О развитии системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи
(Ростовская Т. К., Ростовская И. В.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2010, N 3)
О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ
Т. К. РОСТОВСКАЯ, И. В. РОСТОВСКАЯ
Ростовская Т. К., доктор социологических наук.
Ростовская И. В., МГЮА.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г., утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, обозначено, что важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика. Вопросы молодежной политики и поддержки социально незащищенных групп населения, особую категорию которых составляют несовершеннолетние, объективно требуют особого внимания. Молодежь признают социально-возрастной группой населения в возрасте 14 — 30 лет (возрастная классификация ООН — 14 — 25 лет). Правовой статус молодежи, как и несовершеннолетних, прежде всего обусловливается двумя важными факторами: возрастными особенностями и социальным положением. Установление возрастных критериев в праве позволяет определить степень реализации прав и законных интересов и меру ответственности несовершеннолетних. Численность несовершеннолетних составляет 27 млн. человек, или 19% от общего населения. Численность молодежи в возрасте 14 — 29 лет — 37 млн. человек, или 26% от общей численности населения страны. Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях находится на уровне 14 млн. человек. Правовой статус несовершеннолетних и молодежи, как и его реализация, направлен на защиту человеческого потенциала. Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними. Стратегией государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р, определено, что одним из приоритетов является интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. К ним также относятся выпускники сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально опасном положении. Заметное ухудшение здоровья молодого поколения страны, наркомания подростков, рост правонарушений несовершеннолетних, наличие многочисленных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляют угрозу безопасности личности, общества и государства, что не может не вызывать тревогу политологов и юристов. Главными причинами молодежной преступности в России являются серьезные недостатки и пробелы в нормативном правовом обеспечении правовой защиты подростков и молодежи, отсутствие эффективной системы предупреждения молодежной преступности, в частности проблемы трудоустройства молодежи, получения образования, социального обеспечения, правового воспитания, организации досуга. В связи с вышеизложенным в настоящее время назрела необходимость создания и развития единой государственной ювенальной политики — приоритетной составляющей социально-экономической политики государства и основой политики человеческих ресурсов Российской Федерации. Основная цель ювенальной политики триедина и заключается в: — создании правовых, организационных, экономических, социальных, политических, информационных, финансовых и других условий для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи; — повышении качества жизни детей, подростков и молодежи; — социально-правовой защите многодетной, неполной, кризисной семьи с несовершеннолетними детьми, социально-экономическом поддержании статуса молодой семьи как основополагающего института общества. Под субъектами ювенальной политики понимается система всех учреждений и организаций, чья деятельность направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних. Система субъектов ювенальной политики впервые нашла свое закрепление на законодательном уровне в тексте Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <1>. В ее состав вошли: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В соответствии со ст. 56 СК к субъектам ювенальной политики следует также отнести суд и прокуратуру. ——————————— <1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
Особая роль в обеспечении прав и свобод молодежи, в профилактике подростковой преступности отводится органам и учреждениям органов по делам молодежи, которые в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи. В настоящее время с молодежью работает более 300 государственных учреждений регионального значения, подведомственных органам по делам молодежи, и более 3000 муниципальных учреждений сферы молодежной политики. Как показывает опыт целого ряда регионов, в городах и поселках, где создаются молодежные центры, центры досуга, клубы по месту жительства, в 5 — 7 раз снижается количество правонарушений среди подростков. Опыт российских регионов, прежде всего Ростовской области, а также Ленинградской, Саратовской, Иркутской и Пермской областей, Санкт-Петербурга и Москвы, показал, что к числу перспективных и эффективных мер по формированию системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи относится введение: комплексного ювенального суда; ювенальной прокуратуры; ювенальной адвокатуры; уполномоченных по правам ребенка; а также формирование достаточной инфраструктуры органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основными механизмами реализации основных направлений ювенальной политики являются: — объединение усилий всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также органов местного самоуправления в деле воспитания подрастающего поколения, профилактики правонарушений несовершеннолетних; — развитие и укрепление семейной политики, поскольку идеология защиты прав ребенка первостепенное значение в деле воспитания ребенка придает семье. Приоритет семьи очевиден и бесспорен; — экономия уголовной репрессии в отношении несовершеннолетних: акцент на назначение судом воспитательных и реабилитационных (профилактических) мер, а также предпочтительность назначения наказаний, которые отбываются в обществе (условное осуждение, обязательные работы, исправительные работы); — создание системы непрерывного юридического образования граждан России — от юридического «ликбеза» подростков, их родителей и лиц, их заменяющих; от неюристов — работников учреждений социальной сферы до юристов-профессионалов, специализирующихся по делам о несовершеннолетних. Совершенно очевидно, что необходимым условием эффективности профилактической работы является организация межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, координации деятельности всех заинтересованных государственных и общественных структур.
——————————————————————