Особенности проявления конфликта интересов в сфере государственных закупок для нужд обороны

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 11)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД ОБОРОНЫ

В. М. КОРЯКИН

Корякин В. М., доктор юридических наук.

Проанализирован один из важнейших элементов системы кадровых антикоррупционных технологий в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг для нужд обороны, которым является институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Ключевые слова: государственные закупки, оборона, противодействие коррупции.

Features manifestations of conflict of interest in public procurement for defense V. M. Korjakin

Analyzed one of the most important elements of human anti-corruption techniques in government procurement of goods, works and services for the defense, which is the institution of prevention and settlement of conflicts of interest.

Key words: government procurement, defense, fight against corruption.

Важнейшим элементом системы кадровых антикоррупционных технологий в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг для нужд обороны является институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Аналогичное определение содержится в ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Применительно к военной службе как виду государственной службы конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) военнослужащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им общих, должностных или специальных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью военнослужащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства <1>. ——————————— <1> Костюк О. Н. Правовые средства разрешения конфликта интересов на государственной службе в Министерстве обороны Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 9.

Под личной заинтересованностью работника, занимающегося государственными закупками, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, следует понимать возможность получения данным работником при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной, натуральной форме или в виде материальной и иной выгоды непосредственно для него самого, членов его семьи или его родителей, братьев, сестер и других родственников, для граждан или организаций, с которыми этот работник связан финансовыми или иными обязательствами. Очень интересные методологические подходы к определению роли и места института конфликта интересов в системе противодействия коррупции содержатся в диссертационном исследовании Ю. Д. Жуковой <2>. Пользуясь указанными методологическими подходами применительно к сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд обороны и военной безопасности, можно сформулировать следующие теоретические положения: ——————————— <2> Жукова Ю. Д. Противоправность поведения руководителя хозяйственного общества как основание ответственности за причинение обществу убытков в результате совершения сделок от имени общества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 9 — 10.

а) конфликт интересов сам по себе не предполагает автоматически противоправного поведения соответствующего должностного лица. Необходимы дополнительные признаки, свидетельствующие о противоправности его поведения в рамках такого конфликта, поскольку даже при наличии формального конфликта интересов должностное лицо все равно может действовать в интересах организации, в которой он проходит службу (работает). Таким дополнительным признаком (или критерием) является получение или нацеленность субъекта конфликта интересов на получение личной имущественной или иной выгоды. Это позволит привлекать должностных лиц, занимающихся закупками, к ответственности не за само по себе действие с конфликтом интересов, а именно за противоправное поведение в собственных интересах или интересах третьих лиц (за отдание предпочтения частным интересам перед интересами государства); б) умолчание о возможном конфликте интересов также само по себе не может являться достаточным основанием для привлечения должностного лица к уголовной или административной ответственности. Вместе с тем данное обстоятельство свидетельствует не в пользу правомерности поведения данного лица и должно влечь привлечение его к дисциплинарной ответственности. О. Н. Костюк справедливо утверждает, что конфликт интересов на государственной службе в деятельности военной организации напрямую связан с явлением коррупции. Указанные понятия объединены: — общим методом достижения личной выгоды, связанным с незаконным использованием воинским или гражданским должностным лицом своего должностного положения или влиянием на исполнение своих должностных обязанностей; — общим последствием, связанным с причинением вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства; — общим результатом, связанным с получением выгод в виде имущества или услуг имущественного характера, имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления таких выгод другими лицами. По мнению указанного автора, в отличие от коррупции, конфликт интересов носит объективный характер и представляет собой стандартную ситуацию в военно-служебной деятельности, которая может привести, но не всегда приводит к коррупционному результату. Совершение коррупционного правонарушения — это следствие неурегулированного конфликта интересов на государственной службе <3>. ——————————— <3> Костюк О. Н. Указ. соч. С. 10.

В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов государственные гражданские служащие, военнослужащие и иные работники, в чьи служебные обязанности входит выполнение функций, связанных с закупками товаров, работ и услуг для нужд военных организаций, обязаны: — в письменной форме информировать представителя нанимателя (непосредственного начальника, работодателя) о возникновении у них личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; — принимать меры по предотвращению конфликта интересов; — передать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение указанными объектами приводит или может привести к конфликту интересов. Представитель нанимателя, командир (начальник), которому стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения подчиненного, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности в установленном законодательством порядке. Невыполнение указанных обязанностей влечет дисциплинарную ответственность работников, вплоть от освобождения от занимаемой должности, увольнения с государственной гражданской и военной службы (с работы) в связи с утратой доверия. Как указано выше, в случае возникновения конфликта интересов работник (военнослужащий) и его руководитель (командир, начальник) обязаны принять меры к его предотвращению и урегулированию, используя различные способы: а) изменение должностного или служебного положения работника (военнослужащего); б) отстранение работника (военнослужащего) от исполнения должностных обязанностей; в) отказ работника (военнослужащего) от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов; г) отвод или самоотвод работника (военнослужащего). Конфликт интересов в сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд военных организаций может быть рассмотрен с различных точек зрения. Так, по мнению Р. Кандыбина <4>, конфликт интересов в данной сфере по источникам его возникновения может квалифицироваться как: ——————————— <4> Кандыбин Р. Сущность и типология конфликта интересов на государственной службе в военной организации государства // Военное право (электронное научное издание). 2013. N 1. URL: http://www. voennoepravo. ru/.

1) конфликт интересов у государственного заказчика (если он является организатором конкурса); 2) конфликт интересов у уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков (если он является организатором конкурса); 3) конфликт интересов у специализированной организации, привлеченной на основе контракта для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный контракт (организатора конкурса); 4) конфликт интересов у участника конкурса. Важное методологическое значение для предупреждения конфликта интересов, его выявления, урегулирования и нейтрализации негативных последствий имеют разработка и формулирование типовых ситуаций его проявления <5>. ——————————— <5> См., например: письмо Минтруда России от 15 октября 2012 г. N 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования».

Применительно к сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд обороны и военной безопасности можно выделить следующие типовые ситуации конфликта интересов: а) в конкурентных процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) участвует организация, в которой работает близкий родственник члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии либо должностного лица организации-заказчика, от которого зависит определение поставщика (подрядчика, исполнителя); б) в конкурентных процедурах участвует организация, в которой у члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии либо должностного лица организации-заказчика, от которого зависит определение поставщика (подрядчика, исполнителя), имеется доля участия в уставном капитале, либо указанные лица являются соучредителями данной организации; в) должностное лицо, занимающее руководящую должность в государственной организации или органе военного управления, осуществляющем закупку, либо член конкурсной (аукционной) комиссии ранее выполняли трудовые функции в организации, подавшей заявку на участие в конкурентной процедуре, и с момента увольнения данных лиц с работы в данной организации прошло менее трех лет; г) в организации или в органе управления юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурентной процедуре, работает лицо, ранее занимавшее руководящую должность в органе военного управления или в организации, осуществляющей закупку, либо осуществлявшее в отношении данного органа (организации) контрольные или надзорные функции; д) работник организации-заказчика участвует в принятии решения о закупке товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность данного работника; е) работник организации-заказчика и/или его родственники либо члены конкурсной комиссии владеют ценными бумагами организации, подавшей заявку на участие в конкурентной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя); ж) работник организации-заказчика, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность данного работника, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т. д.) от физических лиц и/или организаций, участвующих в конкурсе или с которыми заключен государственный контракт. Заметим, что приведенные ситуации носят самый общий, типовой характер. В практике государственных закупок могут иметь место самые разнообразные формы проявления конфликта интересов. Но в любом случае своевременное выявление конфликта интересов и нейтрализация его возможных негативных последствий — неотъемлемый элемент антикоррупционной деятельности в рассматриваемой сфере.

——————————————————————