Закон принят, а вопросы остались… (о некоторых вопросах реализации Федерального закона «О ветеранах» в части лиц, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, с 8 по 22 августа 2008 года)
(Трофимов Е. Н.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2010, N 7)
ЗАКОН ПРИНЯТ, А ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ…
(О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ВЕТЕРАНАХ» В ЧАСТИ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯВШИХ ЗАДАЧИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ И
РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ, С 8 ПО 22 АВГУСТА 2008 ГОДА)
Е. Н. ТРОФИМОВ
Трофимов Е. Н., начальник группы по ведению судебной работы юридической службы Приволжско-Уральского военного округа, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 311-ФЗ в разд. III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» внесены изменения: после позиции «Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года» Закон дополнен позицией следующего содержания:
«Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года».
Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 311-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах» вступил в силу с 1 января 2010 г., и с этого момента появились все законные основания для признания лиц, выполнявших с 8 по 22 августа 2008 г. задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, ветеранами боевых действий и выдачи им соответствующих удостоверений.
Из буквального смысла внесенных в названный выше Закон изменений следует, что основанием для признания гражданина ветераном боевых действий считается выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации на соответствующей территории в указанный период. Формулировка внесенных изменений предполагает возможность расширенного толкования и отнесения к ветеранам боевых действий не только тех, кто непосредственно принимал участие в боевых действиях, но и тех, кто выполнял иные задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации на соответствующей территории в указанный период.
Следует отметить, что порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий». В соответствии с указанным Постановлением Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 77 был установлен порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 марта 2010 г., регистрационный номер 16752) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 77 признан утратившим силу и установлен несколько иной порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Изменился также подход к определению критериев признания военнослужащих и лиц гражданского персонала ветеранами боевых действий.
Необходимо отметить, что в последнее время в Министерстве обороны Российской Федерации решение вопросов, затрагивающих права и гарантии военнослужащих, лиц гражданского персонала, все в большей степени возлагается на коллегиальные органы, создаваемые специально для указанных целей. Примечательными в этом плане являются Приказы Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 400-А «О дополнительных выплатах офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в 2010 году», а также от 2 ноября 2009 г. N 1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации». В соответствии с п. 3 данного Приказа для рассмотрения обращений по оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий образовывается соответствующая центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации.
В видах Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округах, на флотах, в родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в войсковой части 45807 создаются комиссии видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, войсковой части 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Несмотря на положение о коллегиальности принятия решений по обращениям военнослужащих и лиц гражданского персонала по оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий, следует ожидать, что члены создаваемых комиссий будут поставлены в достаточно сложное положение, так как Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Порядок), утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177, недостаточно полно и четко определяет критерии отнесения военнослужащих и лиц гражданского персонала к ветеранам боевых действий.
Некоторые вопросы, возникающие в связи с принятием решения об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий применительно к лицам, выполнявшим с 8 по 22 августа 2008 г. задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, даже с утверждением Порядка остаются без ответа. Рассмотрению некоторых из них и посвящена настоящая статья.
Анализ Порядка свидетельствует о том, что к ветеранам боевых действий следует отнести тех военнослужащих, которые могут представить документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях в государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»), с 1 января 2010 г. — и на территории Южной Осетии и Абхазии в период с 8 по 22 августа 2008 г.
В соответствии с п. 9 Порядка документами, подтверждающими непосредственное участие в боевых действиях, являются:
— для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, — выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное их участие в боевых действиях, или реализованный наградной материал;
— для лиц гражданского персонала — выписки из приказов, донесений соответствующих командиров (начальников) об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях, утвержденные руководителем контртеррористической операции, или реализованный наградной материал.
При этом следует отметить, что, установив основание для признания лица ветераном боевых действий — непосредственное участие в боевых действиях, Порядок в части лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (к которым следует отнести и лиц, выполнявших с 8 по 22 августа 2008 г. задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия), не определил перечня документов, подтверждающих их непосредственное участие в боевых действиях.
Однозначно сказать, плохо это или хорошо, нельзя.
С одной стороны, отсутствие исчерпывающего перечня документов, которые могут подтверждать факт непосредственного участия в боевых действиях, дает больше шансов обратившимся лицам быть признанными ветеранами боевых действий. Это особенно важно для лиц, выполнявших с 8 по 22 августа 2008 г. задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. С учетом скоротечности событий в Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 г. в отношении большого количества военнослужащих, принимавших участие в этих событиях, отсутствуют соответствующие приказы, подтверждающие их непосредственное участие в боевых действиях. Но с учетом Порядка такие лица могут представить в соответствующую комиссию иные документы, подтверждающие их участие в боевых действиях.
Применительно к рассматриваемой категории лиц Порядок не предусматривает в качестве основания подтверждения непосредственного участия в боевых действиях реализованный наградной материал. В то же время исходя из смысла абз. 3 п. 9 Порядка, такие документы вполне могут быть признаны соответствующей комиссией подтверждением непосредственного участия лица в боевых действиях.
Следует отметить, что в соответствии с гл. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации факт участия в боевых действиях, который можно отнести к фактам, имеющим юридическое значение, может быть установлен и в судебном порядке. Решение суда в данном случае также может быть основанием, подтверждающим непосредственное участие лица в боевых действиях.
С другой стороны, в связи с отсутствием исчерпывающего перечня документов, которые могут быть положены в основу подтверждения непосредственного участия лиц в боевых действиях, нарушается принцип единства подхода к отнесению лиц к ветеранам боевых действий. Так, при одних и тех же обстоятельствах один военнослужащий может быть признан ветераном боевых действий, а другой — нет, что создает предпосылки к коррупции при решении вопросов оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Видится, что коллегиальность принятия решения все же станет препятствием коррупции и военнослужащие с этим не столкнутся.
С учетом формулировки позиции Федерального закона «О ветеранах», вступившей в силу с 1 января 2010 г., в части, касающейся выполнения задач в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия, с учетом положений абз. 5 Порядка к ветеранам боевых действий можно отнести и лиц, обслуживавших воинские части, находившиеся на указанных территориях в период ведения там боевых действий, получивших в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденных орденами или медалями Российской Федерации.
Следует отметить, что награды Республики Абхазия и Республики Южная Осетия не могут являться в рассматриваемом случае основанием для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
В то же время награждение лица, принимавшего участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, в августе 2008 г., может быть учтено соответствующей комиссией при определении факта непосредственного участия в боевых действиях.
Обобщая вышеизложенное, автор считает правомерным и законным отнесение к ветеранам боевых действий в связи с событиями в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия в августе 2008 г. лиц, принимавших непосредственное участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей (что должно быть подтверждено соответствующими документами), а также лиц, обслуживавших воинские части в период ведения на указанных территориях боевых действий и получивших в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденных орденами и медалями Российской Федерации.
——————————————————————