Некоторые перспективы совершенствования правового положения кадетских учреждений
(Васильев В. Е.) («Военно-юридический журнал», 2007, N 7)
НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В. Е. ВАСИЛЬЕВ
Васильев В. Е., старший преподаватель, юрисконсульт Пограничного кадетского корпуса ФСБ России, майор юстиции.
Кадетские корпуса в России существовали до 1917 г., их без преувеличения можно отнести к национальному достоянию России, поскольку они, по сути, стали наиболее продуктивной отечественной школой подготовки квалифицированных кадров для профессионального служения государству. Эта же их роль сохранилась в Советском Союзе, когда в 1943 г. они были восстановлены в виде суворовских и нахимовских училищ. Новейшая история кадетских общеобразовательных учреждений в России ведется с девяностых годов прошлого века. Несомненно, за столь непродолжительный отрезок времени не все вопросы статуса существующих ныне кадетских учреждений урегулированы правовыми нормами. Говоря о правовом статусе кадетских корпусов, необходимо отметить следующее. Лишь в 1995 г. распоряжением Президента Российской Федерации было указано на необходимость увеличения в системах Министерства обороны России и МВД России государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего и среднего профессионального образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола — суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских корпусов (кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов) <1>. Во исполнение вышеназванного распоряжения Правительством Российской Федерации было утверждено Положение «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах» <2>. ——————————— <1> Распоряжение Президента РФ от 3 апреля 1995 г. N 155-рп. <2> Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696 «Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 944, от 21 сентября 2000 г. N 702).
В настоящее время в России существуют: кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты. По мнению представителей Министерства образования, они отличаются друг от друга по: а) ведомственной принадлежности: кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, других ведомств готовят юношей для поступления в вузы конкретного вида и рода войск; кадетские школы, кадетские школы-интернаты системы Министерства образования Российской Федерации создают основу для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще; б) организационно-правовой форме (государственные, негосударственные); в) источникам финансирования (кадетские корпуса военных ведомств полностью финансируются государством; кадетские школы, кадетские школы-интернаты — из бюджета субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также средств родителей); г) продолжительности обучения (от 3 до 11 лет обучения) <3>. ——————————— <3> Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2002 г. N 01-50-841/32-05 «О роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования».
Представляется, что данная классификация является не совсем точной. Например, к какому ведомству отнести Кронштадтский морской кадетский корпус (далее — КМКК), в Уставе которого содержится положение о том, что корпус «является самостоятельным учебным заведением» <4>, а учредителями КМКК являются Военно-морской флот и администрация Санкт-Петербурга <5>? Финансирование КМКК осуществляется как за счет ВМФ (т. е. из федерального бюджета), так и за счет бюджета субъекта Российской Федерации, которым является Санкт-Петербург. ——————————— <4> Устав Кронштадтского морского кадетского корпуса. <5> Договор о взаимоотношениях между учредителями Кронштадтского морского кадетского корпуса.
Рассматривая особенности правосубъектности кадетских корпусов, следует отметить, что они являются структурными подразделениями Вооруженных Сил, иных войск, воинских формирований и органов. Таким образом, им, безусловно, присущи все особенности правосубъектности военных организаций (воинских частей). В то же время при этом возникает в какой-то степени парадоксальная ситуация — переменный состав (кадеты) военного образовательного учреждения не являются военнослужащими. Как представляется, данная ситуация не совсем приемлема для воинских частей с точки зрения необходимости обеспечения воинской дисциплины, организации внутренней службы, денежного и материального обеспечения кадетов. В сложившейся ситуации военное законодательство применяется во многих случаях «условно», а многие вопросы если и решаются, то на уровне ведомственного нормотворчества, что представляется не совсем правильным в правовом государстве. На практике это приводит, например, к тому, что годы обучения в кадетском корпусе не засчитываются в стаж военной службы, а контролеры высаживают кадетов из общественного транспорта, ссылаясь на отсутствие у них права на бесплатный проезд. Вряд ли все вышеуказанное способствует формированию профессиональной гордости и уверенности в правильности выбранной профессии. В то же время, как показывает зарубежный опыт, указанная проблема может быть решена правовыми методами. В частности, в Великобритании военнослужащим может стать и лицо, не достигшее возраста совершеннолетия. При этом с таким лицом заключается предварительный контракт, а после достижения им совершеннолетнего возраста заключается обычный контракт. Наделение кадетов (суворовцев, нахимовцев) статусом военнослужащего потребует внесения изменений в военное законодательство, в частности в законодательство о порядке прохождения военной службы, а также в уставы Вооруженных Сил, ведомственные приказы (с учетом возрастных и правовых особенностей новой категории военнослужащих). В частности, время обучения в кадетском корпусе может условно зачитываться в стаж военной службы с понижающим коэффициентом (при условии последующего завершения обучения в военном вузе). В то же время придание определенности их правовому положению даст возможность более эффективно решать не только правовые, но и воспитательные проблемы. При этом, как представляется, статус военнослужащего может быть придан только кадетским корпусам, т. е. тем кадетским учреждениям, которые подведомственны федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.
——————————————————————