Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, и социальный контроль над ростом преступности

(Нека Л. И.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 4)

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

НАД РОСТОМ ПРЕСТУПНОСТИ

Л. И. НЕКА

Нека Л. И., доцент кафедры уголовно-процессуального права Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

В результате проводимых в настоящее время на основе Конституции РФ, международных правовых актов правовых социальных преобразований, направленных прежде всего на обеспечение прав, свобод и законных интересов личности, огромное внимание уделяется совершенствованию правоохранительных органов, созданию общественных организаций и социальных институтов. А также созданию специализированных судов по делам несовершеннолетних и разработке специальных программ по предотвращению преступности. В условиях роста подростковой преступности, которая дает в будущем взрослую преступность, создание ювенальной юстиции в РФ приобретает особую значимость. Одним из элементов ювенальной юстиции является активизация превенции (профилактики) и контроля над преступностью среди несовершеннолетних, что, в свою очередь, требует индивидуального подхода к личности несовершеннолетнего делинквента (правонарушителя), а также выяснения причин и условий совершения преступлений.

В центре внимания теоретиков и практиков стоит проблема социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей, как до назначения наказания, так и после отбытия его несовершеннолетним. Решению этой проблемы, несомненно, поможет создание целой сети служб социальных программ как на уровне субъекта РФ, так и на федеральном уровне, а также особого института ювенальной юстиции — судов по делам несовершеннолетних.

Существующая система предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, а также ряд норм УПК РФ, которые, к сожалению, упразднили персональную подследственность уголовных дел в отношении несовершеннолетних, отсутствие координации взаимодействия между различными службами и ведомствами, связанными с производством дел в отношении несовершеннолетних, системная разобщенность правоохранительных органов способствуют узковедомственному подходу, что приводит к нарушению основных прав несовершеннолетних.

Все вышеуказанное обусловливает неэффективность самого судебного процесса и как результат — приводит к карательному подходу и выбору мер уголовно-процессуального воздействия на несовершеннолетних.

В 1998 г. РФ был создан Центр «Судебно-правовая реформа», который ведет работу по проведению программ восстановительного правосудия. Надзор за исполнением законодательства по профилактике преступлений среди несовершеннолетних необходимо организовывать, исходя из индивидуального подхода, а их исправление и дифференциацию уголовной ответственности несовершеннолетних в соответствии со Стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). В п. 11.1 Пекинских правил говорится, что «при рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей следует по возможности не прибегать к официальному разбору дела компетентным органом власти». Реализация данного положения способствует возможности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ, ст. 427 УПК РФ), а также возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ). Механизмом реализации этих норм могут стать программы восстановительного правосудия. Например, в США существуют федеральные программы предотвращения преступности среди молодежи с учетом региональных особенностей.

Общие положения программы Федерального правительства, несомненно, оказывают огромное влияние на региональные программы. Порой ряд положений имеет обязательный и ужесточенный характер. Хотя в последнее время в США тенденция идет к независимости федерального закона и процедуры рассмотрения дел, за исключением минимального количества положений, которые реализуются согласно Конституции в судах общей уголовной юрисдикции.

В большинстве штатов федеральные судьи общей уголовной юрисдикции при рассмотрении дел о несовершеннолетних преступниках сохраняют в основном традицию магистратских судов Великобритании.

Каждый штат имеет большую самостоятельность в разработке и реализации своей программы предотвращения преступности среди молодежи. Штаты самостоятельно и гораздо шире используют экспериментальные методы предотвращения преступности. Однако благодаря Детскому Федеральному Бюро оказывается помощь через свои подразделения (Национальная ассоциация по проблемам уголовного осуждения, Национальная конфедерация судей по делам несовершеннолетних и Национальная конфедерация юношеских ассоциаций) каждому штату без исключений.

Различия между федеральной программой и программой каждого штата, несомненно, существуют, так же как между сельскими незаселенными районами и промышленными, густонаселенными центрами и городами в каждом штате. Различия носят относительный характер и зависят прежде всего от уровня разрешения социальных проблем, от состояния оснащенности различных служб, уровня подготовленности персонала социальных служб и, конечно, от благосостояния штата, который поддерживает деятельность и финансирует эти службы.

Хуже всего оснащены и финансируются сельские районы, маленькие города и деревни, особенно на юге штатов. Дела о совершеннолетних подлежат рассмотрению в судах общей уголовной юрисдикции, и к ним применяются все исправительные меры, как к взрослым преступникам.

Несовершеннолетние чаще всего помещаются в тюрьмы, нежели в другие исправительные институты, учитывая их возраст. Характерно для этих регионов то, что суды по делам несовершеннолетних, это как одна из составных подразделений общего уголовного или гражданского суда, собираются очень редко: один или два раза в неделю. Ощущается острая нехватка должностных лиц службы пробации. Местные суды приглашают для работы служебный персонал областных судов, пользуются услугами их социальных служб, клиник и других вспомогательных институтов.

Здесь большую роль играют добровольные, религиозные и другие общественные организации, которые оказывают непрофессиональную помощь детям и их семьям.

На протяжении XX столетия Американский регион представлял собой быстро развивающиеся промышленные и густонаселенные районы, именно в этих регионах развиты услуги различных социальных служб. Как правило, в крупных центрах, таких как Нью-Йорк, Бостон, Питсбург, Кливленд, Детройт, Чикаго, Лос-Анджелес, развита широкая сеть различных государственных и социальных служб для принятия тех или иных исправительных мер. Созданный недавно в полицейском департаменте штата отдел по борьбе с преступностью среди молодежи оказывает помощь сельским регионам. В маленьких городах и сельских местностях активно действуют местные школы, церкви, общественные и частные агентства, добровольные общества. В детских клиниках больших городов создаются специальные группы по выполнению программы предупреждения преступности среди несовершеннолетних, именно их работа с трудными детьми, еще не совершившими правонарушения, вносит существенный вклад в работу юношеских судов. Меры профилактического характера и план профилактических мероприятий, разрабатываемых этими группами, помогает вскрыть истинный механизм преступности и предотвратить его.

Очень эффективно и интенсивно используются различные социальные службы в крупных промышленных центрах и в сельских регионах. В крупных густонаселенных городах существует широкая разветвленная сеть специализированных исправительных институтов для несовершеннолетних (служба пробации).

Внедрение новаций в структуру программы с учетом общей картины преступности активно реализуется в исправительных институтах штатов Калифорния, Миннесота, Массачусетс, Висконсин (четыре штата, где наиболее развита сеть специализированных служб и центров для молодежи), а также Нью-Йорка и Нью-Джерси. Именно в этих штатах наиболее сильно развита система судов прогрессивных уголовных и детских юрисдикций и сильна традиция деятельности различных социальных служб. Именно на уровне штата и на уровне крупных городов огромное внимание уделяется практической реализации программы предотвращения преступности среди молодежи.

Следует отметить факт, что наряду с высокоразвитой структурой государственных и общественных институтов, занимающихся проблемами молодежи, именно в этих штатах очень высокий уровень преступности среди несовершеннолетних, несмотря на самые дорогие усовершенствованные методы исправительного характера. Реальной альтернативы сокращения преступности или уменьшения более опасных преступлений в ближайшее время для жителей крупных городов этих штатов не предвидится, так как по-прежнему профилактические методы оставляют желать лучшего.

Уровень преступности в Американском регионе объясняется также определенными различиями среди населения в различных штатах и провинциях как самый значительный фактор, влияющий на причинный механизм преступности.

Следует отметить, что самый высокий уровень преступности в негритянских и цветных гетто. Именно эта группа населения США чаще всего лишена всех гражданских прав и привилегий, безработна и не занята общественным трудом. В этой группе населения чаще всего отмечаются случаи психических заболеваний и умственной отсталости несовершеннолетних, особенно в неблагополучных семьях. Все эти пороки и язвы дезорганизуют негритянское и цветное население. Характерно, что для этих групп преступного риска не хватает услуг клиник, социальных центров, воспитательных и религиозных институтов. Иммиграционная политика, конфликты между культурами различных национальностей и коренных жителей Америки представляют собой благодатную почву для преступности в американском обществе. Сюда следует отнести внутренние конфликты этнических групп. Недостаток методов и средств для борьбы с этими патологическими симптомами сказывается на уровне преступности.

Принятие тех или иных мер, направленных на борьбу против социальной дезорганизации общества, особенно в крупных городах, на ряд сложных проблем, расширение сети социальных служб, несомненно, уменьшают уровень преступности, ослабляя социальные конфликты и смягчая напряженную обстановку, улучшают неблагоприятные условия, в которых живут несовершеннолетние.

Исследования известных американских юристов, таких как Шелдон и другие, поднимают такие вопросы, как внутренние семейные конфликты, которые возникают на почве материального благосостояния и достатка (этот фактор относителен), на моральных, культурных, духовных, религиозных ценностях, установках и принципах, заложенных в каждой семье.

Проблемы нарушения закона находятся в этих конфликтах, в каждой семье. Но на это следует обращать внимание полиции, юношеским судам и другим социальным институтам и службам, делая упор на индивидуальную работу с этими семьями. Высокий уровень преступности отмечается в крупных, густонаселенных и промышленных городах.

Что же касается сельской местности, непромышленных районов, то здесь сильны семейные традиции, моральные устои в семье, влияние церкви, уважение самой американской традиции и уважение к закону. Поэтому очень редко требуется помощь социальных служб. Здесь очень развиты дружеские отношения между семьями, взаимная помощь. Они очень гордятся этими незабываемыми традициями, работой своих благотворительных обществ и верой в Бога.

Это, в свою очередь, сказывается на эффективной деятельности семей, клиник, социальных центров, различных служб агентств и других воспитательных институтов. Эти институты осуществляют индивидуальную работу с каждым несовершеннолетним из такой семьи, следует отметить, что программа предотвращения преступности среди молодежи и исправительные меры с учетом каждого района США и населения должны прежде всего включать максимальную индивидуализацию.

Корни преступности уходят глубоко в традиции американской культуры, ее материальную сторону, ее кризис, духовная интенсивная борьба с человеческими ценностями, в свою очередь, ведет к нарушению человеческих норм поведения, социальной дезорганизации и формированию антисоциального характера поведения.

В связи с этим следует отметить, что в связи с непринятием Федерального превентивно-исправительного проекта последняя оказывает существенную помощь локальным программам округа и района.

Но отсутствие координационной связи между программами штата и федеральной программой наносит удар по эффективности воспитательных мер. Роль федеральных органов по проблемам преступности среди несовершеннолетних на уровне штата подчас сводится к минимуму.

Особенностью локальных программ с учетом количества населения и расовой характеристики является сочетание с программами на уровне штата. Более мелкое территориальное деление каждого штата на свои регионы и применение локальных программ имеет свои преимущества. Это сдерживающий фактор роста преступности на территориальном участке, но в целом это полностью решает проблемы на уровне штата. Следует отметить, что на уровень преступности влияют социальные, экономические и политические проблемы, при решении которых или манипулировании которыми Правительство США старается дестабилизировать рост преступности. Дальнейшее развитие сети социальных служб, клиник направлено на работу с каждой личностью индивидуально, с теми, кто оказался в беде.

Несомненно, обращение внимания на эти симптомы необходимо. Многие американцы скептически относятся к коренному изменению социального порядка.

Они предпочитают меры улучшения и восполнение пробелов в самом обществе. Отсюда и поверхностное изучение самих проблем, что преступность среди несовершеннолетних наследуется и происходит из социально-культурной организации самого общества. Американское недоверие к самой власти и правительству характерно для многих ученых-юристов. Предпочтение отдается тем методам, которые старается извлечь само общество, ликвидировать его пороки. Особое внимание уделяется индивидуализации в исправительных и воспитательных мерах. Это действительно выдающаяся заслуга и достижение ученых-юристов, которые дают наиболее высокий эффект в исправлении несовершеннолетнего делинквента. Они признают, что делинквент — это продукт социальных сил: семьи, церкви, школы, состояния экономики, политики штата и уровня самой американской культуры. Большую роль в этом плане призвана сыграть индивидуальная ориентация в предотвращении преступлений и исправлении делинквента. На это направлена работа американских юношеских коррекционных институтов. Сама личность несовершеннолетнего делинквента берется отдельно, как независимое целое. К ней применяются терапевтические, психологические и эмоциональные методы и средства.

Симптомы преступного поведения коренятся в эмоциональной нестабильности, неуравновешенности, болезни несовершеннолетнего, его конфликтном отношении к самой культуре, ее принципам, моральным установкам в семье и в окружающей действительности. Эту задачу в последнее время особенно активно должны решать социальные и воспитательные институты, системы протекции, системы школьного воспитания.

Недостаток этой формы состоит в том, что несовершеннолетний, сама его личность, берется отдельно, независимо от общества, семьи, школы, церкви. Почти не уделяется внимание его поведению в преступных группах, где он ведет себя наиболее агрессивно.

——————————————————————