Сравнительно-правовой анализ денежного довольствия и иных выплат, предусмотренных для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, военных прокуроров и военнослужащих военно-следственных органов

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 1)

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ И ИНЫХ ВЫПЛАТ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЕННЫХ ПРОКУРОРОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЕННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

В. М. КОРЯКИН

Корякин В. М., доктор юридических наук.

Проводится сравнительно-правовой анализ структуры и размеров денежных выплат, установленных с 1 января 2012 г. новым законодательством для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, военных прокуроров, военнослужащих военно-следственных органов Следственного комитета, а также для военных пенсионеров из их числа.

Ключевые слова: денежное довольствие, дополнительные выплаты, пенсионное обеспечение.

The comparative legal analysis of cash payments, provided for servicemen of the Armed Forces, military prosecutors and military-investigatory bodies V. M. Korjakin

Contains a comparative-legal analysis of the structure and size of the monetary payments, established on 1 January 2012, the new legislation for servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation, military prosecutors and military servicemen of military-investigatory bodies of Investigatory committee, and also for military pensioners from among them.

Key words: monetary allowance, additional payments, pension.

Вступившее в силу с 1 января 2012 г. новое правовое регулирование вопросов, связанных с денежным довольствием военнослужащих и пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу, коснулось не только военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, но и таких специальных контингентов, как военные прокуроры и военнослужащие военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ, наряду с другими законодательными актами, внесен ряд изменений и дополнений также и в Федеральные законы от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в части, касающейся денежного и пенсионного обеспечения сотрудников указанных структур). В связи с вышесказанным проведение сравнительно-правового анализа денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и военнослужащих из числа сотрудников органов военной прокуратуры и военно-следственных органов представляется весьма важным для получения общего представления о приоритетах государственной военно-социальной политики в отношении различных категорий граждан, выполняющих государственно значимые функции. Прежде всего следует отметить, что структура денежного довольствия указанных категорий военнослужащих в целом является схожей и включает три составные части: 1) оклад по воинской должности (должностной оклад); 2) оклад в соответствии с присвоенным воинским званием; 3) дополнительные денежные выплаты. А вот внутренняя структура указанных составных частей для данных категорий военнослужащих имеет существенные различия. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям (ч. ч. 5, 6 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»). В этих целях вся совокупность воинских должностей, предусмотренных штатами воинских частей (военных организаций), разделена на 50 тарифных разрядов, по каждому из которых устанавливается конкретный размер должностного оклада. В отношении военных прокуроров и военнослужащих военно-следственных органов используется принципиально иной подход к определению размеров должностных окладов: а) должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который составляет 80% должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации (абз. 4 п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); б) должностные оклады сотрудников Следственного комитета устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Председателя Следственного комитета, который составляет 80% должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации (ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»). При этом указанные должностные оклады устанавливаются с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Из этого следует, что военные прокуроры и военнослужащие военно-следственных органов получают повышенные на 50% должностные оклады в сравнении с иными категориями прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, не являющихся военнослужащими. Существенные различия имеются в структуре дополнительных денежных выплат. Согласно ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 40 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» военным прокурорам и военнослужащим военно-следственных органов подлежат выплате следующие надбавки к денежному довольствию: за выслугу лет; за особый характер службы; за сложность, напряженность и специальный режим службы; за ученую степень и ученое звание; за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; надбавка к денежному содержанию военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет. Военнослужащим военно-следственных органов предусмотрена также надбавка за нагрудный знак «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации». Кроме того, в денежное довольствие указанных военнослужащих включаются иные надбавки и выплаты, предусмотренные для военнослужащих <1>. ——————————— <1> Согласно ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации входят следующие надбавки и дополнительные выплаты: 1) надбавка за выслугу лет; 2) надбавка за классную квалификацию; 3) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) надбавка за особые условия военной службы; 5) надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время; 6) надбавка за особые достижения в службе; 7) премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей; 8) ежегодная материальная помощь; 9) повышающие коэффициенты к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации; 10) коэффициенты и процентные надбавки к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Помимо различий в структуре дополнительных денежных выплат, законодательством установлены различные подходы к порядку исчисления их размеров. Так, для военных прокуроров и военнослужащих военно-следственных органов установлены повышенные (в сравнении с военнослужащими Вооруженных Сил) размеры процентной надбавки за выслугу лет (см. таблицу 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ размеров ежемесячной надбавки за выслугу лет, установленной с 1 января 2012 г. для военных прокуроров, военнослужащих военно-следственных органов и военнослужащих Вооруженных Сил

Выслуга Размер надбавки (в % от оклада денежного содержания)

для военных прокуроров и для военнослужащих военнослужащих Вооруженных Сил военно-следственных органов (п. 1 ст. 44 Федерального (ч. 13 ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре закона «О денежном Российской Федерации», довольствии военнослужащих п. 5 ст. 35 Федерального и предоставлении им закона «О Следственном отдельных выплат») комитете Российской Федерации)

от 2 до 5 лет 20% 10%

от 5 до 10 лет 35% 15%

от 10 до 15 лет 45% 20%

от 15 до 20 лет 55% 25%

от 20 до 25 лет 70% 30%

25 лет и более 70% 40%

Различные критерии установлены также при исчислении выходного пособия при увольнении военнослужащих с военной службы. Прежде всего следует отметить, что наряду с определенным числом месячных должностных окладов (в зависимости от имеющейся выслуги) военнослужащим органов военной прокуратуры и военно-следственных органов при увольнении выплачивается оклад по воинскому званию. Кроме того, число подлежащих выплате окладов денежного содержания при увольнении данных военнослужащих с военной службы существенно превышает число окладов, выплачиваемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации. Соотношение размеров выходного пособия, выплачиваемого при увольнении с военной службы военным прокурорам и военно-следственным работникам, и единовременного пособия, выплачиваемого военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации при увольнении с военной службы, приведено в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ размеров выходного пособия при увольнении с военной службы военных прокуроров и военнослужащих военно-следственных органов и размеров единовременного пособия при увольнении с военной службы военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, установленных с 1 января 2012 г.

Общая Размер пособия продолжительность военной службы Для военных прокуроров и Для военнослужащих увольняемого военнослужащих Вооруженных Сил военно-следственных органов (п. 2 ст. 44 Федерального (ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре закона «О денежном Российской Федерации»; довольствии п. 17 ст. 35 Федерального военнослужащих и закона «О Следственном предоставлении им комитете Российской отдельных выплат») Федерации»)

менее 10 лет 5 месячных должностных 2 оклада денежного окладов + оклад по содержания воинскому званию

от 10 до 15 лет 10 месячных должностных 2 оклада денежного окладов + оклад по содержания воинскому званию

от 15 до 20 лет 15 месячных должностных 2 оклада денежного окладов + оклад по содержания воинскому званию

20 лет и более 20 месячных должностных 7 окладов денежного окладов + оклад по содержания воинскому званию

Различия имеются и в пенсионном обеспечении рассматриваемых категорий военнослужащих после их увольнения с военной службы. Все они обеспечиваются пенсиями в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». Однако согласно дополнениям, внесенным в п. 2 ст. 44 и в п. 1 ст. 49 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также в ч. 13 ст. 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», на пенсионеров из числа бывших военных прокуроров и военнослужащих военно-следственных органов не распространяется ограничение, установленное ст. 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», согласно которому с 1 января 2012 г. при исчислении пенсии военным пенсионерам денежное довольствие учитывается в размере 54% и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно будет увеличиваться на 2% до достижения 100% его размера. Таким образом, в отличие от иных категорий военных пенсионеров пенсионеры из числа прокурорских работников и работников военно-следственных органов с 1 января 2012 г. получают пенсию, исчисленную из полной суммы окладов по воинскому званию, по должности и процентной надбавки за выслугу лет (без понижающего 54-процентного коэффициента). Поскольку такое различие подходов к пенсионному обеспечению лиц, проходивших военную службу в различных государственных структурах, вызывает неоднозначную оценку военнослужащих и военных пенсионеров, полагаем уместным привести официальную точку зрения по данному вопросу Комитета по обороне Государственной Думы, опубликованную на официальном сайте указанного Комитета в Интернете <2>. ——————————— <2> URL: http:// www. komitet2- 15.km. duma. gov. ru/ site. xp/ 051055048124054056052.html.

Отвечая на вопрос: «Почему понижающий коэффициент 54 процента к размерам пенсий не применяется к размерам пенсий, назначенных сотрудникам прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации?», Комитет по обороне разъясняет следующее. В соответствии со ст. ст. 1 и 9 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ должностные оклады военных прокуроров и военнослужащих военных следственных органов устанавливаются с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», а оклады сотрудников (которые не являются военнослужащими) прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации и судей в рамках реформирования денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел не увеличиваются. Таким образом, в случае применения к размерам их пенсий коэффициента 0,54 размеры уже назначенных пенсий уменьшатся. Поэтому в соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ положения ч. 2 ст. 43 и п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» (в редакции Федерального закона N 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ указанным категориям граждан с 1 января 2012 г. размеры пенсий не пересматривались. Как представляется, указанные разъяснения являются вполне логичными и обоснованными. В данном случае законодатель руководствовался основополагающим принципом законотворческой деятельности в социальной сфере: новое правовое регулирование не должно влечь снижение уровня социальных гарантий, размеров денежного и пенсионного обеспечения. Если бы к денежному довольствию, учитываемому при исчислении пенсий военным пенсионерам из числа военных прокуроров и работников военно-пенсионных органов, был применен 54-процентный «понижающий» коэффициент, то это привело бы к снижению достигнутого уровня пенсионного обеспечения указанных пенсионеров, что в правовом социальном государстве недопустимо.

——————————————————————