Аттестация рабочих мест по условиям труда гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации

(Какадеев А. И.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2011, N 12)

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. И. КАКАДЕЕВ

Какадеев А. И., помощник председателя Брянского гарнизонного военного суда, советник юстиции 3-го класса, соискатель кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.

Анализируются актуальные вопросы аттестации рабочих мест по условиям труда в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Ключевые слова: гражданский персонал, аттестация рабочих мест, охрана труда, Вооруженные Силы Российской Федерации.

Certification of workplaces civilian personnel in the Armed Forces of the Russian Federation

A. I. Kakadeev

Analyzed current issues appraisal of jobs on working conditions in the Russian armed forces.

Key words: Civilian personnel, certification of workplaces, occupational safety and health, The Armed Forces of the Russian Federation.

Вопросы аттестации рабочих мест по условиям труда в Вооруженных Силах Российской Федерации являются, несомненно, актуальными. Командирам воинских частей нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда лица гражданского персонала полагают, что они трудятся в неблагоприятных условиях, однако в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22), выполняемая ими работа, занимаемая должность отсутствует, вследствие чего рабочий день им не сокращается, дополнительный отпуск не предоставляется, что вызывает жалобы работников. На требования работников провести аттестацию рабочих мест по условиям труда руководитель учреждения Министерства обороны Российской Федерации, командир воинской части либо ссылается на отсутствие выделенных на это денежных средств, либо ограничивается вызовом представителей санэпидемстанций для обследования рабочих мест.

В настоящее время Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569, который вступил в силу 1 сентября 2008 г. Кроме того, ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 10 июля 2007 г. N 169-ст, устанавливает общие требования к системе управления охраной труда в организации. Требования, содержащиеся в указанном Стандарте, применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы.

Какие же требования к аттестации рабочих мест изменились, а какие остались прежними, кто и когда должен ее проводить в Вооруженных Силах Российской Федерации? На эти вопросы автор постарается дать ответы в данной статье.

В настоящее время закончился процесс перехода к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации, в ходе которого многие должности офицеров были замещены гражданским персоналом, в том числе должности военных юристов, финансовых, медицинских и других работников.

В соответствии с законодательством ответственность за обеспечение охраны труда в воинских частях (военных организациях) возлагается на работодателя (командира воинской части, начальника учреждения, военно-учебного заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации), который на основании ст. 212 ТК РФ обязан обеспечить, в частности, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Осуществление этих работ совместно с обязательной сертификацией постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда организуется в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 июня 1994 г. N 49 и Постановлением Минтруда России от 3 ноября 1995 г. N 64 «Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда» федеральными органами надзора, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Контроль за проведением этих работ ранее возлагался на Управление труда и заработной платы гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации. В 2008 г. был создан Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, в который входит Управление по нормированию и регулированию оплаты труда, имеющее в своем составе структурное направление по нормированию и охране труда.

В соответствии с пп. 19 п. 7 Положения, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 февраля 2008 г. N 77, функциями вышеназванного Департамента являются, в частности, методическое руководство работой в области охраны труда, проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и установление единых нормативных требований по охране труда для лиц гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, непосредственное руководство деятельностью по аттестации рабочих мест в Вооруженных Силах Российской Федерации возложено на Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.

Обязанность руководителей бюджетных и казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, командиров воинских частей по проведению мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда закреплена в Отраслевом соглашении между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011 — 2013 гг.

В соответствии с п. 14 Руководства по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 302, в воинских частях и военных организациях должен составляться перечень постоянных рабочих мест и производственного оборудования, подлежащих обязательной аттестации и сертификации на соответствие требованиям охраны труда, который подлежит утверждению командиром воинской части или руководителем учреждения Министерства обороны Российской Федерации.

Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда в случае проверки государственной инспекцией труда может повлечь привлечение руководителя учреждения, командира воинской части к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 30000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом следует учесть, что в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ командиры воинских частей (военнослужащие) за данное административное правонарушение несут дисциплинарную ответственность.

Привлечение к дисциплинарной ответственности или уплата штрафа не освобождают должностное лицо от необходимости организовать аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Для того чтобы уменьшить расходы на аттестацию рабочих мест по условиям труда, ее можно провести самостоятельно, без привлечения специализированной аттестующей организации. Но в этом случае руководителю учреждения Министерства обороны Российской Федерации и командиру воинской части следует быть готовыми к тому, что проверяющие органы потребуют доказать, что аттестационная комиссия была сформирована из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, а ее измерительные приборы признаны соответствующими действующим стандартам.

Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда предусмотрено, что аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей аттестующей организации.

Измерительные приборы должны соответствовать ГОСТ Р 51000.4-2008 «Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий», утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 25 декабря 2008 г. N 740-ст. и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2006 г. N 506-ст.

Далее на конкретном примере изложим порядок проведения аттестации рабочих мест в воинской части.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 установлено, что предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваются по результатам аттестации рабочих мест.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривает, что аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

а) гигиеническую оценку условий труда;

б) оценку травмобезопасности;

в) обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются, в частности, в целях включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:

— после замены производственного оборудования;

— в случае изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;

— при выявлении нарушений установленного Порядка аттестации, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.

Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда можно разделить на несколько этапов.

1-й этап заключается в подготовке к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. В воинской части (военной организации) издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационной комиссии предоставлены, в частности, следующие права:

— осуществлять методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах, составлять полный перечень рабочих мест организации с указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда;

— готовить предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;

— при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовить предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.

2-й этап — проведение гигиенической оценки условий труда. При этом, оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность. При проведении измерений физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса используются средства измерений, прошедшие государственную поверку в установленные сроки.

По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда.

3-й этап — проведение оценки травмобезопасности рабочих мест, которая заключается в их проверке на соответствие требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда. Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом.

4-й этап — оценка обеспеченности работников СИЗ (средствами индивидуальной защиты). Осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения правил обеспечения СИЗ (наличие личной карточки учета, заполненной в установленном порядке).

Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте также оформляется протоколом, за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена нормами и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

5-й этап заключается в оценке фактического состояния условий труда на рабочем месте на основании оценок: по классу и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса; по классу условий труда по травмобезопасности; по обеспеченности работников СИЗ.

И последний, 6-й этап — это оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в виде пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, именно по результатам аттестации рабочих мест работникам предоставляются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда.

Какие же вопросы, касающиеся аттестации рабочих мест по условиям труда, возникают на практике чаще всего?

Например, в одной из воинских частей командир части, сославшись на то, что у операторов ЭВМ новые компьютеры с ЖК-мониторами, издал приказ о прекращении с 1 декабря 2008 г. компенсационной выплаты за работу на ПЭВМ. Аттестации (официальной) рабочих мест не проводилось. Рабочие места обследовал представитель санэпидемстанции, которая и дала заключение, что вредные факторы отсутствуют. В данной ситуации действия командира воинской части не основаны на законе, поскольку компенсационные выплаты за работу на ПЭВМ прекращаются не на основании замеров выборочных факторов вредности на рабочих местах, проведенных сотрудниками санэпидемстанции, а по результатам аттестации этих рабочих мест по условиям труда. Лаборатории санэпидемстанции контролируют на рабочих местах только физические и химические факторы. Но к вредным и опасным производственным факторам относится также напряженность трудового процесса, которая контролируется (оценивается) другими лабораториями — лабораториями, аккредитованными в Системе сертификации работ по охране труда в организациях. При работе на ПЭВМ напряженность трудового процесса очень часто превышает допустимые нормы. При изложенных обстоятельствах прекращение выплаты компенсации без оценки этого фактора и только на основании заключения санэпидемстанции неправомерно.

Следует также отметить, что существуют законные способы минимизации расходов на аттестацию рабочих мест, проводимую в учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, воинских частях.

Во-первых, в налоговом учете затраты на аттестацию рабочих мест являются расходами на обеспечение нормальных условий труда (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК Российской Федерации).

Во-вторых, если на предприятии проведена аттестация рабочих мест по условиям труда и если за определенный период не было травм, то работодатель имеет право на льготы — снижение ставки взносов по страхованию от несчастных случаев (скидки к страховым тарифам на величину до 40% от исходной ставки).

Расчет таких скидок по отношению к страховым тарифам осуществляется согласно Методике, утвержденной Постановлением ФСС России от 5 февраля 2002 г. N 11.

В-третьих, в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1232 и Правилами финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 11 февраля 2011 г. N 101н. При этом к таким предупредительным мерам относится и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

В-четвертых, п. 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н, устанавливает, что предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

Обоснованность таких расходов по результатам аттестации рабочих мест подтверждена письмами Минфина России от 14 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/191 и МНС России от 12 апреля 2004 г. N 02-5-10/23.

——————————————————————