Зачисление военнослужащих в распоряжение командира (начальника): порядок и правовые последствия
(Гуськов П. С.)
(«Право в Вооруженных Силах», N 8, 2003)
ЗАЧИСЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РАСПОРЯЖЕНИЕ
КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА): ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
П. С. ГУСЬКОВ
П. С. Гуськов, старший лейтенант юстиции, юрисконсульт Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение) для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий. Главной особенностью правового положения военнослужащего, находящегося в распоряжении, является прохождение им военной службы не на воинской должности, что влечет за собой определенные правовые последствия, связанные с исполнением обязанностей военной службы, выплатой денежного довольствия, присвоением воинских званий.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения зачисление военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:
а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более чем на три месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев;
в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу;
г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;
д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой — не более чем на три месяца;
е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца — до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;
ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — до его освобождения;
з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — до окончания этого отпуска;
и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и Положением, — до его исключения.
Хотелось бы отметить, что перечень оснований зачисления военнослужащих в распоряжение, содержащихся в указанной статье, является исчерпывающим, поэтому зачисление в распоряжение по каким-то другим основаниям (например, в связи с необеспеченностью жильем военнослужащих, продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемых с военной службы по «льготным» основаниям) является неправомерным.
Зачисление в распоряжение допускается в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Поскольку по своему правовому положению офицеры, проходящие военную службу по призыву, приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, и для них законодательством не предусмотрено иное (абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), постольку они также могут быть зачислены в распоряжение командира (начальника).
На военнослужащих, представляемых к зачислению в распоряжение командира (начальника), оформляется представление по форме, определенной Инструкцией об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 350, которое подписывается непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равными и выше и направляется по команде через кадровые органы для принятия решения соответствующими должностными лицами. Принятые решения отражаются в представлении в разделе «заключения прямых начальников».
Зачисление военнослужащего в распоряжение производится приказом по личному составу, который издает должностное лицо, имеющее право назначать на воинскую должность, на которой находится указанный военнослужащий. Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности и зачислению в распоряжение определены Приказом министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» 2002 г. N 110. В соответствии с данным Приказом полномочиями по зачислению военнослужащих в распоряжение обладают следующие должностные лица:
— министр обороны Российской Федерации;
— заместители министра обороны Российской Федерации;
— главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации;
— командующие войсками военных округов, флотами;
— командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации;
— начальники центральных органов военного управления, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
— командующие объединениями и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
— командиры соединений и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
— начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов;
— командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций, для которых штатом предусмотрены воинские звания «полковник», «капитан 1 ранга», имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы.
Как видно, данный Приказ установил два основных критерия, определяющих указанные полномочия: должностное лицо, осуществляющее назначение военнослужащего на ту или иную воинскую должность, должно соответствовать определенному уровню среди руководителей органов военного управления, а также в его непосредственном подчинении должен находиться кадровый орган, под которым понимается кадровая группа или выше.
В соответствии со ст. 13 Положения допускается возможность зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника), не являющегося его ближайшим прямым начальником. Примером может служить зачисление военнослужащих в распоряжение при их переводах между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральными органами военного управления, а также межокружных переводах.
Приказ министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 110 установил следующую компетенцию должностных лиц, осуществляющих указанные переводы:
— переводы офицеров между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и центральными органами военного управления производятся приказами министра обороны Российской Федерации;
— переводы прапорщиков (мичманов) между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральными органами военного управления и органами военного управления производятся по взаимному согласованию соответствующих заместителей министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих, командующих и начальников;
— межокружные переводы офицеров и прапорщиков (мичманов) производятся приказами главнокомандующего Сухопутными войсками — заместителя министра обороны Российской Федерации;
— межокружные переводы офицеров квартирно-эксплуатационной службы, подразделений государственного технического надзора, государственной экспертизы проектов, военпроектов и отделов реализации военного имущества военных округов производятся приказами начальника строительства и расквартирования войск — заместителя министра обороны Российской Федерации;
— переводы офицеров и прапорщиков между объединениями Военно-воздушных сил (армия) производятся приказами главнокомандующего Военно-воздушными силами;
— межфлотские переводы офицеров и мичманов (прапорщиков) производятся приказами главнокомандующего Военно-Морским Флотом.
При убытии военнослужащего из воинской части в связи с зачислением в распоряжение он исключается из списков личного состава воинской части приказом по строевой части (подп. «б» п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 170).
Статус военнослужащего на лиц, зачисленных в распоряжение, распространяется в полном объеме, за исключением возложения на них должностных обязанностей, так как военную службу они проходят не на воинской должности.
Исключением является возложение на данных военнослужащих обязанностей по вакантным воинским должностям в соответствии с п. 1 ст. 12 Положения. Одним из наиболее часто встречаемых нарушений прав военнослужащих, находящихся в распоряжении, является возложение на них обязанностей по вакантным воинским должностям командирами (начальниками), не обладающими для этого достаточными полномочиями. В ст. 12 Положения установлено, что возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности осуществляется должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность. Как уже упоминалось выше, полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на воинские должности определены Приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 110, который установил исчерпывающий перечень должностных лиц, обладающих данными полномочиями. Командиру (начальнику), не входящему в данный перечень, необходимо предвидеть возможные негативные последствия своих действий, в частности отсутствие правовых оснований для привлечения военнослужащего к ответственности за невыполнение возложенных на него обязанностей.
Снятия специальных обязанностей (несение службы в суточном наряде и др.) с военнослужащих, зачисленных в распоряжение, законодательство не предусматривает.
В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 431 военнослужащим, зачисленным в распоряжение, денежное довольствие выплачивается в установленных размерах и порядке за все время нахождения в распоряжении, но не более сроков, установленных п. 2 ст. 13 Положения. По истечении установленных сроков денежное довольствие может выплачиваться военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ст. 13 Положения, по решению министра обороны Российской Федерации (в отношении высших офицеров), главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации. Примечательно, что в перечне указанных должностных лиц почему-то отсутствуют заместители министра обороны Российской Федерации. Кроме того, Приказ содержит еще один недостаток. Исходя из смысла Приказа, командование может прекратить выплату денежного довольствия военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ст. 13 Положения, при нахождении их в распоряжении свыше установленных сроков. Возникает вопрос: насколько это будет соответствовать законодательству Российской Федерации? Правомерно ли будет, например, прекращение выплаты денежного довольствия военнослужащему, находящемуся в распоряжении в связи с организационно-штатными мероприятиями сверх установленных сроков? В ст. 37 Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на вознаграждение за труд, ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, обеспечение их денежным довольствием. В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения зачисление военнослужащего в распоряжение командира в связи с освобождением от воинской должности при организационно-штатных мероприятиях производится на срок не свыше шести месяцев. Но каких-либо ограничений, в том числе по обеспечению денежным довольствием при нарушении указанного срока, действующим Положением не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии со ст. 11 Положения обязанность по принятию решения о назначении военнослужащего, находящегося в распоряжении, на должность в возможно короткий срок возлагается на командование, а не на военнослужащего. С учетом вышесказанного прекращение выплаты военнослужащему денежного довольствия в данном, а также во всех остальных случаях нахождения в распоряжении сверх установленных сроков является неправомерным.
Законодательство о прохождении военной службы не содержит прямого запрета присваивать военнослужащему, находящемуся в распоряжении, очередное воинское звание. Однако анализ ст. 22 Положения позволяет сделать вывод, что вопрос о присвоении очередного воинского звания военнослужащему, находящемуся в распоряжении, может быть решен только после его назначения на воинскую должность (должность), поскольку возможность присвоения очередного воинского звания напрямую зависит от штатно-должностной категории воинской должности военнослужащего.
——————————————————————