Некоторые аспекты реализации права обеспечения жильем военнослужащими, увольняемыми с военной службы

(Будников С. В., Титов В. В.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 9, 2004)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ

ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, УВОЛЬНЯЕМЫМИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

С. В. БУДНИКОВ, В. В. ТИТОВ

С. В. Будников, подполковник юстиции, юрисконсульт Управления кадров Военно-воздушных сил.

В. В. Титов, капитан, офицер Управления кадров Военно-воздушных сил.

Жилищная проблема является одной из острых проблем Российского государства и общества, а вместе с тем и Вооруженных Сил как одного из институтов государства. Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина на жилище, а также обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления этого права.

Данное право в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, реализуют путем получения в собственность жилых помещений по избранному месту в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, законодательными и другими нормативными актами, в том числе и ведомственными.

На военнослужащих, увольняемых по вышеуказанным основаниям и необеспеченных жилой площадью по установленным нормам, распространяется действие ряда нормативных правовых актов, в том числе Приказов министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» 2000 г. N 80 и «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» 2002 г. N 350. Проводимый анализ данных Приказов показывает, что ряд их положений имеет двоякое толкование, что приводит к судебным разбирательствам.

Так, п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80 (далее — Инструкция), определено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди. Таким образом, вопросы увольнения военнослужащего с военной службы и обеспечения его жилым помещением взаимосвязаны. В данном случае возникают проблемы при решении следующих вопросов: с какого времени военнослужащий считается увольняемым и когда жилищная комиссия части должна признать его право на внеочередное обеспечение жилым помещением?

В соответствии с п. 20 Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» 2002 г. N 350, командир (начальник) воинской части обязан за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта уточнить у военнослужащего вопрос заключения им нового контракта, учитывая наличие необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояние здоровья, обеспеченность жилым помещением по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, если военнослужащий в этот момент заявляет о своем желании быть уволенным с военной службы по одному из оснований, предусмотренных подп. «а», «в», «г» п. 1 и подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», он признается увольняемым военнослужащим, и, в свою очередь, жилищная комиссия части, в случае если военнослужащий установленным порядком признан нуждающимся в получении жилых помещений, обязана рассмотреть вопрос о внеочередном предоставлении ему жилого помещения по установленным законодательством нормам.

Поскольку для указанных в ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащих определено точное время получения жилых помещений (до увольнения с военной службы), невыполнение требования о предоставлении жилья вне зависимости от причин является нарушением Закона.

Предоставление данным военнослужащим жилья не во внеочередном порядке может привести к неоправданно долгому их удержанию на военной службе, в том числе и тех, кто по возрасту или по состоянию здоровья уже не может исполнять воинские обязанности.

В случае если предоставление жилья увольняемому по достижении предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащему на момент увольнения невозможно, то с ним может быть заключен, по его желанию, в соответствии с п. 20 Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 350, новый контракт, что не лишает военнослужащего его права на внеочередное обеспечение жильем.

Военнослужащие, имеющие право на внеочередное и первоочередное предоставление жилых помещений, в соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР и пунктом 15 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335), включаются в отдельные списки.

ЖК РСФСР и п. 22 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР закрепляют правила предоставления гражданам жилых помещений в порядке очередности. Таким образом, реализуя свое право на внеочередное обеспечение жильем, военнослужащий, увольняемый с военной службы, получает жилое помещение в порядке очередности в соответствии со списком, исходя из даты включения в указанный список, при этом не ущемляя права других военнослужащих, также имеющих право на внеочередное получение жилья. Причем в соответствии с Определением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по гражданскому делу от 22 февраля 2000 г. N 5н-439/99 внеочередники имеют преимущественное право на получение жилья перед первоочередниками, которые, в свою очередь, имеют преимущество перед гражданами, не имеющими в силу закона подобных льгот и состоящими в общей очереди.

Подобное разрешение жилищного вопроса увольняемых военнослужащих позволит обеспечить соблюдение их прав, снять социальную напряженность в воинских коллективах и избежать судебных разбирательств.

——————————————————————