Опыт развития гражданственности у курсантов и слушателей Дальневосточного юридического института МВД РФ

(Еремина И. С.) («Российский следователь», 2011, N 15)

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РФ <*>

И. С. ЕРЕМИНА

——————————— <*> Eremina I. S. Experience of development of civilization at cadets and listeners of far east legal institute of the ministry of internal affairs of the Russian Federation.

Еремина Инна Станиславовна, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин ДВЮИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье раскрыто содержание учебно-воспитательной деятельности по формированию гражданственности; обозначена логика моделирования системы воспитания гражданственности в юридических вузах. Обращено особое внимание на отбор и применение педагогических технологий с позиции их максимального воспитательного эффекта. Материалом для предложенного анализа послужила экспериментальная научно-исследовательская работа, выводы которой положены в основу статьи.

Ключевые слова: гражданственность, система, взаимодействие, моделирование, мировоззренческая цель.

In the article is revealed the notion of «educational process of civilest development; denotes logic simulation system of education of students in juridical universities. Particular attention is paid to the development of various pedagogical technologies from the position of their maximum educational effect. An experimental scientific research work was used as a material for the suggested analyses, its’ conclusions were laid to the basis of the article.

Key words: civilest, system, interaction, simulation, ideological goal.

Указ Президента России от 24 декабря 2009 г. ознаменовал начало радикальной реформы органов внутренних дел. Происходящая реформа в органах внутренних дел требует качественно новых субъектов этих перемен: высокообразованных, компетентных, патриотичных, обладающих активной гражданской позицией специалистов. Это предполагает совершенствование сферы образования, усиления гражданской составляющей в воспитательно-образовательной деятельности вузов МВД РФ. Высшие учебные заведения МВД РФ всегда являлись центрами подготовки квалифицированных специалистов. Следуя этой исторической традиции, вузы МВД РФ обучают и воспитывают будущих специалистов независимо от их профессиональной направленности, способными рассматривать свою профессиональную деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции морали, которая выражается в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, осознании своей принадлежности к российской культуре, усвоении ее богатства, любви к родным местам, своим близким, семье, уважительном отношении к другим народам и их культуре. Полагаем, что профессиональное обучение и гражданское воспитание в вузах МВД РФ должны быть единым органичным процессом целенаправленного формирования личности гражданина. Для формирования гражданственности личности именно студенческий возраст является наиболее оптимальным, так как это период самоутверждения, стремления к самостоятельности и неудовлетворенности пассивным положением, это время активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, все большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку. Развитие гражданственности в вузах МВД РФ должно осуществляться не только в виде специальной учебной дисциплины, но и в виде соответствующих аспектов, органически включенных в привычные курсантам, слушателям (далее — курсантам) дисциплины. Любая учебная дисциплина имеет возможности для развития гражданственности курсантов. Процесс развития гражданственности курсантов начинается с создания педагогических условий для овладения ими знаний о гражданственности. Ведущая роль в этом процессе отводится учебным дисциплинам государственно-правового цикла: теории государства и права, проблемам теории государства и права, конституционному праву России, конституционному праву зарубежных стран, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, муниципальному праву России, международному праву, обеспечению прав человека в деятельности органов внутренних дел. В ходе работы уделяется большое внимание составлению, переработке, уточнению учебных программ, что обеспечивает целостность в изучении основ гражданственности. Особое внимание обращается на категории и принципы формирования гражданственности. В процессе изучения курсанты познают помимо государственно-правовых вопросов роль гражданских ценностей в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации, условия формирования гражданственности личности, ее ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды, нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе. Гражданские основы знаний рассматриваются в ходе изучения следующих тем: «Понятие и основные черты государства»; «Конституционные основы правового положения личности в зарубежных странах»; «Государство и право в политической системе общества»; «Понятие, принципы и функции права»; «Президент РФ»; «Личность, государство и право»; «Правовое государство и гражданское общество»; «Образование Древнерусского государства и права (IX — XII вв.)»; «Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.)»; «Правовые отношения»; «Государство и право России в эпоху реформ 90-х годов»; «Институты прямой демократии»; «Международно-правовые средства обеспечения мира и разрешения международных споров» и др. Поскольку гражданственность — специфическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом и народом, заключающее в себе внутреннюю свободу, уважение к праву, любовь к Родине, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств, толерантность [1. С. 197], то в связи с этим на занятиях государственно-правового цикла курсанты знакомятся с такими важными понятиями, как «права и обязанности»; «реализация прав и законных интересов»; «исполнение обязанностей»; «законность, ее требования и принципы»; «правовая культура»; «политическая система общества»; «гражданство» и др. Изучение гражданственности в рамках учебной дисциплины «Теория государства и права» включает, с одной стороны, овладение знаниями по основам гражданственности, и тем самым создается методологическая база для дальнейшего приобретения знаний по гражданской проблематике, с другой стороны — воспитание гражданских ценностей курсантов. Учебные дисциплины «Проблемы теории государства и права», «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Муниципальное право России», «Международное право», «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» также знакомят курсантов с категориями: «права и обязанности»; «реализация прав и законных интересов»; «исполнение обязанностей»; «законность, ее требования и принципы»; «правовая культура»; «политическая система общества»; «гражданство» и др. Ведущим средством развития гражданственности курсантов является создание мировоззренческих ситуаций, т. е. выдвижение и обсуждение проблем с выходом на мировоззренческие идеи и необходимость для курсантов формулировать и защищать свою позицию. Успех при таком условии закрепляет мировоззренческую позицию личности, а неудача толкает к ее пересмотру или дальнейшему обоснованию. Изложение преподавателем какой-либо истины в этом случае становится вспомогательным, а не ведущим средством становления личностной позиции курсанта. Например, в процессе изучения учебной дисциплины «Конституционное право России» создание мировоззренческих ситуаций оправдывает себя при рассмотрении следующих тем: «Основы конституционного строя РФ, «Конституционные основы правового положения человека и гражданина. Гражданство РФ», «Общественно-политические права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан РФ» и др. Аналогично строится работа на различных занятиях по созданию социально значимых ситуаций, в том числе путем имитации будущей профессиональной деятельности. Так, содержание учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» позволяет создать мировоззренческие и социально значимые ситуации при изучении учебного материала, начиная с первой темы «Права человека: понятие, сущность, структура, система», и впоследствии в процессе изучения обеспечения прав человека в уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности ОВД. Преобладание методов проблемного, поискового, исследовательского изучения материала способствует тому, что при изучении государственно-правовых дисциплин основной упор делается не на заучивание понятий и определений, а на изучение их сущности и содержания. Важным итогом является развитие гражданственности курсанта как качества его личности, что определяет его гражданскую зрелость и в целом личностный рост как будущего специалиста. Итак, на первом этапе в ходе изучения государственно-правовых дисциплин учебного плана развитие гражданственности происходит в двух направлениях: — овладение знаниями по основам гражданственности в единстве с предметными знаниями по теории государства и права, проблемам теории государства и права, конституционному праву России, конституционному праву зарубежных стран, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, муниципальному праву России, международному праву, обеспечению прав человека в деятельности органов внутренних дел; — воспитание личности в соответствии с принятыми в обществе гражданскими ценностями в процессе изучения вышеперечисленных учебных дисциплин. Отметим, что первый этап является базовым в процессе развития гражданственности курсантов. Второй этап развития гражданственности курсантов предполагает развитие коммуникативных навыков, умения правильно строить межличностные отношения, выработку уверенности в себе, развитие рефлексии, формирование чувства ответственности за свои поступки в обществе и природе, пробуждение интереса к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, формирование активной гражданской позиции. Считаем, что выполнение данных задач способствует развитию гражданственности курсантов. Мы разделяем точку зрения великого русского философа И. А. Ильина, что «безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и гражданин, чем бессовестный грамотей» и что формальная «образованность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации…» [2. С. 28]. Реализация задач второго этапа: — организация встреч с практическими работниками, которые добились успехов в служебной деятельности, ветеранами института, участниками боевых действий; — привлечение курсантов к деятельности в научно-исследовательских группах, кружках, к участию в олимпиадах для реализации ими своих интересов не только в учебной, но и во внеучебной и научной работе; — предоставление возможности курсантам принимать самостоятельные решения во внеучебной деятельности: на заседаниях кружка «Правовед»; в период тематических экскурсий, выходов в музеи, театры и др.; — организация и проведение деловых и ролевых игр в учебной и во внеучебной деятельности. Кроме того, совместно с курсантами преподаватели создали следующие фильмы: «Механизм правового регулирования»; «Правовые отношения»; «Основы учения о Конституции». На заседаниях научного кружка «Правовед» мы обсуждаем послания Президента РФ; вопросы противодействия экстремистской деятельности; события в стране и в мире, где курсанты учатся оценивать сложившуюся политическую и экономическую обстановку, определять свою роль в решении социальных проблем, высказывать свое мнение, делать социально значимые и ответственные выводы, подводить итоги. Практика показывает, что участие в научно-исследовательских группах, кружках, олимпиадах оказывает значительное влияние на развитие гражданских качеств курсантов, так как они способствуют формированию у них умения осуществлять различные социальные роли, развивают определенные оценочные суждения и нормы, формируют «критическое» мышление, умение предвидеть последствия своего поведения. Уровень развития гражданской позиции курсантов проверяется посредством дискуссий, устных высказываний и ситуаций, смоделированных и жизненных. Анкетирование, тестирование, групповые и личные беседы с курсантами показывают, что все они, особенно те, кто приехал из других населенных пунктов, остро чувствуют необходимость такой деятельности. Время показало, что проводимые мероприятия на втором этапе позволяют в пять раз увеличить интерес курсантов к гражданским нормам и правилам (с 16 до 80%). Действуют на основе гражданских норм после эксперимента 96% курсантов (до эксперимента — 21%). В полтора раза выросло знание гражданских норм (с 54 до 83%). Желание следовать гражданским нормам и правилам после эксперимента испытывают 100% курсантов (до эксперимента — 43%). Не осталось курсантов, не думающих о своем отношении к проблемам гражданственности и гражданского поведения. Увеличилось количество курсантов в группе, которая владеет гражданскими нормами и правилами, понимает их важность в повседневной жизни, но выполнение их еще не стало внутренней потребностью (было 34%, стало 41%). Более чем в три раза уменьшилось количество курсантов, не владеющих нормами и правилами общения в гражданском обществе и поэтому выполняющих их ситуативно (с 13 до 4%). Курсанты отмечают, что работа по развитию гражданственности позволяет им задуматься о себе, других людях, своей стране (91%). Захотели стать хорошими специалистами, чтобы помогать другим, 74% курсантов. У 62% появилось желание принимать активное участие в жизни страны, 61% курсантов стали чувствовать себя более спокойно и непринужденно в незнакомом обществе. Лучше стали понимать других людей и себя 54%, изменили в чем-то взгляды на жизнь 51%, захотели стать лучше, самосовершенствоваться 27% курсантов. Таким образом, проводимые мероприятия показывают, что помимо развития профессиональной и общей познавательной мотивации, этической компетентности, формирования и развития коммуникативных навыков четко продуманная и системная направленность работы по развитию гражданственности курсантов способствует их гражданскому (в том числе личностному и профессиональному) становлению. Но в то же время деятельность по развитию гражданских качеств курсантов показывает, что развивать их гражданственность может только преподаватель-профессионал, сам обладающий высоким уровнем гражданственности, являющийся авторитетом для курсантов. Именно поэтому так велико значение личности преподавателя в воспитательно-образовательном процессе вуза. «Учитель создает нацию» — это древнее изречение справедливо и в наши дни, как никогда раньше.

Литература

1. Сергеев В. В. Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики // Защита и обеспечение прав человека в деятельности милиции: Сборник учебных курсов. Пермь: Центр помощи пострадавшим от насилия и торговли людьми, 2010. 2. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 — 1954 гг.: В 2 т. Т. 1. М., 1992.

——————————————————————