К вопросу о социальной безопасности и правовой политике ее обеспечения

(Ширяев Ю. Е.)

(«Юридический мир», 2007, N 10)

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ю. Е. ШИРЯЕВ

Ширяев Ю. Е., доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Академии экономической безопасности МВД России.

В современный период развития Российской Федерации непреходящее значение продолжают занимать проблемные вопросы ее безопасности, совершенствование правовой политики государства в важнейших сферах жизнедеятельности социума.

Многогранность понятия безопасности, ее различные аспекты (безопасность экономическая, социальная, военная, демографическая, экологическая, информационная и др.), нашедшие отражение в теоретических трудах, монографиях, пособиях, скорее, подчеркивают комплексность и сложность изучаемой сферы, тесно сопрягающейся с правовыми вопросами жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

В этой связи вышедшая в свет монография Н. А. Фроловой «Идеология социальной безопасности и правовая политика государства: теоретический и исторический аспект» (М., 2007. 144 с.) не стала исключением, однако автор сумел значительно обогатить поле исследовательских подходов к раскрытию феномена социальной безопасности, представить правовой механизм ее обеспечения через разработку правовой политики государства. Привлекает методология работы, которая выстраивается на концептуальной целостности научного издания, его логической структуре, включающей:

— теоретико-правовой анализ социальной безопасности как комплексного современного явления (глава 1);

— идею социальной безопасности в историческом наследии политической и правовой мысли России и зарубежья (глава 2);

— концепцию правовой политики государства по обеспечению социальной безопасности (глава 3).

Научный интерес вызывает авторская позиция об интегративном характере социальной безопасности, позволяющем осознавать ее как необходимую реальность, которая в своем качественном отношении предполагает функционирование механизмов и структур по развитию основ жизнеустройства личности и общества, достижению устойчивого социального порядка, утверждению правовых и духовно-нравственных ценностей. Данный подход подтверждается анализом существующих негативных процессов в современном российском обществе и наличием обширного перечня угроз, которые ослабляют общий потенциал России.

Новым в теоретико-правовом отношении является аргументированное рассмотрение социальной безопасности как правовой ценности, позволяющее в сочетании с обобщенным смысловым содержанием исследуемого явления действительности, а также уточнением терминологии обоснованно охарактеризовать социальную безопасность в качестве научной категории. Итогом теоретико-методологического комплексного анализа можно считать, что автору в целом удалось представить синтезированное знание о социальной безопасности и выделить такие ее существенные свойства, как устойчивость, легитимность, результативность.

Нестандартным подходом в монографии Н. А. Фроловой является обоснование в виде рабочей гипотезы необходимости формирования в Российской Федерации системы социальной безопасности, которая должна функционировать на основе стабильного правового механизма, продуманной и социально ответственной политики государства. Императивность создания такой модели социальной безопасности, адекватной переходному периоду государственности, с авторской точки зрения, предполагает наличие инструментального (научно-методологического, функционального, юридического) обеспечения, необходимых ресурсов, усиливающих возможности общества в достижении социально значимых целей и перспектив.

В качестве интерпретации выдвинутого автором положения следует подчеркнуть, что ряд элементов, составляющих структуру проектируемой системы социальной безопасности, в частности: социальные отношения в сфере собственности, труда, распределения материальных и духовных благ, качества жизни; социальные институты (семья, образование, культура и др.); социальная защита, социальное управление, социальный контроль, требует особого правового и организационного сопровождения, более предметного раскрытия. Таким образом, в монографии для читателя представляется возможность осознать, что государство выступает главным конструктором модели социальной безопасности, действующей в обществе в конкретно-историческое время.

В главе второй научного труда, где умело анализируется обширный историко-правовой материал, посвященный генезису идеи социальной безопасности, автором одновременно усиливаются теоретические положения ее системного анализа. При этом в рецензируемом издании удачно найден баланс между историческим и логическим принципами, благодаря чему компактно рассмотрено с древних времен и до современности историческое развитие идеи социальной безопасности в российских и зарубежных политико-правовых памятниках.

Проведенная Н. А. Фроловой систематизация воззрений, взглядов, позиций мыслителей и правоведов на сущность и назначение социальной безопасности более углубленно подчеркивает значимость правовой политики государства в данной области.

Посвящая третью главу монографии концепции правовой политики Российского государства по обеспечению социальной безопасности, автор первоначально выстраивает методологию концептуальных основ данной политики, считая ее особым направлением государственной деятельности. Вполне логично звучит тезис, что само конструирование концепции правовой политики в сфере социальной безопасности вызвано необходимостью совершенствования правотворческой деятельности, оптимизации правореализационного процесса, научного предвидения социально-политических и юридических ситуаций.

Методологически важным положением, которое заслуживает внимания, является авторское видение разработки правовой политики по обеспечению социальной безопасности на основе правовой идеи, закрепляющей качественную определенность правового развития российского общества, приоритет социальных и правовых ценностей.

Направленность этой правовой идеи автор видит во взаимосвязи с формированием перспективной программы законодательства, углублением правовой реформы, результативным правовым воздействием на общественные отношения в русле преодоления негативных социальных явлений, укреплением конституционализма и парламентаризма.

Данный тезис позволил Н. А. Фроловой закрепить в структуре концепции определяющие компоненты, представляющие собой элементную базу правовой политики, ее функции, методы и средства реализации, организационно-контрольное обеспечение, критерии эффективности.

Все это является иллюстрацией серьезного авторского научного поиска в решении социальных и правовых вопросов, направленность которых востребована жизнью. Многие из этих вопросов обращены в будущее, что подчеркивает состоятельность проведенного научного исследования.

——————————————————————