Правовое регулирование аттестации военнослужащих и деятельности аттестационных комиссий в воинских частях

(Ильменейкин П. В.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2012, N 10)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АТТЕСТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЙ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ

П. В. ИЛЬМЕНЕЙКИН

Ильменейкин П. В., юрист.

В статье анализируются нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие проведение аттестации военнослужащих и деятельность аттестационных комиссий воинских частей по этим вопросам.

Ключевые слова: военнослужащие, аттестация, аттестационная комиссия, воинская часть, положение, порядок.

Legal regulation of certification of military personnel and activity of certifying commissions in military units

P. V. Ilmenejkin

In article norms of the legislation of the Russian Federation, certifications of military personnel adjusting carrying out and activity of certifying commissions of military units on these questions are analyzed.

Key words: military personnel, certification, a certifying commission, military unit, position, the order.

Главными целями военной реформы являются оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новейшими видами вооружения и боевой техники и повышение уровня профессионализма личного состава воинских частей, в первую очередь тех военнослужащих, кто проходит военную службу по контракту. А одним из способов оценки достижения этих целей является аттестация военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для проведения которой в воинских частях создаются аттестационные комиссии.

Целью настоящей статьи являются анализ и разъяснение норм законодательства, регулирующих проведение аттестации военнослужащих и деятельность аттестационных комиссий в воинских частях.

Так, нормами Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) установлен ряд полномочий аттестационной комиссии воинской части и указаны отдельные вопросы, которые она вправе рассматривать:

— в ст. 34 Закона N 53-ФЗ указано: «Определение соответствия военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту (здесь и далее выделено мной. — П. И.), возлагается на аттестационные комиссии воинских частей»; «основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются: решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом»;

— в ст. 43 Закона N 53-ФЗ указано: «Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность»;

— в ст. 51.1 Закона N 53-ФЗ указано: «2. Взыскания, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» пункта 1 и подпунктом «е.1» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), — и на основании рекомендации указанной комиссии…

4. Взыскания, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» пункта 1 и подпунктом «е.1″ пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией)».

Таким образом, указанные нормы Закона N 53-ФЗ помогают понять, что аттестация — это оценка служебной деятельности и личных качеств военнослужащих, а аттестационная комиссия — это коллегиальный орган, принимающий важные решения-рекомендации, в той или иной мере ограничивающие права граждан (о приеме на военную службу по контракту, о назначении военнослужащего на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, о виновности военнослужащего в дисциплинарных проступках по результатам расследования и др.), на основании которых командир воинской части принимает итоговое решение по всем этим вопросам, затрагивающее права и свободы граждан.

Однако основными нормами для практического правоприменения, которые в настоящее время регулируют как проведение самой аттестации военнослужащих, так и деятельность и полномочия аттестационных комиссий в воинских частях, являются нормы разд. VI («Порядок аттестации военнослужащих, аттестационные комиссии») Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее — Положение).

В соответствии с п. 3 ст. 26 Положения Министр обороны Российской Федерации своим Приказом от 29 февраля 2012 г. N 444 утвердил новый Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Порядок).

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами рассмотрим порядок проведения аттестации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Так, в ст. 26 Положения указано, что аттестация проводится «в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе», и что «основными задачами аттестации военнослужащих являются:

а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;

д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы».

Как правило, в большинстве случаев аттестация военнослужащих имеет строго индивидуальный характер, т. е. проводится не массово, а только в отношении отдельных военнослужащих при конкретно определенных и указанных в Положении условиях и обстоятельствах. И назначать такую аттестацию уполномочен командир воинской части. В связи с этим командир воинской части при назначении аттестации в отношении подчиненных ему военнослужащих должен учитывать условия-ограничения, состоящие в том, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры. Несоблюдение этих условий может быть основанием для признания итогов аттестации недействительными.

В развитие данных норм в п. 1 Порядка указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежегодно, а офицеры не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, а также по окончании военных образовательных учреждений профессионального образования, адъюнктуры, военной докторантуры аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов, которые не позднее чем за две недели до проведения аттестации представляются в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащего. Образец формы для аттестационного листа указан в приложении N 1 к Порядку (не приводится).

В п. 1 Порядка также указано, что аттестации подлежат военнослужащие, направляемые к новому месту военной службы в порядке плановой замены, что основано на нормах п. 6 Руководства по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2000 г. N 380: «Военнослужащие, направляемые по плановой замене, подлежат аттестации в порядке, установленном статьей 26 Положения о порядке прохождения военной службы, при этом аттестационные листы на них должны быть утверждены, а соответствующие выводы и рекомендации объявлены до убытия их по замене».

В то же время нормы Положения и Порядка допускают случаи назначения и проведения не только индивидуальной, но и коллективной аттестации военнослужащих, предоставив Министру обороны Российской Федерации полномочия, в случае необходимости, своим решением назначать время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, или отдельных их категорий.

Однако следует учесть, что при назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, к присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В таких случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

В п. 2 Порядка указано, что для проведения аттестации с составлением аттестационных листов в воинской части от отдельного батальона, ему равной и выше, организации Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — воинская часть) ежегодно составляются списки военнослужащих, подлежащих аттестации, и график ее проведения, который утверждается командиром (начальником) воинской части до 1 августа года, предшествующего аттестации, и доводится до сведения каждого аттестуемого военнослужащего не позднее чем за месяц до начала аттестации под подпись.

В графике указываются:

— наименование воинской части, в которой проводится аттестация;

— наименование аттестационной комиссии, на заседании которой подлежит рассмотрению аттестация военнослужащего;

— дата проведения аттестации каждого военнослужащего, подлежащего аттестации;

— дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов и должностное лицо, их представляющее;

— воинская должность командира (начальника), утверждающего аттестационный лист.

Положением установлены также и обязанности командиров по проведению аттестации. Так, командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с Порядком аттестации обязан:

— всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

— определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;

— представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.

При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:

— проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;

— провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

— дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.

Данные положения дополнены и раскрыты в нормах п. 3 Порядка, где указано, что отзыв на военнослужащего составляется его непосредственным (прямым) командиром (начальником) из числа офицеров, федеральных государственных служащих либо гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающих соответствующие воинские должности (должности), в разд. I аттестационного листа и представляется по команде.

В отзыве, излагаемом в произвольной форме, как правило, должны быть отражены следующие вопросы, характеризующие как личность и деловые качества аттестуемого военнослужащего, так и его служебную деятельность:

— уровень профессиональной подготовки, знание руководящих документов, общевоинских уставов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к данной воинской должности, готовность к выполнению обязанностей при переводе в высшие степени боевой готовности и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;

— качество выполнения должностных и специальных обязанностей по занимаемой воинской должности за период после предыдущей аттестации, устранение отмеченных в последнем аттестационном выводе недостатков (если таковые имелись и были отмечены в выводах предыдущей аттестации);

— личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;

— организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;

— умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;

— оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает аттестуемый (дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально-технических средств, наличие (отсутствие) утрат, недостачи, порчи и хищения военного имущества, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие кадрового резерва и работа с ним, качество работы с подчиненным личным составом);

— способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственной тайны, моральные и психологические качества;

— состояние здоровья в соответствии с медицинскими заключениями, работоспособность и уровень физической подготовленности;

— оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок;

— динамика (положительная или отрицательная) профессионально-должностных качеств, навыков в аттестационный период, мотивация к дальнейшему прохождению военной службы.

При проведении же аттестации отдельных категорий военнослужащих в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации общие показатели, характеризующие военнослужащих, могут конкретизироваться для каждой аттестуемой в таком случае категории военнослужащих.

Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе. В Порядке же разъяснено, что аттестуемый военнослужащий имеет право ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его прямому начальнику или в аттестационную комиссию и представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом. Поэтому командир (начальник) аттестуемого военнослужащего, составляющий аттестационный лист, обязан ознакомить его (под роспись) с отзывом в аттестационном листе и предоставить тому возможность сообщить дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период и (или) подать заявление о своем несогласии с представленным отзывом. И даже незначительное отступление от указанных условий может быть оценено как незаконное и являться основанием для отмены выводов аттестации.

Следует учесть, что в силу закона командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций. Кроме того, непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

В п. 4 Порядка в развитие указанной выше гарантии указано, что командиры (начальники), убывающие из воинской части менее чем за три месяца до начала аттестации, должны составить аттестационные листы, содержащие отзывы, на непосредственно подчиненных военнослужащих и до убытия лично представить их своему непосредственному начальнику или в аттестационную комиссию.

В ст. 27 Положения указано, что для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, ему равных и выше, создаются аттестационные комиссии и что аттестационная комиссия подотчетна командиру той воинской части, в которой она создана.

Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части. В состав аттестационной комиссии должны входить:

— председатель аттестационной комиссии — им, как правило, назначается первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

— члены аттестационной комиссии — назначаются из числа: заместителей командира воинской части, командиров (начальников) подразделений воинской части, представителей кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

— секретарь аттестационной комиссии — назначается из офицеров воинской части (по мнению автора, целесообразно назначать секретарем офицера кадрового или юридического органа воинской части);

— иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

В полномочия аттестационной комиссии воинской части входит рассмотрение:

— результатов аттестации военнослужащего;

— кандидатов для поступления на военную службу по контракту;

— кандидатов для назначения на воинские должности, а также целесообразности заключения новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;

— кандидатов для направления на учебу;

— представления к награждению государственными наградами Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;

— представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

— представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;

— иных вопросов, для решения которых в соответствии с Законом N 53-ФЗ, Положением и другими нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;

— иных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, или по решению командира воинской части.

Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

В п. 5 Порядка конкретно указано, что аттестационные комиссии обязаны всесторонне изучить аттестационные листы, содержащие отзывы на военнослужащих, установить их соответствие деловым и личным качествам аттестуемых военнослужащих и дать заключения по ним:

а) комиссия отдельного батальона (ему равного), полка (ему равного) — на военнослужащих отдельного батальона (ему равного), полка (ему равного), кроме аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командиром отдельного батальона, полка (им равных);

б) комиссия дивизии (бригады) — на военнослужащих дивизии (бригады), кроме аттестационных листов, содержащих отзывы, рассмотренные в аттестационных комиссиях полков (отдельных батальонов, дивизионов, кораблей 1 ранга), и аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командиром дивизии (бригады);

в) комиссия армии, флотилии (корпуса) — на военнослужащих армии, флотилии (корпуса), за исключением аттестационных листов, содержащих отзывы, рассмотренные в нижестоящих аттестационных комиссиях, и аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командующим (командиром) армией, флотилией (корпуса).

В других аттестационных комиссиях рассматриваются аттестационные листы на военнослужащих данной воинской части, кроме аттестационных листов, рассмотренных в нижестоящих аттестационных комиссиях.

Аттестационные листы, составленные командиром (начальником) воинской части, рассматриваются в вышестоящих аттестационных комиссиях.

Командиры (начальники) воинских частей утверждают все аттестационные листы, которые рассмотрены непосредственно подотчетными им аттестационными комиссиями.

Исключение составляет аттестационный лист, содержащий отзыв, составленный непосредственным (прямым) начальником, выводы прямых начальников, если таковые имеются, заключение аттестационной комиссии и выводы прямых начальников, если таковые имеются, о несоответствии аттестуемого военнослужащего занимаемой воинской должности, увольнении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы в запас по собственному желанию при наличии у него уважительных причин или в связи с невыполнением им условий контракта. Указанный аттестационный лист, содержащий такой отзыв, заключение и выводы, утверждается вышестоящим командиром (начальником).

Следует учесть, что в настоящее время п. 5 ст. 27 Положения позволяет проводить заседания аттестационной комиссии без участия в них аттестуемых военнослужащих. Правда, оговорено, что в необходимых случаях на заседания аттестационной комиссии воинской части могут быть приглашены как сами аттестуемые военнослужащие, так и командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица. А в п. 6 Порядка конкретно указано, что заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности, или отзыв, в котором отмечается наличие у аттестуемого военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления аттестуемого военнослужащего о несогласии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзывом. Таким образом, для Вооруженных Сил Российской Федерации конкретно определены те случаи, когда заседания аттестационной комиссии в обязательном порядке должны проводиться с участием в них аттестуемых военнослужащих и их непосредственных или прямых начальников. Строгое соблюдение указанного условия обязательно, так как именно такие случаи и вопросы чаще всего и бывают предметами жалоб аттестуемых военнослужащих, в том числе в суды.

В п. 7 Порядка указано, что командиры (начальники), в прямом подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, до командиров (начальников), утверждающих аттестационные листы, содержащие отзывы, свои выводы по отзывам на аттестуемых военнослужащих излагают в разд. II аттестационных листов. Аттестационные комиссии отражают свои заключения в этом же разделе аттестационных листов после выводов прямых командиров (начальников).

В заключении аттестационной комиссии указывается о соответствии (несоответствии) аттестуемого военнослужащего занимаемой воинской должности, а также мнение о его дальнейшем служебном предназначении.

При этом могут быть даны следующие примерные рекомендации:

— о включении в кадровый резерв;

— о выдвижении военнослужащего на высшую воинскую должность — в порядке продвижения по службе (на какую и когда);

— о направлении военнослужащего на учебу в военно-учебное заведение или на курсы (какие и когда);

— о перемещении военнослужащего на равную воинскую должность с указанием конкретной воинской должности и причин перемещения;

— о перемещении военнослужащего на другую воинскую должность — командную, штабную, преподавательскую или иную с указанием причин перемещения и сроков;

— о перемещении военнослужащего с высшей воинской должности на низшую с указанием конкретной воинской должности и причин перемещения;

— об увольнении военнослужащего с военной службы в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации он подлежит аттестации, а также рекомендации о предназначении его в военное время;

— об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта как не выполняющего установленные требования по физической подготовленности, имеющего неудовлетворительные оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок.

Выводы и заключение в аттестационном листе должны основываться на содержании отзыва командира (начальника) аттестуемого военнослужащего.

Во время заседания аттестационной комиссии секретарь комиссии в обязательном порядке должен вести протокол заседания аттестационной комиссии (в письменной форме и желательно с подробным отражением хода заседания и всех рассматриваемых в нем вопросов, так как именно эти обстоятельства в судебных заседаниях могут оказаться бесспорным доказательством правомерности (или неправомерности) выводов аттестации).

Заключение аттестационной комиссии вносится в протокол заседания аттестационной комиссии, форма которого приведена в приложении N 2 к Порядку (не приводится).

Протокол подписывается председателем, членами и секретарем аттестационной комиссии. Из протокола заключение аттестационной комиссии переносится в разд. II всех экземпляров аттестационного листа (по количеству личных дел) с указанием воинских должностей, воинских званий, инициалов имен и фамилий председателя, членов аттестационной комиссии и заверяется ее секретарем.

Командиры (начальники), утверждающие аттестационные листы, содержащие отзывы, выводы и заключения, обязаны лично записать свое решение в разд. III аттестационного листа и подписать его.

Выводы прямых командиров (начальников) и заключение аттестационной комиссии, изложенные в разд. II подлинного экземпляра аттестационного листа, до представления его на решение вышестоящему командиру (начальнику) переносятся в остальные экземпляры аттестационного листа.

Решение командира (начальника), утвердившего аттестационный лист, содержащий отзыв, выводы и заключение аттестационной комиссии, переносится в остальные экземпляры аттестационного листа, которые после сверки с подлинным экземпляром удостоверяются подписью начальника штаба воинской части или начальника кадрового органа (под чертой, проведенной ниже соответствующего решения, записывается: «Подлинному экземпляру соответствует»). Подписи командира (начальника), принявшего решение об утверждении аттестационного листа, и начальника штаба (кадрового органа) воинской части, заверившего экземпляры аттестационного листа, скрепляются печатью установленного образца.

Утвержденные аттестационные листы рассылаются кадровым органом утверждающей инстанции в 10-дневный срок в следующем порядке:

— подлинный экземпляр аттестационного листа и одна его копия — в воинскую часть по месту военной службы военнослужащего;

— остальные копии аттестационного листа — в штабы (кадровые органы), ведущие личные дела на аттестованного военнослужащего.

В исключительных случаях (при убытии военнослужащего к новому месту военной службы, на учебу до утверждения на него аттестационного листа) все экземпляры аттестационного листа после его утверждения высылаются в 3-дневный срок в штаб (кадровый орган) по новому месту военной службы (учебы) военнослужащего для ознакомления с ним аттестованного военнослужащего.

Утвержденные аттестационные листы доводятся до военнослужащих непосредственными (прямыми) начальниками в 10-дневный срок после поступления аттестационных листов в воинскую часть. При этом военнослужащий расписывается в подлинном экземпляре аттестационного листа с указанием даты ознакомления. Военнослужащему, находящемуся в командировке, отпуске или на лечении, утвержденные аттестационные листы доводятся по возвращении его в воинскую часть. После доведения военнослужащему аттестационного листа его подлинный экземпляр и о дна его копия приобщаются к первому экземпляру личного дела военнослужащего.

Важным условием для соблюдения при проведении аттестации принципов ее объективности и законности является установленное Положением право аттестуемого военнослужащего обжаловать аттестационные выводы и порядок проведения аттестации вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления военнослужащему результатов аттестации, а также в суд. В случае признания вышестоящим командиром (начальником) или судом жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.

Результаты проведенной аттестации должны учитываться штабами (кадровыми органами) воинских частей в установленном порядке и реализовываться при прохождении военнослужащими военной службы.

Командиры (начальники) воинских частей должны ежегодно подводить итоги проведения аттестации военнослужащих, которые отражаются в докладе, представляемом по команде, с изложением следующих положений:

— положительного опыта работы;

— недостатков, имевших место при проведении аттестации;

— предложений, направленных на совершенствование аттестации военнослужащих.

При ежегодной аттестации, назначении аттестации всех военнослужащих или отдельных их категорий штабами (кадровыми органами) воинских частей разрабатываются планы подготовки и проведения аттестации соответствующих военнослужащих. Планы утверждаются должностными лицами, которым эти штабы (кадровые органы) подчинены.

В соответствии с утвержденными планами подготовки и проведения аттестации нижестоящие командиры (начальники) планируют и проводят подготовительную работу к аттестации и аттестацию военнослужащих в установленные сроки.

В планах подготовки и проведения аттестации предусматриваются следующие мероприятия:

— проведение занятий с командирами (начальниками), личным составом штабов (кадровых органов) воинских частей, председателями и членами аттестационных комиссий по вопросам предстоящей аттестации с учетом накопленного опыта;

— изучение с военнослужащими, подлежащими аттестации, порядка ее проведения;

— установление сроков составления аттестационных листов, содержащих отзывы, написания выводов прямыми начальниками и представления в аттестационную комиссию аттестационных листов, рассмотрения аттестационной комиссией представленных аттестационных листов и направления их соответствующим командирам (начальникам) для принятия решения об их утверждении;

— доведение до военнослужащих содержания утвержденных аттестационных листов;

— изготовление и рассылка бланков аттестационных листов, памяток и других методических пособий для проведения аттестации;

— обсуждение на военных советах, совещаниях руководящего состава хода подготовки и проведения аттестации, а также ее итогов с постановкой задач по реализации утвержденных выводов по аттестации военнослужащих.

Следует учитывать и то, что аттестация военнослужащих, замещающих воинские должности менее года, проходящих военную службу за пределами Российской Федерации, находящихся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, проводится по прошествии года со дня вступления в воинскую должность, по возвращении из-за границы, после окончания отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

На военнослужащего, назначенного на новую воинскую должность (с выходом из подчинения прежнему командиру (начальнику)) менее чем за три месяца до начала аттестации, аттестационный лист, содержащий отзыв, составляется, рассматривается, утверждается и доводится военнослужащему до убытия его из воинской части по прежнему месту военной службы.

Для обеспечения реализации утвержденных выводов по аттестации военнослужащих штабы (кадровые органы) воинских частей обязаны:

— сформировать кадровый резерв;

— разработать планы перемещения военнослужащих, аттестованных для назначения на высшие, равные и низшие воинские должности;

— разработать планы направления кандидатов на учебу;

— составить списки военнослужащих, аттестованных к досрочному увольнению с военной службы;

— сообщить вышестоящему штабу (кадровому органу) о кандидатах для назначения на высшие, равные и низшие воинские должности и направления на учебу, а также подать списки военнослужащих, аттестованных к досрочному увольнению с военной службы.

С учетом того что все вопросы аттестации существенно затрагивают права и свободы аттестуемых военнослужащих — граждан Российской Федерации, всем командирам (начальникам) и членам аттестационных комиссий воинских частей необходимо тщательно и добросовестно изучить все положения нормативных правовых актов, регулирующие проведение аттестации военнослужащих, и в своей служебной деятельности строго руководствоваться ими, так как любое, даже формальное и незначительное, отступление от установленного порядка проведения аттестации не только незаконно, но и наносит существенный ущерб авторитету военного руководства и Вооруженных Сил Российской Федерации в целом.

В заключение следует отметить, что административно-правовой институт аттестации военнослужащих существует и эффективно действует в Вооруженных Силах Российской Федерации уже многие годы. За это время также уже сформировалась и судебная практика, позволяющая эффективно защищать как нарушенные права и свободы военнослужащих — граждан Российской Федерации, так и законные интересы военного руководства.

Характерным примером является позиция Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, отраженная в Определении от 15 января 2008 г. N КАС07-749:

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев жалобу уволенного военнослужащего, оспорившего ряд норм нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проведение аттестации, указала: «Из статьи 27 Положения следует, что аттестационные комиссии создаются в воинских частях для проведения аттестации, а также для решения иных вопросов прохождения военной службы. Пункт же 3 этой статьи устанавливает, что на заседаниях аттестационной комиссии рассматриваются как результаты аттестации военнослужащих, так и вопросы целесообразности заключения новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, по решению командира части.

Анализ указанных норм Положения позволил суду обоснованно указать в решении, что эти нормы не содержат в себе каких-либо положений, освобождающих уполномоченных должностных лиц от обязанности учитывать при решении вопроса о заключении контракта о дальнейшем прохождении военной службы с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на ней, их деловые качества, состояние здоровья и другие обстоятельства, которые могут послужить причинами невозможности дальнейшего прохождения военной службы.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, вопреки утверждениям У., оспариваемые им статьи 10, 26 и 27 Положения не допускают отказа военнослужащему, достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, в заключении нового контракта без объективного установления уполномоченными должностными лицами обстоятельств, препятствующих дальнейшему прохождению им военной службы. В той части, в которой эти нормы допускают установление этих обстоятельств иным, помимо аттестации, способом, они не противоречат приведенным выше статьям Федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих», на которые ссылается заявитель, и не нарушают его права на труд и на обжалование неправомерных действий воинских должностных лиц. Эти нормы распространяются на всех военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с чем не ограничивают их равного доступа к этому виду государственной службы и не противоречат статье 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации».

——————————————————————