О некоторых проблемах размещения государственного оборонного заказа
(Тищенко А. Г.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2006, N 6)
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗМЕЩЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
А. Г. ТИЩЕНКО
А. Г. Тищенко, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, подполковник юстиции.
С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (далее — Закон), который установил единство правил и процедур федеральных, субъектных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг.
Сам Закон не наделяет приоритетом ни один из установленных им способов закупок. Но фактически на основной способ размещения заказа претендует аукцион. Аукцион предполагает изменение (понижение) начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона.
Требования к процедурам размещения заказа путем аукциона и конкурса аналогичны, разница заключается лишь в порядке проведения торгов (конкурса или аукциона соответственно).
При этом Закон в отличие от требований ранее действовавших Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» от 8 апреля 1997 г. N 305 не предусматривает возможность предъявления заказчиком квалификационных требований к поставщику. Установленные ст. ст. 11 и 12 Закона требования к участникам размещения заказа явно недостаточны для того, чтобы называть их требованиями, квалифицирующими поставщика (исполнителя).
Напротив, Закон возлагает ответственность за подтверждение квалификации поставщика (исполнителя) на заказчика, обязывая его тем самым в 10-дневный срок самостоятельно выяснять у третьих лиц (полномочных на то органов и организаций) соответствие участников размещения заказа установленным Законом требованиям.
На фоне отсутствия квалификационных требований к поставщикам (исполнителям) Закон снял имевшиеся ранее запреты и ограничения на участие в процедурах размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд для поставщиков (исполнителей), занимающихся посреднической деятельностью, в том числе предлагающих товары иностранного происхождения, а также иностранных поставщиков.
Более того, Закон не различает заказчиков, размещающих заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в зависимости от категории нужд, удовлетворить которые призвано исполнение данных заказов.
Так, например, в соответствии с Законом статус заказчика, размещающего государственный оборонный заказ, и статус заказчика, размещающего заказ на поставку компьютерной техники для нужд сельских школ, ничем не отличаются.
Ссылка Закона на то, что особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами (ч. 3 ст. 1), по своей сути является формальной. Внесенные в связи с вступлением в силу Закона изменения и дополнения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ нивелировали особенности размещения государственного оборонного заказа, предусмотренные этим нормативным правовым актом ранее.
Что же предлагает Закон заказчику, размещающему государственный оборонный заказ?
Частью 3 ст. 11 и ч. 4 ст. 13 Закона установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа, а также установить запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.
Указанные требования обусловлены необходимостью обеспечения интересов национальной безопасности Российской Федерации, гарантированности поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, поддержки отечественных товаропроизводителей и соблюдения принципов государственного управления, установленных международными правовыми актами и законодательством Российской Федерации.
Как видно из текста Закона, установление указанных ограничений и запретов, а также дополнительных требований к участникам размещения заказа для нужд обороны страны и безопасности государства, целиком и полностью отнесено к ведению Правительства Российской Федерации, при этом Закон не обязывает Правительство Российской Федерации принимать соответствующие нормативные правовые акты, а говорит лишь о возможности их принятия.
До настоящего времени указанные акты Правительства Российской Федерации не приняты.
Однако, как представляется, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующих решений проблема правильного применения требований Закона при размещении государственного оборонного заказа в полном объеме снята не будет.
Частью 4 ст. 11 Закона Правительству Российской Федерации и заказчику запрещено устанавливать иные, кроме указанных в чч. 1 — 3 ст. 11 Закона, требования к участникам размещения заказа.
Данное правило означает, что определение Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам заказа, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, неизбежно повлечет и необходимость представления участниками торгов документов, подтверждающих их соответствие указанным требованиям.
Указанное обстоятельство позволяет оставить открытым ответ на вопрос, каким образом будет найден «правовой компромисс» между требованиями Закона о недопустимости иных требований к участникам размещения заказа (ч. 4 ст. 11), а также о недопустимости отказа в допуске к участию в торгах по иным основаниям (кроме указанных в ч. 1 ст. 12 Закона) и объективной необходимостью допуска к размещению государственного оборонного заказа поставщиков (исполнителей), деятельность которых действительно будет соответствовать интересам обороны страны и безопасности государства.
——————————————————————