Военно-транспортная обязанность: хороший военком лучше плохого закона

(Грудцына Л.)

(«Адвокат», N 11, 2001)

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ:

ХОРОШИЙ ВОЕНКОМ ЛУЧШЕ ПЛОХОГО ЗАКОНА

Л. ГРУДЦЫНА

Людмила Грудцына, юрист.

Какое отношение имеет военно — транспортная обязанность к покупке организацией автотранспортного средства? Непосредственное. В автосалоне или в другом месте продажи автомобиля покупателю выписывается счет на предоплату, который оплачивается через банк. После поступления денег на расчетный счет продавца покупатель получает выбранный автомобиль. Дальше надо известить налоговый орган о покупке и заплатить налог (который, кстати, является федеральным в соответствии с пп. «м» п. 1 ст. 19 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с последними изменениями от 24 марта 2001 г.) на приобретение автомобиля в размере 20% от его стоимости.

Но на этом оформление покупки еще не закончено. Для того чтобы получить номера в ГИБДД, необходимо указать все сведения о машине в военкомате, поставив ее тем самым на учет, чтобы в случае проведения мобилизации или мобилизационной подготовки машина по первому требованию военкомата была предоставлена в его пользование. Параллельно осуществляется и учет в органах местного самоуправления (муниципалитетах, управах), для чего надо приехать и заполнить документы по специальной форме, где указываются данные о военной обязанности каждого из сотрудников организации, а также данные обо всех автомобилях, находящихся на балансе юридического лица. Затем на основании заполненных форм муниципалитеты выдают справку, которую организации необходимо представить в военкомат. Это о процедуре и связанных с ней хождениях по кабинетам. Теперь по сути.

Казалось бы, простая формальность. Но такая формальность, как постановка машины на военный учет, если она закреплена в федеральном законе и теоретически в принципе в любой момент может обратиться в реальную обязанность, заслуживает, по крайней мере, вдумчивого анализа. Оговоримся, что не будем рассматривать военно — транспортную обязанность граждан, поскольку у них транспортные средства могут быть изъяты только в военное время, а ограничимся проблемами юридических лиц.

Относительно недавно, 2 октября 1998 г., Президент Российской Федерации подписал Указ N 1175 «Об утверждении Положения о военно — транспортной обязанности». Положение издано во исполнение Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. и Закона Российской Федерации «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. В ч. 3 ст. 1 Закона «Об обороне» (с последними изменениями на 30 декабря 1999 г.) указывается, что «в целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно — транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств». В ст. 7 этого Закона на органы исполнительной власти субъектов России и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах их компетенции возложено 13 полномочий, в числе которых присутствует и обеспечение учета, и мобилизационной подготовки транспортных и других технических средств в целях обороны. Впечатление некоторой декларативности приведенных норм усиливается после прочтения ст. 8 Закона «Об обороне», посвященной функциям организаций и обязанностям их должностных лиц в области обороны: организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации «исполняют военно — транспортную обязанность в порядке, устанавливаемом Правительством РФ». Но, как известно, этот самый порядок устанавливается не сразу же после принятия Закона. Может пройти очень много времени, а там изменятся обстоятельства, изменятся и люди. Может быть, порядок так и не будет установлен, что нередко делает многие законы и нормативно — правовые акты при их издании неспособными реализоваться в жизнь. Статья 26 Закона «Об обороне» устанавливает, что финансирование расходов на оборону осуществляется из федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны Российской Федерации. В статье 9 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» дан подробный перечень обязанностей организаций, в число которых вошли и обязанности по оказанию содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации: по обеспечению поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации; по предоставлению зданий, сооружений, коммуникаций и транспортных средств (что нас и интересует) в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством России. Опять всплывает некий порядок, который должен быть определен Правительством. Наконец, ст. 13 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» непосредственно посвящена военно — транспортной обязанности. И там фигурирует злополучный порядок возмещения убытков, понесенных организациями и гражданами. Но никакого нормативно закрепленного порядка возмещения государством убытков юридическим лицам мне обнаружить не удалось. Как же часто в России пишутся приятные для чтения и не выполнимые на практике законы! Часть 4 той же ст. 13 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» наконец-то подводит нас к тому, что порядок исполнения военно — транспортной обязанности определяется Положением о ней. К этому Положению мы и обратимся. В соответствии с п. 1 военно — транспортная обязанность устанавливается «для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время». В п. 2 Положения указывается, что военно — транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки. Понятия «мобилизация» и «мобилизационная подготовка» раскрываются в Законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Под мобилизацией в ст. 1 Закона понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций (что представляет для нас наибольший интерес) на работу в условиях военного времени. Мобилизация может быть общей или частичной. Мобилизационная же подготовка отличается от мобилизации тем, что является комплексом мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов. В Положении установлен следующий порядок (теоретический) исполнения военно — транспортной обязанности. В мирное время организации должны проводить мероприятия, связанные с учетом транспортных средств, проверкой их технического состояния, заблаговременно готовить их к выполнению мобилизационных заданий, а в период мобилизации предоставлять войскам и формированиям транспортные средства, указанные военкоматом. Интересен п. 7 Положения о военно — транспортной обязанности, согласно которому перечни транспортных средств для этих целей устанавливаются Министерством обороны России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Получается, что в эти перечни может войти любая (согласованная) марка машины? Учет по перечням ведут военные комиссариаты районов и иных муниципальных образований.

Пункт 14 Положения перечисляет обязанности организации для обеспечения мобилизационной готовности:

1) осуществление отбора транспорта совместно с представителями войск, формирований;

2) содержание транспортных средств в состоянии готовности к предоставлению войскам;

3) осуществление подготовительных мероприятий для установки на транспорте специального оборудования;

4) проверка наличия и технического состояния транспортных средств в соответствии с требованиями инструкций;

5) предоставление войскам информации о транспортных средствах;

6) проведение других мероприятий, определяемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Понятно, что в этот открытый перечень обязанностей могут быть добавлены и другие. Положение обязывает все юридические лица, имеющие на своем балансе транспортные средства, соблюдать установленные им правила. Понятно, что это необходимо для обеспечения обороноспособности страны, защиты народа, прав и интересов граждан, гарантированных Конституцией России.

Но все же хочется разобраться. В статье 8 Конституции Российской Федерации собственность провозглашена одной из экономических и правовых основ конституционного строя России. Право частной собственности принадлежит физическим и юридическим лицам и в соответствии с ч. 1 ст. 35 Конституции РФ охраняется законом. А любое ограничение частной собственности, не предусмотренное федеральным законодательством, недействительно, так как противоречит Основному Закону страны. Является ли ограничением права частной собственности юридических лиц военно — транспортная обязанность? В Положении о военно — транспортной обязанности четко прописано, что «организации предоставляют транспортные средства войскам, формированиям и органам в установленные сроки» (п. 17), причем «доставка транспортных средств в пункты передачи, проведение подготовительных мероприятий для установки на них специального оборудования, переоборудование или дооборудование транспортных средств производятся силами и средствами организации» (п. 18). Соответственно уже при предоставлении своей машины в распоряжение войск или формирований (в установленных пунктах передачи) собственник фактически лишается одного из своих правомочий — права владения. Во время учений или тренировок, в которых задействован его автомобиль, собственника отстраняют от пользования им (извлечения прибыли, доходов, от реальной эксплуатации). Кроме того, при установке специального оборудования и переоборудования автотранспортного средства право пользования собственника, предполагающее возможность самостоятельно изменять вещи по своему усмотрению, ущемляется еще и тем, что автомобиль по своему усмотрению изменяют вовсе не собственники. Собственник же теряет не только свое время, но и деньги на оборудование и переоборудование своего автомобиля. Не превышает ли государство свои полномочия, ограничивая, пусть и на время, осуществление законными собственниками — юридическими лицами прав собственности? Если обратиться к зарубежному опыту, то можно отметить сосуществование двух позиций по этому вопросу. Например, ч. 2 ст. 14 Основного Закона ФРГ 1949 г. гласит: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу». Конституция Испании 1978 г., признавая частную и другие, в том числе и государственную, формы собственности, предусматривает ограничение этих прав их социальной функции (ст. 33) и устанавливает, что все богатство страны «подчинено всеобщим интересам» (ч. 1 ст. 128). А вот в Гражданском кодексе Нидерландов 1972 г. большинство статей сформулировано в чисто цивилистическом духе, без упоминаний о государственном вмешательстве, ограничении или регулировании. Таким образом, первая позиция состоит в допустимости исключительных случаев вмешательства для нужд общества и страны при этом проработаны механизмы компенсации и случаи такого вмешательства. Вторая позиция основывается на недопустимости какого бы то ни было ограничения прав собственности.

В Конституции России, Гражданском кодексе и ряде других законов избрана другая форма: во многих случаях говорится об ограничениях права собственности, которые могут быть установлены законом, но нет никакой систематизации этих случаев. А если нет четкой систематизации, то получается разнобой, неподконтрольность, возможность что-то «подправить», изменить согласно обстоятельствам. В итоге лишний раз подтверждается русская пословица: «Закон что дышло». Я не думаю, что избранная российским законодателем форма правового регулирования отношений собственности правильна, что она защищает еще не окрепшего частного собственника.

В части 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации устанавливается, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Эта же статья гласит, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Но можно ли реализовать это на практике? Статья 242 Гражданского кодекса Российской Федерации также говорит о принудительном возмездном отчуждении имущества (реквизиции): «В интересах общества по решению государственных органов имущество может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества». При этом оценка реквизируемого имущества может быть оспорена в суде. Реквизиция возможна в случаях «стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер» (ч. 1 ст. 242 ГК РФ).

Цель реквизиции — обеспечить безопасность граждан, спасти имущество или же уничтожить зараженных животных и т. д. Поэтому имущество изымается в административном порядке по решению государственных органов и, на практике, без предварительного и равноценного возмещения его стоимости, что противоречит правилам ч. 3 ст. 35 Конституции России и ст. 242 ГК РФ. Порядок и условия изъятия имущества при реквизиции должны определяться специальным законом. Согласно ч. 3 ст. 242 ГК РФ собственник вправе требовать возврата сохранившегося имущества после прекращения действия обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции. В статье не определен характер имущественных отношений сторон при возврате собственнику имущества. Подобные коллизии возникают и в случае исполнения военно — транспортной обязанности юридическим лицом. На мой взгляд, можно провести параллели между основными принципами, применяющимися при реквизиции, и порядком исполнения военно — транспортной обязанности в военное время. Что же касается предоставления автотранспорта по требованию военкоматов в мирное время, то здесь, даже по сравнению с довольно расплывчатыми правилами реквизиции, мы наблюдаем полный правовой вакуум в части защиты интересов собственника.

Чтобы разобраться в вопросах, связанных с военно — транспортной обязанностью, я обратилась к старшему помощнику заместителя военного комиссара, начальнику транспортного отделения объединенного военного комиссариата Красносельского района Центрального административного округа Москвы Михаилу Демидовичу Кончаковскому:

— Михаил Демидович, что представляет из себя военно — транспортная обязанность?

— Давайте начнем по порядку. Действует Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. «Об утверждении Положения о военно — транспортной обязанности». Это основной документ, по которому мы работаем. На основании этого Указа в каждой префектуре на заседании утверждается перечень транспортных средств, подлежащих учету в военкомате. Каждое предприятие, приобретая автотранспортное средство, перед получением номеров в ГИБДД должно зарегистрироваться у нас : получить свой регистрационный номер после заполнения сводной карточки предприятия. В этой карточке указываются: основные сведения об организации — ее наименование, адрес, номера телефонов; сведения о руководящих должностных лицах, о работниках, связанных с обслуживанием транспортных средств (механик, диспетчер, водитель и т. д.). В нижней части карточки расположена таблица, в которой лицо, занимающееся постановкой на учет и снятием с учета фиксирует дату постановки, тип и марку, государственный номер, а также год выпуска автотранспортного средства. Начальники ГИБДД и главы районных управ должны подавать нам сведения о транспортных ресурсах района. Сами организации должны сообщать о принадлежащем им автотранспорте по запросу военкоматов, для того чтобы у военкоматов был полный перечень транспорта на случай возникновения непредвиденных ситуаций, чрезвычайных положений. Зарегистрированный у нас транспорт является своего рода потенциальным ресурсом на случай мобилизации, перевода экономики на военное время. Посмотрите, например, на события в Соединенных Штатах Америки. Даже тех сил, которые поднимает МЧС, не хватит в том объеме, в котором это необходимо для устранения последствий терактов, без привлечения дополнительных (зарегистрированных в военкоматах) ресурсов. Конечно, речь не идет о том, что мы с кем-то будем воевать, но готовыми нужно быть ко всему.

— Как происходит отбор, по каким критериям военкоматы определяют нужный автотранспорт?

— Здесь нет никаких секретов. Существует такое понятие, как «штаты военного времени». Это своего рода резервный состав техники, людских ресурсов, обеспечивающий доукомплектование воинской части в случае введения военного положения. А в мирное время просто учитывается резерв наших возможностей. И сама постановка на учет не нами придумана, это делали еще наши деды и прадеды.

— Она существовала и в Советском Союзе на протяжении десятилетий. Значит, и в наши дни, по сути, ничего не изменилось?

— Конечно же! Возьмем западных резервистов: они дома хранят форму одежды и автоматы и готовы, в принципе, в любое время суток встать под ружье. В России это неприемлемо: у нас другие условия и сложилась другая система. Что же касается выбора, то он падает на те штатные единицы (именно такой профессиональный термин используется в отношении автотранспортного средства), которые необходимы в армии. Это специальная техника, автобусы для перевозки солдат и т. п.

— Я задала этот вопрос вот почему. Ведь регистрируются все марки машин (включая и иномарки), а отбор производится, по Вашим словам, только по принципу необходимости в армии. Так зачем же регистрировать тот же 600-й «Мерседес»? Ведь никакой практической пользы Вооруженным Силам России он не принесет.

— Да, регистрируются все марки машин, в том числе и иностранные. Действует Приказ Министра обороны Российской Федерации, который определяет, что мы имеем право брать, какие конкретно марки. Этот перечень очень подробный и исчерпывающий, он не содержит иномарок. Но Вы понимаете, когда введено военное положение, меняется психика человека. Среди людей происходит паника. И здесь уже не важно, какая марка машины. Любой автотранспорт может пригодиться.

— Как часто проводятся тренировки, учения с привлечением автотранспорта в мирное время?

— Последний раз — в марте этого года. Это была демонстрация и техники, и быстроты реагирования войск в определенных ситуациях. За четыре года, что я работаю здесь, в транспортном отделении военкомата, это была первая тренировка. Готовясь к тренировке, в соответствии с нарядом Генштаба, я определяю, какие марки машин необходимы для организации и обеспечения работы колонн техники.

— И сколько машин было привлечено для организации и проведения тренировок в марте?

— Четыре автобуса для доставки людей. Высчитывали отрезок времени, за который автобусы приходят из одного пункта в другой. Как вы понимаете, в каждой чрезвычайной ситуации есть определенный отрезок времени, за который необходимо отреагировать. Чуть промедлишь — и будет поздно. А например, на учениях, проходивших в этом году в Дмитрове, поднимали целую автоколонну: там было где-то 80 единиц техники. Технические средства были предоставлены одним крупным государственным предприятием. Министерство обороны РФ выделило средства, финансы. Вы понимаете, что такое в мирное время прекратить жизнь автоколонны? Это связи, это перевозки, это нарушение договоров. Продукция, которая должна быть доставлена в определенное время, отсутствует в магазинах. И директора просто не хотят идти на это.

— Бывали случаи отказов в предоставлении транспорта?

— Вы знаете, нет. Во-первых, есть определенные лимиты изъятия. Они установлены нашими внутренними распоряжениями, приказами. Изъятие — несамовольное решение военкомата, ни в коем случае. Мы утверждаем специальный наряд на поставку техники, но до этого он утверждается у всех префектов. Сейчас мы имеем право требовать для обеспечения деятельности вооруженных сил не более 60% от общего количества, которым располагает предприятие.

— Приоритет имеют, видимо, автомобили последних лет выпуска в хорошем техническом состоянии?

— Да, приоритет имеют автомобили последних годов выпуска. Хочу заметить, что мы немного отстаем от тех приказов, указов, которые приняты недавно. Допустим, сейчас при проведении ГИБДД техосмотров должны присутствовать представители части и уполномоченные от военкоматов. Они должны выезжать в автохозяйства. На периферии так и делается: в колхозах, совхозах. А в таком мегаполисе с огромным количеством автотранспорта, как Москва, индивидуальная проверка каждой единицы просто нереальна. Поэтому когда мы, представители военкоматов, приезжаем на предприятие, руководство представляет нам акты прохождения техосмотра в ГИБДД.

— Но проверки, когда представители военкоматов лично выезжают в организации и осматривают транспорт, все же проводятся?

— Согласно последнему приказу осмотр техники, которая подается до 50 единиц с предприятия, проводится один раз в год. Сейчас предприятию, и тем более организации, которым машина принадлежит на праве частной собственности, действительно невыгодно выделять транспорт государству для проведения тренировок, сборов и т. д. Раньше, еще в советские времена, организациям за предоставление определенного количества техники полагались льготы: им выделяли дефицитные машины новых марок, предоставлялись льготы на землю. Сейчас все иначе. Да, есть Указ Президента России. Но одного Указа мало.

— В п. 24 Положения о военно — транспортной обязанности закреплена норма о том, что финансирование и стимулирование исполнения военно — транспортной обязанности осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России. Лично я никаких «иных» актов на эту тему не нашла. Существуют ли они? И вообще: что подразумевается под стимулированием исполнения этой обязанности?

— Да, сейчас никаких дополнительных актов еще не принято. Это значительный пробел в законодательстве, тормоз дальнейшей нашей деятельности. Кстати, то же самое происходит и с альтернативной службой. Да, она установлена Конституцией РФ, но нигде не объясняется, не расшифровывается, как она может осуществляться. Норма установлена, но она фактически мертва, поскольку нет законодательного продолжения, разъяснения и толкования.

— А это порождает большую путаницу и бесконечные судебные тяжбы.

— Да. И к вопросу об отказах. Их действительно нет. Я говорю о государственных предприятиях: это крупнейшая спецбаза «Метро», Мосгаз, Эльдорадо-М, Техпром. Почему я стараюсь брать транспорт с государственных предприятий? Да потому, что они стабильны. Транспорт нам чаще всего требуется для перевозки призывников во время осеннего и весеннего призывов. Заранее готовится документация, составляются списки машин (автобусов и т. д.), которые необходимо привлечь. Если включить в список какое-то частное предприятие, есть риск, что к моменту призыва оно обанкротится, рассыплется. Рухнут тогда и наши планы. А этого нельзя допустить. Государственные предприятия более надежны.

— Часто ли Вы обращаетесь к конкретным юридическим лицам, владеющим транспортом на праве частной собственности, с требованием предоставить этот транспорт для обеспечения сборов, тренировок и т. п.?

— Нет, если необходим транспорт в период мобилизационной подготовки, мы начинаем, как я уже сказал, с государственных, как правило, больших организаций, предприятий. Поймите, зачем мне брать транспорт у организации, у которой, например, четыре машины, если для этого приходится разрабатывать около 50 документов? Мы заинтересованы брать у госпредприятия сразу необходимое количество, а не набирать машины по одной или две с нескольких небольших фирм, организаций.

— Михаил Демидович, давайте вернемся к учету автомобилей. Существует ли единый перечень, в котором подробно указаны все до единой марки машин? И как происходит процедура постановки на учет непосредственно в военкомате?

— Разработана и действует (за подписью заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал — полковника В. Путилина) Номенклатура транспортных средств организаций и граждан, подлежащих обязательному учету в Вооруженных Силах РФ, где указаны все марки машин и вообще все виды транспорта, включая верблюдов, ослов, лошадей, гужевой транспорт и т. п., которые могут быть применены во всех полосах России. Иномарок в этой Номенклатуре нет. Генштаб сейчас разрабатывает дополнения и уточнения к ней. В частности, планируется вывешивать полные списки транспорта, подлежащего учету, в органах ГИБДД, чтобы население было ознакомлено с ними. А процедура постановки на учет простая. Представитель юридического лица, который действует по доверенности, приезжает к нам в приемные дни с пакетом документов (а их около двадцати). Мы просматриваем документы и даем заполнить сводную карточку предприятия, как я уже рассказывал.

— Постановка на учет происходит в этот же день?

— Да, все делается за один день. Раньше ко мне шел постоянный поток, были многочасовые очереди. Сейчас я придумал специальные регистрационные номера (в виде небольшой карточки — памятки отдельно для частных лиц и для предприятий), что значительно сократило очереди в транспортное отделение. Сейчас у меня на учете стоит 2500 предприятий, начиная от одной машины. И если все документы в порядке, то человек находится в моем кабинете не более одной — двух минут. Это удобно, и люди довольны. Обиженных нет. Каждый месяц я подвожу итоги: сколько машин пришло и сколько ушло. В конце года формируется аттестат данных по учету и снятию с учета.

— Но ведь постановка на учет частного транспорта является ограничением права собственности, гарантированного Конституцией РФ. Положение, разрешающее военкоматам требовать у частных организаций транспорт с весьма сомнительным возмещением понесенных расходов, утверждено Указом Президента. Вы не видите здесь противоречия?

— Возмущение организаций мне вполне понятно. Почему они должны терять свое время и деньги, предоставляя транспорт? Да, здесь много противоречий. И присутствует, конечно, ограничение права собственности. Но опять же это ограничение в большинстве случаев только на бумаге. Безусловно, нужно принимать дополнительные правовые акты, уточняющие и разъясняющие ситуацию.

— Хотелось бы все же прояснить вопрос о возмещении понесенных организацией расходов. В пункте 25 Положения указано, что возмещение государством убытков осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. А как на практике?

— Да, в продолжение этой нормы не было пока принято разъясняющих документов. Соответственно она не может применяться на практике. В прошлом году префектом было подписано распоряжение, согласно которому военкомат может брать автотранспорт раз в году с предприятия за счет фондов этого предприятия. Как Вы понимаете, ни о какой компенсации речи не идет. Я выполняю это распоряжение. Это в мирное время. Что же касается военного времени, то компенсации разработаны.

— Как определяется и от чего зависит размер компенсации в военное время?

— От балансовой (остаточной) стоимости машины. Уточню, что компенсация выплачивается в военное время только частному предприятию, а государственное предоставляет автотранспорт за счет своих фондов. Еще раз повторяю, что в большинстве случаев мы берем машины у государственных или больших предприятий, где не одна и даже не десять машин, а намного больше. Не забывайте, что мы живем в России, где нередко законы расходятся с реальностью. Я много лет работаю с людьми и привык им верить. Если я звоню в какую-нибудь организацию и мне говорят, что машина на ремонте или что-то подобное, я верю. И притом, если так говорят, то всегда предлагают взять машину через неделю или несколько дней. Машины мы берем нечасто, поэтому и отказов нет. Все люди понимают, что машина нужна не мне съездить на пикник (у меня есть на то своя), а для дела. Логика жизни такова, что жизнь состоит из цепочек, колец, которые друг с другом соединяются. Нельзя нарушать эту цепочку, иначе возникает недоверие к людям. Это плохо. Людям надо верить.

— Как Вы считаете, в будущем, близком или далеком, будут разработаны документы, устанавливающие компенсацию и четкие ее механизмы? Долго ли всем нам придется наблюдать эту коллизию закона и жизни?

— Ну что Вам сказать? Вы поймите, что у нас и сборов как таковых нет! Потому что нет денег. На протяжении уже лет восьми регулярных, проводимых на должном уровне сборов не проводится. Нужна хорошая финансовая база, а ее нет.

— Финансирование лежит на Министерстве обороны РФ?

— Конечно! Но денег нет и у Министерства. Министерство обороны должно определять порядок проведения сборов и тренировок и соответственно выделять на это деньги.

— Получается наш обычный российский замкнутый круг: сборы не проводятся, потому что военкоматам Министерство обороны РФ не выделяет деньги у Министерства нет денег, потому что Правительство РФ не предоставляет ему средств, а у Правительства есть более важные вопросы. И виноватых опять-таки не найдешь.

— Да, согласен с Вами. Сейчас прошло много сокращений. Многие считают, что сборы не нужны… Но, как гласит известная русская пословица, скупой платит дважды. Без мобилизационной подготовки может снизиться уровень обороноспособности страны. Я против прекращения сборов. Но здесь действительно замкнутый круг. Как сказал один из великих, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Я служил в гарнизоне в Видяево 13 лет и знаю ужасный быт офицеров флота не понаслышке. Это сейчас разрешили показать, как там живут офицеры. Страшно смотреть. А что там было десять лет назад? Еще хуже. Люди просто морально не выдерживали тех условий. Мизерный уровень зарплат. Ну в какой стране водитель трамвая получает больше командира атомной подводной лодки?! Все нужно начинать, конечно, с упорядочения законодательства и, что важнее его, не забывать делать самое сложное — воплощать законы в жизнь.

— Жить не по понятиям, а по законам?

— Совершенно точно.

В продолжение разговора о сборах и тренировках, организуемых военными комиссариатами, я обратилась к заместителю военного комиссара Объединенного военного комиссариата Красносельского района Центрального административного округа города Москвы, подполковнику Николаю Александровичу Бондарю.

— Николай Александрович, когда последний раз проводились сборы?

— За последние десять лет и до настоящего момента сборы не проводились, потому что не было должного финансирования от Министерства обороны Российской Федерации. Но на сегодняшний день ситуация меняется в лучшую сторону. Дело в том, что Министерство внутренних дел Российской Федерации выделило деньги на организацию сборов: с 15 по 29 октября прошлого года они проходили в учебном центре ГИБДД ГУВД г. Москвы в Ивантеевке (Московская область). На сборы призывались и офицеры запаса, и рядовой состав. Рядовой состав — солдаты и сержанты — это связисты, радиотелеграфисты. Они необходимы для поддержания связи, обеспечения управления в системе МВД Российской Федерации, в частности ГИБДД РФ, в военное время. Выделение транспорта, необходимого для проведения тренировок, обеспечивалось за счет Министерства внутренних дел. Транспорт не был заимствован у кого бы то ни было, поскольку в учебном центре имеются свои транспортные средства. Выделение денег Министерством внутренних дел, на мой взгляд, является положительным моментом, шагом в повышении боевой готовности войск и повышении уровня боевой подготовки личного состава. Тем более что с годами телеграфисты, служившие когда-то в армии, находящиеся в запасе, забывают свои радиостанции, свои непосредственные обязанности. Я думаю, что Правительство Российской Федерации все-таки найдет возможность и выделит деньги Министерству обороны России на подготовку и проведение регулярных тренировок граждан, предназначенных для укомплектования соединений и частей Министерства обороны в целях повышения уровня боевой готовности войск. Это чрезвычайно важно, потому что главное — профессионализм, а не количество людей. Вот почему сейчас войска США уничтожают именно базы подготовки террористов — людей, специально обученных. У нас, к сожалению, специальных баз для обучения и тренировок войск, в том числе с использованием автотранспортных средств, практически нет. Существует необходимость в проведении сборов с водителями, находящимися в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, проходившими в свое время срочную службу, так как уровень их специальной подготовки по действиям в составе подразделений в настоящее время недостаточен. Как положительный момент могу отметить, что под проводимые в настоящее время сборы подведена соответствующая законодательная база. Это показывает, что руководство страны понимает важность и необходимость укрепления обороноспособности Российской Федерации в современных условиях. В заключение хочу отметить, что средства массовой информации делают большой шаг навстречу проблемам Вооруженных Сил Российской Федерации, укреплению обороноспособности нашего государства и этим вносят вклад в формирование у населения положительного отношения к армии в целом.

Некоторые выводы

Мы попытались разобраться в таком малоизученном широким кругом граждан и весьма неоднозначном понятии, как военно — транспортная обязанность. Итак, военно — транспортная обязанность предусмотрена Федеральным законом «Об обороне» и другими законами, а с 1998 года регулируется специальным Положением, утвержденным Указом Президента, а значит, не может расцениваться как незаконное ограничение права собственности. Но именно так на деле и выглядит: собственник лишается правомочий владения и пользования (в мирное время) при проведении тренировок и сборов. Соответственно собственник лишается и права распоряжения транспортом на время заимствования его военкоматами в военное время. Противоречие такого подхода правовым нормам гражданского законодательства и Конституции России, посвященным неприкосновенности права частной собственности, очевидно.

Кроме этого, военно — транспортная обязанность похожа на реквизицию, которая является принудительным отчуждением имущества собственника в интересах общества по решению государственных органов. Только вот нужно разобраться в одном немаловажном вопросе: интересы общества служат интересам государственной машины или наоборот? Тогда сразу все станет на свои места. И выйдет на первый план декларативность норм Основного Закона страны, неспособность, а может быть, и нежелание чиновников реализовывать в жизнь содержащиеся в Конституции РФ нормы — основные кирпичики правового государства, которое все мы хотим-таки построить. Одного принятого Положения о военно — транспортной обязанности явно недостаточно, поскольку в нем не предусмотрены четкие механизмы компенсаций (для мирного времени) юридическим лицам, предоставившим свой транспорт по требованию военных комиссариатов. Таким образом, в целях «защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребностей государства и нужд населения» (а именно такая формулировка содержится в Федеральном законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации») происходит несоблюдение прав этого населения.

Постановка на учет (снятие с учета) транспортного средства является установленной Указом Президента России, а потому требующей неукоснительного выполнения обязанностью каждого юридического лица независимо от его организационно — правовой формы и формы собственности. Более того, постановка на учет (снятие с учета) является необходимостью, поскольку номерные знаки на транспортное средство выдаются только после осуществления по всем правилам такой постановки (снятия). Эта процедура отнимает лишнее время и нервы: необходимо встать на параллельный учет в органы местного самоуправления (муниципалитеты), заполнить специально выдаваемые формы и, кроме этого, собрать немало документов, справок и копий, явиться на прием к представителю военкомата в транспортный отдел и получить, наконец, свою регистрационную карточку.

Безусловно, многие юридические лица ищут способы, чтобы избежать этих хлопот или, по крайней мере, уменьшить их. И многие их находят: руководители регистрируют так необходимое организации транспортное средство на себя, работников или других частных лиц. Вот так и живем.

При всех возражениях, которые вызывает военно — транспортная обязанность, соблюдать ее все же приходится. Для тех, кто не ищет обходных путей, приводим перечни необходимых документов и справочную информацию.

Перечень документов, необходимых для регистрации (постановки на учет) автотранспорта:

заявление (выдаваемое МРЭО о регистрации автотранспортного средства (АМТС) с отметкой РВК о постановке на учет, переоборудовании АМТС, перерегистрации юридического лица);

ПТС (техпаспорт, техталон);

справка — счет, выдаваемая торговой организацией, или иной документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат и (или) регистрационный документ на транспортное средство (свидетельство о регистрации). К иным документам, подтверждающим право собственности на транспортное средство и номерные агрегаты, относятся:

А) документы, выдаваемые таможенными органами на транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации;

Б) документы, выдаваемые органами социальной защиты населения;

В) решения судов, постановления таможенных органов;

Г) свидетельства, документы о праве на наследство по закону и другие документы, удостоверенные в нотариальном порядке, а также иные документы, составленные в соответствии с законодательством России;

доверенность;

личный паспорт представителя (по доверенности) юридического лица;

квитанции об оплате установленных сборов и налогов за регистрацию АМТС:

А) за выдачу номерных знаков, ПТС, свидетельства о регистрации, талона ГТО;

Б) за техосмотр;

В) об уплате налога с владельцев транспортных средств.

При регистрации первого транспортного средства юридического лица или перерегистрации юридического лица, кроме указанных выше документов, необходимы дополнительно:

заверенная копия свидетельства о регистрации юридического лица Московской регистрационной палатой;

заверенная копия устава юридического лица;

документ из Главного информационно — аналитического вычислительного Центра (ГИВЦ) о кодах юридического лица (Москва, Измайловское шоссе, д. 44);

свидетельство из налоговой инспекции о постановке юридического лица на учет;

справка из префектуры о наличии военнообязанных (т. н. справка «о бронировании»);

копия справки о кодах из статуправления;

ИНН организации;

балансовая справка обо всех транспортных средствах организации.

Оплата за постановку на учет:

1. Легковой и грузовой транспорт с паспортом ТС — 310 р. 26 коп.;

2. Прицеп с паспортом ТС — 187 р. 20 коп.;

3. Мотоцикл с паспортом ТС — 87 р. 48 коп.;

4. Выдача талона ГТО — 26 р. 22 коп.

На заявлении о регистрации АМТС, выдаваемом МРЭО, ставится печать юридического лица и отметка РВК. Далее производится оплата установленных сборов и налогов. Транспортное средство предоставляется на площадку техосмотра. После осмотра заявление и остальные документы, а также номерные знаки сдаются в МРЭО, после чего представитель юридического лица получает регистрационные документы и номерные знаки.

Перечень документов, необходимых для снятия с учета:

заявление с отметкой РВК о снятии с учета и госинспектора — о проверке учетных данных;

ПТС, регистрационные документы;

доверенность;

квитанция об оплате сбора за снятие с учета и налога с владельцев транспортных средств;

личный паспорт представителя (по доверенности) юридического лица.

Оплата за снятие с учета:

1. АМТ с ПТС старого образца — 56 р. 70 коп.;

2. АМТ с ПТС нового образца — 27 р. 72 коп.

Историческая справка: вместо эпилога

Первые военные комиссариаты были утверждены декретом СНК 8 апреля 1918 года, в период Гражданской войны. Первоначально, после ликвидации 25 января 1918 года старых органов местного военного управления, их функции по учету военнообязанных и мобилизации выполняли военные отделы местных советов. Военкоматы создавались в составе двух комиссаров по военным делам, один из которых назначался военным комиссаром (волостным, уездным, губернским, окружным), и одного военного руководителя. Создание комиссариатов было необходимо для перехода от добровольческой Красной Армии к регулярной массовой, комплектующейся на основе обязательной воинской повинности трудящихся. Наряду с этим именно в период Гражданской войны национализировалось имущество, в т. ч. и техника для нужд армии.

Партия ставила тогда во главе военкоматов своих самых опытных работников. Ивано — Вознесенским, а затем Ярославским губвоенкомом был М. В. Фрунзе, Московским — Е. М. Ярославский, Северо — Кавказским окрвоенкомом — Н. А. Анисимов, Уральским — С. А. Анучин, Вологодским губвоенкомом — К. А. Авксентьевский. В числе первых военкомов были также И. С. Конев, К. А. Мерецков, Ф. И. Толбухин. По словам В. И. Ленина, без военкоматов не было бы Красной Армии. Следствием создания военкоматов стало раздвоение органов управления и командования армии: техническая сторона, оперативные и командные права и обязанности возлагались на командиров; политические, воспитательные и контрольные права и обязанности — на комиссаров. Комиссариаты в то время были наделены большими полномочиями, в том числе в их ведении находились склады бывшей царской армии. В 1918 — 1922 гг. в Москве и Петрограде даже выходила газета «Известия Народного Комиссариата по военным делам».

В 1925 — 1928 гг. военные комиссары были заменены помощниками командиров по политической части. В мае 1937 года должности военных комиссаров в частях и соединениях были восстановлены, а в 1940 году снова заменены должностями заместителей командиров (начальников) по политической части. Введенный в начале Великой Отечественной войны (16 июля 1941 года) институт военных комиссаров просуществовал до 9 октября 1942 года, когда в армии и на флоте было окончательно введено единоначалие…

Ныне, в начале XXI-го века, военкоматы заняты неспешным исполнением некоторых задач — призывом на военную службу и отловом уклоняющихся от нее, регистрацией машин для почти не проводящихся тренировок, способствующих в соответствии с Законом «Об обороне» и Законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» укреплению обороны страны. Хотя о какой обороне может быть речь без должного финансирования и развития промышленности, в том числе и оборонной?

——————————————————————