О приватизации военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей жилых помещений, полученных от Министерства обороны Российской Федерации по договору социального найма

(Трофимов Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 2)

О ПРИВАТИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ГРАЖДАНАМИ, УВОЛЕННЫМИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., начальник отдела (по представлению интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах общей юрисдикции) ФГУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН, подполковник юстиции запаса.

Проведен анализ реализации права на оформление в собственность занимаемого жилого помещения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, получившими жилье от Минобороны России.

On privatization of the military, citizens dismissed from military service and their family members, living quarters, obtained from the Ministry of Defence of Russian Federation under a contract of employment of social E. N. Trofimov

The analysis of the right to registration of the ownership of residential accommodation servicemen, citizens discharged from military service, and members of their families to obtain housing from the Russian Defense Ministry.

Как известно, на основании Закона от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» <1> право на оформление в собственность занимаемого жилого помещения имеет любой гражданин Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены указанным Законом. К сожалению, этим правом удается воспользоваться не всем. В такой ситуации оказались многие военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, получившие жилье от Министерства обороны Российской Федерации или проживающие в зданиях, которые переданы на баланс соответствующим органам Министерства обороны Российской Федерации. ——————————— <1> URL: http:// www. consultant. ru/ document/ cons_doc_LAW_77650/.

Среди различных причин, препятствующих военнослужащим оформить в собственность занимаемое жилое помещение, наиболее часто встречаются такие, как: — фактическое отсутствие организации, за которой жилые помещения, дома, в которых они проживают, закреплены на праве оперативного управления (хозяйственного ведения); — не исполнено решение о передаче на баланс муниципального образования здания, построенного за счет средств Министерства обороны Российской Федерации; — отсутствие кадастрового (технического) паспорта; — отсутствие зарегистрированного права собственности Российской Федерации (права собственности муниципального образования) и производных от него прав оперативного управления, хозяйственного ведения; — другие причины. Независимо от причин возникает тупиковая ситуация, в которой граждане, имеющие законное право на приватизацию, не могут им воспользоваться из-за несогласованности разных ведомств, отсутствия четкого механизма реализации этого права, пробелов в законодательстве, вызывающих бюрократические неувязки. В этой ситуации, которая кажется безвыходной, неопытному человеку очень трудно разобраться. Непонятно даже, с чего начать. А ведь в большинстве случаев вопрос приходится решать через суд. Такого рода иски многочисленны, и основной причиной обращения в суды военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является отсутствие нормативного регулирования вопросов безвозмездной передачи в собственность военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилых помещений, предоставленных им по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации. Так, в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 N 1082 <2>, Министерство обороны Российской Федерации уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п. 71 Положения). ——————————— <2> URL: http:// www. consultant. ru/ document/ cons_doc_LAW_122198/.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» <3> Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определенные функции, в том числе: ——————————— <3> URL: http:// www. consultant. ru/ document/ cons_doc_LAW_83678/#p3.

— закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. «ж»); — выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним (п. «к»). Таким образом, закрепление недвижимого имущества, приобретенного Министерством обороны Российской Федерации и являющегося в силу закона федеральной собственностью, за подведомственными организациями осуществляется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 N 1550 <4>, обязанность по организации закрепления приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны Российской Федерации организациями возложена на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (п. 2.2 названной Инструкции). Указанную работу Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации может осуществлять через подчиненные территориальные управления. О закреплении помещений издаются соответствующие приказы Министра обороны Российской Федерации, проекты которых разрабатываются названным Департаментом. ——————————— <4> URL: http://albert-os. narod. ru/ Prikazs2010.html.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В силу ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Обязанность по государственной регистрации недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за подведомственными Министерству обороны Российской Федерации организациями, возлагается на указанные организации. Так как в настоящее время большая часть недвижимого имущества закреплена за территориальными управлениями Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, являющимися юридическими лицами, указанные территориальные управления обязаны в установленном порядке совершить действия по государственной регистрации прав на закрепленное за ними недвижимое имущество. Представляется, что отсутствие зарегистрированного права оперативного управления (хозяйственного ведения) при наличии обязанности по совершению необходимых действий для соответствующего оформления такого права не может являться законным основанием для отказа в реализации права на приватизацию предоставленного на условиях договора социального найма жилого помещения. Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» <5> (с последующими изменениями) исходя из смысла преамбулы, ст. ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Пункт 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусматривает, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую. ——————————— <5> URL: http:// www. consultant. ru/ document/ cons_doc_LAW_89141/#p1.

Таким образом, обращения в суды военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, получивших жилые помещения от Министерства обороны Российской Федерации на условиях договора социального найма, являются правомерными и будут продолжаться до тех пор, пока в Министерстве обороны Российской Федерации не будет определен порядок безвозмездной передачи гражданам в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, или же до тех пор, пока такие жилые помещения, занимаемые военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, не будут переданы в установленном Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядке в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации. Тогда указанная категория граждан приобретет возможность приватизировать занимаемые жилые помещения на общих основаниях.

——————————————————————