Еще об одном нарушении конституционного правопользования в военном законодательстве Российской Федерации

(Шанхаев С. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

ЕЩЕ ОБ ОДНОМ НАРУШЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОЛЬЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. В. ШАНХАЕВ

Руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за качество и соблюдение срока подготовки проектов правовых актов, предусмотренных перечнями актов, и за своевременное издание правовых актов федеральных органов исполнительной власти, направленных на исполнение федеральных законов <1>.

——————————— <1> Пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» от 11 ноября 2002 г. N 803.

Шанхаев С. В., кандидат юридических наук, капитан юстиции.

Данная статья продолжает серию публикаций, касающихся качества и эффективности правовых норм, регулирующих прохождение военной службы в Российской Федерации. Как отмечает доктор юридических наук В. И. Крусс, конституционное правопользование как особая и основная форма реализации (осуществления) права способно (и призвано) обеспечить фактическое верховенство конституционного принципа высшей ценности человека, его прав и свобод в условиях правового и социального государства <2>. ——————————— <2> Крусс В. И. Теория конституционного правопользования. М., 2007. С. 117.

Для исполнительной власти правотворчество играет первостепенную роль, так как издание нормативных актов — значимая правовая форма исполнительно-распорядительной деятельности. Всеобщая декларация прав человека <3> закрепляет, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы. Конституция Российской Федерации устанавливает, что труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37). ——————————— <3> Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.

При этом одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека является служба <4>. Статья 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с изм.) закрепляет, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. ——————————— <4> Военное право: Учебник / Под ред. В. Г. Стрекозова, А. В. Кудашкина. М., 2004. С. 159.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с изм.), прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (с изм.), другими федеральными законами и указанным Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Отдельные вопросы, касающиеся прохождения военной службы, в частности перемещения по службе, регулируются ведомственными <5> нормативными правовыми актами. Как отмечает Ю. Г. Арзамасов, ведомственные нормативные правовые акты — это источники права, являющиеся результатами нормотворчества компетентных лиц министерств и ведомств, принимаемые на основе и во исполнение законов и других актов высших органов государственной власти, содержащие нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие этих актов <6>. ——————————— <5> См., например: п. 3 ст. 11, подп. «в» п. 10 ст. 11, п. 2 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы. <6> Нормография: теория и методология нормотворчества: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. Г. Арзамасова. М.: Трикста, 2007. С. 74.

Так, например, в соответствии с п. 21 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы форма и содержание документов, касающихся назначения военнослужащего на воинскую должность, освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также порядок их оформления и представления устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В соответствии с п. 3 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на не предусмотренные п. п. 1 и 2 указанной статьи воинские должности устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Названные правовые нормы Положения о порядке прохождения военной службы имеют бланкетный характер. В связи с этим министр обороны Российской Федерации, реализуя указанные бланкетные нормы, издал Приказ «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» от 11 декабря 2004 г. N 410. Данным Приказом подробным образом регламентированы вопросы назначения военнослужащих на воинские должности, освобождения их от воинских должностей, перевода военнослужащих между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главными и центральными управлениями. В частности, данный Приказ устанавливает полномочия министра обороны Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности в военно-учебные учреждения, для которых штатом предусмотрено воинское звание «полковник» («капитан 1 ранга»). Более того, в соответствии с подп. «в» п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы комплектуемые офицерами вакантные должности профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях, в научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах замещаются на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса на замещение указанных вакантных должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В Вооруженных Силах Российской Федерации действует Инструкция по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в военных вузах, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденная Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 г. N 230 <7>. ——————————— <7> При этом хотелось бы отметить, что данным нормативным правовым актом предусмотрен порядок замещения должностей на конкурсной основе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Однако согласно ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» назначение военнослужащих на высшие воинские должности государством гарантировано с учетом условий заключенного ими контракта, в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.

Указанные нормативные правовые акты являются основными (базовыми) и в полном объеме устанавливают как общие, так и специальные требования, предъявляемые к воинским должностям преподавателей ввузов, а также условия перемещения их по службе. Наряду с указанными выше нормативными правовыми актами вопросы, касающиеся перемещения по службе преподавателей — военнослужащих ввузов, регламентируются (сразу отметим, что неправомерно) Руководством по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (с изменениями от 16 июня 2005 г.), утвержденным Приказом министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80. Так, в соответствии с п. 107 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (далее — Руководство) освобождение преподавателей-офицеров, а также офицеров, организующих образовательный процесс и принимающих в нем участие, от занимаемых должностей в связи с перемещением по службе или с проведением организационно-штатных мероприятий производится, как правило, после окончания учебного года <8>. ——————————— <8> Ранее действовавшее Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 4 января 2000 г. N 10, также содержало аналогичную норму.

Одновременно необходимо отметить, что такая же ситуация сложилась и в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 138 Положения по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 14 января 2005 г. N 22, освобождение преподавателей-офицеров, а также офицеров, организующих образовательный процесс и принимающих в нем участие, от занимаемых должностей в связи с перемещением по службе или с проведением организационно-штатных мероприятий производится, как правило, после окончания учебного года. Неправомерность издания указанных норм заключается в следующем. Во-первых, по-нашему мнению, указанная норма Руководства не соответствует нормам Конституции Российской Федерации и нормам международного права. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) <9> государство может устанавливать только такие ограничения прав человека, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4). ——————————— <9> Пакт ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII. Вступил в силу для России с 3 января 1976 г.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) ограничения прав необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц (ст. ст. 12, 18, 19 и др.). В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В связи с вышесказанным, правила Руководства в части возможности перемещения военнослужащих по службе после окончания учебного года устанавливают определенного рода правовые ограничения, так как необоснованно «связывают» возможность перемещения по службе с основаниями, не указанными в Федеральном законе, тем самым нарушая законные права и свободы военнослужащих, независимо от того, что Руководство в установленном порядке было опубликовано и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации <10>. ——————————— <10> Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 апреля 2003 г., регистрационный номер 4388.

Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру <11> для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность <12>. ——————————— <11> Более подробно см.: Титов В. В. Военнослужащий получил отношение, что дальше? // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 6. <12> Освобождающейся является должность, которую военнослужащий освобождает вследствие увольнения с военной службы, назначения на другую должность, перевода к новому месту службы и т. д. В отношении указанного военнослужащего издан приказ соответствующего должностного лица об изменении его служебно-должностного положения, но он еще не исключен из списков воинской части (учреждения, организации) (Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе». 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007) (комментарий к ст. 43).

В развитие указанной нормы министр обороны Российской Федерации издал Приказ «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. N 350. В соответствии с Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность. При этом он представляет соответствующему командиру (начальнику) рапорт с ходатайством о рассмотрении его кандидатуры, копию последнего аттестационного листа с отзывом и копию служебной карточки. Аттестационная комиссия воинской части, рассмотрев кандидатуры военнослужащих своей воинской части, а также документы других военнослужащих, дает заключение по рассмотренным кандидатурам. В случае если аттестационной комиссией воинской части предлагается к назначению на воинскую должность военнослужащий другой воинской части, то по решению командира (начальника) этой воинской части на имя командира (начальника) воинской части, где проходит военную службу отобранный кандидат, высылается отношение по форме согласно приложению N 4 к вышеназванной Инструкции. Если аттестационной комиссией воинской части ходатайство кандидата по вопросу назначения на воинскую должность отклонено, то он об этом уведомляется в письменной форме в установленном порядке. Командир (начальник) воинской части, получивший отношение на военнослужащего, обязан в установленном порядке направить на него по команде представление в кадровый орган, подчиненный должностному лицу, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность. Военнослужащие, проходящие военную службу в местностях Российской Федерации, где установлен срок военной службы, вправе предложить на рассмотрение аттестационных комиссий воинских частей, дислоцированных в другой местности Российской Федерации, где не установлен срок военной службы или установлены другие сроки военной службы, свою кандидатуру после того, как они выслужили установленные сроки военной службы в этих местностях. Таким образом, ограничения, указанные в Руководстве, не соответствуют нормам статьи 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В-третьих, министр обороны Российской Федерации (как и министр внутренних дел Российской Федерации), утверждая Руководство, нарушил нормотворческую компетенцию Министерства обороны Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти. Эффективная, четкая и скоординированная деятельность аппарата государственного управления зависит от правильного и точного определения компетенции каждого органа исполнительной власти, от полной ее реализации, строгого соблюдения границ <13>. ——————————— <13> Лазарев Б. М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. С. 232.

Как указывают С. В. Аленкин и В. В. Данилевич, анализ компетенции федерального органа исполнительной власти способствует совершенствованию, повышению качества его работы, помогает выяснить коллизии в деятельности, определить лишние дублирующие звенья или, наоборот, узнать, на каких участках есть пробелы <14>. ——————————— <14> Более подробно см.: Аленкин С. В., Данилевич В. В. Компетенция федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (теоретико-правовой вопрос) // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 11. С. 75 — 77.

Ю. Г. Арзамасов отмечает, что функция по изданию приказов может осуществляться по-разному. Здесь указанный автор выделяет два основных вида реализации данной функции. Первый — это конкретизация нормативных актов, обладающих большей юридической силой, чем ведомственные нормативные акты. Конкретизация используется разработчиками ведомственных норм, когда конкретное решение вопроса тем или иным органом власти осуществляется на основании отсылочных норм, содержащихся в законах либо в актах Президента и Правительства Российской Федерации. Второй вариант — детализация, которая осуществляется в тех случаях, когда законодатель при подготовке норм права предполагает их дальнейшее развитие, когда федеральные органы исполнительной власти, исходя из своей нормотворческой компетенции, устанавливают порядок осуществления «первичных» норм. Нормативные документы федеральных органов исполнительной власти могут быть как делегированными, т. е. направленными на реализацию компетенции вышестоящих органов власти, так и компетенционными <15>. ——————————— <15> Арзамасов Ю. Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. 2007. N 6. С. 25.

Как отмечает С. Д. Хазанов: «…в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации возникло немало проблем с определением нормотворческой компетенции федеральных органов исполнительной власти. Наиболее часто нормативные правовые акты признавались некомпетентными, если вместо установления порядка реализации какого-либо специального права они содержали положения, регулирующие содержание самого субъективного права, — основания для его приобретения, ограничения, условия прекращения пользования правом. При этом суды исходили из того, что закон не наделял правительство или министерство полномочиями по регулированию субъективного права граждан, а уполномочил установить лишь порядок реализации, т. е. определить органы, ответственные за обеспечение реализации, сроки и перечень документов, предоставляемых для получения права» <16>. ——————————— <16> Хазанов С. Д. Административно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти: некоторые методологические вопросы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2003. С. 30 — 45.

Анализ Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Положения о порядке прохождения военной службы, Приказа министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий», Инструкции по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в военных вузах, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 г. N 230, позволил сделать вывод о том, что министр обороны Российской Федерации в части регулирования отношений по перемещению военнослужащих по службе компетентен устанавливать только особенности назначения на воинские должности и освобождения от воинских должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву (подп. «к» п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы), а также утверждать формы и содержание документов, касающихся назначения военнослужащего на воинскую должность, освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также порядок их оформления и представления (п. 21 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы). Таким образом, министр обороны Российской Федерации, утверждая Руководство, в части установления возможности перемещения по службе военнослужащих — преподавателей ввузов в зависимости от окончания учебного года нарушил нормы Положения о порядке прохождения военной службы и вышел за пределы предоставленной ему компетенции. Изложенные несоответствия и пороки ведомственного нормативного правового акта подтверждают необходимость координации нормотворческой и правоприменительной практики в системе Вооруженных Сил Российской Федерации. В противном случае происходит необоснованное ущемление прав и свобод военнослужащих, подрывается тем самым принцип законности в государственном управлении, а также авторитет компетентности должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации.

——————————————————————

Вопрос: Наша воинская часть относится к частям постоянной боевой готовности, переведенным в установленном порядке на комплектование военнослужащими по контракту. Сколько должна длиться рабочая неделя? Как должен осуществляться учет рабочего времени. («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Наша воинская часть относится к частям постоянной боевой готовности, переведенным в установленном порядке на комплектование военнослужащими по контракту. Сколько должна длиться рабочая неделя? Как должен осуществляться учет рабочего времени.

Ответ: В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 11, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (40 часов). Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы. При этом боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Однако п. 3.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 11 не предоставляется. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Прохожу военную службу по контракту в Москве в военном представительстве. Офицер, капитан-лейтенант. Обучаюсь в гражданском вузе на юриста, на последнем курсе. Хочу продолжить службу в Главном правовом управлении Министерства обороны России. Уточните, пожалуйста, какие документы нужны для перевода? Возьмут ли меня на должность юридического профиля с последнего курса? Подскажите адрес Главного правового управления. («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Прохожу военную службу по контракту в Москве в военном представительстве. Офицер, капитан-лейтенант. Обучаюсь в гражданском вузе на юриста, на последнем курсе. Хочу продолжить службу в Главном правовом управлении Министерства обороны России. Уточните, пожалуйста, какие документы нужны для перевода? Возьмут ли меня на должность юридического профиля с последнего курса? Подскажите адрес Главного правового управления.

Ответ: Адрес Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19 (станция метро «Арбатская»). Порядок перевода (оформление документов) военнослужащих к новому месту службы регламентирован, в частности, Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350. Так, в соответствии с п. 9 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность (п. 3 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ). При этом он представляет соответствующему командиру (начальнику) рапорт с ходатайством о рассмотрении его кандидатуры, копию последнего аттестационного листа с отзывом и копию служебной карточки. Аттестационная комиссия воинской части, рассмотрев кандидатуры военнослужащих своей воинской части, а также документы других военнослужащих, дает заключение по рассмотренным кандидатурам. В случае если аттестационной комиссией воинской части предлагается к назначению на воинскую должность военнослужащий другой воинской части, то по решению командира (начальника) этой воинской части на имя командира (начальника) воинской части, где проходит военную службу отобранный кандидат, высылается отношение по форме согласно приложению N 4 к названной Инструкции. Если аттестационной комиссией воинской части ходатайство кандидата по вопросу назначения на воинскую должность отклонено, то он об этом уведомляется в письменной форме в установленном порядке. Командир (начальник) воинской части, получивший отношение на военнослужащего, обязан в установленном порядке направить на него по команде представление в кадровый орган, подчиненный должностному лицу, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность. Военнослужащие, проходящие военную службу в местностях Российской Федерации, где установлен срок военной службы, вправе предложить на рассмотрение аттестационных комиссий воинских частей, дислоцированных в другой местности Российской Федерации, где не установлен срок военной службы или установлены другие сроки военной службы, свою кандидатуру после того, как они выслужили установленные сроки военной службы в этих местностях. В соответствии с п. 21 Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 100, при невозможности укомплектования должностей юридической службы в бригадах, полках и им равных, а также в службах, отделах, комитетах, инспекциях, учреждениях, на предприятиях, в организациях Министерства обороны Российской Федерации лицами с высшим юридическим образованием допускается комплектование этих должностей лицами, обучающимися на последних курсах образовательных учреждений высшего профессионального образования по юридической специальности или же имеющими среднее специальное юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Таким образом, Вы не сможете перевестись в Главное правовое управление Министерства обороны Российской Федерации до окончания обучения.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Проходил военную службу по призыву с 27 декабря 1992 г. по 22 июня 1993 г. в Литве. Вопрос: есть ли право на льготную пенсию согласно Закону Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1? В настоящее время прохожу военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России (офицер). («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Проходил военную службу по призыву с 27 декабря 1992 г. по 22 июня 1993 г. в Литве. Вопрос: есть ли право на льготную пенсию согласно Закону Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1? В настоящее время прохожу военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России (офицер).

Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфл иктах» от 21 января 1993 г. N 4328-1 военнослужащим, проходящим военную службу ПО КОНТРАКТУ (выделено мной. — Авт.) на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. В связи с тем что в указанный Вами период Вы проходили службу по призыву, соответственно, на Вас не распространяется указанная выше норма, права на льготную выслугу лет для назначения пенсии Вы не имеете.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Прапорщик, выслуга — 21 год 11 месяцев в календарном исчислении. Окончил техникум, в котором была начальная военная подготовка, по специальности «Техник-механик». Служу на должности техника по безопасности — начальника КТП. Хочу уволиться по окончании контракта. Войдет ли учеба в техникуме в выслугу лет при подсчете пенсии? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Прапорщик, выслуга — 21 год 11 месяцев в календарном исчислении. Окончил техникум, в котором была начальная военная подготовка, по специальности «Техник-механик». Служу на должности техника по безопасности — начальника КТП. Хочу уволиться по окончании контракта. Войдет ли учеба в техникуме в выслугу лет при подсчете пенсии?

Ответ: Вопросы назначения и подсчета выслуги лет для назначения пенсий военнослужащим (другим приравненным к ним лицам) регулируются Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941. Данным нормативным правовым актом возможность зачета времени обучения в гражданском образовательном учреждении предусмотрена только в отношении офицеров. В связи с этим Вам не может быть засчитано время обучения в выслугу лет для назначения пенсии.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Военнослужащий. Общая выслуга (со срочной службой) более 25 лет. При получении государственного жилищного сертификата в ноябре 2007 г. на Башкортостан размер субсидии рассчитан по цене 22430 руб. за 1 кв. м. Но по Башкортостану в 2007 г. установлена цена 24450 руб. за 1 кв. м. Кто прав? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Военнослужащий. Общая выслуга (со срочной службой) более 25 лет. При получении государственного жилищного сертификата в ноябре 2007 г. на Башкортостан размер субсидии рассчитан по цене 22430 руб. за 1 кв. м. Но по Башкортостану в 2007 г. установлена цена 24450 руб. за 1 кв. м. Кто прав?

Ответ: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы от 21 марта 2006 г. N 153 размер субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата. В соответствии с Приказом Минрегиона России от 4 сентября 2007 г. N 91 средняя стоимость 1 кв. м общей площади жилья на IV квартал 2007 г. по Республике Башкортостан установлена 24550 руб. (на второе полугодие и III квартал 2007 г. — 24450 руб.; на I квартал 2007 г. — 22450 руб.). Если в сертификате дата выдачи указана позднее I квартала 2007 г., расчет субсидии произведен неверно.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Офицер военной разведки. Выслуга лет в календарном исчислении — 22 года. Врач-терапевт поставил диагноз «подагра, подагрический артрит». Имею ли я право уволиться в запас как ограниченно годный по состоянию здоровья? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Офицер военной разведки. Выслуга лет в календарном исчислении — 22 года. Врач-терапевт поставил диагноз «подагра, подагрический артрит». Имею ли я право уволиться в запас как ограниченно годный по состоянию здоровья?

Ответ: В соответствии с п. 129 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200, в случае выявления в ходе стационарного медицинского обследования или лечения увечий, заболеваний, по которым в соответствии с расписанием болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе) офицеры, прапорщики, мичманы не годны к военной службе, а солдаты, матросы, сержанты, старшины, проходящие военную службу по контракту или по призыву, не годны к военной службе или ограниченно годны к военной службе, указанные военнослужащие могут быть направлены на освидетельствование начальником военно-медицинского учреждения. Решение о направлении на освидетельствование записывается в историю болезни и скрепляется подписью начальника военно-медицинского учреждения. Таким образом, так как в отношении Вас не было вынесено заключение о негодности к военной службе (ограниченной годности к военной службе), то в связи с этим представляется, что Вы не имеете права на увольнение с военной службы. В том случае, если Вы считаете, что действия ВВК являются неправомерными, Вы имеете право оспорить ее решение в порядке, предусмотренном гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, следует отметить, что расписание болезней, по которому определяется годность военнослужащих к военной службе (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123), не содержит указанных Вами болезней. Более подробно см.: Тараненко В. В. Как военнослужащему защитить свои права (судебный и несудебные способы защиты). М., 2004.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Гражданский персонал учебного центра «Выстрел» Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации по объяснению администрации в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 144 заставляют перейти на получение зарплаты безальтернативно через банковские карты только банка «ВТБ 24». Соответствует ли это Конституции Российской Федерации и законодательству России? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Гражданский персонал учебного центра «Выстрел» Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации по объяснению администрации в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 144 заставляют перейти на получение зарплаты безальтернативно через банковские карты только банка «ВТБ 24». Соответствует ли это Конституции Российской Федерации и законодательству России?

Ответ: В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется НА УКАЗАННЫЙ РАБОТНИКОМ СЧЕТ В БАНКЕ (выделено мной. — Авт.) на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. При этом под местом выполнения работы понимается либо организация, либо конкретное структурное подразделение данной организации (филиал, цех, участок, отдел и др.), если оно было указано в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). Положение о возможности перечисления заработной платы на указанный работником счет в банке соответствует Конвенции Международной организации труда «Об охране заработной платы» от 1 июля 1949 г. N 95, в п. 2 ст. 3 которой предусмотрено, что компетентная власть может разрешить или предписать выплату заработной платы банковскими чеками или почтовыми переводами, если такая форма выплаты принята в обычной практике или необходима ввиду особых обстоятельств, если коллективный договор или решение арбитражного органа предусматривают это или, в отсутствие таких постановлений, если заинтересованный трудящийся согласен на это. Условия перечисления должны быть определены коллективным договором или трудовым договором.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Может ли быть исключен из списков личного состава воинской части офицер, имеющий выслугу 30 лет, достигший предельного возраста, проживающий в служебной квартире и желающий получить жилье в другом городе, без предоставления этого жилья? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Может ли быть исключен из списков личного состава воинской части офицер, имеющий выслугу 30 лет, достигший предельного возраста, проживающий в служебной квартире и желающий получить жилье в другом городе, без предоставления этого жилья?

Ответ: Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 вышеназванного Федерального закона. Исследование указанной нормы Закона в системной связи с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, было проведено Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении одного из гражданских дел (решение от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30). В решении, в частности, указано следующее. Анализ содержания данной нормы вышеназванного Закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья. При этом норма указанного Закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из названного Закона такое равенство не вытекает. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в абз. 2 п. 1 ст. 15 вышеназванного Закона конкретизировано, что военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах. Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы. В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих — граждан Российской Федерации, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы. С учетом изложенного следует признать, что абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т. е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть. Положениями вышеприведенной нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 данного Федерального закона. В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания — по избранному им месту постоянного жительства. Однако такие военнослужащие даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подп. «и» п. 7 разд. II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054) не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства — по месту военной службы. Следовательно, препятствий для увольнения указанных военнослужащих не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу. О правильности приведенной выше позиции свидетельствуют и положения п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, устанавливающие основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такими основаниями, свидетельствующими о предоставлении жилья, являются, в частности, улучшение жилищных условий по общим основаниям и получение служебного жилья. Возникновение в связи с увольнением специального основания для повторного признания нуждающимися в улучшении жилищных условий — выбор места жительства после увольнения — порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте, но не является, как указано выше, по смыслу абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», препятствием для увольнения, поскольку в нем содержится запрет на увольнение без предоставления жилья, а таким военнослужащим жилье предоставлено ранее по месту прохождения военной службы.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: База хранения боеприпасов. Начальник отдела хранения боеприпасов с радиоактивными веществами. Полагаются ли льготы и какие по работе с данными боеприпасами? И в частности, положен ли дополнительный отпуск (15 суток) за особый риск при несении боевого дежурства согласно приложению N 3 к Приказу Министра обороны России от 2002 г. N 365? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: База хранения боеприпасов. Начальник отдела хранения боеприпасов с радиоактивными веществами. Полагаются ли льготы и какие по работе с данными боеприпасами? И в частности, положен ли дополнительный отпуск (15 суток) за особый риск при несении боевого дежурства согласно приложению N 3 к Приказу Министра обороны России от 2002 г. N 365?

Ответ: В приложении N 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 13 сентября 2002 г. N 365 Ваша должность не указана. Одновременно необходимо отметить, что в Вооруженных Силах Российской Федерации действует Приказ Министра обороны Российской Федерации «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» от 31 июля 1996 г. N 284. Данным Приказом утверждена Инструкция о льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проходящим военную службу на должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений. Более подробно рассматриваемый вопрос изложен в статье: Шанхаев С. В. Об особенностях прохождения военной службы военнослужащими, работа которых связана с ионизирующим излучением // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 6. С. 13 — 15.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Вправе ли мне отказать в отпуске по личным обстоятельствам сроком на 30 суток в связи с истечением у меня срока контракта и увольнением с военной службы в запас по истечении срока контракта? Возраст — 42 года, воинское звание — «майор». («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Вправе ли мне отказать в отпуске по личным обстоятельствам сроком на 30 суток в связи с истечением у меня срока контракта и увольнением с военной службы в запас по истечении срока контракта? Возраст — 42 года, воинское звание — «майор».

Ответ: В соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, кроме основного отпуска, по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Как видно из содержания приведенной нормы, отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток не предоставляется военнослужащим, увольняющимся с военной службы по истечении срока контракта. В связи с этим Вы не имеете права на данный отпуск.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Если мой сын поступит в Московский институт МВД России, то будет находиться на полном государственном обеспечении. Должен ли я в этом случае выплачивать на него алименты? Если нет, то к кому мне обратиться? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Если мой сын поступит в Московский институт МВД России, то будет находиться на полном государственном обеспечении. Должен ли я в этом случае выплачивать на него алименты? Если нет, то к кому мне обратиться?

Ответ: В соответствии с семейным правом Российской Федерации субъектами алиментного обязательства выступают: несовершеннолетний ребенок (управомоченное лицо), обладающий согласно ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации правом на получение содержания от своих родителей, и родители или один из них (обязанные лица). Алиментная обязанность у родителей в отношении несовершеннолетних детей возникает независимо от того, являются ли родители дееспособными или недееспособными, трудоспособными или нетрудоспособными, совершеннолетними или несовершеннолетними, а также независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или нет, тем более при поступлении в учебное заведение Министерства внутренних дел Российской Федерации. Поэтому в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации закреплено правило, согласно которому родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Прошу разъяснить, как распространяется действие Приказа Министра обороны России от 15 июля 1999 г. N 310, в частности п. 20 о компенсации расходов, связанных с подготовкой и проведением исследований соискателями, защитившими диссертацию в гражданском вузе. На какие руководящие документы может ссылаться диссертант, в какие сроки? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Прошу разъяснить, как распространяется действие Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 310, в частности п. 20 о компенсации расходов, связанных с подготовкой и проведением исследований соискателями, защитившими диссертацию в гражданском вузе. На какие руководящие документы может ссылаться диссертант, в какие сроки?

Ответ: В соответствии с п. 20 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 310, оплата расходов, связанных с проведением научных исследований, подготовкой и защитой диссертаций в вузах и НИО Министерства обороны Российской Федерации, производится воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации, в штате которых состоят докторанты, старшие научные сотрудники, адъюнкты и соискатели. В перечень расходов включаются: печатные, чертежные, фотографические, множительные, переплетные работы, изготовление плакатов, оплата труда и командировочных расходов официальных оппонентов и членов диссертационных советов и др. Указанная норма Положения означает, что перечисленные виды работ должны выполняться в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, в штате которых состоят докторанты, старшие научные сотрудники, адъюнкты и соискатели. При этом данные виды работ производятся на безвозмездной основе. В случае выполнения указанных работ в сторонних организациях, т. е. в организациях, не перечисленных в п. 20 названного Положения, компенсация (возмещение) расходов не положена.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Прохожу военную службу более 20 лет в г. Архангельске. По увольнении в запас избрал местом жительства г. Тулу. Должен ли я первоначально оформить пенсию в льготном районе, или мне «северная пенсия» будет назначена сразу в г. Туле? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Прохожу военную службу более 20 лет в г. Архангельске. По увольнении в запас избрал местом жительства г. Тулу. Должен ли я первоначально оформить пенсию в льготном районе, или мне «северная пенсия» будет назначена сразу в г. Туле?

Ответ: Ответ на Ваш вопрос содержится в п. 16.1 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941, согласно которому предписано сохранять размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с применением районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, где районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих не установлен или установлен в меньшем размере. Пенсионерам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии исчисляются с применением районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленного по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. Предельный размер районного коэффициента, который применяется для исчисления указанных пенсий, составляет 1,5. При этом в календарную выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающую право на исчисление (сохранение) пенсии в порядке, установленном указанным выше пунктом, включаются периоды военной службы (службы) в этих районах и местностях, в том числе по призыву (срочная военная служба), в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. При исчислении указанной календарной выслуги лет применяется перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный в установленном порядке. Пенсионерам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходивших военную службу (службу) как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, в календарную выслугу лет в районах Крайнего Севера включается время военной службы (службы) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исходя из расчета один год службы в этих местностях за девять месяцев службы в районах Крайнего Севера.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Военнослужащая, несу шестичасовое непрерывное боевое дежурство в головных телефонах (наушниках). На рабочем месте — радиоприемники. Положен ли мне дополнительный отпуск? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Военнослужащая, несу шестичасовое непрерывное боевое дежурство в головных телефонах (наушниках). На рабочем месте — радиоприемники. Положен ли мне дополнительный отпуск?

Ответ: К сожалению, законодательством в Вашем случае дополнительный отпуск не предусмотрен.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Почему не оплачивается время инструктажа, развода, смены караула стрелка ВОХР? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Почему не оплачивается время инструктажа, развода, смены караула стрелка ВОХР?

Ответ: Согласно п. 22 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 541) караул по решению начальника военного объекта выполняет возложенные на него задачи не более 24 часов независимо от того, сколько времени часовой находится непосредственно на посту и сколько — в караульном помещении. Время, затраченное караулом на развод и смену караула, компенсируется временем, отводимым ему на принятие пищи (завтрак, обед и ужин).

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент

——————————————————————