Личностный смысл как психологическое условие развития мотивации к учебе у курсантов военных вузов
(Сидоров И. А.)
(«Юридическая психология», 2009, N 2)
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
И. А. СИДОРОВ
Сидоров И. А., кандидат психологических наук, доцент.
Статья посвящена проблемам целенаправленного формирования у курсантов военных вузов личностного смысла учебной деятельности. Автор исходит из того, что личностный смысл выражает субъективную важность для личности учебных действий, совершаемых для достижения поставленных в ходе учебы целей. По содержанию личностного смысла можно судить о причинах познавательной активности курсантов, ибо этот смысл всегда предметен — он показывает, к чему они наиболее сильно, настойчиво стремятся. Личностный смысл внешне выражается в сосредоточенности и направленности внимания на занятиях, в эмоциональных реакциях, в проявлении волевых усилий для усвоения учебного материала. Автор приходит к выводу, что одним из важнейших психологических условий развития мотивации к учебной деятельности является наличие у курсантов позитивного личностного смысла учебной деятельности.
Развитие мотивации учебной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность преподавательского состава и офицеров подразделений вуза по оказанию систематического воздействия на побуждения обучаемых с целью придания им позитивной, социально значимой направленности и обеспечения их развития под влиянием благоприятных психологических условий. Значимость и необходимость этой работы подтверждается наличием в психологии принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.
В условиях военно-учебного заведения объективно существуют благоприятные условия для организации активного психолого-педагогического воздействия на курсантов с целью развития мотивации к учебе. К таковым условиям можно отнести: казарменное положение обучаемых, строгая регламентация отношений, прав и обязанностей, относительная однородность психологических характеристик обучаемых, коллективная форма деятельности, наличие организационно-штатных структур для изучения и воспитания обучаемых, четкая нормативно-правовая база, регламентирующая цели, задачи, формы, методы работы должностных лиц по воспитанию и обучению курсантов. Рассмотрение сущности основных направлений и психологических условий этой работы имеет принципиальное значение для организации воздействий на побуждения курсантов.
Субъектами процесса развития мотивации учебной деятельности в вузах являются: преподаватели кафедр, офицеры учебных подразделений, офицеры отдела воспитательной работы, работники лаборатории или группы профессионально-психологического отбора. Важно отметить, что эффективность работы по развитию мотивации учебной деятельности зависит от согласованной деятельности всех субъектов по целям, времени и методам.
Одним из важнейших психологических условий развития мотивации является наличие у курсантов позитивного личностного смысла учебной деятельности.
Личностный смысл выражает субъективную важность для личности учебных действий, совершаемых для достижения поставленных в ходе учебы целей. По содержанию личностного смысла можно судить о причинах познавательной активности курсантов, ибо этот смысл всегда предметен — он показывает, к чему они наиболее сильно, настойчиво стремятся. Личностный смысл внешне выражается в сосредоточенности и направленности внимания на занятиях, в эмоциональных реакциях, в проявлении волевых усилий для усвоения учебного материала. Важным для его понимания является то, что он предшествует внутреннему плану деятельности, который реализуется в процессе экстериоризации на основе этого личностного смысла. Мотивы как бы «оценивают» жизненное значение для человека объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, прямо не совпадающий с пониманием их объективного значения. Этим несовпадением и объясняется то, что в учебной деятельности курсанты не всегда проявляют стремление овладеть учебным материалом, имеющим объективное значение для будущей профессиональной деятельности.
Устранение этого возможно путем целенаправленного формирования у них личностного смысла учебной деятельности.
Основными предпосылками для формирования личностного смысла являются: психологическая готовность преподавателей к данной работе, знание ими мотивов выбора курсантами профессии офицера, умение определить характер отношения к различным дисциплинам и прогнозировать перспективы развития их побуждений, высокая научная эрудиция и профессиональная авторитетность.
Работа по формированию личностного смысла учебной деятельности осуществлялась через анализ и корректировку содержания учебного материала, оптимизацию организации учебной деятельности, объективизацию оценки учебной деятельности, совершенствование стиля педагогической деятельности преподавателя.
Содержание обучения для курсантов выступает в первую очередь в виде той информации, которую они получают от преподавателя, из учебной литературы, учебных фильмов. Но сама по себе информация вне потребностей и вне личностного смысла обучаемого не имеет для него никакого значения. Поэтому в процессе подачи материала при проведении учебных занятий соблюдался ряд психологических условий. К ним относятся:
— информационная и эмоциональная насыщенность занятий, которая обеспечивает интерес к учебной информации;
— обеспечение тесной взаимосвязи учебного материала со служебно-боевой деятельностью и с предстоящей практической деятельностью в роли офицера. В ходе исследовательской работы установлено, что если учебный материал не содержал значимых практических рекомендаций, не был связан с практикой пограничных органов, то обучаемые его пропускали как профессионально не важную информацию, не имеющую личностного смысла;
— исключение однообразия и монотонности на учебных занятиях, создание проблемных ситуаций интеллектуального затруднения, требующих поисковой, исследовательской деятельности, сравнения и выбора альтернатив, нахождения нестандартных решений. Особенно актуально данное условие на занятиях по военным дисциплинам, когда требуется оперативное принятие управленческого решения. Наибольший результат достигается, если в ходе занятий используются дискуссии, деловые игры, персональные задания обучающимся, что существенно повышает интеллектуальную удовлетворенность курсантов на занятии;
— достижение эмоциональной связи обучаемых с преподавателем и создание высокого эмоционального тонуса в ходе учебных занятий, что способствует ощущению эмоционального благополучия, ориентирует курсантов на достижение максимального результата на занятии;
— создание на полевых занятиях продуктивной напряженности, введение элементов риска и опасности, высокого уровня трудностей с целью интеллектуального поиска обучающимися наиболее оптимальных способов решения учебных задач и приближения учебной обстановки к реальным условиям;
— стимулирование познавательной активности курсантов, поощрение проявляемого усердия, инициативы в ходе занятий посредством оценки как меры одобрения социальной значимости учебной деятельности.
Стажировка представляет для курсантов важный и ответственный этап учебной деятельности, своеобразное подведение итогов приобретенных знаний, сформированности умений за определенный период обучения. Осознание важности и ответственности за ее успешное прохождение выступает сильнейшей детерминантой учебной активности. Стажировка, особенно первая, является для курсантов личностно значимым событием в плане профессионального становления. Данное событие приобретает для курсантов личностный смысл, что проявляется в активной подготовке конспектов для проведения занятий, изучении обстановки в регионе и районе предстоящей стажировки, уточнении у курсантов старших курсов особенностей прохождения практики, углубленном изучении теоретических вопросов управления подразделениями, организации морально-психологического обеспечения, устройства и эксплуатации технических средств. Это наглядно свидетельствует о предметности личностного смысла учебной деятельности. Войсковая стажировка наиболее эффективно обеспечивает формирование личностного смысла учебных действий курсантов.
Стремление отдельных преподавателей при низкой успеваемости курсантов по некоторым темам до предела упрощать материал, «разжевывать» сложные вопросы и понятия хотя и приводит к кратковременному успеху, но делает изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающим интерес к учению. Такой материал слабо запоминается, теряет свою практическую значимость. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Важно показать, что практика войск не всегда соответствует научно обоснованной теории. Объяснение причин такого несовпадения придаст новому материалу значимый смысл, разовьет потребность в осознанном и вдумчивом изучении учебного материала.
Вместе с тем, развивая интерес курсантов к учению, не следует излишне эксплуатировать приемы, связанные с внешней занимательностью или ссылками на практическую значимость получаемых знаний и умений в настоящее время и в будущем. В этом случае изучаемый материал может потерять научность, фундаментальность, системность, которой он должен обладать, актуализируясь в сознании обучающихся.
Важное место в формировании личностного смысла отводится оценке результатов учебной деятельности. Такой оценкой для обучающихся является оценка на семинарских и практических занятиях по общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим и естественнонаучным, общепрофессиональным и военно-профессиональным дисциплинам. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Вместе с тем слишком частое оценивание приводит к тому, что получение положительных оценок становится для курсантов самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на оценку, которая не всегда объективно отражает истинные знания курсантов. В результате при отсутствии активизации мотивирующих факторов курсант оказывается твердо мотивированным в учебной деятельности на положительную оценку, при этом сама суть учебы, ее содержание, значимость уходят на второй план.
В то же время принижать мотивирующую роль оценок при существующей во всех вузах системе аттестации не стоит, поскольку оценка имеет юридическую силу, и именно на ее основании курсанта переводят на следующий курс, готовят итоговую аттестацию и даже распределяют к новому месту службы после завершения обучения.
На формирование личностного смысла деятельности курсантов в ходе учебных занятий существенное влияние оказывают стиль деятельности преподавателя и его личностные качества. Так, в ответах на вопросы анкеты более 80% курсантов выделяют такие импонирующие им в преподавателях и командирах качества: профессионализм, компетентность, требовательность, умение понимать курсанта. Выбор именно этих качеств объясняется прежде всего тем, что в личности преподавателя курсанты видят наиболее значимый идеал для подражания. Курсанты постоянно оценивают поведение преподавателей во всех его проявлениях, отбирают необходимые качества для дальнейшего развития в своей личности. Эти качества преподавателей, импонирующие курсантам, могут накладываться на личностный смысл изучения ими соответствующих учебных дисциплин, усиливать его, способствуя развитию положительной мотивации учебной деятельности.
В то же время проявление преподавателями таких качеств, как грубость, бестактность, некомпетентность, оказывает негативное влияние на формирование личностного смысла изучения дисциплины, которую они представляют. В данном случае происходит перенос оценочных суждений о личностных качествах преподавателя на преподаваемый им предмет. В связи с этим негативное отношение курсантов к трудным или ненужным дисциплинам может подкрепляться проявлением преподавателями названных качеств и еще больше обострять это отношение.
Важно также учитывать, что различные стили педагогической деятельности преподавателя формируют различные мотивы учебной деятельности. Авторитарный стиль формирует внешнюю мотивацию учения, мотив избегания неудачи задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль преподавателя, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а попустительский или либеральный — снижает мотивацию учения и формирует мотив надежды на успех.
Таким образом, личностный смысл обучения непосредственно влияет на развитие побуждений курсантов в учебе и проявляется в сформированности мотивации. Знание и учет уровня развития личностного смысла учебной деятельности курсантов позволяют офицерам учебных подразделений и преподавателям осуществлять активное, психологически обоснованное воздействие на обучающихся с целью формирования мотивации к учебе.
——————————————————————