Актуальные вопросы осуществления социальной политики Российской Федерации в сфере управления качеством жизни населения: теоретический и практический аспекты

(Ренкас Н. Н.) («Юридический мир», 2007, N 4)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Н. Н. РЕНКАС

Ренкас Н. Н., кандидат экономических наук.

Следствием процесса реформирования экономики и социальной сферы является недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, который не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем реализация этих и других вопросов заключается прежде всего в эффективном законодательном регулировании системы государственной социальной стандартизации качества жизни населения с определением ответственности за их соблюдение различными органами власти: федеральными, региональными и муниципальными. В настоящее время проблеме социальной стандартизации уделяется внимание в нормативной работе на федеральном и региональном уровнях управления. Основой законодательной базы здесь выступило принятие Законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О минимальном размере оплаты труда», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Думается, что основополагающее значение для формирования государственной социальной стандартизации будет иметь Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах в РФ», над проектом которого продолжает работать Правительство РФ. Принятие указанного Закона позволит стандартизировать жизненные условия и жизнедеятельность человека по минимально необходимому уровню в рамках социальной системы, трансформировать в сферу права комплекс социальной политики. При этом социальную стандартизацию, как справедливо считает О. М. Пыркова, следует рассматривать «как один из сервисных видов деятельности по отношению к экономике и социальной сфере общества» <1>. Однако по многим направлениям определение законодательных нормативов затруднено, а социальный стандарт рассматривается как научно обоснованный целевой ориентир, который выражает наиболее возможную рациональную величину развития общественных процессов. ——————————— <1> Пыркова О. М. Разработка системы государственных социальных стандартов — важнейшее условие эффективного решения социально-экономических проблем в регионе / О. М. Пыркова, Т. А. Койнова // Социально-трудовая сфера: Динамика, качество человеческого потенциала, проблема управления: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф., 26 — 27 мая 1998 г. Самара, 1998. С. 111 — 113.

В этой связи актуальной является необходимость законодательной ориентации социально-экономических преобразований на повышение качества жизни каждого человека в целях определения степени социального благополучия и выбора стратегических целей социального развития субъектов Российской Федерации, которые наиболее полно отвечают современным требованиям. Формирование номенклатуры стандартов качества жизни опирается на два основания: 1) они развернуты в соответствии с рекомендациями ООН и ученых Российской Федерации в той же плоскости, что и система показателей качества жизни; 2) в качестве базы к построению перечня выступает заданный стратегическим выбором набор целей социального развития региона. С позиций необходимости корректировки специальных стандартов нами была проанализирована социально-экономическая ситуация в Новгородской области. Несмотря на рост реальных денежных доходов и заработной платы за последние годы, население области беднеет. Бедность выросла в новую центральную проблему — денежные доходы почти одной трети населения области ниже величины прожиточного минимума.

Таблица 1 Данные для расчета прироста доходов населения Новгородской области

Показатели Обозн. 2000 2001 2002 2003 2004

Доходы населения, Д 15495,7 20386,2 25145,1 30647,2 35997,8 млн. руб.

ВРП, млн. руб. ВРП 21476,0 28216,9 31858,2 41444,0 50610,0

Численность занятых в Чз. н 318,1 316,3 315,0 313,8 314,9 экономике, тыс. чел.

Численность трудовых Чт. р 445,7 440,6 432,5 425,9 416,0 ресурсов, тыс. чел.

Общая численность Чн 719,4 710,9 702,7 692,1 682,6 населения, тыс. чел.

Доля доходов в ВРП d дох 0,72154 0,72248 0,78928 0,73949 0,71128

Общественная W 67,51336 89,20929 101,1371 132,0714 160,7177 производительность труда

Уровень занятости U 0,71371 0,71789 0,72832 0,73679 0,75697 трудовых ресурсов

Доля трудовых dtr 0,61954 0,61978 0,61548 0,61537 0,60944 ресурсов в общей численности населения

Таблица 2

Оценка влияния различных факторов на величину доходов населения Новгородской области, млн. руб.

Прирост В том числе за счет факторов денежных доходов Доля Производительность Уровень Доля трудовых Общая Период всего доходов труда занятости ресурсов численность млн. руб. в ВРП в общей населения численности населения

В 2001 г. 4890,5 26,70022 4951,484 89,62831 5,7756701 — 183,088 по сравнению с 2000 г.

В 2002 г. 4758,9 2128,127 2714,561 290,9926 — 139,63217 — 235,148 по сравнению с 2001 г.

В 2003 г. 5502,1 — 2063,8 7661,689 287,9263 — 4,4115118 — 379,306 по сравнению с 2002 г.

В 2004 г. 5350,6 — 1427,52 6670,685 819,8221 — 291,717 — 420,674 по сравнению с 2003 г.

Сохранение отрицательных тенденций требует формирования и применения системы стандартов качества жизни для разработки стратегии социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу. Размер дохода практически во всех периодах увеличивается. В то же время это увеличение происходит за счет роста производительности труда и уровня занятости. Это, безусловно, положительный момент — прирост доходов за счет качественных интенсивных факторов. Отрицательное влияние на величину дохода оказали такие факторы, как доля доходов в валовом региональном продукте и снижение численности населения. Объективная действительность показывает, что в целях увеличения доходов населения следует разработать балансовую модель дефицита доходов в целях дифференциации по уровню среднедушевых доходов. Анализируя частные коэффициенты эластичности, можно сделать вывод, что по абсолютному приросту наиболее существенным является влияние на снижение уровня бедности из-за темпа роста ВРП. Исходя из этого, социальные стандарты и финансовые нормативы следует формировать по сферам предоставления услуг (здравоохранение, образование, социальная защита населения, культура, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и т. д.) по четырем направлениям: 1. Потребители услуг — население, для которого социальные услуги предназначены (потребители услуг отражают спрос). 2. Предоставляющие услуги учреждения — учреждения социальной сферы, предлагающие услуги, и их персонал (они отражают предложение). 3. Затраты, возникающие в процессе потребления и предоставления услуг и определяющие объемы бюджетного финансирования социальной сферы (они отражают итоговую нагрузку на бюджет). Для уточнения затрат используются коэффициенты региональности, учитывающие специфику региона. В формировании коэффициентов региональности следует исходить из общих и специфических факторов. К общим относятся: численность населения; показатель среднедушевого дохода в различных вариациях; вклад в общий объем налогового сбора за ряд лет; транспортная удаленность; продолжительность отопительного сезона и пр. К специфическим факторам — удельный вес населения, живущего за чертой бедности. 4. Бюджетные ограничители, отражающие реальные финансовые возможности региона. Создание системы бюджетных ограничителей позволяет привести нормативную потребность расходов на социальную сферу в соответствие с реальными финансовыми возможностями. Таким образом, проведенное исследование в полной мере показало необходимость совершенствования социальной политики государства в связи с возрастающими потребностями населения. Законодательное регулирование затронутой сферы, в свою очередь, является первостепенной задачей государственных органов власти, поскольку от эффективной реализации закрепленных за ними полномочий напрямую зависит увеличение доходов населения и, следовательно, улучшение качества жизни.

——————————————————————