Когда выселяют воинские части

(Ищенко О. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

КОГДА ВЫСЕЛЯЮТ ВОИНСКИЕ ЧАСТИ…

О. А. ИЩЕНКО

Решил: Выселить войсковую часть… Министерства обороны Российской Федерации из нежилых помещений… и в освобожденном виде передать помещения… <1>.

Из решения Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.2006

——————————— <1> По этическим соображениям название коммерческой организации не указывается.

Ищенко О. А., помощник командира войсковой части 57328 по правовой работе, капитан юстиции.

В настоящее время статус военнослужащего, воинских организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, и Министерства обороны Российской Федерации очень сильно пошатнулся. Уже никого не удивишь тем, что коммерческие организации предъявляют иски к воинским частям и Министерству обороны Российской Федерации не только по выселению воинских частей, но и по изъятию земельных участков, имеющих особый правовой статус с указанием целевого назначения, выделенных еще Советом Министров СССР для нужд Вооруженных Сил СССР. Уверен, что во времена СССР трудно было даже представить, что решением суда возможно выселить действующую воинскую часть из помещений, являющихся местом ее постоянной дислокации более полувека, и передать помещения коммерческой организации. Исковые заявления такого характера становятся возможными ввиду того, что после распада СССР вся собственность РСФСР в соответствии с Законом РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. N 443-1 и Постановлением Верховного Совета СССР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации…» от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 должна была быть переоформлена в федеральную собственность, собственность субъектов и в муниципальную собственность, но до сих пор этого полностью не сделано не только по объектам, закрепленным за военными организациями, входящими в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, но и по объектам, закрепленным за другими военными организациями (входящими в состав других войск, воинских формирований и органов) по ряду объективных и субъективных причин: — первичные правоустанавливающие документы (директивы (указания) Министра обороны СССР и его заместителей по выделению помещений для дислокации воинских частей, документы, подтверждающие строительство военных объектов, государственные акты по вопросу, связанному с выделением земель, и т. п.) зачастую в воинских частях отсутствуют, в лучшем случае бывают лишь плохие копии, что делает затруднительным, а чаще всего невозможным регистрацию права федеральной собственности и права оперативного управления соответствующей военной организацией; — очень «вяло» проводится Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом работа по регистрации <2> прав собственности Российской Федерации на помещения военных организаций; ——————————— <2> Редакция отмечает, что для того, чтобы ФАУФИ проводило такую работу, необходимо обращение военной организации с приложением всех требуемых документов.

— низкий уровень правовой культуры отдельных командиров воинских частей, которые, выходя за рамки должностных полномочий и оказавшись под влиянием/давлением представителей местных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по распоряжению недвижимым имуществом (для примера: в г. Москве — Департамент имущества г. Москвы), заключают договоры на аренду помещений, которыми воинская часть на основании иных правоустанавливающих документов пользуется не одно десятилетие. После этого командование воинской части вынуждено решать вопрос об изыскании финансирования на погашение задолженности по арендной плате за пользование помещениями, которые и так принадлежат воинской части. Проходит определенное время (обычно около полугода), воинская часть, естественно, по договору ничего не оплачивает (сметой не предусмотрены такие расходы). На воинскую часть подают в арбитражный суд иск с требованием о погашении задолженности и освобождении помещений <3>, так как в соответствии со ст. ст. 619 и 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) арендодатель имеет право требовать выселения арендатора при нарушении им условий договора, а именно: более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа арендатор не вносит арендную плату; ——————————— <3> При этом в суде командование воинской части не может подтвердить законность своего нахождения в данных помещениях на иных основаниях, кроме арендных отношений.

— незаконное включение объектов, закрепленных за воинскими организациями, в перечень объектов субъекта Российской Федерации и издание соответствующего правового акта (например: в г. Москве — Постановления Московской городской Думы «О государственной собственности города Москвы» от 15 февраля 1995 г. N 15 и «Об уточнениях и изменениях к Перечням предприятий и учреждений государственной собственности города Москвы» от 20 мая 1998 г. N 47), что позволяет в дальнейшем органам исполнительной власти, осуществляющим полномочия по распоряжению недвижимым имуществом, произвести регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации на помещения и распорядиться ими (сдать в аренду, продать или распорядиться иным образом); — иные причины. Что касается вышеуказанного решения <4>, то на дату его вынесения и с учетом имеющихся у суда документов на момент рассмотрения заявления о выселении (зарегистрированное право собственности г. Москвы на помещение, зарегистрированный в установленном порядке договор аренды на помещение), на взгляд автора как участника процесса, оно абсолютно законно, но неправомерно по основаниям совершения договора аренды как такового. ——————————— <4> Резолютивная часть решения приведена во вступлении к статье.

Целью настоящей публикации является описание алгоритма действий помощника командира воинской части по правовой работе (или иного уполномоченного лица) в случаях, когда в воинскую часть поступило заявление о выселении ее из занимаемых помещений. Для начала необходимо провести анализ поступившего искового заявления о выселении. Следует отметить, что в соответствии со ст. ст. 27 — 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, при этом они разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Как правило, воинская часть не зарегистрирована в установленном порядке в качестве юридического лица, также отсутствуют сведения, что она является филиалом (представительством) юридического лица <5>. В подобном случае, по мнению автора, представителю воинской части необходимо представить в суд ходатайство о прекращении производства по делу в силу подп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду с приложением документа <6> из территориального органа Федеральной налоговой службы Российской Федерации об отсутствии записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) о юридическом лице «Войсковая часть 00000». ——————————— <5> Нередко, в том числе и в практике арбитражных судов, к участию в таких делах в качестве надлежащего ответчика (так как воинская часть не является юридическим лицом) привлекается Министерство обороны Российской Федерации. При этом утверждается, что воинская часть является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации. Редакция отмечает свое несогласие с указанным утверждением автора. Воинские части не являются структурными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации. Об этом не раз аргументированно говорилось на страницах нашего журнала, а также отмечалось в указаниях Управления делами Министерства обороны Российской Федерации (например, 2006 г. N 205/2/71). По мнению Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации, по искам к воинским частям, не являющимся юридическими лицами, в качестве ответчика должны привлекаться федеральные государственные учреждения, которым эти воинские части подчинены. При этом данные воинские части должны рассматриваться как обособленные подразделения таких учреждений. На практике более 40% воинских частей незаконно зарегистрировано в качестве юридических лиц, в связи с этим в арбитражных судах в настоящее время рассматривается большое количество заявлений военных прокуроров о признании несоответствующей действующему законодательству регистрации той или иной воинской части в качестве юридического лица. В указаниях начальника Управления делами Министерства обороны Российской Федерации отмечается: «Во многом обращению военных прокуроров в суд о признании незаконными действий регистрирующего органа способствует то обстоятельство, что в нарушение действующего законодательства, регулирующего вопросы регистрации юридических лиц, подавляющее большинство воинских частей было необоснованно включено налоговыми органами в ЕГРЮЛ. Такие воинские части не отвечают требованиям, предъявляемым законом к юридическим лицам. Кроме того, указанные воинские части осуществляют деятельность без надлежащих учредительных документов… Учредительные документы федерального государственного учреждения, подведомственного Министерству обороны (устав или общее положение об организациях данного вида), представляемые при государственной регистрации создания юридического лица, должны быть утверждены министром обороны Российской Федерации либо иными должностными лицами в порядке, определенном Приказом министра обороны Российской Федерации от 28 апреля 2006 года N 180. Согласно ст. 10 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Ни один закон не определяет воинскую часть как отдельный вид юридического лица и, как следствие, не устанавливает специальный порядок ее регистрации. С учетом изложенного регистрация в специальном порядке воинской части как отдельного вида юридического лица законом не установлена и не представляется возможной…». <6> Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым данного пункта. Форма и порядок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений и документов установлены Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации «О Едином государственном реестре юридических лиц» от 19 июня 2002 г. N 438 (далее — Правила). В соответствии с п. 20 Правил содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к Правилам, в виде: — выписки из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 к Правилам. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово «нет»; — копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица; — справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо. Размер платы за предоставление указанной информации в виде документов составляет 200 руб. (срок изготовления — до 5 дней) за каждый такой документ. Размер платы за срочное предоставление информации составляет 400 руб. (срок изготовления — 1 день) за каждый документ.

Как правило, суды удовлетворяют такие ходатайства и прекращают производство по делу. На этом процесс выселения воинской части обычно не заканчивается: новый собственник (арендатор) подает апелляционную жалобу в вышестоящий арбитражный суд, которая, как показывает практика, остается без удовлетворения, а решение суда первой инстанции — без изменения. Указанными выше действиями командование воинской части «выигрывает» примерно от трех до пяти месяцев <7>, затем новый собственник (арендатор) снова подает новое исковое заявление в арбитражный суд о выселении воинской части, но на этот раз не к воинской части, а к вышестоящей военной организации — юридическому лицу или Министерству обороны Российской Федерации <8>. В данном случае суд первой инстанции удовлетворит заявленные требования по следующим основаниям: ——————————— <7> Командование воинских частей предоставленное время для «передышки» использует неправильно: как обычно решают проблемы только тогда, когда оказываются перед фактом выселения, хотя можно было провести мероприятия по предупреждению новой попытки выселения (предпринять меры по поиску правоустанавливающих документов в архивах, написать запрос в вышестоящие воинские части и ФАУФИ с просьбой оказать содействие). <8> Позиция редакции по этому вопросу приводилась ранее.

— у нового собственника зарегистрировано в установленном законом порядке право собственности на помещение (суду будет представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности); — у нового арендатора договор аренды прошел государственную регистрацию, и помещения переданы ему по акту <9> (суду будут представлены договор аренды и подписанный уполномоченными лицами акт передачи помещений <10>); ——————————— <9> В соответствии со ст. 665 ГК РФ передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами, т. е. аренда помещений начинается с момента передачи его арендодателем арендатору. До момента передачи помещения иски о выселении должен подавать собственник. Если доказать факт непередачи помещения, то суд при подаче искового заявления арендатором, не принявшим в установленном законом порядке помещение, откажет в удовлетворении исковых требований. <10> Даже если вход в воинскую часть осуществляется по пропускам и ее помещения являются режимным объектом, то на судебном заседании арендатор будет уверять, что вошел в помещения и принял все по акту.

— командование воинской части не располагает документами, подтверждающими законность своего нахождения в спорных помещениях на иных основаниях. После вынесения судом такого рода решения не следует сразу торопиться его обжаловать <11>, так как при данных обстоятельствах время уже «играет» против воинской части. Апелляционную жалобу лучше подать в последний день обжалования, а в месячный срок необходимо предпринять следующие меры: ——————————— <11> В соответствии со ст. ст. 180 и 181 АПК РФ решение арбитражного суда может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции в месячный срок.

— подать в соответствии с уполномочием, указанным в доверенности, в арбитражный суд исковое заявление от имени соответствующей вышестоящей военной организации — юридического лица или Министерства обороны Российской Федерации <12> о признании недействительным договора аренды <13> между коммерческой организацией и собственником на спорное помещение и проконтролировать процесс получения определения арбитражного суда о принятии данного заявления и назначении даты слушания дела, так как с помощью этого определения в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 143 АПК РФ можно будет приостановить судебное разбирательство о выселении (арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом), — в указанном выше случае основанием для вынесения решения суда первой инстанции был договор аренды помещения; ——————————— <12> Даже если воинская часть не располагает необходимыми документами для подтверждения данного факта, по мнению автора, иск все равно следует подавать даже по нелогичным основаниям (например: взять справку в вышестоящей воинской части о том, что данная воинская часть дислоцируется в спорном помещении 20 лет, приложить договоры на техническое обслуживание помещений и энергообеспечение и т. п.). <13> В соответствии с п. 3 ст. 126 АПК РФ к исковому заявлению необходимо приложить копию оспариваемых документов. В данном случае договор аренды, который можно взять из материалов дела по иску к военной организации (Министерству обороны Российской Федерации) о выселении воинской части из спорных помещений.

— провести работу в архивах <14> по поиску правоустанавливающих документов на спорное помещение (директивы и указания министра обороны СССР и его заместителей по выделению помещений для дислокации воинских частей, документы, подтверждающие строительство военных объектов, государственные акты по вопросу, связанному с выделением земель для строительства, акты передачи помещений, приказы начальников КЭУ районов о передаче жилищных фондов); так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей; ——————————— <14> Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации: 142100, г. Подольск Московской области, ул. Кирова, 74, тел.: 8(495)715-90-05, 8(495)715-90-33, Главархив Москвы (1-й отдел): г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 80, тел.: 8(495)334-20-77. Также необходимо отправить запросы в архивы КЭУ.

— отправить запрос в территориальное управление Федеральной регистрационной службы субъекта Российской Федерации (далее — ФРС) <15> на получение из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество выписки о зарегистрированных правах на недвижимое имущество по адресу нахождения воинской части <16>. На основании полученной информации из УФРС и архивов следует подать еще одно заявление в суд о признании недействительным зарегистрированного права собственности субъекта Российской Федерации (или иной организации) на спорное помещение <17>. При этом необходимо проконтролировать процесс получения определения арбитражного суда о принятии данного заявления и назначении даты слушания дела, так как в дальнейшем с помощью этого определения можно будет приостановить производство по заявлению военной организации (Министерства обороны Российской Федерации) к новому арендатору о признании недействительным договора аренды между коммерческой организацией и представителем собственника на спорное помещение <18>; ——————————— <15> В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти — в уполномоченный орган Росимущества. <16> В соответствии со ст. ст. 7 и 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять в течение пяти рабочих дней сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Данная услуга является платной и составляет для физических лиц 100 руб. и для юридических лиц 300 руб. (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме» от 14 декабря 2004 г. N 773). <17> Заявления в суд должны быть поданы от имени вышестоящей военной организации (Министерства обороны Российской Федерации) как юридического лица и подписаны лицом, уполномоченным на эти действия соответствующей доверенностью. <18> Цель подачи такого искового заявления и приостановки рассмотрения дела о признании недействительным договора аренды — получение дополнительного времени для сбора необходимых документов; как показывает практика, на это уходит около трех — четырех месяцев.

— получить копию свидетельства о регистрации права собственности <19>. Далее необходимо подать в арбитражный суд заявление <20> (при этом опять же следует проконтролировать процесс получения определения арбитражного суда о принятии данного заявления и назначении даты слушания дела, так как в дальнейшем с помощью этого определения можно будет приостановить производство по заявлению военной организации (Министерства обороны Российской Федерации) о признании недействительным права собственности на спорное помещение) о признании недействительными и противоречащими юридическим актам, имеющим большую юридическую силу, нормативных (ненормативных) документов, указанных в качестве оснований права собственности на спорное помещение в свидетельстве о регистрации права собственности, в части отнесения спорного помещения к собственности субъекта. ——————————— <19> Получить такой документ можно следующими путями: 1) заявить ходатайство в судебных заседаниях о выселении (или о признании недействительным права собственности) о предоставлении собственником копии свидетельства о собственности; 2) написать официальный запрос в органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по распоряжению недвижимым имуществом субъекта Российской Федерации (населенного пункта) (для примера: в г. Москве — Департамент имущества г. Москвы), о предоставлении копии данного документа. <20> Это судебное заседание является основным во всей цепочке процессов, и к нему необходимо особенно тщательно готовиться.

При подаче такого заявления следует учесть некоторые особенности: 1) в соответствии с п. 2 ст. 193 и п. 2 ст. 199 АПК РФ к заявлению необходимо приложить оспариваемый акт (обычно перечень объектов, отнесенных к собственности субъекта Российской Федерации, указывается в приложениях к нормативному (ненормативному) акту, которые не публикуются в официальных источниках; в связи с этим при подаче заявления необходимо подать в суд ходатайство об истребовании данного документа у ответчика); 2) согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Данный срок начинает исчисляться с момента получения воинской частью копии свидетельства о регистрации права собственности на спорное помещение, потому что из него можно узнать название и реквизиты правового акта; 3) в соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ, ст. ст. 296 и 299 ГК РФ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления; при этом право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом прекращается в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 299 ГК РФ. Оспариваемый правовой акт не нарушает прав и законных интересов военной организации (Министерства обороны Российской Федерации), так как этим актом имущество у нее не изымается, и, естественно, суд откажет в удовлетворении таких требований. Во избежание такой ситуации необходимо заранее <21> обратиться к руководству ФАУФИ <22> с просьбой выступить в данном процессе в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования о признании недействительными и противоречащими юридическим актам, имеющим большую юридическую силу, нормативных (ненормативных) документов (обычно руководство ФАУФИ идет навстречу и оказывает такую помощь) <23>. При этом в письме необходимо обратить внимание на следующие моменты: ——————————— <21> Может получиться и так, что ФАУФИ в ответ на обращение командования воинской части само выступит инициатором такого судебного разбирательства и подаст заявление в суд с аналогичными требованиями от своего имени (в данном случае ФАУФИ будет выступать в качестве заявителя), но с учетом большой загруженности их юридического отдела это маловероятно. <22> Для ускорения процесса письмо лучше адресовать руководителю ФАУФИ (103685, г. Москва, ул. Никольский пер., д. 9), а не руководству территориального управления ФАУФИ. <23> Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью. В соответствии с п. 5.32 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральном имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по управлению федеральном имуществом» от 27 ноября 2004 г. N 691, ФАУФИ осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом.

1) в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относилось имущество Вооруженных Сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР; 2) согласно п. 2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп, запрещалось включение в перечни объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности, в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1; 3) в каждом субъекте Российской Федерации во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп был разработан правовой акт, устанавливающий порядок подготовки перечней объектов субъекта Российской Федерации (в г. Москве — Постановление Московской городской Думы «О государственной собственности города Москвы» от 15 февраля 1995 г. N 15) и их согласования с органами исполнительной власти Российской Федерации. Именно этот порядок обычно и нарушается (в судебные заседания должны быть представлены акты передачи из государственной собственности в собственность субъекта спорных помещений) <24>; ——————————— <24> В соответствии с п. 6 ст. 194 и п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

4) часто возникает следующая ситуация: воинская часть занимает лишь часть жилого дома (например, занимает первый этаж), который был построен по заказу Министерства обороны СССР и за счет союзного (федерального) бюджета, далее, в 80 — 90-е гг. прошлого века, Министерство обороны СССР во исполнение Постановлений Совета Министров СССР «О мерах по улучшению эксплуатации жилого фонда и объектов коммунального хозяйства» от 26 августа 1967 г. и «О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений» от 16 октября 1979 г. передавало на баланс городов жилищный фонд по акту; при этом власти субъекта Российской Федерации считают, что, помимо жилых помещений, им были переданы и нежилые, в том числе занимаемые воинскими частями. Данное мнение ошибочно в силу ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. <25>, Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы жилищно-коммунального хозяйства в стране» от 8 апреля 1987 г. N 427 и условий передачи жилищного фонда, объектов и инженерных сетей коммунального назначения на баланс организаций жилищно-коммунального хозяйства исполнительных комитетов местных советов народных депутатов (утверждены Госпланом СССР, Госкомстатом СССР и Минфином СССР 8 октября 1987 г. N СВ-ЗЗ-Д/24-25/2/193), которые определяли, что в жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенных для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Таким образом, нежилые помещения должны были передаваться по отдельным актам с точным указанием помещений. ——————————— <25> На момент передачи жилищного фонда действовал Жилищный кодекс РСФСР 1983 г., поэтому при отстаивании своей точки зрения необходимо ссылаться на него.

При хорошей подготовке к такому судебному заседанию и правильном подборе документов арбитражный суд отменит оспариваемый акт. После вступления в законную силу решения по отмене акта необходимо подавать в соответствии со ст. 146 АПК РФ ходатайство о возобновлении судебного разбирательства о признании недействительным права собственности <26> на спорное помещение, а далее таким же образом — остальных приостановленных судебных разбирательств. ——————————— <26> Необходимо отметить, что ст. 12 ГК РФ не предусмотрена такая защита права, как признание недействительным права собственности на недвижимое имущество другого лица, поэтому применительно к данной ситуации необходимо обосновывать свою позицию следующим образом: воинская часть осуществляет свою защиту исключительно в рамках ст. 12 ГК РФ, но используя при этом два способа защиты права одновременно: 1) признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (а именно: признан недействительным распорядительный акт органа исполнительной власти суб ъекта о включении спорных помещений в перечень объектов собственности субъекта Российской Федерации); 2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (а именно: принятие такого решения судом позволит оспорить договор аренды, заключенный коммерческой организацией, и тем самым восстановится положение, существовавшее до нарушения права воинской части). При этом можно добавить, что в соответствии с постановлениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации право собственности требует действительности одновременно двух основных фактов: 1) правоустанавливающего; 2) правоудостоверяющего (наличие документа, подтверждающего (удостоверяющего) действительность права собственности — свидетельства о государственной регистрации права). При этом правоустанавливающий факт в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ подлежит в уведомительном порядке регистрации в информационной базе полномочного государственного органа (ЕГРП). Имущество на титуле владения принадлежит собственнику с момента установления факта (правоустанавливающего), действительного для третьих лиц. Правоустанавливающий факт — это основание права собственности — сделка (акт) полномочного государственного органа или по факту создания имущества. В данном случае основанием права субъекта явился распорядительный акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении спорных помещений в перечень объектов собственности субъекта. В данном случае у собственника отсутствует один из фактов действительности права собственности — правоустанавливающий. В заключение хотелось бы отметить: чтобы не попадать в неприятные ситуации, лучше заранее провести работу по поиску правоустанавливающих документов на земельные участки и помещения, занимаемые воинской частью, и обратиться в территориальное управление ФАУФИ с просьбой о регистрации в установленном порядке права федеральной собственности и права оперативного управления военной организации — юридического лица на объекты и земельные участки.

P. S. Из решения Арбитражного суда г. Москвы от 22 мая 2007 г.: «Решил: Признать недействительным приложение N 1 к Постановлению Московской городской Думы от 20.05.1998 N 47 «Об уточнениях и изменениях к Перечням предприятий и учреждений городской муниципальной собственности Москвы» в части отнесения нежилого помещения в жилом здании, расположенном по адресу… к собственности г. Москвы». Из решения Арбитражного суда г. Москвы от 4 октября 2007 г.: «Решил: Признать недействительным зарегистрированное право собственности города Москвы на помещение, расположенное по адресу…». Из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2008 г.: «Постановил: решение Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2006 г. по делу… отменить. В иске отказать…». Из решения Арбитражного суда г. Москвы от 6 марта 2008 г.: «Решил: Признать недействительным договор аренды помещений, расположенных по адресу… заключенный между Департаментом имущества г. Москвы и ООО… N _ от…» <27>. ——————————— <27> Решения вступили в законную силу.

От редакции: автор поднял в настоящей статье серьезную проблему. Не все его рекомендации бесспорны, многие нюансы по причине ограниченности объема публикации не раскрыты, но главное, на что надеется редакция, статья обратит внимание соответствующих командиров (начальников), сотрудников военной прокуратуры на необходимость более тщательного подхода к вопросам регистрации прав военных организаций на объекты недвижимости.

——————————————————————