Об отдельных аспектах социальной защиты военнослужащих преподавательского состава образовательных учреждений Российской Федерации

(Спицын А. И.)

(«Военно-юридический журнал», 2009, N 4)

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. И. СПИЦЫН

Спицын А. И., доцент Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова.

Несмотря на то что в последние годы в Российской Федерации было принято значительное количество нормативных актов, закрепляющих на законодательном уровне права военнослужащих, на практике данной категории граждан довольно часто приходится сталкиваться с проблемой их реализации в повседневной жизнедеятельности.

Данный вывод подтверждается не уменьшающимся из года в год количеством обращений военнослужащих в судебные и иные органы за защитой своих прав. При этом судебная практика по вопросам социально-правовой защиты военнослужащих преподавательского состава военно-учебных заведений носит весьма неоднозначный характер.

Основной проблемой, перед разрешением которой каждый раз встают судебные органы при рассмотрении спорных вопросов, связанных с реализацией прав военнослужащих из числа преподавательского состава, является проблема применения законодательства, действующего в сфере образования, в отношении рассматриваемой группы военнослужащих.

В настоящее время до сих пор не разрешен вопрос материального стимулирования педагогических кадров военно-учебных заведений из числа военнослужащих, имеющих ученые звания доцента и профессора.

Присуждение ученых званий научно-педагогическим работникам высших учебных заведений является важным стимулом повышения их профессиональной квалификации. Любое образовательное учреждение, тем более образовательное учреждение высшего профессионального образования, заинтересовано иметь среди своего преподавательского состава научно-педагогических работников высшей квалификации.

Поэтому действующее законодательство в области образования предусматривает различные стимулы для профессионального роста педагогических работников, в том числе и материального характера.

Так, в соответствии с тем же п. 5 ст. 30 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлены надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

— 40% — за должность доцента;

— 60% — за должность профессора.

Однако реализация права на получение указанных надбавок военнослужащими преподавательского состава в военно-учебных заведениях сталкивается с непреодолимыми трудностями.

Не так давно, под воздействием многочисленных судебных решений, принятых по результатам обращений военнослужащих педагогического состава, ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» была дополнена п. 6.1, согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, устанавливаются надбавки к должностным окладам за должность доцента, должность профессора в размерах, установленных Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Буквальное толкование данной правовой нормы говорит о том, что указанная доплата предусматривается не за наличие у педагогического работника ученого звания доцента или профессора, а за должность доцента или профессора, которую занимает педагогический работник.

У лиц, которые осуществляют свою педагогическую деятельность на основании трудового договора и в соответствии с трудовым законодательством, получение указанной надбавки никаких трудностей не вызывает. Например, заведующим кафедрой кроме оплаты их труда по соответствующей преподавательской должности (профессор кафедры) устанавливается доплата за выполнение дополнительных функций по руководству кафедрой.

Система оплаты труда военнослужащих преподавательского состава строится совсем на иных принципах. Размер денежного довольствия военного преподавателя зависит прежде всего от занимаемой воинской должности (начальник кафедры, его заместитель, профессор, доцент, старший преподаватель и преподаватель) и от имеющегося воинского звания.

Таким образом, на практике порой получается, что военнослужащий, занимающий должность доцента кафедры, при этом даже не имеющий ученого звания, вправе рассчитывать на получение надбавки за должность доцента в размере 40% от должностного оклада. Одновременно с этим его начальник кафедры, имеющий ученое звание доцента, на такую надбавку претендовать не может, так как согласно штату он не занимает должность доцента.

Думается, что данная надбавка носит стимулирующий характер для научно-педагогического работника и ее выплата должна осуществляться не за должность доцента или профессора, занятие которой само по себе дает военнослужащему более высокое денежное довольствие, чем у старшего преподавателя или преподавателя, а за обладание высоким педагогическим мастерством, наличие глубоких профессиональных знаний и научные достижения, которые подтверждаются присуждением военному педагогу ученого звания доцента или профессора.

В противном случае теряется всякий смысл в установлении такой надбавки в качестве стимула для профессионального роста педагогического работника, если ее выплата не обусловлена получением им соответствующего ученого звания.

Кроме того, получается, что для военнослужащих, занимающих должности профессора или доцента в высшем военно-учебном заведении, назначение на вышестоящие должности начальника кафедры или его заместителя ведет к снижению уровня оплаты его труда, так как он будет лишен надбавки, которая ему выплачивалась за должность доцента или профессора. По вполне понятным причинам такое положение создает значительные трудности руководству военных образовательных учреждений в осуществлении кадровой политики по замещению руководящих должностей факультетов и кафедр наиболее квалифицированными и подготовленными специалистами.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами, а также увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией. Однако вышеизложенная ситуация вызывает большие сомнения в реализации данного требования закона в отношении военных педагогов, имеющих ученые звания профессора или доцента.

Таким образом, в настоящее время без внесения соответствующих изменений в п. 5 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» либо принятия иного специального нормативного правового акта в части уточнения порядка выплаты надбавок за ученые звания военнослужащим преподавательского состава военно-учебных заведений описанная выше проблема останется неразрешенной.

——————————————————————