О некоторых вопросах, связанных с реализацией военнослужащими права на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в г. Москве

(Ищенко О. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 2)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В Г. МОСКВЕ

О. А. ИЩЕНКО

Ищенко О. А., капитан юстиции, помощник командира войсковой части по правовой работе.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2008 г. N 653 были увеличены размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Так, в частности, размер компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в г. Москве и г. Санкт-Петербурге увеличен с 1500 руб. до 15000 руб., в других городах и населенных пунктах — с 1200 руб. до 3600 руб., в прочих населенных пунктах с 900 руб. до 2700 руб. По сравнению с предыдущим увеличением <1> компенсации за наем (поднаем) жилых помещений данное повышение стало более или менее приближенным к реальным ценам на рынке аренды (коммерческого найма) жилых помещений <2>. ——————————— <1> Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604 «О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы» была установлена компенсация за поднаем жилых помещений в г. Москве и г. Санкт-Петербурге в размере 500 руб., затем Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 размер данной компенсации был увеличен до 1500 руб. <2> Согласно данным сайтов ведущих компаний, занимающихся посредническими услугами, средняя стоимость аренды однокомнатной квартиры в г. Москве составляет 22000 — 25000 руб. в месяц.

По прошествии первого месяца 2009 г. военнослужащими, нанимающими (поднанимающими) жилые помещения в г. Москве и собравшими все необходимые документы согласно требованиям Приказа Министра обороны Российской Федерации 2005 г. N 235, были поданы по команде рапорты на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, но не все рапорты были реализованы по причине отсутствия регистрации договоров найма (поднайма) жилых помещений в ГУП «Московский городской центр арендного жилья». В январе 2009 г. во все воинские части, дислоцированные в г. Москве, были направлены указания заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе (исх. N 180/2/3/21), в которых содержалось положение о том, что следует «…при принятии решений о выплате военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, предоставленных наймодателем по договорам социального найма в г. Москве, а также в случае регистрации договоров найма (поднайма) приватизированного жилья по обращениям собственников жилых помещений в г. Москве, в качестве первичных оправдательных документов принимать копии указанных договоров найма (поднайма) жилья, зарегистрированных в ГУП «Московский городской центр арендного жилья» <3>. ——————————— <3> В соответствии с п. 2 распоряжения правительства Москвы от 25 ноября 2008 г. N 2774-РП «Об учетной регистрации договоров (соглашений) найма, поднайма жилых помещений в городе Москве» на ГУП «Московский городской центр арендного жилья» возложена функция по осуществлению учетной регистрации договоров найма, поднайма жилых помещений жилищного фонда г. Москвы, а также в случаях обращений собственников жилых помещений и вселяемых ими лиц — соглашений (договоров), являющихся в соответствии с законодательством основанием для временного проживания граждан.

Некоторые командиры воинских частей, проанализировав полученные указания заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе, приняли решение о том, что выплата военнослужащим компенсации за наем (поднаем) жилых помещений будет производиться только после регистрации договоров в ГУП «Московский городской центр арендного жилья». Однако эта позиция является не соответствующей законодательству в отношении договора найма (поднайма) отдельных жилых помещений, на чем мы остановимся ниже. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих — граждан Российской Федерации, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения указанных военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию таких военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2005 г. N 235, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 определен перечень документов, на основании которых принимается решение о выплате денежной компенсации. Среди необходимых документов указана копия договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме). При этом разъяснено, что в письменной форме заключаются договоры найма жилых помещений (ст. 674 Гражданского кодекса Российской Федерации) и договоры поднайма жилых помещений, предоставленных по договору социального найма (ст. 77 Жилищного кодекса Российской Федерации). Проанализируем распоряжение правительства Москвы от 25 ноября 2008 г. N 2774-РП в части того, какие договоры (соглашения) найма, поднайма жилых помещений в г. Москве подлежат учетной регистрации, могут быть представлены на учетную регистрацию. Из указанного распоряжения следует, что учетной регистрации в ГУП г. Москвы «Московский городской центр арендного жилья» подлежат: — договоры найма жилых помещений жилищного фонда г. Москвы; — договоры поднайма жилых помещений жилищного фонда г. Москвы. В данном случае Москва как собственник жилищного фонда реализует свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению им, предусмотренные гл. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также полномочия, предусмотренные ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации. Могут быть представлены на учетную регистрацию соглашения (договоры), являющиеся в соответствии с законодательством основанием для временного проживания граждан. При этом такая регистрация не является обязательной, а осуществляется только в случаях обращений собственников жилых помещений (юридических и физических лиц) и вселяемых ими лиц. По мнению автора, из общих начал гражданского законодательства следует, что представление такого договора на регистрацию может быть осуществлено только по соглашению сторон договора, если иное не предусмотрено самим договором. Представление договора на регистрацию в одностороннем порядке может быть расценено другой стороной как одностороннее изменение условий договора. Это подтверждает и грамматический анализ рассматриваемой нормы, в которой использован соединительный союз «и»: обращений собственников жилых помещений (юридических и физических лиц) и вселяемых ими лиц. Не подлежат учетной регистрации договоры найма (поднайма) жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. Таким образом, командиры (начальники) во исполнение указаний заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе вправе требовать с отметкой о прохождении учетной регистрации только копии договоров найма (поднайма) жилых помещений жилищного фонда г. Москвы. Соглашения (договоры), являющиеся в соответствии с законодательством основанием для временного проживания граждан, могут быть представлены военнослужащими с отметкой о прохождении учетной регистрации, а могут быть представлены и без такой отметки. При этом отсутствие такой отметки не может являться основанием для принятия командиром решения об отказе в выплате денежной компенсации.

——————————————————————