Совершенствование нормативно-правовой базы по медицинскому обеспечению подростков в период их подготовки к военной службе

(Палкин В. В.)

(«Медицинское право», 2006, N 4)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ

В ПЕРИОД ИХ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

В. В. ПАЛКИН

Палкин В. В., кандидат медицинских наук, директор Государственного научно-исследовательского института «Биоэффект», г. Москва.

Охрана здоровья подростков является одной из приоритетных задач государства.

Изучение действующего в России законодательства, нормативной правовой базы по вопросам охраны и укрепления здоровья подростков с позиции подготовки их к военной службе свидетельствует о том, что в настоящее время данной проблеме уделено значительное место во многих государственных документах [6, 7, 8, 9, 12].

Несмотря на достаточно широкое представительство вопросов медицинского обеспечения подростков в действующем законодательстве и нормативных правовых актах, анализ, проведенный в ходе настоящего исследования, свидетельствует о том, что реализация их положений в практической деятельности здравоохранения, образования, военных комиссариатов и других ведомств зачастую осуществляется не в полном объеме. Во-первых, это обусловлено недостаточно твердыми знаниями должностными лицами, исполнителями и непосредственно подростками требований законодательных документов, нормативных правовых актов, что подтверждается результатами анкетирования врачей и подростков. Во-вторых, на современном этапе развития общества зачастую не разработаны механизмы достижения поставленных целей и решения соответствующих задач, не сформировано финансово-правовое пространство, обеспечивающее оптимальные условия деятельности учреждений, предприятий, организаций и служб, ответственных за оздоровление подростков и комплектование войск здоровым контингентом.

Основные законодательные документы и нормативные правовые акты, регламентирующие медицинское обеспечение подростков, в том числе в период подготовки юношей к военной службе, на современном этапе развития общества, представлены на рисунке.

Конституция Российской Федерации

Основы Федеральный закон Федеральный закон

законодательства «О воинской «Об основных

РФ об охране обязанности и гарантиях прав

здоровья граждан военной службе» ребенка в РФ»

Положение о Положение о Приказ МЗ РФ

военно-врачебной подготовке граждан «О совершенствовании

экспертизе РФ к военной службе медицинской помощи

детям подросткового

возраста»

Инструкция о Совместный Приказ Федеральный закон

порядке МО РФ и МЗ РФ «Об «Об образовании»

проведения организации меди —

военно-врачебной цинского обеспече —

экспертизы в ВС ния подготовки

РФ граждан РФ к

военной службе»

Федеральный Приказ МЗ РФ и МО РФ

закон «О «О совершенствовании

наркотических системы медицинского

средствах и обеспечения детей

психотропных в образовательных

веществах» учреждениях»

Федеральный Конвенция о правах Федеральный закон

закон «О психиат — ребенка «Основы

рической помощи законодательства

и гарантиях прав РФ о физической

граждан при ее культуре и спорте»

оказании»

Рис. Законодательные и нормативные правовые акты по медицинскому обследованию подростков в период подготовки к военной службе.

В ряде законодательных документов в части, касающейся медицинского обеспечения подростков с позиции подготовки юношей к военной службе, имеются противоречия. Так, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» обследование, медицинское освидетельствование призывников и осуществляемые среди них, при необходимости, лечебно-оздоровительные мероприятия относятся к обязательной подготовке граждан к военной службе (ст. 11), отказ или уклонение от которой должны расцениваться как их уклонение от исполнения воинской обязанности (ст. 1).

В то же время в соответствии со ст. 32 — 34 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение) без согласия совершеннолетних граждан допускается лишь в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Согласно Федеральному закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическое обследование, освидетельствование, лечение совершеннолетних (с 15-летнего возраста) граждан, а также предоставление сведений о состоянии психического здоровья и об оказанной гражданину психиатрической помощи осуществляются по просьбе или с согласия обследуемого. В то же время согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» в настоящее время призывники подлежат обязательному обследованию, освидетельствованию врачом психиатром, при необходимости они могут быть направлены на амбулаторное или стационарное обследование в психиатрические больницы [11]. Необходимость обследования также требует большинство статей расписания болезней Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.

В ст. 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» указано, что «медицинское освидетельствование лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо употребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, проводится по направлению органов прокуратуры, органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи». Военные комиссариаты, органы военно-врачебной экспертизы исключены из данного перечня. В то же время более 10 тыс. призывников, страдающих алкоголизмом и злоупотреблением наркотическими средствами, ежегодно освобождается от призыва на военную службу, более 300 военнослужащих увольняется из Вооруженных Сил как не подлежащие призыву в связи со злоупотреблением наркотическими средствами.

Статья 8 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» декларирует, что медицинское освидетельствование о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции проводится добровольно по просьбе освидетельствуемого лица или с его согласия. Данное положение значительно осложняет работу врачей-специалистов, осуществляющих медицинское освидетельствование призывников. Приходится разъяснять призывникам необходимость обследования на ВИЧ-инфекцию, рост которой приобрел галопирующий характер.

В целях снятия указанных противоречий были подготовлены изменения и дополнения в Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390, которые нашли дальнейшее отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.

Данным Постановлением регламентирован порядок получения по запросам военных комиссариатов и кадровых органов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба), сведений о гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами.

Результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что для нивелирования имеющихся в действующем законодательстве отдельных противоречий, затрудняющих своевременное, полноценное обследование призывников и «способствующих» направлению в войска лиц с психосоматическими заболеваниями, необходимо:

1. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»:

— статью 4 дополнить пунктом 8 следующего содержания: «Медицинские учреждения здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности обязаны сообщать сведения о лицах, состоящих на диспансерном учете, и по запросу военного комиссариата направлять медицинские документы, характеризующие состояние здоровья граждан»;

— статью 16, пункт 1, первый абзац дополнить словами: «…а также обязательному обследованию на предмет употребления наркотических веществ и наличие ВИЧ-инфекции»;

— статью 29 дополнить пунктом 5 следующего содержания: «Глава органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации несет ответственность за организацию и проведение призыва граждан на военную службу».

Внесение изменений в ст. 4 и 29 позволит повысить ответственность должностных лиц медицинских учреждений за представление полноценной информации о нервно-психическом здоровье призывников, а также глав органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации за качество и обоснованность призыва граждан на военную службу.

2. Внести изменения и дополнения в Федеральные законы «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее реализации» и «О наркотических средствах и психотропных веществах» об обязательном обследовании граждан, подлежащих призыву на военную службу, по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет и призывной комиссии в психиатрических, наркологических медицинских учреждениях.

Внесение данных изменений позволит своевременно выявлять призывников с латентно текущими психическими заболеваниями, которые, не умея и не желая подчиняться воинской дисциплине, выполнять требования воинских уставов, совершают противоправные преступления или становятся потерпевшими от них.

Таким образом, совершенствование нормативно-правовой базы по медицинскому обеспечению подростков в период их подготовки к военной службе явится гарантией создания правовых и организационных условий для сохранения и укрепления здоровья подростков, устойчивого их развития, социальной и психологической адаптации в современном обществе, а также полноценной реализации биологических, социальных их функций в повседневной жизнедеятельности, в том числе в процессе военно-профессиональной деятельности [3, 4, 5, 10, 13].

Литература

1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей России // Врач. 1997. N 8.

2. Коровяк Т. Ф. Методические подходы по разработке мероприятий по совершенствованию медицинской помощи юношам призывного возраста // Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 2000. Вып. 4.

3. Лисицин Ю. П. На пути к санологии. Некоторые теоретические аспекты Государственной программы укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний // Вестн. АМН. СССР. 1989. N 12.

4. Организация и проведение медицинского освидетельствования, обследования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди них: Инструктивные указания. М., 2000. 53 с.

5. Организация межведомственного взаимодействия в процессе медико-социального изучения молодежи: Метод рекоменд. / Под ред. В. П. Спичева. М., 1988. 36 с.

6. Основы военно-врачебной экспертизы: Пособие для врачей / Под ред. докт. мед. наук. В. В. Куликова. М., 2001. 254 с.

7. Охрана здоровья детей в России. Правовая, экономическая, социальная и медицинская оценка ситуации на фоне проводимых реформ. Предложения и рекомендации к проекту Закона об охране здоровья детей. Союз педиатров России. М., 1998. 27 с.

8. Правовые аспекты военно-врачебной экспертизы в законодательных актах Российской Федерации: Пособие для врачей. М., 2000. 84 с.

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 1999 г. N 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста». М., 1999. 27 с.

10. Приказ Минздрава РФ, РАМН от 24 октября 2003 г. N 506/92 «Об утверждении Программы «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004 — 2010 гг.» (по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 г.)».

11. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». М.: Красная Звезда, 1998. 45 с.

12. Французова Т. М., Жданова Л. А., Русова Т. В. Опыт реорганизации подростковой службы в условиях детской поликлиники // Российский педиатрический журнал. 1998. N 5.

13. Шипова В. М., Коровяк Т. Ф. Медицинское обеспечение юношей призывного и допризывного возраста // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. N 1.

——————————————————————