Реализация права на отдых военнослужащими как одно из условий поддержания боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации

(Ищенко О. А.) («За права военнослужащих», 2006)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОТДЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ БОЕГОТОВНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. А. ИЩЕНКО

Ищенко О. А., старший лейтенант юстиции, помощник командира войсковой части 57328 по правовой работе.

Проведение военной реформы и процесс реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации требуют дальнейшего развития и совершенствования военного законодательства, обеспечения законности в деятельности органов военного управления и должностных лиц, соблюдения прав военнослужащих и членов их семей. В связи с этим осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного механизма, в том числе той его части, в которой российскими гражданами исполняется военная служба. Успешная реализация мероприятий и достижение целей военной реформы зависят от выполнения ряда задач, среди которых выделяется задача создания более благоприятных условий прохождения военной службы. Прежде всего, это касается выполнения гарантированных прав военнослужащих, таких, как право на труд, право на жилище, право на отдых, право на благоприятную окружающую среду и др. Все эти права военнослужащим и членам их семей гарантируются Конституцией Российской Федерации 1993 г., Федеральными законами «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне» и другими нормативными правовыми актами. Проблема отдыха работников уже давно стала предметом спора многих ученых во всем мире. В последнее время наблюдается такое явление, как синдром усталости. Так, по данным проведенного ВОЗ в 2004 г. в рамках программы по защите прав работников на отдых исследования в период с 1994 по 2004 гг. работники меньше отдыхают, реже ходят в отпуска, учащаются случаи переработки без должной компенсации путем предоставления дополнительного отдыха, что неизменно сказывается на качестве работы, и в первую очередь на здоровье работников. Эти явления наблюдаются и в российском обществе, сказываются на армии как на его составляющей. Военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства, поэтому их нормальное физическое и моральное состояние должно быть приоритетом в политике государства. Вопрос реализации и обеспечения права военнослужащих на отдых достаточно емкий и охватывает различные аспекты жизни и быта военнослужащих, имеет медицинский и правовой аспекты, поскольку непосредственным образом затрагивает интересы самих военнослужащих (влияет на здоровье и жизнь, семейные отношения и т. д.) и органов военного управления. Целью отдыха военнослужащих является охрана и укрепление их здоровья, создание условий службы для ограничения воздействия опасных факторов военной службы в связи со специфичностью деятельности Вооруженных Сил — эксплуатацией сложной боевой техники и вооружения, работой со взрывчатыми веществами и иными источниками повышенной опасности, способными при нарушении правил обращения и эксплуатации причинить вред военнослужащему, а также значительный ущерб окружающей среде в виде катастроф с человеческими жертвами и материальными потерями. Отдых для военнослужащего — необходимое средство сохранения жизни и здоровья в интересах военной службы. Правовая сущность отдыха военнослужащих до последнего времени остается недостаточно исследованной. При анализе законодательства можно выделить следующие составные части права военнослужащих на отдых: — перерыв в течение служебного времени для отдыха и питания (обеденный перерыв); — ежедневный отдых; — еженедельный отдых; — отдых в праздничные дни; — основной отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, дополнительный отпуск; — дополнительные сутки отдыха за неиспользованное время отдыха в связи с исполнением обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени; — дополнительные сутки отдыха за неиспользованное время отдыха в связи с исполнением обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни; — дополнительные сутки отдыха за неиспользованное время отдыха в связи с привлечением к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; — дополнительные сутки отдыха военнослужащим, привлеченным к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, перечень которых определен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492. На первый взгляд, право военнослужащих на отдых достаточно регламентировано, определены механизмы его реализации, но это далеко не так. В процессе прохождения военной службы военнослужащий сталкивается с некоторыми проблемами реализации своего права, а именно: — предельная продолжительность времени, в течение которого военнослужащие могут привлекаться к исполнению обязанностей сверхурочно, в настоящее время не определена в отличие, например, от трудового законодательства, в соответствии с которым привлечение работников к исполнению обязанностей сверхурочно допустимо в пределах четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ), причем сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК РФ); — не разработано в Министерстве обороны Российской Федерации (как и в других федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба) положение, регламентирующее форму и порядок ведения журнала по учету времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени <*>; ——————————— <*> Ведение данного журнала предусмотрено п. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

— порядок ведения учета предоставленных военнослужащему дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха не определен в настоящее время ни в одном федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; — не разработан механизм компенсации (денежной или натуральной) отдыха военнослужащих в тех случаях, когда общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха превышает 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно <*>; ——————————— <*> В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

— не разработан механизм учета времени проезда от места жительства до места службы и обратно в случаях, когда военнослужащий был вызван на службу по служебной необходимости в свое свободное время (данный факт сейчас особенно актуален в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающего возможность предоставления военнослужащим служебных жилых помещений в других близлежащих населенных пунктах при отсутствии возможности предоставить их по месту прохождения службы) <*>; ——————————— <*> Например, 40% военнослужащих одной из воинских частей проживают в г. Чехове, а время проезда от места жительства до места службы и обратно занимает примерно 6 часов.

— не разработан механизм реализации права на отдых военнослужащих, участников боевых действий, так как, например, после года участия в боевых действиях, военнослужащий имеет право примерно на 9,5 месяцев отдыха <*>; ——————————— <*> Ориентировочный расчет: 1 месяц (основной отпуск) + 15 суток (п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих») + 8 месяцев («боевые»).

— имеют место коллизии нормативных правовых актов, регламентирующих отдых военнослужащих, что может привести к нарушению прав военнослужащих со стороны командования;

— не разработаны порядок и условия предоставления реабилитационных отпусков военнослужащим, принимавшим участие в полетах на космических кораблях, в длительных перелетах на самолетах, а также лицам, принимающим участие в боевых действиях и в контртеррористических операциях <*>. ——————————— <*> Такой порядок предусмотрен только в ВМФ Приказом Министра обороны СССР «О предоставлении отдыха военнослужащим Военно-Морского Флота после несения боевой службы и длительных походов» от 5 августа 1985 г.

Для разрешения указанных выше и других проблем необходимо провести научные исследования в целях выработки предложений по совершенствованию правового регулирования отдыха военнослужащих, так как к настоящему времени какого-либо специального научного исследования, посвященного наиболее полному изучению аспектов, связанных с понятием и формами реализации права на отдых военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, не проводилось.

——————————————————————