О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы
(Трофимов Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 9)
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Е. Н. ТРОФИМОВ
Трофимов Е. Н., юрист, подполковник юстиции запаса.
В статье приводится правовое обоснование права на получение жилого помещения из фондов Министерства обороны Российской Федерации членов семей погибших (умерших) в период прохождения военной службы военнослужащих.
Ключевые слова: военная служба, военнослужащий, обеспечение жильем, исполнение обязанностей военной службы, ветеран боевых действий, нуждаемость в жилом помещении.
On some questions of the living space of family members of soldiers killed (died) during his military service in connection with the performance of military duties E. N. Trofimov
In article the legal substantiation of the right to reception of premises from funds of the Ministry of Defence of the Russian Federation of members of families of victims (died) in passage of military service of military men is resulted.
Key words: Military service, the military man, maintenance with habitation, discharge of duties of military service, the veteran of operations, needs in premises.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации <1>. Указанную функцию граждане Российской Федерации, а в предусмотренных законодательством случаях и иностранные граждане и лица без гражданства в мирное время осуществляют путем прохождения военной службы. ——————————— <1> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=2875.
Статьей 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что «военная служба — особый вид федеральной государственной службы (выделено мной. — Е. Т.), исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях» <2>. ——————————— <2> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=146307.
Абзацем 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни <3>. ——————————— <3> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=133509.
Таким образом, для военнослужащих законодательно закреплена допустимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Указанные положения распространяются на военнослужащих как в военное, так и в мирное время. Новейшая история показала, что в отношении России существуют не только глобальные угрозы, способные привести к войне в классическом ее понимании, но и локальные угрозы, вызванные, прежде всего, проявлениями религиозного экстремизма и терроризма. Военнослужащие и в настоящий момент продолжают самоотверженно выполнять специальные задачи по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, по обеспечению законности и правопорядка, прежде всего на территории Северо-Кавказского региона, а также выполняют миротворческие функции на территориях других государств в соответствии с международными договорами и соглашениями. Выполнение этих задач объективно сопряжено с риском для жизни и здоровья военнослужащих. Однако не только выполнение специальных задач и непосредственное участие в боевых действиях создают угрозу жизни и здоровью военнослужащих, но и повседневная деятельность войск, боевая учеба, учения и маневры также сопряжены с риском для жизни и здоровья военнослужащих ввиду того, что все эти мероприятия проводятся с привлечением большого количества машин и механизмов, которые, являясь источником повышенной опасности, несут в себе потенциальную угрозу жизни и здоровью. Таким образом, сама специфика военной службы предполагает определенную угрозу жизни и здоровью военнослужащих. Именно особым характером военной службы обусловлены дополнительные права, гарантии и преимущества как для военнослужащих, так и для членов их семей. Это законодательно закреплено п. 2 ст. 1 и п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» <4>. ——————————— <4> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=133509.
Вопрос социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, в настоящее время остается одним из самых актуальных. При этом наиболее острым является вопрос обеспечения членов семей погибших (умерших) военнослужащих жилыми помещениями. Социальные гарантии членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей военной службы, в том числе в области жилищного обеспечения, регламентируются достаточно большим количеством нормативных правовых актов, которые во многом дублируют друг друга, а различные формулировки в них одних и тех же социальных гарантий и прав (в рассматриваемом случае — жилищных прав) вносят определенную путаницу и допускают неоднозначную их трактовку. Так, права членов семей погибших (умерших) военнослужащих в части их жилищного обеспечения в той или иной степени отражены: в Федеральном законе от 28 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 15.1, п. 2 ст. 24, п. 3.1 ст. 24, п. 2 ст. 25) <5>; ——————————— <5> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=133509.
в Федеральном законе от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (подп. 4 п. 1 ст. 21) <6>; ——————————— <6> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=144774.
в Законе Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» <7> (ст. 3 распространяет на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне); ——————————— <7> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=133797.
в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвующих в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей» <8> (п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1999 г. N 1197-68 <9> действие Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 936 распространено на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников уголовно-исполнительной системы, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона, и членов их семей); ——————————— <8> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=107872. <9> URL: http://www. referent. ru/1/65478.
в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» <10>; ——————————— <10> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=57813.
в Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» <11> (п. 10); ——————————— <11> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=107871.
в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 44 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей» <12> (п. 2); ——————————— <12> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=68634.
в Директиве Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 1996 г. N Д-16 «Об улучшении работы по обеспечению жилой площадью семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы» <13>. ——————————— <13> URL: http://www. businesspravo. ru/Docum/DocumShow_DocumID_57607.html.
В связи с изложенным следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пункт 3.1 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает, что за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с названным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы. При этом лицам, указанным в абз. 1 п. 3.1 ст. 24 названного Закона, жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке. Именно буквальная трактовка вышеприведенного положения п. 3.1 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» позволяет учреждениям Министерства обороны Российской Федерации, уполномоченным принимать решения о предоставлении жилья военнослужащим и членам их семей за счет фондов Министерства обороны Российской Федерации, отказывать членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, в том числе в связи с исполнением обязанностей военной службы при участии в боевых действиях, в предоставлении им жилых помещений, если сам военнослужащий с соответствующим составом семьи до момента гибели (смерти) в установленном порядке не был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма либо в собственность. Видится, что в соответствии с действующим законодательством, с учетом того, что вопросы жилищного обеспечения членов семей погибших (умерших) военнослужащих регламентируются и иными нормативными правовыми актами, подобные утверждения не являются бесспорными. Следует отметить, что зависимость обязанности Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) военнослужащих от признания таких военнослужащих до момента гибели (смерти) нуждающимися в получении жилья не является абсолютной. Так, ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» установлено, что на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г., предоставляется такая мера социальной поддержки в области жилищного обеспечения, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В указанных нормах речь идет о признании нуждающимися в получении жилья самих членов семей погибших (умерших) военнослужащих. Таким образом, условием обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) военнослужащих — ветеранов боевых действий является их нуждаемость в жилом помещении, при этом независимо от их имущественного положения. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвующих в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей» на Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в проведении контртеррористической операции и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей, жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанное положение продублировано п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 44 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей». Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» также предписано предоставлять во внеочередном порядке семьям погибших (пропавших без вести) сотрудников и военнослужащих из числа указанных в п. 1 названного Постановления, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» в части установления порядка обеспечения жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти определено, что на Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную таможенную службу и Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и органов налоговой полиции, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника). Таким образом, из анализа вышеуказанных правовых актов следует, что условием предоставления во внеочередном порядке членам семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести) в связи с выполнением служебных обязанностей, является их нуждаемость в улучшении жилищных условий на момент их обращения с соответствующим заявлением, независимо от того, признавался ли ранее сам военнослужащий, с соответствующим составом семьи, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Указанный вывод при изложенных выше обстоятельствах подтвержден решением Верховного Суда от 16 сентября 2010 года N ГКПИ10-921. Так, Верховный Суд Российской Федерации при правовой оценке Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» в части установления порядка обеспечения жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти пришел к выводу, что приведенная в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451 норма не только не ухудшает положение членов семьи погибшего сотрудника, а по существу вводит дополнительную, не предусмотренную федеральным законом социальную гарантию для членов семьи погибшего сотрудника, ранее не состоявших на жилищном учете, но нуждающихся в улучшении жилищных условий. В последующем Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N КАС10-614 решение Верховного Суда от 16 сентября 2010 г. N ГКПИ10-921 оставлено без изменения. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N КАС10-614 отмечено, что из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451 следует, что данный акт принят в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти. При этом обязанность соответствующих органов по предоставлению нуждающимся в улучшении жилищных условий жилых помещений на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника), не связывается с условием постановки на жилищный учет. Следует указать, что обязанность по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) в период прохождения военной службы военнослужащих возлагается на Министерство обороны Российской Федерации, что прямо вытекает из Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451. Обеспечение членов семей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их нахождения на жилищном учете предусмотрено также и Директивой Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 1996 г. N Д-16 «Об улучшении работы по обеспечению жилой площадью семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы». Указанный правовой акт Министерства обороны Российской Федерации является действующим. Директива Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 1996 г. N Д-16 предполагает возможность обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) в период прохождения военной службы военнослужащих независимо от обстоятельств их гибели (смерти), но ее положения распространяются на ограниченную категорию членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы. Так, п. 2 указанной Директивы Министра обороны Российской Федерации предложено семьям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, проживающим за границей, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, на территориях, отнесенных к зонам вооруженных конфликтов, и не имеющим в собственности квартиры, индивидуального жилого дома или забронированной жилой площади, в виде особого исключения предоставлять по решению заместителя Министра обороны Российской Федерации — начальника строительства и расквартирования войск жилую площадь из фонда Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с указанной Директивой на членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, распространяются гарантии в области жилищного обеспечения при условии их проживания за границей, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, на территориях, отнесенных к зонам вооруженных конфликтов, при условии, если они не имеют в собственности квартиры, индивидуальные жилые дома или забронированные жилые площади. На основании вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что на получение жилого помещения по договору социального найма вправе рассчитывать не только члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе в связи с исполнением обязанностей военной службы, признанные в установленном порядке вместе с военнослужащим нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма (в собственность) до его гибели (смерти), но и те члены семей погибших (умерших) военнослужащих, которые по тем или иным причинам не были признаны вместе с военнослужащим нуждающимися в получении жилья, но в соответствии с действующим законодательством являются нуждающимися в получении такого жилья. Следует указать, что основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Видится, что вопросы социального обеспечения (в том числе жилищного обеспечения) членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, прежде всего в связи с исполнением обязанностей военной службы, требуют более детального раскрытия и кодификации <14>. Это можно сделать как на основе действующего Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и путем принятия отдельного закона. С учетом того что военнослужащие выполняют как в мирное, так и в военное время общественно значимые функции, было бы справедливым не ставить вопрос обеспечения жильем членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей военной службы, в зависимость от общей продолжительности военной службы таких военнослужащих на момент их гибели (смерти) и от их признания нуждающимися в получении жилья до момента их гибели (смерти). ——————————— <14> Кодификация — упорядочение юридических норм в процессе правотворческой деятельности, издание на этой основе единого, юридически и логически цельного кодифицированного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.).
——————————————————————