Пути повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности менеджеров по рекламе
(Мицкевич Ю. В.)
(«Реклама и право», 2006, N 2)
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО РЕКЛАМЕ
Ю. В. МИЦКЕВИЧ
Эффективность учебно-воспитательного процесса прямым образом зависит от того, какие учебные мотивы студентов являются приоритетными, смыслообразующими. Задача педагога состоит в том, чтобы формирование познавательной мотивации к учебному предмету происходило с учетом мотивационной направленности личности менеджеров по рекламе.
Прежде чем строго следовать заранее разработанному тематическому плану, педагогу желательно выяснить, какие мотивы побудили менеджеров выбрать данную специализацию. Во-первых, это позволит определить истинные познавательные потребности менеджеров, т. е. те, что выступают в качестве ведущих в их учебной деятельности. Во-вторых, помогут составить спектр второстепенных потребностей, которые могут выполнять роль мотивационных стимулов в процессе учения. Известный педагог Н. Ф. Талызина в своих работах разделяет мотивы деятельности учения на внешние и внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. Н. Ф. Талызина подчеркивает, что не следует путать содержание мотива (что мотивирует) и уровень его действенности (силу мотивации). Так, относительно рекламной деятельности можно назвать такие второстепенные мотивы, как престижная работа, возможный профессиональный рост, высокая заработная плата и т. д. Данная информация позволит педагогу лучше адаптировать рекламный материал к конкретной аудитории, выбрать более эффективные методы и формы работы со студентами. Такая педагогическая «интерлюдия» способствует взаимопониманию между педагогами и студентами.
Следует выделить некоторые варианты взаимодействия между участниками образовательного процесса, ориентируясь на которые можно совершенствовать учебно-воспитательную деятельность менеджеров по рекламе:
доверительно-инициативные;
мобилизационно-предусмотрительные;
логически-конструктивные;
перспективно-стимулирующие;
продуктивно-результативные.
Благодаря вышеохарактеризованным взаимоотношениям у каждого участника образовательного процесса складывается определенная система представлений о ведущей деятельности, в данном случае учебной. Последняя будет определять успехи дальнейшего личностного и профессионального развития как студентов, так и педагогов.
Что касается воспитательной составляющей, то целесообразно вспомнить пророческие слова Л. С. Выготского о том, что «воспитывать — значит организовывать жизнь». Было бы правильным, на наш взгляд, при разработке тематических образовательных программ учитывать такие знания, умения, навыки в предметной области, успешное освоение которых обеспечит менеджерам по рекламе социально-профессиональную мобильность и динамичность.
Целесообразным также является применение педагогом личностно-ориентированных игровых (дидактические, деловые, ролевые игры) и тренинговых технологий. Адаптация существующих тренинговых программ для менеджеров по рекламе представляется сейчас особо актуальной, т. к. позволит повысить профессиональную компетентность студентов.
Еще одним важным моментом в учебно-воспитательной деятельности является оценка уровня знаний, умений, навыков менеджеров по рекламе. Исходя из личностно-ориентированных позиций, следует воспринимать контроль за результатами учебной деятельности как коррекционно-стимулирующее средство для развития личностного потенциала студентов.
Таким образом, повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности менеджеров по рекламе будут способствовать следующие аспекты.
Учебно-познавательная мотивация студентов подчинена социальной.
Преобладающим стилем взаимоотношений педагогов и студентов становится гуманно-личностный.
Благодаря использованию личностно-ориентированных педагогических технологий происходит актуализация профессионально-психологического потенциала менеджеров по рекламе.
Когда речь идет о результативной учебно-воспитательной деятельности менеджеров по рекламе, предполагается, что это процесс глубокого освоения студентами предметной специализации, а также познания себя, других и окружающего мира.
——————————————————————