Две квартиры в одни руки

(Рылков Д. В.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 5)

ДВЕ КВАРТИРЫ В ОДНИ РУКИ

Д. В. РЫЛКОВ

Рылков Д. В., помощник командира войсковой части по правовой работе, член РАЮН, кандидат юридических наук.

В последнее время в правоприменительной практике федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, все чаще возникает вопрос: возможно ли повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания? Данный вопрос разрешается по-разному. В одних случаях жилищными комиссиями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, принимается решение о повторном обеспечении военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания. Основой таких решений является истечение пятилетнего срока со дня совершения военнослужащими действий, которыми они ухудшили свои жилищные условия. В других же случаях жилищные комиссии отказывают военнослужащим в их повторном обеспечении жилыми помещениями, мотивируя это тем, что военнослужащие обеспечиваются жилым помещением для постоянного проживания один раз за весь период военной службы. Автор настоящей статьи полагает, что в случае намеренного ухудшения жилищных условий повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания невозможно, поскольку действующим законодательством это не предусмотрено. В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Конституция Российской Федерации, с одной стороны, обязывая федеральные органы исполнительной власти создавать для этого условия, с другой — закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. Из содержания ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации следует, что военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам. Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в т. ч. при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ (или федеральным законом) основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом. Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок реализации права на жилище определен ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок обеспечения жилыми помещениями — руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В частности, в Федеральной службе безопасности — Правилами организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденными Приказом ФСБ России от 24.10.2011 N 590 (далее — Правила). Изложенные выше правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (в частности, на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих — граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета. При получении жилого помещения по избранному месту жительства граждане и члены их семей обязаны представить документы о сдаче жилых помещений. В соответствии с требованием ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье ими должны быть представлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Так, военнослужащим федеральной службы безопасности согласно п. п. 3, 36 Правил для постановки на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему необходимых документов и представить справку о сдаче жилого помещения. Военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии ухудшившие свои жилищные условия, например, путем расторжения брака, могут получить жилое помещение вновь (в т. ч. по месту прохождения военной службы) только в случае признания их нуждающимися. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять исчерпывающие меры к получению причитающейся им части жилой площади, в т. ч. в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положением ст. 72 ЖК РФ. Из анализа положений ст. ст. 15, 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998, осуществляется путем предоставления военнослужащим за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Предоставляя указанной категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено. Так, военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая надзорную жалобу, поданную военнослужащим военной прокуратуры Лебедевым, указала, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на Минобороны России обязанность по предоставлению военнослужащим жилья (в собственность бесплатно либо по договору социального найма) только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение <1>. ——————————— <1> Определение военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2010 N 205-В10-17.

Из вышеизложенного следует, что если военнослужащий распорядился ранее полученным от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права на повторное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ. Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК РФ, т. е. по решению органа самоуправления по месту жительства (избранному месту жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Однако в случае если военнослужащий предпримет должные меры к выделению причитающейся ему доли из ранее полученной от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилой площади, и обмену либо разделу спорного жилого помещения, и сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам, то у него может возникнуть право на повторное обеспечение жилым помещением. Из анализа судебной практики следует, что под должными мерами понимаются действия военнослужащего, направленные на: — выделение причитающейся ему доли; — принудительный обмен жилого помещения и его последующую сдачу. Так, военнослужащий Минобороны России в 2010 г. обратился в Железнодорожный районный суд города Хабаровска с иском о разделе лицевого счета и принудительном разделе жилой площади (жилого помещения, предоставленного ранее военнослужащему по договору социального найма, и оставленного бывшей супруге), а также о понуждении к совершению принудительного обмена. Решением суда военнослужащему в удовлетворении иска отказано. Согласно позиции Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации обращение военнослужащего в суд с иском о признании права пользования квартирой <2> и вселении в нее само по себе не является надлежащим принятием мер по выделению причитающейся военнослужащему части жилья <3>. ——————————— <2> Предоставленной военнослужащему для постоянного проживания федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и оставленной военнослужащим членам своей бывшей семьи при расторжении брака. <3> См.: Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 24.06.2010 N 205-В10-17.

Военнослужащие, фактически освободившие ранее занимаемые жилые помещения и предпринявшие меры к получению причитающейся им части жилой площади в судебном порядке, обращаются в квартирно-эксплуатационные органы с целью получения справки о сдаче жилого помещения. Однако, как правило, получают отказ. Так, военнослужащий Минобороны России обратился в 2011 г. в Хабаровский гарнизонный военный суд с исковым заявлением к ФГУ «Восточная квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, в котором просил обязать ответчика выдать справку о сдаче ранее предоставленного ему жилого помещения без его фактической сдачи. Удовлетворяя его требования, суд указал, что военнослужащий предпринял должные меры к сдаче жилого помещения, а именно обратился в суд с целью выделения и обмена. Однако выделение и обмен признаны судом невозможными, поскольку отсутствуют варианты. Учитывая, что выделение и размен невозможны, военнослужащий не может фактически сдать ранее предоставленное ему жилое помещение. Таким образом, военнослужащий, не сдавший в установленном порядке жилое помещение, ранее полученное от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, но принявший должные меры к его сдаче и получивший при этом справку квартирно-эксплуатационного органа о «сдаче» жилого помещения, имеет право на повторное обеспечение на безвозмездной основе жильем от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

——————————————————————