О безвозмездной финансовой помощи на строительство и покупку жилья
(Шанхаев С. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 11)
О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И ПОКУПКУ ЖИЛЬЯ
С. В. ШАНХАЕВ
Шанхаев С. В., кандидат юридических наук.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Правовые, экономические, а также социальные проблемы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей неоднократно рассматривались на страницах различных периодических изданий, юридических журналов и в других средствах массовой информации <1>. ——————————— <1> См.: Акчурин З. Х. Актуальные аспекты совершенствования законодательства о праве военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1; Бабакин А. Бесквартирные люди в погонах живут в ожидании чуда // Независимое военное обозрение. 2005. 25 марта; Борисенко В. Защита жилищных прав военнослужащих // Российская юстиция. 2002. N 1; Вакилов М., Фаршатов И. Жилищные права военнослужащих и членов их семей // Там же. 2000. N 7; Кудашкин А. В. Актуальные проблемы жилищного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 7; Струговец В. Для решения жилищных проблем военнослужащих потребуется не менее 10 лет // Независимое военное обозрение. 2005. 25 марта; Туганов Ю. Н. К вопросу аренды жилых помещений для военнослужащих (по материалам судебной практики) // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 7; и др.
Прежде чем перейти к раскрытию содержания настоящей статьи, следует согласиться с В. Н. Орловым, отметившим, что правотворческая деятельность законодателя в жилищной сфере должна быть направлена прежде всего на утверждение таких нормативных правил поведения участников (субъектов) правоотношений, которые призваны оказывать упорядочивающее и стабилизирующее воздействие в течение всего периода от момента возникновения до момента прекращения отношений <2>. ——————————— <2> Орлов В. Н. О праве военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, на внеочередное предоставление жилых помещений // Российский военно-правовой сборник. 2005. N 4.
На протяжении 10 лет Президентом Российской Федерации (на основе предоставленных законодательством полномочий) предпринимались различные попытки улучшить обстановку с обеспечением реализации прав военнослужащих, предусмотренных ст. 40 Конституции Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Так, в этих целях были изданы следующие нормативные правовые акты: Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 770 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан», Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан», Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и др. Здесь же следует отметить, что принятый и вступивший в силу 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс Российской Федерации <3> и Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ не разрешили в полном объеме правовые вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями <4>. ——————————— <3> См. подробнее: Фортушин В. Е. Об отдельных вопросах применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации при реализации жилищных гарантий военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 1. <4> На сегодняшний день Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ в полном объеме фактически не «заработал».
Однако, несмотря на предпринятые и осуществляемые меры по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, названная проблема до конца не решена, в том числе и с точки зрения юридической науки <5>, целые пласты отношений в жилищной области до сих пор не урегулированы правовыми нормами <6>. ——————————— <5> См. подробнее: Кудашкин А. В. Конституционное право на жилище в контексте проблем реализации жилищных прав военнослужащих // Российский военно-правовой сборник. 2005. N 4. <6> Стешин А. Ю. Осторожно! «Экстремисты права» // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 12.
Среди прочих способов обеспечения военнослужащих жилыми помещениями законодательством о статусе военнослужащих была предусмотрена такая форма обеспечения военнослужащих, вступивших в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющих строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), как предоставление субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи. Однако с 1 января 2005 г. в соответствии со ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» норма Федерального закона «О статусе военнослужащих» (п. 7 ст. 15) была признана утратившей силу. Напомним, что п. 7 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривал следующее: «Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих-граждан и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере: от 10 до 25 лет — не менее 75 процентов; 25 лет и более — 100 процентов стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир). В таких же размерах оказывается безвозмездная финансовая помощь в соответствии с указанной в настоящем пункте общей продолжительностью военной службы гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир). Указанная безвозмездная финансовая помощь оказывается: военнослужащим-гражданам — по месту военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба); гражданам, уволенным с военной службы, — по избранному постоянному месту жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет средств, выделяемых для этих целей Правительством Российской Федерации». При этом в развитие п. 7 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» было принято Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604, а также издан Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 г. N 150 «О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации». Вышеназванным Положением было установлено, что размер безвозмездной финансовой помощи при покупке жилья исчисляется исходя из средней для каждого субъекта Российской Федерации рыночной стоимости приобретения жилья (в расчете на один квадратный метр общей площади), определяемой в установленном порядке. Одновременно в соответствии с п. 4 Инструкции о порядке оказания военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 г. N 150, размер безвозмездной финансовой помощи исчислялся: а) вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы — исходя из стоимости строительства предоставляемой квартиры в ценах на момент ввода дома в эксплуатацию. При этом стоимость строительства определяется с учетом возможных компенсационных выплат жилищно-строительным (жилищным) кооперативам из бюджетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; б) осуществляющим строительство индивидуального жилого дома — исходя из утвержденной в установленном порядке сметной стоимости его строительства (без надворных построек) в пределах стоимости строительства жилого дома в данном регионе либо стоимости одного квадратного метра жилья в ценах на момент утверждения проекта; в) осуществляющим покупку индивидуального жилого дома — исходя из балансовой стоимости индивидуального жилого дома (без надворных построек) в пределах стоимости строительства жилого дома в данном регионе (стоимости одного квадратного метра жилья) и типовых потребительских качеств жилья в ценах на момент приобретения жилого дома. Однако в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604 признано утратившим силу с 1 января 2005 г. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 г. N 150, изданный в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235 признан утратившим силу. Таким образом, с 1 января 2005 г. такая форма обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, как предоставление безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья, была упразднена. Однако, несмотря на это, в соответствии с ч. 3 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо начавшим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) до 1 января 2004 г. в пределах установленной социальной нормы общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по месту военной службы на территории Российской Федерации, предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в период с 1 января 2005 г. и по настоящее время при наличии права военнослужащих на получение безвозмездной финансовой помощи (ч. 3 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок, условия выдачи, в том числе и размер, безвозмездной финансовой помощи не определены. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 1337-р установлено, что размер безвозмездной финансовой помощи и иных жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета военнослужащим в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), устанавливается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья (жилых помещений), определяемой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 394-р, и является предельным. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, предоставляемых гражданам — участникам подпрограммы (получения и реализации государственного жилищного сертификата), является Министерство регионального развития Российской Федерации. Однако, в силу того что Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 регламентирует порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, нормативные правовые акты Министерства регионального развития Российской Федерации в части установления лимита стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, не могут быть применены к отношениям, связанным с реализацией военнослужащими права на получение безвозмездной финансовой помощи при строительстве или покупке жилья. Таким образом, правоположения, содержащиеся в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, и изданные в их развитие приказы Министерства регионального развития Российской Федерации не регулируют порядок и условия выплаты безвозмездной финансовой помощи военнослужащим, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо начавшим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) до 1 января 2004 г. В связи с изложенным на сегодняшний день ограничением размера выплаты военнослужащим безвозмездной финансовой помощи является п. 7 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.), а также предел установленной социальной нормы общей площади жилого помещения. Представляется, что для длящихся правоотношений в качестве социальной нормы может быть принята норма, установленная ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В заключение хотелось бы отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16 октября 2007 г. N 652-О-О со ссылкой на ч. 3 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ сделал вывод, что нет оснований утверждать, что военнослужащие, приобретшие до даты, с которой было приостановлено действие п. 7 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», право на получение субсидии в виде оказания безвозмездной финансовой помощи за счет средств федерального бюджета, впоследствии оказались его лишены.
——————————————————————