Нотариальные полномочия командиров воинских частей

(Титов В. В.) («Нотариус», 2013, N 2)

НОТАРИАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ КОМАНДИРОВ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ <*>

В. В. ТИТОВ

——————————— <*> Titov V. V. Notarial powers of commanders of military units.

Титов Виктор Викторович, юрисконсульт войсковой части 35353, подполковник юстиции.

В статье рассматриваются нотариальные полномочия и условия совершения нотариальных действий командирами воинских частей.

Ключевые слова: нотариальные действия, командиры воинских частей, военнослужащие.

The article deals with the powers and conditions notary notarial commanders of military units.

Key words: the notarial acts, commanding of military units, military men.

Обращение военнослужащих и членов их семей за совершением нотариальных действий к командирам воинских частей является специальным правом, исходя из их особого правового статуса и гарантий, установленных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <1> (далее — Закон) для военнослужащих и членов их семей. ——————————— <1> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Пунктом 4 ст. 22 Закона командиры воинских частей отнесены к должностным лицам органов исполнительной власти, которым предоставлено право совершения нотариальных действий с участием военнослужащих и граждан, призываемых (поступающих) на военную службу, членов их семей. Бланкетная форма изложения п. 4 ст. 22 Закона содержит отсылку на случаи и порядок совершения нотариальных действий командирами воинских частей, определенные иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Систематический анализ норм права, содержащихся в п. 4 ст. 22 Закона, подп. 2 п. 3 ст. 185 и подп. 4 п. 1 ст. 1127 Гражданского кодекса Российской Федерации <2> (далее — ГК РФ), позволяет определить перечень нотариальных действий, на совершение которых уполномочены командиры воинских частей, круг лиц, в отношении которых они имеют право совершать эти действия, т. е. определить содержание нотариальных полномочий командиров воинских частей, их действие в пространстве. ——————————— <2> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 1996. N 5. Ст. 410; 2001. N 49. Ст. 4552; 2006. N 52. Ст. 5496.

Командиры воинских частей могут совершать нотариальные действия в отношении ограниченного круга лиц, определенных указанными статьями нормативных правовых актов, а именно: — военнослужащих; — граждан, призываемых (поступающих) на военную службу; — гражданских лиц, работающих в воинских частях; — членов семей военнослужащих и гражданских лиц, работающих в воинских частях. В настоящее время нотариальные полномочия командиров воинских частей ограничены возможностью удостоверять доверенности (подп. 2 п. 3 ст. 185 ГК РФ) и завещания (подп. 4 п. 1 ст. 1127 ГК РФ) военнослужащих, работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов. Удостоверенные командирами воинских частей доверенности и завещания в соответствии с п. 3 ст. 185 и п. 1 ст. 1127 ГК РФ приравниваются к нотариально удостоверенным. При этом доверенность или завещание, удостоверенные соответствующим командиром, не требуют переоформления в нотариальном порядке при отпадении условий, при которых допускается такое удостоверение <3>. ——————————— <3> См.: Ялбулганов А. А. Войсковой командир в роли нотариуса // Нотариальный вестник. 1999. N 1 // СПС «КонсультантПлюс».

Кроме того, военнослужащие и члены их семей не лишаются права на обращение к нотариусам за совершением нотариальных действий на общих основаниях. Командиры воинских частей могут удостоверять доверенности и завещания военнослужащих вне зависимости от наличия в данном населенном пункте нотариуса. В случае наличия нотариусов в месте дислокации воинской части командиры воинских частей правом удостоверения доверенностей и завещаний в отношении работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих не обладают. В настоящее время ограничения, связанные с правом совершения командирами воинских частей нотариальных действий, в нормативных правовых актах не закреплены. Для устранения указанной коллизии следует применить аналогию закона — норму ст. 47 Основ, регулирующую сходные по существу отношения. Исходя из этого, ограничения, связанные с правом совершения командирами воинских частей нотариальных действий, заключаются в том, что командиры воинских частей не вправе удостоверять завещания и доверенности на свое имя, от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков). Действие нотариальных полномочий командиров воинских частей в отношении военнослужащих, работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих в пространстве определяется местом дислокации воинской части, т. е. территорией, на которой она размещена. В соответствии с абз. 11 п. 245 Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Министром обороны Российской Федерации 19 августа 2009 г. N 205/2/588 <4>, командиры воинских частей не вправе для совершения нотариальных действий выезжать за пределы территории расположения воинских частей. ——————————— <4> Текст Инструкции официально опубликован не был.

Помимо совершения действий, предусмотренных п. 3 ст. 185 и п. 1 ст. 1127 ГК РФ, командиры воинских частей вправе засвидетельствовать подпись наследника из числа лиц, в отношении которых они имеют право удостоверять доверенности и завещания, на заявлении о принятии наследства или об отказе от его принятия (абз. 2 п. 1 ст. 1153, п. 2 ст. 1159 ГК РФ). В Едином кодексе военной юстиции США закреплены «свободные границы» обращения военнослужащих за совершением нотариальных действий. Военнослужащий вправе обратиться к любому должностному лицу, имеющему на это полномочия, вне зависимости от того, состоит ли он в этой или другой воинской части на военной службе <5>. ——————————— <5> Цымбаренко А. Г. Организационно-правовые основы обеспечения прав военнослужащих при совершении нотариальных действий: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 17.

Согласно п. 4 ст. 22 Закона командиры воинских частей совершают нотариальные действия в отношении военнослужащих, т. е. лиц, проходящих военную службу в федеральных органах исполнительной власти, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» <6>. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. При этом законодательство не содержит ограничений на совершение нотариальных действий командирами воинских частей в отношении военнослужащих, проходящих военную службу в других воинских частях (например, военнослужащих, пребывающих в командировке в этой воинской части). Что, в свою очередь, означает возможность совершения ими нотариальных действий в отношении военнослужащих, как находящихся в подчинении, так и не находящихся в таковом. ——————————— <6> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

До внесения ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ изменений в ч. 4 ст. 1 и ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <7> в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти, в том числе и командиры воинских частей, обладали правом совершать следующие нотариальные действия: ——————————— <7> Утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

— удостоверять завещания; — удостоверять доверенности; — свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; — свидетельствовать подлинность подписи на документах. Таким образом, после внесения изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате число нотариальных действий, которые уполномочены совершать командиры воинских частей, сократилось с четырех до двух, указанных в ГК РФ. Реформа нотариата является логическим продолжением начавшейся масштабной реформы гражданского законодательства. Проектом Федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации <8> (далее — проект Закона), разработанным Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой, не предусматривается возможность наделения командиров воинских частей полномочиями на совершение нотариальных действий. ——————————— <8> Опубликован в «Российской газете» 18 ноября 2011 г.

Изменения, внесенные в законодательство и проект Закона, по мнению автора, не в полной мере способствуют осуществлению защиты прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей в целом, и особенно проходящих военную службу в отдаленной местности или за границей Российской Федерации <9>. Консульские учреждения Российской Федерации, нотариусы и должностные лица органов местного самоуправления, наделенные правами совершать нотариальные действия, далеко не всегда находятся в непосредственной близости с местами дислокации воинских частей, что не всегда позволяет военнослужащим, членам их семей своевременно реализовать свои субъективные права и требует их восстановления в судебном порядке. ——————————— <9> В настоящее время российские воинские контингенты находятся в двенадцати иностранных государствах.

Несовершенство законодательства не может являться препятствием для реализации прав военнослужащих, членов их семей и требует от законодателя его совершенствования, а также свидетельствует о необходимости расширения нотариальных полномочий командиров воинских частей путем наделения их правом совершения таких нотариальных действий, как свидетельствование верности копий документов и выписок из них и свидетельствование подлинности подписи на документах. Расширение нотариальных полномочий командиров воинских частей обеспечит доступность нотариальных услуг для военнослужащих, граждан, работающих в воинских частях, и членов их семей на всей территории страны без исключений, независимо от степени удаленности от населенного пунктов, в которых имеются нотариусы и должностные лица органов местного самоуправления, наделенные правами совершать нотариальные действия. А также позволит обеспечить реализацию прав военнослужащих и членов их семей при нахождении российских воинских контингентов за пределами Российской Федерации. В качестве мер, направленных на совершенствование законодательства, и мер социальной защиты военнослужащих можно предложить внести изменения в п. 4 ст. 22 Закона путем указания в нем перечня нотариальных действий, совершаемых командирами воинских частей, ограничений, связанных с правом совершения командирами воинских частей нотариальных действий. Что, в свою очередь, обеспечит единое системно-структурное построение нормативных положений п. 4 ст. 22 Закона, связанных с полномочиями командиров воинских частей совершать нотариальные действия, и исключит влияние динамики развития законодательства о нотариате на права военнослужащих и членов их семей. Внесение соответствующих изменений в п. 4 ст. 22 Закона будет свидетельствовать о совершенствовании и усилении мер социальной защиты военнослужащих и членов их семей, некоторым образом поспособствует повышению престижа военной службы.

——————————————————————