К вопросу совершенствования антикоррупционных механизмов закупки товаров в сфере оказания услуг для нужд военных организаций
(Туганов А. Ю.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2013, N 1)
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ДЛЯ НУЖД ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ <*>
А. Ю. ТУГАНОВ
——————————— <*> Tuganov A. Yu. The issue of improvement of anti-corruption mechanisms for procurement of goods in the sphere of services for the needs of the military organizations.
Туганов Александр Юрьевич, главный специалист управления координации торгово-закупочной деятельности ОАО «Лукойл».
В статье автор в постановочной форме определяет некоторые задачи исследования совершенствования антикоррупционных механизмов закупки товаров в сфере оказания услуг для нужд военных организаций.
Ключевые слова: закупка товаров для государственных нужд, антикоррупционная экспертиза.
In the article the author in production form identifies some of the research problems of the improvement of anti-corruption mechanism of procurement of goods in the sphere of services for the needs of the military organizations.
Key words: procurement of goods for state needs, anti-corruption examination of.
Закупка товаров и сфера оказания услуг для нужд государственных организаций является сферой социальных отношений с повышенным риском коррупции. Однако нынешние масштабы коррупционной деятельности в этой сфере существенно превосходят среднестатистические показатели, что вызывает серьезную озабоченность государства и общества. Средства массовой информации едва ли не ежедневно сообщают о фактах коррупции в Вооруженных Силах РФ. Воинские должностные лица наживаются, где только можно и на чем только можно. Так, например, Борзинским гарнизонным военным судом за злоупотребление служебным положением в 2007 г. был осужден подполковник М., который продавал предпринимателям через гражданские коммерческие организации аэродромные плиты, предназначенные для военных нужд <1>. ——————————— <1> Архив Борзинского ГВС за 2007 г.
Беда в том, что преступления коррупционной направленности напрямую влияют, и не в лучшую сторону, на обороноспособность и безопасность государства. Сколько бы денег ни выделяли на модернизацию армии, если так будут воровать, никаких средств не хватит <2>. Так, например, сумма ущерба от указанных преступлений в 2008 г. выросла в три с половиной раза и составила 1,6 млрд. руб. <3>. ——————————— <2> Козлов Н. Лампочка для танка // Российская газета. 2008. 10 октября. <3> Все на борьбу с коррупцией // Военно-промышленный курьер. 2008. 12 — 18 ноября.
Характерными примерами коррупции в ВС РФ изобилует и настоящее время. Так, в целом эксперты посчитали, что с 2000 г. коррупция выросла «…в десять раз и достигла астрономических величин: 300 млрд. долл., или 9 трлн. руб., что в шесть раз больше затрат на оборону и превышает доходы государственного бюджета в 2010 г. Приведенная динамика отбросила Россию в мировом рейтинге, учитывающем уровень коррупции, на 154-е место из 178-и (последнее место соответствует максимальной коррупции)» <4>. ——————————— <4> URL: http://sovetnikprezidenta. ru/97/2_economic. html.
В печати, на телевидении и в других средствах массовой информации перманентно обсуждают ход расследования уголовных дел, возбужденных в отношении должностных лиц, непосредственно занимавшихся организацией таких закупок. Однако сама по себе карательная практика не в состоянии стабилизировать коррупцию на приемлемом уровне. Во многом неэффективность уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией объясняется тем, что «…коррупция в Российской Федерации — «…это метод управления в экономике, превосходящий в России по эффективности легальные методы управления». Даже если допустить, что компании ОАО «Оборонсервис» <5> и ОАО «Славянка» <6> несли убытки из-за неэффективного руководства, остается открытым вопрос замедленной реакции Министерства обороны на показатели доходности компаний. Другим подтверждением вышеприведенного суждения являются данные тех же источников, согласно которым в «деловой» коррупции (чиновники и предприниматели) участвуют несколько миллионов человек (средняя величина взяток — более 100 тыс. долл.). В «бытовую» коррупцию (на дорогах, в здравоохранении, образовании и др.) вовлечено более половины населения (средняя величина взяток — несколько тысяч рублей)» <7>. ——————————— <5> Образовано Указом Президента Российской Федерации «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» от 15 сентября 2008 г. N 1359″ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 38. Ст. 4273. <6> Учреждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 296 «Об учреждении открытого акционерного общества «Славянка» // URL: http://albert-os. narod. ru/nlials. html (дата обращения: 03.12.2012). <7> URL: http://sovetnikprezidenta. ru/97/2_economic. html.
Коррупция как деструктивный фактор в системе социальных отношений важнейшего государственного механизма — Вооруженных Сил приобретает особую опасность при проведении закупок товаров и оказании услуг для нужд военных организаций, поскольку это негативное явление напрямую отрицательно влияет на состояние обороноспособности Российской Федерации. В частности, именно в этой сфере коррупция нарушает исходные принципы взаимодействия государственных структур, непосредственно отвечающих за состояние национальной безопасности, и предпринимательства. Деформируя как институты гражданского общества, так и структуры военно-промышленного комплекса, коррупция в сфере закупок товаров и услуг для военных организаций снижает способность акторов решать задачи в интересах общества. Подтверждением этому могут быть цифры роста цен на авиационную технику за последние четыре года. При том что суммарная инфляция в России составила за четыре года 30%, вертолеты стали дороже с 2008 — 2009 г. в 3 — 5 раз, самолеты — в два раза. С 2010 г. стоимость танков Т-90 возросла в несколько раз <8>. ——————————— <8> Володин А. Гособоронзаказ: Шойгу испытывает метод Сердюкова // URL: http://topwar. ru/21461-gosoboronzakaz-shoygu-ispytyvaet-metod-serdyukova. html (дата обращения: 03.12.2012).
Таким образом, по мнению В. М. Корякина, с которым необходимо согласиться, «важнейшим фактором, способствовавшим возникновению, развитию и укоренению коррупционных отношений в военной организации Российского государства, являются широкие, а зачастую неограниченные возможности нечистых на руку лиц для неправомерного завладения в период военных действий как военным имуществом своих войск, так и материальными ценностями противоборствующей стороны и использования этого имущества в качестве средства для подкупа вышестоящих должностных лиц» <9>. ——————————— <9> Корякин В. М. Откуда пошли мздоимство и лихоимство в воинстве российском? (Об истоках коррупционных отношений в военной организации государства) // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 4. С. 22 — 29.
Между тем чем выше сопротивляемость участников процедуры закупки товаров в сфере оказания услуг для нужд военных организаций, тем слабее коррупция влияет на состояние обороноспособности государства. Одним из факторов, повышающих такую сопротивляемость коррупционным проявлениям субъектов, непосредственно организующих и проводящих закупки, является антикоррупционная экспертиза конкурсной документации на закупку товаров и оказание услуг для нужд военных организаций. До 1 января 2006 г. регламентация размещения заказов на поставки товаров и выполнение работ для государственных нужд и антикоррупционная экспертиза соответствующих документов осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». С этого дня вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — нормативный документ, который в настоящее время во многом определяет ключевые аспекты антикоррупционной экспертизы конкурсной документации на закупку товаров и оказание услуг для нужд военных организаций. В этом законе детально прописаны процедура размещения заказа путем проведения конкурса и аукциона, порядок создания, основания и полномочия специальной комиссии, требования к содержанию и порядку предоставления документации для участия в торгах и т. д. Законом также установлен единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, в т. ч. и МО РФ, финансируемые за счет бюджетов соответствующего уровня и внебюджетных источников. Законом определено два (общий и исключительный) способа размещения заказов: путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона и без торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Следует отметить, что еще до вступления в силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» подвергся корректировке Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 207-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: изменению были подвергнуты именно положения, касающиеся оформления конкурсной документации. Кроме того, при размещении заказа у единственного исполнителя была исключена возможность оказания соответствующих услуг иными, кроме подведомственных государственным органам, организациями. Таким образом, антикоррупционная компонента норм Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» была существенно скорректирована еще до вступления его в законную силу. Всего же в упомянутый Закон за семь лет изменения вносились 33 законами, часть из которых, в свою очередь, также подвергалась корректировкам. Наконец, до окончания 2012 г. планируется радикально изменить нормативную базу системы закупки товаров, в т. ч. и в сфере оказания услуг для нужд военных организаций, новым Федеральным законом «О федеральной контрактной системе». Таким образом, в связи с перечисленными выше факторами необходима профилактика коррупции, в которую, наряду с применением определенных действующим законодательством мер, а именно: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; предъявление в установленном законом порядке специальных (квалификационных) требований к военнослужащим; установление в качестве основания для увольнения военнослужащего, замещающего руководящую должность, непредставление им сведений или представление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи; внедрение в практику кадровой работы в ВС РФ положения, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение военнослужащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского звания или при поощрении; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции и установление ответственности за совершение коррупционных правонарушений и т. п., необходимо включить и антикоррупционные механизмы закупки товаров в сфере оказания услуг для нужд военных организаций.
——————————————————————