К вопросу о реализации принципов права социального обеспечения

(Истомина Е. А.)

(«Вестник Пермского университета», 2013, N 3)

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПРАВА

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Е. А. ИСТОМИНА

Истомина Е. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры социального права, Уральский институт (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

В статье рассматривается понятие и реализация основных принципов права социального обеспечения как основополагающих суждений законодателя о существенном в праве социального обеспечения (Л. Ю. Бугров, Ю. В. Васильева, В. Б. Савостьянова).

Общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения, складываются между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных финансовых источников и на основе законодательства социальных предоставлений при наступлении страховых и нестраховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность с целью предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и нестраховых случаев. Основанием социального обеспечения выступает социальный риск; который представляет собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций (материальной необеспеченности, социального неблагополучия), связанных с необходимостью поддержки со стороны государства и общества.

Компенсация социального риска в виде пенсий, пособий и иных социальных выплат осуществляется на основе принципов права. В науке права социального обеспечения выделяются такие принципы, как всеобщность социального обеспечения; связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение не только граждан, но и их семей; установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека; многообразие оснований и видов социального обеспечения; дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств; др.

Анализируются проблемы реализации таких базовых принципов права социального обеспечения, как его всеобщность, а также дифференциация в зависимости от обстоятельств, признаваемых социально значимыми. На основе проведенного анализа автор делает вывод о том, что, несмотря на теоретическую проработанность понятия отраслевых принципов права социального обеспечения, их перечня, вопрос их реализации остается достаточно острым. Закрепление условий и норм назначения пенсий, пособий, компенсационных и иных социальных выплат и предоставлений должно осуществляться с более четким соблюдением положений теории права социального обеспечения.

Ключевые слова: принцип права социального обеспечения; социальный риск.

On the implementation of the principles of the social security law

Ye. A. Istomina

Istomina Ye. A., Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

The article deals with the concept and implementation of the main principles of the social security law. The author supports the definition of the social security law principles, proposed by L. Yu. Bugrov, Yu. V. Vassileva, V. B. Savostianova — they are reasonable by social and natural law, directly enshrined in all or in the majority of the institutes of the branch or carried throughout their content, fundamental judgments of the legislator about the main in the social security law. As the most important principles should be recognized the principle of the universality of social security, along with the principle of differentiation. The basis of the social security is a social risk, which represents the possibility of emergence of socially adverse situations connected with the necessity of support from the state and society, the risk of material insecurity due to old age, illness, disability, and also the risk of social disadvantage. Social risk compensation in the form of pensions, allowances and other social payments is based on the principles of law. The article analyze the problems of implementation of such social security law principles as universality and differentiation depending on the circumstances, recognized as socially important. Often laws fixe rules that do not allow the principles of the right to be realized.

Key words: principle of the social security law; social risk.

Возникновение любой отрасли права обусловлено особой значимостью общественных отношений, входящих в ее предмет. В предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации данных отношений [1, с. 170 — 171]. К середине XX века такая необходимость была признана и научно обоснована по поводу отношений, связанных с обеспечением нетрудоспособных, престарелых граждан, лиц, имеющих детей. В качестве одного из признаков права социального обеспечения как самостоятельной отрасли В. С. Андреевым была подчеркнута заинтересованность общества в развитии и совершенствовании системы норм права о социальном обеспечении и регулируемых ими общественных отношений [2, с. 11]. Данный тезис и в настоящее время не вызывает сомнений [6, с. 26].

Общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения, складываются между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных финансовых источников и на основе законодательства медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении страховых и нестраховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность с целью предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и нестраховых случаев [11, с. 29 — 30].

Таким образом, основанием возникновения права гражданина на социальное обеспечение выступают вышеназванные случаи, или, как их чаще называют, социальные риски. Е. Е. Мачульская под социальным риском понимает вероятность наступления материальной необеспеченности из-за утраты заработка, дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания по экономическим (безработица), физиологическим (старость, инвалидность, материнство) или демографическим (многодетность, потеря кормильца) причинам [5, с. 27]. М. Ю. Федорова рассматривает эту категорию более объемно и указывает, что «социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки со стороны государства и общества. Это не только риски материальной необеспеченности, но и риски социального неблагополучия (сиротства, безнадзорности, одиночества, др.)» [12, с. 33].

Вопрос о способе компенсации того или иного социального риска (предоставлении гражданину пенсии, пособия, компенсационной выплаты и т. п. при соблюдении условий, закрепленных законом) напрямую зависит от тех основных идей, которые определяют смысл, назначение и содержание права социального обеспечения. Поэтому одной из его базовых категорий являются его принципы. Л. Ю. Бугров, Ю. В. Васильева, В. Б. Савостьянова на основании таких признаков, как отражение законов природы и общественного развития, указание на сущность права социального обеспечения, выражение правовой материи в нормах, дали следующее определение понятия отраслевого принципа права социального обеспечения: это обоснованное социальными и природными законами, прямо закрепленное в нормах права всех или большинства институтов данной отрасли или проводимое через их содержание основополагающее суждение законодателя о существенном в праве социального обеспечения [3, с. 7].

В отраслевой науке нет единого мнения о принципах права социального обеспечения, хотя в литературе этот вопрос поднимается достаточно часто. К примеру, В. Ш. Шайхатдинов относит к отраслевым принципам права социального обеспечения следующие: связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение не только граждан, но и их семей; свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими; приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан; зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума [11, с. 51].

Другие ученые выделяют такие принципы, как всеобщность социального обеспечения; предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью; установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека; многообразие оснований и видов социального обеспечения; дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств (трудовой деятельности, местности, где выполнялась работа (служба) или живет человек, субъективных особенностей человека и его семьи, материального положения); участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав [4, с. 102 — 106; 6, с. 111 — 118].

Базовыми, основополагающими принципами следует признать принцип всеобщности социального обеспечения наряду с принципом дифференциации, ведь всеобщность не предполагает обычного уравнивания. При этом очень важен вопрос о том, насколько эти принципы реализуются через действующее законодательство. В нормативных правовых актах о социальном обеспечении встречаются положения, которые заставляют усомниться в возможности их реализации.

К примеру, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховым риском (для целей указанного Закона) признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая — старости, инвалидности, потери кормильца [9]. Обязательным страховым обеспечением выступают трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца. Обратим внимание на слово «обязательным». Между тем, согласно ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в случае наступления инвалидности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, ему может быть назначена только социальная пенсия по инвалидности, которая будет меньшего размера в первую очередь из-за отсутствия переменного размера страховой части (рассчитываемого, кстати, на основе пенсионного капитала, заработанного гражданином) [8]. Названное положение весьма часто подвергается критике, и абсолютно обоснованно. В такой ситуации не приходится говорить ни о всеобщности, ни о дифференциации социального обеспечения, а термин «обязательное страховое возмещение» утрачивает свой смысл.

Сходным образом решен вопрос предоставления пособия по временной нетрудоспособности при ее наступлении вследствие указанных причин — в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в назначении пособия вообще будет отказано [10].

В рассмотренных выше случаях обязательные социальные выплаты перестали быть таковыми из-за вины гражданина в наступлении социального риска. Отметим, что в науке права социального обеспечения высказывались суждения в поддержку подобных норм. Существует мнение, что если социально-рисковая ситуация — результат противоправного поведения человека, то государство должно оказывать ему лишь минимальную поддержку [5, с. 30].

Однако более корректной представляется точка зрения М. Л. Захарова и Э. Г. Тучковой, которые подобные правила называют абсурдными и безосновательными [4, с. 272 — 273]. Действительно, за совершение умышленного уголовно наказуемого деяния гражданин понесет ответственность в соответствии с уголовным законодательством, и нет никакого смысла наказывать его лишением заработанных социальных выплат.

Поэтому полагаю, что в рамках права социального обеспечения установления взаимосвязи социального риска как основания назначения пенсии, пособия, иной выплаты и вины гражданина в наступлении социально-рисковой ситуации не должно быть, поскольку это препятствует реализации принципа всеобщности социального обеспечения. Право каждого на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, гарантируется ст. 39 Конституции РФ. Отметим — «право каждого», то есть вне зависимости от причин возникновения такой ситуации. В то же время появление этих норм заставляет задуматься о необходимости введения такого признака социального риска, как его независимость он наличия вины лица, оказавшегося в социально-рисковой ситуации.

Что касается реализации принципа дифференциации социального обеспечения, отметим следующее. Иногда в законодательстве недостаточно четко установлены те самые объективные критерии, от которых зависит социальное обеспечение. Так, относительно новым социальным риском признается малообеспеченность. Данный риск не является традиционным, поскольку в период существования СССР каждый был обязан заниматься той или иной общественно полезной деятельностью, обеспечивать свое материальное благополучие, а «трудоспособное лицо, которое уклоняется от общественно полезного труда… не может требовать обеспечения от общества, поскольку не участвовало в создании и приумножении национального богатства» [2, с. 7 — 8]. В настоящее время государство, признавшее себя социальным, принимает на себя социальные обязательства в связи с малообеспеченностью. Согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи» [7] ее получателями могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Что понимается под независящими причинами, из содержания названного Закона неясно. Между тем в социальной сфере, как нигде, важно соблюдение того, чтобы обстоятельства, выступающие основаниями дифференциации, соответствовали и общеправовому принципу равенства. Именно поэтому полагаю, что перечень причин, которые, по мысли законодателя, являются «независимыми от человека», должен быть закреплен в нормативном правовом акте федерального уровня.

Сказанное свидетельствует о том, что, несмотря на теоретическую проработанность понятия отраслевых принципов права социального обеспечения, их перечня, вопрос их реализации остается достаточно острым. Закрепление условий и норм назначения пенсий, пособий, компенсационных и иных социальных выплат и предоставлений должно осуществляться с более четким соблюдением положений теории права социального обеспечения.

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Структура советского права. М.: Юридическая литература, 1975. 264 с.

2. Андреев В. С. Социальное обеспечение в СССР. М.: Юридическая литература, 1971. 256 с.

3. Бугров Л. Ю., Васильева Ю. В., Савостьянова В. Б. Юридические науки о классах принципов, действующих в области социального обеспечения // Юридическое образование и наука. 2004. N 1.

4. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2004. 608 с.

5. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2000. 349 с.

6. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебник. М.: Издательство «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2010. 582 с.

7. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 29. Ст. 3699.

8. О трудовых пенсиях в РФ: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. N 52. Ст. 1920.

9. Об обязательном пенсионном страховании в РФ: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. N 51. Ст. 4832.

10. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 18.

11. Право социального обеспечения: Учебник для бакалавров / Под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Издательство «Юрайт», 2013. 654 с.

12. Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: Монография. Омск, 2003. 382 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Alekseev S. S. Struktura sovetskogo prava. M.: Juridicheskaja literatura, 1975. 264 s.

2. Andreev V. S. Social’noe obespechenie v SSSR. M.: Juridicheskaja literatura, 1971. 256 s.

3. Bugrov L. Ju., Vasil’eva Ju. V., Savost’janova V. B. Juridicheskie nauki o klassah principov, dejstvujushhih v oblasti social’nogo obespechenija // Juridicheskoe obrazovanie i nauka. 2004. N 1.

4. Zaharov M. L., Tuchkova Je. G. Pravo social’nogo obespechenija Rossii: Uchebnik. M., 2004. 608 s.

5. Machul’skaja E. E. Pravo social’nogo obespechenija v uslovijah rynochnoj jekonomiki: teorija i praktika pravovogo regulirovanija: Dis. … d-ra jurid. nauk. M., 2000. 349 s.

6. Machul’skaja E. E. Pravo social’nogo obespechenija: Uchebnik. M.: Izdatel’stvo «Jurajt»; ID «Jurajt», 2010. 582 s.

7. O gosudarstvennoj social’noj pomoshhi: Federal’nyj zakon ot 17 ijulja 1999 g. N 178-FZ // Sobr. zakonodatel’stva Ros. Federacii. 1999. N 29. St. 3699.

8. O trudovyh pensijah v RF: Federal’nyj zakon ot 17 dekabrja 2001 g. N 173-FZ // Sobr. zakonodatel’stva Ros. Federacii. 2001. N 52. St. 1920.

9. Ob objazatel’nom pensionnom strahovanii v RF: Federal’nyj zakon ot 15 dekabrja 2001 g. N 167-FZ // Sobr. zakonodatel’stva Ros. Federacii. 2001. N 51. St. 4832.

10. Ob objazatel’nom social’nom strahovanii na sluchaj vremennoj netrudosposobnosti i v svjazi s materinstvom: Federal’nyj zakon ot 29 dekabrja 2006 g. N 255-FZ // Sobr. zakonodatel’stva Ros. Federacii. 2007. N 1 (1 ch.). St. 18.

11. Pravo social’nogo obespechenija: Uchebnik dlja bakalavrov / Pod red. V. Sh. Shajhatdinova. M.: Izdatel’stvo «Jurajt», 2013. 654 s.

12. Fedorova M. Ju. Teoreticheskie problemy pravovogo regulirovanija social’nogo strahovanija: Monografija. Omsk, 2003. 382 s.

——————————————————————