Историко-правовой аспект подготовки молодежи к военной службе в 70 — 90-е годы XX в.: тенденции и противоречия

(Летуновский П. В.) («История государства и права», 2012, N 1)

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В 70 — 90-Е ГОДЫ XX В.: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ <*>

П. В. ЛЕТУНОВСКИЙ

——————————— <*> Letunovskij P. V. Historical-law aspect of preparation of youth to military service in 1970 — 1990s: tendencies and controversies.

Летуновский Петр Васильевич, доцент кафедры истории и права Смоленского государственного университета, кандидат исторических наук.

В статье рассматривается ряд направлений правового обеспечения подготовки молодежи к военной службе в 70 — 90-е годы XX в. Автор приходит к выводу, что совершенствование нормативной базы в этой деятельности должно гарантировать обеспечение военной безопасности России.

Ключевые слова: правовое обеспечение, федеральные законы, указы и постановления, военное строительство, правовая регламентация.

In the article the author examines the trends of the legal support of the youth preparation to the military service in the 70th — 90th of the XX century. The author comes to the conclusion that the improvement of this sphere of activity must guarantee military security of Russia.

Key words: the legal support; federal laws; decrees and dectretals; military construction; the regulation legal.

В Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, разработанной на период до 2020 г., определены задачи и основные направления политики государства в этой области <1>. В документе отмечается, что составной частью и приоритетной задачей военного строительства является проведение комплексной военной реформы, где важнейшая роль отводится системе воспитания молодых защитников Отечества. Как представляется, данные вопросы не могут быть эффективно решены без творческого использования богатого отечественного исторического опыта, в том числе и военно-правового. В силу этого в значительной мере актуализируется осмысление научных положений, разработанных в 70 — 90-е годы XX в. Часть из них продолжают оставаться значимыми для современной военно-юридической мысли, применимыми и в XXI в. для совершенствования правовых основ формирования системы подготовки молодежи к военной службе. Нельзя не учитывать военно-правового исторического факта, смысл которого состоит в том, что в рамках анализируемого временного периода в целом сложилась система военного законодательства. Характер ее применения способствовал решению таких задач, как гармоничное единство военного и других отраслей права, поддержание необходимой боеспособности вооруженных сил. В этой связи определенный интерес представляет критический анализ правового регулирования подготовки призывного контингента в 70 — 90-е годы XX в., выявление и использование всего полезного и рационального в нем. ——————————— <1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р. URL: http://www. rg. ru/2010/02/12/prisyv-dok.

В первой половине 90-х годов XX в. в общественном сознании постсоветской России сформировались тенденции нигилистического отношения ко всему, что было связано с развитием в советский период. Однако впоследствии у государственного руководства страны появилась политическая воля, направленная на формирование у граждан чувства любви к Отечеству и стремления к его защите. Наглядная иллюстрация тому — принятые государственные программы патриотического воспитания граждан России, где определялись основные направления процесса по формированию патриотического сознания российских граждан, как одного из факторов единения нации <2>. Необходимо отметить, что государство всегда уделяло внимание подготовке будущих защитников Отечества, но в связи с изменениями конкретно-исторической обстановки в стране ей были присущи специфические особенности. ——————————— <2> Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации N 122 от 16 февраля 2001 г.; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации N 422 от 11 июля 2005 г.; Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации N 795 от 5 октября 2010 г. URL: http://government. ru/gov/results.

В советский период — это диктат КПСС, восхваление достигнутого, нереалистичность нормативных актов, принимаемых в период «застоя» и перестройки в СССР, а в начальный постсоветский — непоследовательность, противоречивость принятых правовых решений, отсутствие четких рекомендаций по их реализации. Главная особенность исследуемого исторического периода связана с коренными переменами в жизни государства и общества. В 70-е годы XX в., хронологически входившие в советский период истории, правовая база обеспечения подготовки молодежи к защите Родины основывалась на марксистско-ленинском учении о войне и армии. Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» (1967 г.) предусматривалось, что руководители предприятий, организаций, колхозов и учебных заведений несли ответственность за то, чтобы все юноши призывных возрастов проходили подготовку к военной службе. Статья 18 Закона определяла, что в учебных организациях ДОСААФ ежегодно должна проводиться подготовка специалистов для армии и флота, для чего привлекались в установленном порядке юноши, достигшие 17-летнего возраста. В городах эта работа проводилась без отрыва от производства. На период подготовки юношам устанавливалась сокращенная продолжительность рабочего дня, а на время сдачи экзаменов им предоставлялся отпуск продолжительностью 7 — 15 рабочих дней с сохранением за ними среднего заработка по месту работы. В сельских районах эта работа проводилась с отрывом от производства на сборах в осенне-зимний период. За призывниками сохранялось место работы, должность, и выплачивалось 50% среднего заработка. Посещение занятий призывниками для обучения военным специальностям являлось обязательным. Необходимо отметить, что данный Закон определял роль и Министерства обороны СССР в этом процессе <3>. Вместе с тем он не отражал такие направления работы, как обучение офицеров запаса на военных кафедрах вузов, добровольное военное обучение, занятия военно-прикладными видами спорта и ряд других. Положения Закона существенно дополнялись многочисленными решениями компартии и подвластных ей массовых общественных организаций: профсоюзов, комсомола а также документами Советов депутатов трудящихся различных уровней, что порождало излишнюю регламентацию. К концу 80-х годов XX в. система подготовки молодежи к защите Родины превратилась в гипертрофированную бюрократическую структуру <4>. ——————————— <3> Закон о всеобщей воинской обязанности от 12.10.1967 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. N 42. С. 152. <4> Волков А. П. Исторический опыт деятельности государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины. М., 1994. С. 112.

С образованием новой российской государственности в начале 90-х годов XX в., с демонтажем устаревших социально-политических институтов стали приниматься нормативно-правовые акты, определявшие содержание подготовки граждан к защите Отечества. Основным направлением стало законодательное определение роли и места этой работы в условиях современной России, принятие законов, определявших задачи и функции каждой организации и каждого ведомства, выступающих в качестве составных элементов этой системы. Во-первых, это федеральные законы, определявшие подготовку граждан к защите Отечества <5>. В Законе «О воинской обязанности и военной службе» отдельный раздел регламентировал подготовку молодежи к военной службе <6>, подчеркивалась значимость военно-патриотического воспитания, источники финансирования. Однако некоторые формулировки были расплывчатыми, без конкретных установок. Вторую группу составили подзаконные акты — указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, документы министерств и ведомств, региональных органов власти, общественных организаций <7>. Следующая группа документов касалась социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы <8>. Важное место отводилось и военно-техническим аспектам обеспечения строительства Вооруженных Сил <9>. ——————————— <5> Закон Российской Федерации от 13 марта 1995 г. «О Днях воинской славы (Победных Днях) России». М., 1995; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 21. Ст. 1930; Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 26. Ст. 2750; Федеральный закон от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. N 49. Ст. 1746. <6> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. IV. Ст. 1475. <7> Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 1053 «О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 31. Ст. 2863; Указ Президента Российской Федерации от 9 сентября 1994 г. N 1845 «О Российской оборонной спортивно-технической организации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. Ст. 2254; Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1996. N 21. Ст. 2470. <8> Федеральные законы России: от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»; от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации». <9> Федеральные законы России: от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Анализируя принятые нормативно-правовые акты, приходится отмечать, что они не были свободны от недостатков, порой их принятие носило спонтанный характер, а ряд из них были приняты под давлением внешних обстоятельств. Вместе с тем процесс законодательства имел определенное развитие. Достаточно отметить, что с 1993 по 1995 г. было принято: 19 федеральных законов, 3 постановления парламента, свыше 20 указов Президента и 75 постановлений Правительства Российской Федерации. Были внесены изменения и дополнения в Федеральные законы: «О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» <10>. С 1994 г. одним из приоритетных направлений в этой работе явилось создание нормативной базы социальной защиты военнослужащих, выполнявших задачи в Чеченской Республике. В этот период было издано четыре указа президента страны и два постановления правительства, устанавливающих дополнительные льготы и гарантии для данной категории военнослужащих. В последующем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 1996 г. N 863 был установлен льготный порядок исчисления сроков прохождения военной службы и порядок выплаты компенсаций семьям военнослужащих, пропавших без вести при выполнении задач в Чеченской Республике <11>. ——————————— <10> Коровников А. В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. М., 1995. С. 54. <11> Социальная защита военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов: Сборник нормативно-правовых актов. М., 1995. С. 263.

Анализ правовой базы показал, что важнейшим направлением стало исследование тенденций социального развития общества и Вооруженных Сил в условиях экономической и военной реформ в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 г. N 203-рп. Они увязывались с мерами по повышению престижа военной службы, социальным обслуживанием и медико-социальной реабилитацией ветеранов боевых действий, инвалидов военной службы <12>. При проведении военной реформы шло сокращение численности Вооруженных Сил, в связи с чем стала создаваться система профессиональной ориентации и трудоустройства увольняемых военнослужащих, формироваться нормативно-правовая база для решения этой новой задачи <13>. ——————————— <12> URL: http://base. garant. ru/6308136. <13> Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, приравненных к ним лиц и членов их семей: Справочник. М., 1997. С. 18.

Итак, в начале 90-х годов XX в. определилась тенденция роста числа нормативных документов концептуального характера, принятых на подзаконном уровне, на законодательном же уровне вопросы подготовки призывной молодежи к армейской службе, осуществления гражданского контроля над деятельностью военной организации государства не получали должного разрешения. Впоследствии в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» некоторые вопросы были отражены, но содержали только общие положения <14>. ——————————— <14> URL: http://base. garant. ru/6308136.

Подготовка молодежи к военной службе относится к области государственной жизни, в которой необходима четкая правовая регламентация. Критический анализ нормативно-правовых документов позволяет автору утверждать, что в современных условиях требует внимания решение следующих вопросов: — во-первых, устранить отставание нормативно-правовых актов в области военной безопасности от предъявляемых военно-политическим руководством государства требований в части комплектования и строительства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; — во-вторых, изжить фрагментарность и противоречивость отдельных положений нормативно-правовых актов в сфере подготовки молодежи к военной службе. Совершенствование системы правового регулирования подготовки молодежи к военной службе является актуальной задачей российского права, что должно активно влиять на обеспечение обороноспособности государства.

——————————————————————