Сравнительно-правовой анализ привлечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности

(Савин И. Г.) («Военно-юридический журнал», 2010, N 7)

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

И. Г. САВИН

Савин И. Г., доцент кафедры управления подразделениями РВВДКУ (ВИ), кандидат юридических наук, подполковник.

Основной задачей права является регулирование общественных отношений и их охрана в целях обеспечения общественного порядка и максимально возможной свободы для всех членов общества. Совершение правонарушения, как противоправного, общественно вредного виновного деяния, подлежит не только моральному осуждению, но и предполагает активную деятельность государства (в лице его компетентных органов) по применению в отношении правонарушителя мер принудительного воздействия. В целях восстановления законности и справедливости, осознания неотвратимости наступления неблагоприятных последствий за совершенное деяние правонарушитель привлекается к юридической ответственности. Юридическая ответственность — это социально-правовой институт, нормы которого вносят вклад в процесс формирования основных элементов правового демократического государства, существование которого невозможно без соблюдения всеми субъектами возникающих правоотношений, установленных норм и правил. В Энциклопедическом словаре юридическая ответственность трактуется как государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством, обществом <1>. ——————————— <1> Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 186.

В теории российского права традиционно выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и материальную. Задача настоящей статьи — провести сравнительно-правовой анализ и выявить особенности привлечения к дисциплинарной ответственности двух категорий государственных служащих — сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих. Дисциплинарная ответственность (наряду с материальной ответственностью) в юридической литературе нередко именуется «трудоправовой ответственностью» <2>, под которой понимается обязанность работников и работодателей, их представителей претерпеть юридически неблагоприятные последствия в форме лишений личностного, организационного и имущественного характера в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством <3>. ——————————— <2> Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 2. М., 2004. С. 452. <3> Там же. С. 457.

По существу, дисциплинарная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности в сфере труда, субъектами правоотношений которой являются работник и работодатель (государство и государственный служащий). Дисциплинарная ответственность наступает в случае совершения одним из субъектов трудовых правоотношений противоправного деяния (дисциплинарного проступка). В общей теории права отмечается, что дисциплинарный проступок — это общественно вредное нарушение трудовой, исполнительской и иной дисциплины, т. е. нарушение обязательного порядка деятельности предприятий и иных коллективных образований. Такие проступки дезорганизуют работу, а дезорганизация является общественно вредным состоянием управленческих отношений <4>. ——————————— <4> Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1996. С. 467, 468.

Дисциплинарная ответственность, как и любая другая, реализуется в рамках охранительных правоотношений. С учетом характера установленных государством санкций, а также субъектов, которые несут ответственность, в трудовом праве различают общую и специальную дисциплинарную ответственность. Общая регулируется Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) и распространяется на всех работников организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии со ст. 192 ТК РФ, работодатель за нарушение дисциплины труда вправе применять следующие виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Перечень этих взысканий является исчерпывающим, т. е. применение другого дисциплинарного взыскания, не указанного в ТК РФ, является незаконным. Возможность привлечения работников и служащих к дисциплинарной ответственности путем наложения, кроме вышеуказанных, и других видов дисциплинарных взысканий установлена ст. ст. 189 и 192 ТК РФ. Это так называемая специальная дисциплинарная ответственность. Основанием для привлечения работников и служащих к специальной дисциплинарной ответственности являются нормы права, содержащиеся главным образом в уставах и положениях о дисциплине, устанавливаемых федеральными законами. Соответственно, и законодательство различает общего субъекта дисциплинарной ответственности и специального. Общим считается каждый работник, совершивший дисциплинарный проступок, за исключением тех, кто в силу специальных нормативных правовых актов является специальным субъектом. Специальная дисциплинарная ответственность обусловлена рядом причин: во-первых, спецификой трудовых функций, выполняемых работниками; во-вторых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных трудовых обязанностей. При этом следует подчеркнуть, что специальная дисциплинарная ответственность устанавливается не для всех работников и служащих, а только для тех из них, которые указаны в соответствующих уставах и положениях о дисциплине, а также непосредственно в федеральных законах. Государственные служащие как раз относятся к категории граждан, которые являются субъектами специальной дисциплинарной ответственности. Статусом государственного служащего обладают граждане, состоящие на государственной службе. Система государственной службы, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», включает в себя следующие виды государственной службы: — государственная гражданская служба; — военная служба; — правоохранительная служба <5>. ——————————— <5> Статья 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

Сотрудники органов внутренних дел имеют статус государственного служащего правоохранительной службы и являются субъектами специальной дисциплинарной ответственности. Возможность и порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел за совершение дисциплинарных проступков к специальной дисциплинарной ответственности установлены Положением о службе в органах внутренних дел <6> (далее — Положение). ——————————— <6> Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 2. Ст. 70.

В соответствии со ст. 34 Положения «служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий». За нарушение служебной дисциплины (ст. 38 Положения) на сотрудников органов внутренних дел, помимо взысканий, установленных ТК РФ для работников, привлекаемых к общей дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение из органов), применяются и другие: 1) строгий выговор; 2) лишение нагрудного знака; 3) предупреждение о неполном служебном соответствии; 4) понижение в должности; 5) снижение в специальном звании на одну ступень. В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения. При этом в ст. 39 Положения указывается, что все взыскания, кроме замечания, выговора и назначения вне очереди в наряд, объявляются в приказе. Положение устанавливает необходимость наличия письменного объяснения сотрудника, привлекаемого к дисциплинарной ответственности. Проверка указанных в этом объяснении сведений проводится только при необходимости. В этом случае выносится заключение. Разнятся сроки снятия дисциплинарного взыскания (год — для взыскания, наложенного приказом, и месяц — для устного взыскания). В соответствии со ст. 42 Положения, в органах внутренних дел создаются суды чести соответственно рядового и младшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава, старшего и высшего начальствующего состава. При этом суд чести, установив виновность привлеченного к суду, может объявить общественное порицание или возбудить ходатайство перед соответствующим прямым начальником о применении одной из следующих мер воздействия: а) лишении нагрудного знака; б) понижении в должности; в) снижении в специальном звании на одну ступень; г) перемещении по службе; д) отчислении курсанта, слушателя из учебного заведения; е) увольнении со службы. При рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих важным является положение ст. 13 ТК РФ, определяющей, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Таким образом, если, рассматривая привлечение к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, мы руководствуемся положениями ТК РФ и ведем речь о «специальной» дисциплинарной ответственности, то, в случае привлечения к дисциплинарной ответственности граждан, имеющих статус военнослужащего, руководствуемся уже Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащего» <7> (далее — Закон о статусе) и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации <8> (далее — ДУ ВС РФ). ——————————— <7> Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331. <8> Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 47. Ч. 1. Ст. 5749.

И если в нормативных документах, определяющих порядок привлечения граждан, имеющих статус сотрудника органа внутренних дел, речь идет о «служебной» дисциплине, то в случае с военнослужащими это уже «воинская дисциплина», которая, в соответствии со ст. 1 ДУ ВС РФ, «есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников)». Перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к военнослужащему, устанавливает ст. 28.4 Закона о статусе военнослужащих и ст. 54 ДУ ВС РФ: 1) выговор; 2) строгий выговор; 3) лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; 4) лишение нагрудного знака отличника; 5) предупреждение о неполном служебном соответствии; 6) снижение в воинской должности; 7) снижение в воинском звании на одну ступень; 8) снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; 9) досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; 10) отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования; 11) отчисление с военных сборов; 12) дисциплинарный арест. Сравнивая виды взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, можно прийти к выводу, что к военнослужащим, помимо тех видов взысканий, которые установлены для сотрудников органов внутренних дел, применяются такие взыскания, как: 1) лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег (обусловлено прохождением военнослужащими службы по призыву, предполагающей постоянное нахождение военнослужащего на территории воинской части); 2) снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; 3) дисциплинарный арест. В свою очередь, к военнослужащим, в отличие от сотрудников внутренних дел, не применяются такие взыскания, как: 1) замечание (в соответствии со ст. 52 ДУ ВС РФ, дисциплинарным взысканием не является); 2) перемещение по службе (вызывает сомнение целесообразность разделения данного взыскания и взыскания, связанного с понижением в должности. Так, если это не понижение в должности, а перемещение на равную или высшую должность, то является ли такое перемещение взысканием?); 3) назначение вне очереди в наряд по службе. Имеют место отличия в порядке наложения и снятия дисциплинарных взысканий. Так, взыскание «снижение в звании на одну ступень», в соответствии со ст. 28.4 Закона о статусе военнослужащих, применяется только в отношении рядового и сержантского состава, тогда как у сотрудников органов внутренних дел это взыскание распространяется на все категории. Письменное проведение «разбирательства» по дисциплинарному проступку военнослужащего обязательно только в случае, если военнослужащий совершил грубый дисциплинарный проступок (перечень которых определен в ст. 28.5 Закона о статусе военнослужащих). Разбирательство по грубому дисциплинарному проступку заканчивается составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке (ст. 81 ДУ ВС РФ), имеющем установленную форму. Это связано с тем, что на основании материалов разбирательства по грубому дисциплинарному проступку и указанного протокола совершивший грубый дисциплинарный проступок военнослужащий может быть подвергнут дисциплинарному аресту. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» <9>, дисциплинарному аресту военнослужащего можно подвергнуть только на основании постановления военного суда. ——————————— <9> Собрание законодательства РФ. 2006. N 49 (ч. 1). Ст. 5089.

В нормативных документах, определяющих порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, отсутствует указание на обязательность наличия письменного объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности. Что касается судов чести, то регулировавшие этот вопрос Приказы Министра обороны СССР от 16 октября 1980 г. N 275 «С объявлением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1980 г. «Об утверждении Положения о товарищеских судах чести офицеров в Вооруженных Силах СССР» и от 20 июля 1973 г. N 157 «С объявлением Положения о товарищеских судах чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в Вооруженных Силах СССР» утратили силу в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 17 июля 2004 г. N 226. В отличие от сотрудников органов внутренних дел, нормативные документы не устанавливают сроков снятия дисциплинарного взыскания с военнослужащих. Статья 36 ДУ ВС РФ указывает либо на сроки, по истечении которых взыскание «может быть» снято (дисциплинарное взыскание «дисциплинарный арест»: с солдат и матросов — не ранее трех месяцев после исполнения постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста; с сержантов и старшин — не ранее чем через шесть месяцев; с прапорщиков и мичманов — не ранее чем через год. Дисциплинарное взыскание — снижение в воинском звании (должности) — с солдат, матросов, сержантов и старшин — не ранее чем через шесть месяцев со дня его применения), либо срок, по истечении которого решается вопрос снятия (дисциплинарное взыскание «снижение в воинской должности» (с прапорщиков и офицеров) и «предупреждение о неполном служебном соответствии» осуществляется не ранее чем через год со дня их применения). В связи с небольшим объемом статьи проведен неполный сравнительно-правовой анализ юридической ответственности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел за совершение дисциплинарных проступков. Но даже такой анализ позволяет сделать следующие выводы: 1. Сотрудники органов внутренних дел за нарушение служебной дисциплины привлекаются к специальной дисциплинарной ответственности на основании Трудового кодекса РФ и Положения о службе в органах внутренних дел. Военнослужащие за нарушение воинской дисциплины привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ДУ ВС РФ. 2. Нормативные правовые акты устанавливают обязательность получения письменного объяснения от сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к дисциплинарной ответственности. Что касается военнослужащих, обязательность получения письменного объяснения предусматривается только от военнослужащего, привлекаемого к ответственности за совершение грубого дисциплинарного проступка. 3. Военнослужащие и сотрудники органов правоохранительной службы, имеющие специальные звания, за совершение административных правонарушений (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ) несут дисциплинарную ответственность. Однако только военнослужащие могут быть подвергнуты такому дисциплинарному наказанию, как дисциплинарный арест (данное взыскание предполагается как «заменитель» административного ареста, к которому ни военнослужащие, ни сотрудники органов правоохранительной службы, имеющие специальные звания, не привлекаются). 4. Дисциплинарное взыскание «снижение в звании на одну ступень» применяется только в отношении военнослужащих рядового и сержантского состава, тогда как у сотрудников органов внутренних дел это взыскание распространяется на все категории. 5. Наибольшее количество видов дисциплинарных взысканий предусмотрено для военнослужащих. Именно для военнослужащих вопросы привлечения их к дисциплинарной ответственности наиболее детально регламентированы как Законом о статусе военнослужащих, так и ДУ ВС РФ.

——————————————————————