Периодизация становления и развития кадровых процессов государственной молодежной политики в Удмуртской Республике (1991 — 2008 гг.)

(Лапина Е. А.) («История государства и права», 2009, N 7)

ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАДРОВЫХ ПРОЦЕССОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1991 — 2008 ГГ.)

Е. А. ЛАПИНА

Лапина Елена Александровна, заместитель председателя Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи.

Статья посвящена актуальной и практически значимой проблеме кадрового обеспечения государственной молодежной политики, в том числе обучению кадров, становлению и развитию кадровых процессов в Удмуртии. Особое значение для осознания государственной молодежной политики (далее — ГМП) в Российской Федерации имеет анализ реализации ее направлений на региональном уровне, так как можно утверждать, что она развивалась в России именно благодаря непрекращающейся работе региональных органов по делам молодежи. Исторический аспект положения молодежи и развития молодежной политики в СССР и России раскрыт в работах Т. Н. Волобуевой, В. В. Ерошова, В. В. Касьянова, Д. Д. Колотилова, В. К. Криворученко, Г. В. Куприяновой, В. В. Нехаева, Л. С. Цветлюк, С. Е. Цыганаш и др. <1>. В Удмуртской Республике за 17 лет существования Госкомитета Удмуртской Республики по делам молодежи как исполнительного органа государственной власти накопилось большое количество фактологического и исследовательского материала, подлежащего обработке и анализу. В первую очередь это необходимо для формирования и корректировки дальнейшего развития ГМП. Поэтому вопросы ГМП постепенно становятся предметом специального научного исследования. В региональной историографии присутствует рассмотрение проблем, касающихся состояния различных направлений ГМП: молодежного и детского движения, молодой семьи, кадрового обеспечения, патриотического воспитания. Большой вклад в изучение истории работы с детьми, подростками, молодежью внесен учеными Удмуртского государственного университета: С. А. Васюрой <2>, С. И. Вострокнутовым <3>, Т. Ф. Вострокнутовой <4>, С. А. Даньшиной <5>, Т. Н. Ефремовой <6>, А. В. Ишмуратовым <7>, Н. М. Костиной <8>, Г. В. Мерзляковой <9>, Э. А. Мальцевой <10>, К. А. Пономаревым <11>, А. А. Трониным <12>. Под руководством профессора Г. В. Мерзляковой создана научная школа по подготовке и переподготовке кадров для сферы ГМП в республике, действует Межрегиональный центр подготовки и переподготовки кадров для сферы ГМП с 2003 г., проводятся научно-практические конференции <13>, учебно-методические семинары <14>. ——————————— <1> См.: Волобуева Т. Н. Деятельность комсомольских организаций областей Центрального Черноземья по повышению общественно-политической и трудовой активности сельской молодежи. 1966 — 1975 гг.: Дис. … канд. ист. наук. М., 2007; Ерошов В. В. Исторический опыт реализации государственной молодежной политики в регионах Западной Сибири в 90-е гг. XX века: Дис. … канд. ист. наук. М., 2007; Касьянов В. В. Исторический опыт разработки и реализации государственной молодежной политики Российской Федерации: 1991 — 2005 гг.: Дис. … докт. ист. наук. М., 2005; Колотилов Д. Д. Формирование и реализация государственной молодежной политики России в конце XX — начале XXI века: на материалах областей Верхнего Поволжья: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Кострома, 2007; Нехаев В. В., Куприянова Г. В. Государственная служба по делам молодежи: возникновение, структура, направления деятельности (историко-правовой аспект). Тула: ТГПУ, 2000; Цветлюк Л. С. Политика компартии и государства по привлечению молодежи к строительству социалистического общества: 1917 — 1941 гг.: Дис. … докт. ист. наук. М., 2005; Цыганаш С. Е. Советская партийно-государственная политика в отношении студенческой молодежи в 1960 — 1970-е гг.: Дис. … канд. ист. наук. М., 2004. <2> Васюра С. А. Коммуникативная активность студентов: индивидуальные стили, гендерные особенности и способы формирования // Вестник Удмуртского университета. 2006. Вып. 9. Психология и педагогика. С. 23 — 32. <3> Вострокнутов С. И. Показатели социального интереса у членов детской организации // Вторая республиканская университетско-академическая конференция: тезисы докладов. Ижевск, 1995. Ч. 1. С. 96; Вострокнутов С. И., Ишимов И. Н. Тренинг по разработке проектов в социальной среде как интерактивная форма подготовки студенческого актива // Самостоятельная работа студентов: теоретические и прикладные аспекты: Материалы междунар. конф., 13 — 14 мая 2004 г. Ижевск, 2004. С. 55 — 57. <4> Вострокнутова Т. Ф. Проблема содержания подготовки педагога специальной школы в вузе // Парадигмы образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 25 — 27 апреля 2006 г. Ижевск, 2006. С. 160 — 161. <5> Даньшина С. А. Опыт стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на базе Межрегионального центра переподготовки и повышения квалификации кадров Удмуртского государственного университета в сфере государственной молодежной политики // Краснов И. В., Лапина Е. А., Мерзлякова Г. В. Опыт реализации государственных образовательных стандартов в сфере: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции — методологического семинара. Ижевск, 2006. С. 16 — 19. <6> Ефремова Т. Н. Проблемы молодежи и система управления молодежной политикой в Удмуртии // Социальная политика: история и современность: Сб. ст. / Под ред. К. Уиллиамса, Р. Хьюма, М. Ю. Малышева. Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2005. С. 148 — 161. <7> Прокопьев А., Ишмуратов А. В. Институт взаимопомощи как ресурс общественного развития // Социальная политика: история и современность: Сб. ст. / Под ред. К. Уиллиамса, Р. Хьюма, М. Ю. Малышева. Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2005. С. 436 — 447. <8> Костина Н. М., Мальцева Э. А. Педагогика детского движения как учебная дисциплина // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования: Тезисы докл. регион. науч.-практ. конф. Глазов, 1999. С. 28 — 32. <9> См.: Молодые ученые — XX съезду ВЛКСМ: Тезисы докл. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Г. В. Мерзлякова. Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 1987; Сборник материалов межрегионального учебно-методического семинара «Эффективная реализация Стратегии государственной молодежной политики» / Департамент воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России, Ин-т международ. социально-гуманитарных связей, Госкомитет УР по делам молодежи, Межрегиональный центр переподготовки и повышения квалификации кадров сферы ГМП УдГУ; сост. И. В. Краснов, Г. В. Мерзлякова, Е. А. Лапина, К. В. Панина, Р. М. Шарачева. Ижевск: Тип. ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2008. <10> Мальцева Э. А., Костина Н. М. Детское движение: цели, ценности, проблемы становления: Сб. ст. / Ижевск: Изд. дом «Удмурт. ун-т», 2004; Мальцева Э. А. Детское движение в России. Уроки истории // Вестник УдГУ. 2005. Вып. 9. Психология и педагогика. С. 137 — 148. <11> Пономарев К. А. Основные этапы и направления формирования национально-регионального компонента Госстандарта образования в Удмуртской Республике // Российское государство: прошлое, настоящее, будущее: Материалы третьей научной конференции (Ижевск, 17 апреля 1998 г.). Ижевск: Изд-во МВЕУ, 1998. С. 27 — 28. <12> Пути совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе: Тезисы докладов второй респ. научн.-практ. конф. / Редкол.: Б. Н. Шульга, А. А. Тронин, П. Л. Горфункель и др. Ижевск, 1979. <13> Социальные инициативы и детское движение: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Ижевск, 30 ноября — 3 декабря 2005 г. / Отв. ред. Э. А. Мальцева, О. А. Феофанова; Гос. комитет по делам молодежи УР; Мин-во образования и науки УР; ГОУ ВПО «Удмурт. гос. ун-т»; Факультет психологии и педагогики. Ижевск, 2005; Продвижение имиджа регионов России (продвижение имиджа Удмуртии: опыт и перспективы): Материалы междунар. науч.-практ. конфер. Ижевск, 1 — 2 ноября 2007 г. / Федерал. агентство по образованию; ГОУ ВПО «Удмурт. гос. ун-т»; Ин-т социал. коммуникаций. Ижевск, 2007. <14> Опыт реализации государственных образовательных стандартов в сфере: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции — методологического семинара. Указ. соч.

Рассмотрение исторических аспектов формирования кадрового обеспечения ГМП не представляется возможным без выработки периодизации ее развития. Формирование кадровой политики ГМП Удмуртской Республики тесно переплетается с историческими событиями, экономикой, культурой страны, социальными и демографическими проблемами развития общества. Развитие кадрового обеспечения Удмуртии необходимо рассматривать в тесной связи с развитием ГМП в целом. Эффективность исследования тех или иных периодов кадрового обеспечения во многом обусловлена качественной ее периодизацией, характеризуемой теми или иными особенностями региональной ГМП и истории общества в целом. С этой целью нами была проанализирована периодизация в исследованиях (А. В. Кочетков <15>, И. В. Кошман <16>, И. А. Король <17>, С. Ю. Демиденко, Д. С. Хорькова, И. В. Афонин, А. Л. Мерзляков, Е. Ю. Бронникова, Д. А. Жевлакова <18>), посвященных становлению ГМП России и регионов 1991 — 2008 гг. ——————————— <15> Кочетков А. В. Законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики: Аналит. обзор. Самара, 2008. <16> Кошман И. В. Правовое обеспечение адаптационного управления молодежной политики в муниципальном образовании // Актуальные вопросы подготовки специалистов молодежной сферой в условиях трансформации социально значимых характеристик современной российской молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск, 4 — 5 июня 2007 г. / Под науч. ред. В. С. Пель. Новосибирск, 2007. С. 98 — 99. <17> Король И. А. Решение социальных проблемы молодежи органами государственной власти Кемеровской области в 1991 — 2005 гг.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Кемерово, 2007. <18> Государственная молодежная политика в Удмуртской Республике: опыт, реализация и перспективы развития / Под общ. ред. С. Ю. Демиденко. Ижевск, 2004.

Анализ периодизации развития ГМП показал, что все ученые выделяют 2 — 3 этапа до 2000 г., что, по нашему мнению, необходимо, так как именно в это время происходили значительные изменения, наблюдалось системное формирование отрасли, становление ее административной, правовой, организационной базы на основе изменившейся идеологии государства. Мы согласны с теми авторами, которые начало периодизации связывают с 1991 г. — с временем создания Комитета по делам молодежи <19> и принятием Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» <20>. Рассматривая в данном исследовании формирование кадрового обеспечения ГМП в Удмуртской Республике, мы считаем необходимым начать с 1991 г. — с момента принятия Постановления Верховного Совета УАССР «О формировании государственной молодежной политики в УАССР» от 16 мая 1991 г. и создания Государственного комитета Удмуртской Республики по молодежной политике 20 сентября 1991 г. Предлагаем выделить следующие этапы развития кадрового обеспечения ГМП: ——————————— <19> Постановление Верховного Совета СССР от 1 апреля 1991 г. N 2074-1 «О введении в действие Закона СССР «О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР» // Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. N 15. Ст. 420. <20> Постановление Верховного Совета СССР от 16 апреля 1991 г. N 2115-1 // Известия. 1991. 2 мая.

— 1991 — 1993 гг. — начальный, характеризующийся формированием структуры, нормативной правовой базы ГМП, поиском путей формирования кадровой политики. Этап заканчивается принятием Постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях ГМП в Российской Федерации» (3 июня 1993 г.), которое продолжает курс, взятый на проведение ГМП; — 1994 — 1996 гг. — системный, характеризуется выделением кадрового обеспечения как самостоятельного направления ГМП в планах и отчетах Госкомитета Удмуртской Республики по делам молодежи, а также созданием системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социальных служб помощи молодежи; — 1997 — 2000 гг. — начало программного подхода, характеризуется принятием Закона Удмуртской Республики «О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике» (1997 г.), республиканской целевой программы «Молодежь Удмуртии на 1997 — 2000 гг.» и подпрограммы «Повышение профессиональной квалификации и подготовка кадров по работе с молодежью» на 1998 — 2000 гг. Кадровое обеспечение рассматривается Госкомитетом как первоочередная задача; — 2001 — 2003 гг. — программный, характеризуется продолжением реализации ГМП в рамках программного метода, принятием программы «Молодежь Удмуртии на 2001 — 2003 гг.» с подпрограммой «Повышение профессиональной квалификации и переподготовка кадров» и принятием Закона Удмуртской Республики «Об изменениях и дополнениях в Закон Удмуртской Республики «О государственной молодежной политике»; — с 2004 г. — современный, характеризующийся развивающейся системой кадрового обеспечения отрасли, принятием республиканской целевой программы «Молодежь Удмуртии» на 2004 — 2008 гг. с подпрограммой «Развитие системы подготовки и переподготовки кадров по работе с молодежью, формирование кадрового резерва» и разработкой Концепции развития системы кадрового обеспечения ГМП на 2007 — 2010 гг., укреплением межведомственных связей — созданием межведомственных комиссий по различным проблемам молодежи. Таким образом, в процессе исследования было выделено пять этапов развития кадрового обеспечения ГМП Удмуртской Республики. Каждый из них характеризуется определенными процессами, происходящими в кадровом обеспечении отрасли. За исследованный период кадровая политика ГМП преодолела путь от зарождения до формирования системы организации кадрового обеспечения. В это время проведена большая работа по выработке форм, методов и направлений работы с кадрами. Кадровое обеспечение ГМП в Удмуртской Республике в 1991 — 2008 гг. развивалось по следующим направлениям: подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; планирование и развитие персонала; разработка программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации, внесение изменений в соответствующие государственные образовательные программы и стандарты; анализ состояния и определения перспектив использования кадров, их продвижения; формирование и развитие системы отбора, подготовки кадрового резерва; научно-методическое сопровождение; координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных и научных учреждений, других структур.

——————————————————————