подход с учетом организации финансирования, материального обеспечения, договорных связей позволит определить место военной организации в системе юридических лиц Министерства обороны и форму ее функционирования (самостоятельное юридическое лицо, обособленное подразделение либо филиал).

В связи с изложенным наиболее правильным видится наделение статусом юридического лица всего военного округа. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Положение о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, определив военный округ не просто как военно-административную единицу и общевойсковое оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооруженных Сил Российской Федерации, но и как субъект гражданско-правовых отношений — юридическое лицо. При этом с позиции гражданского права воинские части и организации, входящие в состав военного округа, становятся обособленными подразделениями (филиалами или представительствами) единого юридического лица, следовательно, приобретают правоспособность в пределах полномочий, делегированных им юридическим лицом в положении о филиале (представительстве) и (или) надлежащей доверенности.

Данное решение позволит привести деятельность воинских частей и организаций, входящих в состав войск военного округа, в соответствии с требованиями гражданского, налогового и бюджетного законодательства.

Аналогичный принцип формирования юридического лица был бы оптимальным и для воинских частей, организаций и учреждений, непосредственно входящих организационно в состав центральных органов военного управления. Они могли бы быть структурными подразделениями (филиалами или представительствами) указанных центральных органов военного управления в случае наделения последних статусом юридического лица либо входить в состав Министерства обороны Российской Федерации как юридического лица.

В прямой связи с вышеизложенной проблемой следует рассматривать и вопрос юридического статуса военных комиссариатов. Так, п. 11 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372, было определено, что «военный комиссариат является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также расчетный счет в банке».

Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372 признан утратившим силу и утверждено новое Положение о военных комиссариатах (далее — Положение), в котором отсутствует положение о том, что военные комиссариаты являются юридическими лицами. На основании этого следует ожидать, что военные комиссариаты должны быть ликвидированы как юридические лица. В этом случае вопрос их функционирования как субъектов гражданско-правовых отношений остается открытым. Пункт 2 Положения не дает ответа на данный вопрос. Так, в соответствии с указанным пунктом Положения «военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях…» Из содержания изложенного можно предположить, что военные комиссариаты являются обособленными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации как юридического лица. Однако установление того, что военные комиссариаты «…входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота)» вызывает некоторое сомнение в этом. Учитывая то, что военный округ как организация в целом на сегодняшний день не имеет статуса юридического лица, следует ожидать, что здесь речь идет лишь о военно-административном подчинении.

В связи с изложенным неясным остается вопрос взаимоотношений Министерства обороны Российской Федерации как юридического лица, военных комиссариатов как территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и федеральных государственных учреждений — управлений военных округов как юридических лиц, созданных Приказом министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2003 г. N 324.

Аналогичная ситуация складывается и с квартирно-эксплуатационными частями районов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 г. N 982-р в ведении Минобороны России на базе имущества, используемого квартирно-эксплуатационными управлениями, отделами, частями районов, отделениями морской инженерной службы и эксплуатационными комендатурами Минобороны России, созданы федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения. Однако из содержания данного распоряжения правительства неясно, будут ли создаваемые федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения входить в состав Министерства обороны Российской Федерации как юридического лица либо они будут самостоятельными юридическими лицами, какова будет при этом их подчиненность, их место в структуре военного округа.

Несомненно, вышеизложенные проблемы являются актуальными и требуют скорейшего разрешения, но в свете сложившихся проблем в определении гражданско-правового статуса военных организаций решение по крайней мере одной из них жизненно необходимо. Речь идет о гражданско-правовом статусе общеобразовательных школ, находящихся в ведении воинских частей, дислоцированных за границей.

Так, в ведении 201-й военной базы, организационно входящей в состав войск Приволжско-Уральского военного округа, имеются две общеобразовательные средние школы (средняя школа N 6, находящаяся в городе Душанбе, и средняя школа N 7, находящаяся в городе Куляб), в которых обучаются дети военнослужащих и гражданского персонала 201-й военной базы. Всего же на 2005 г. в ведении Министерства обороны Российской Федерации действовало 10 (11) общеобразовательных школ при воинских частях, дислоцированных за пределами Российской Федерации (Армения — 2, Грузия — 3, Казахстан — 3, Таджикистан — 1 (2, средняя школа N 6 не имеет лицензии на право образовательной деятельности), Украина — 1).

В соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации «О признании лицензированными на право ведения образовательной деятельности государственных общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, расположенных за пределами Российской Федерации» N 499 от 17 февраля 2000 г. было установлено, что указанные школы считаются лицензированными на право ведения образовательной деятельности до решения вопроса об их государственной регистрации и прохождения лицензирования в установленном порядке.

В ноябре 2005 г. на основании Приказа министра обороны Российской Федерации «О создании и обеспечении функционирования федерального государственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа N 7″ Министерства обороны Российской Федерации» N 362 от 29 августа 2005 г. средняя общеобразовательная школа N 7 при войсковой части «Полевая почта 11507» (г. Куляб, Республика Таджикистан) получила лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Средняя общеобразовательная школа N 6, находящаяся в городе Душанбе Республики Таджикистан, такой лицензии не имеет, и в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ее функционирование незаконно.

В сложившейся ситуации выпускники средней общеобразовательной школы N 6 в конце обучения вынуждены оформлять перевод в среднюю общеобразовательную школу N 7, имеющую лицензию на право образовательной деятельности в целях узаконить получаемый аттестат о среднем образовании и иметь в последующем возможность дальнейшего обучения в образовательных учреждениях более высокого уровня.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» N 3266-1 от 10 июля 1992 г. образовательные учреждения являются юридическими лицами. Однако до настоящего момента порядок государственной регистрации вышеуказанных образовательных учреждений не определен, а потому законность их функционирования остается под вопросом.

Другим не менее важным моментом является то, что до сегодняшнего дня не определен порядок постановки на налоговый учет как воинских частей, при которых созданы образовательные учреждения, так и самих образовательных учреждений, юридический статус которых также не определен. В связи с этим возникает масса вопросов, связанных прежде всего с налоговыми отчислениями, такими как налог с физических лиц, единый социальный налог.

В этом плане в связи с изменившимся пенсионным законодательством наиболее актуальным является вопрос, связанный с отчислениями в Пенсионный фонд, так как в соответствии с действующим пенсионным законодательством существенным является не трудовой стаж, а период налоговых отчислений в Пенсионный фонд. Отсутствие законодательного регулирования вопроса постановки на налоговый учет военных организаций и учреждений, в том числе средних общеобразовательных школ при воинских частях, дислоцированных за пределами Российской Федерации, ущемляет тем самым право гражданского персонала указанных организаций на получение в полном объеме трудовых пенсий.

В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

В связи с тем, что воинские части и учреждения, в данном случае 201-й военной базы, дислоцированные вне территориальной юрисдикции налоговых органов Российской Федерации, не могут быть поставлены на учет в налоговых органах Российской Федерации, не могут они этого сделать и в соответствующих органах Республики Таджикистан, так как Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан от 16 апреля 1999 г. не предусматривают такой возможности.

Таким образом, в рамках действующего налогового законодательства разрешить накопившиеся проблемы, связанные с пребыванием воинских частей и учреждений Российской Федерации за ее пределами, не представляется возможным. Камнем преткновения является, как и в указанном выше случае, отсутствие у таких организаций статуса юридических лиц и их регистрации на территории Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. В соответствии с нормами Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ одной из основных обязанностей налоговых органов является осуществление государственной регистрации юридического лица при его создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы.

При этом в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской федерации и ст. 5 и ст. 8 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что одно из условий, в соответствии с которыми налоговый орган не вправе отказать в государственной регистрации юридическому лицу, — обязательное местонахождение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица на территории Российской Федерации.

Местонахождение юридического лица указывается в его учредительных документах.

В силу ст. 51 ГК РФ нарушение установленного Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов указанному Закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица.

Запись о том, что организация имеет статус юридического лица, может содержаться в распорядительном акте о создании юридического лица и в обязательном порядке должна содержаться в уставе (положении) юридического лица.

Поскольку п. 2 ст. 54 ГК РФ установлено, что местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, общеобразовательные школы при воинских частях Российской Федерации, дислоцированных вне пределов Российской Федерации, могут быть зарегистрированы и включены в ЕГРЮЛ в том случае, если они приобретут статус юридического лица с местонахождением на территории Российской Федерации. При этом нормами Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридические лица вправе вне места своего нахождения, в том числе и на территории иностранных государств, создавать свои представительства и филиалы, осуществляющие все его функции или их часть.

Следует учесть, что согласно принятой в международном праве практике место расположения или место регистрации юридического лица определяется в соответствии с местным законом страны, где расположено юридическое лицо.

Таким образом, в случае если юридическое лицо осуществляет свою деятельность на территории другого государства, его права и обязанности регулируются также нормами национального законодательства этого государства и международных договоров.

В свете изложенного выше определение юридического статуса образовательных учреждений может решаться по двум схемам:

1. Передать эти образовательные учреждения под юрисдикцию государства, на территории которого они находятся, и зарегистрировать их в качестве юридических лиц в порядке, установленном в стране их нахождения, установив при этом в учредительных документах их предназначение — осуществление образовательной деятельности для детей военнослужащих и гражданского персонала воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации на территории страны пребывания. Данный вариант видится оптимальным.

2. Создать их как представительства или филиалы юридического лица, находящегося на территории Российской Федерации. Однако данный вариант не решит всех проблем, в частности проблемы, связанные с налогами, так как в соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации обособленные подразделения (представительства или филиалы) обязаны встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Каких-либо исключений Налоговый кодекс не содержит. Данная схема решения вопроса может быть применена в случае внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс, которые предусматривали бы возможность постановки на налоговый учет обособленных подразделений юридического лица по месту нахождения и регистрации последнего.

Полагаю, что решение вышеизложенных проблем является одной из наиболее значимых на сегодняшнем этапе, их нерешенность ставит за рамки закона функционирование воинских частей и учреждений как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

——————————————————————