Вендинг по-русски

(Канцер Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2014, N 19)

ВЕНДИНГ ПО-РУССКИ

Ю. КАНЦЕР

Юрий Канцер, юрист, г. Волгоград.

Вендинг в настоящее время смело можно назвать перспективным направлением в торговле в России. Новые способы продажи технологически упрощают процедуру приобретения товаров, экономят время. Но правовое регулирование не всегда успевает за развитием бизнес-индустрии.

Возможности для развития существуют

Вендинг — это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов).

Как и в любой сфере бизнеса, здесь требуется надлежащая правовая основа регулирования отношений. В этом направлении наше законодательство не успевает за развитием вендинга.

В действующих нормативных актах практически не используется термин «вендинг». Исключением является Приказ Минпромторга России от 31.03.2011 N 422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года», в тексте которого содержится такая информация: «Кроме этого, Россия также отличается недостаточным развитием дистанционной торговли. Например, доля продаж через Интернет в 2008 году в России была в 2,4 раз ниже, чем в США, где она оставила 3,3% оборота розничной торговли. Лидером в доле продаж через вендинговые автоматы является Япония, где этот показатель равен 2,9%, например, в США этот показатель равен всего 0,4%, а в России 0,07% оборота розничной торговли в 2007 г. Продажи через каталоги, телемагазины, продажи на дому составляют, как правило, лишь небольшие проценты от оборота розничной торговли. В Германии, например, на эти каналы приходится 3,6% продаж, в США 3,4%, в России — 1,3%». В нормативном акте сделан важный вывод о том, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли.

Итак, суть вендинг-бизнеса — построение сети торговых автоматов. Зачастую вендинг-оператор максимально сочетает все сопутствующие элементы вендинга: осуществляет ремонт оборудования (через собственный сервисный центр), занимается расстановкой торговых автоматов посредством своих работников (или самостоятельно).

Немаловажным преимуществом использования торговых машин является отсутствие строгой необходимости применять контрольно-кассовую технику.

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности, в том числе разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).

ГОСТом Р51303-99 установлены термины, отражающие систему понятий в области внутренней торговли.

Разносной торговлей является торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, на предприятиях, транспорте или на улице.

К видам розничной торговли относится мелкорозничная (торговая) сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.

Из примечания к вышеуказанному видно, что к передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

Таким образом, в применении контрольно-кассовой техники в сфере вендинговой торговли нет необходимости.

По конкретному делу арбитражный суд даже сделал запрос в специализированную организацию и отметил, что согласно справке Национальной ассоциации автоматизированной торговли конструкция и комплектация торгового автомата Kikko не предоставляют возможности встраивания ККМ в торговый аппарат (Постановление ФАС МО от 08.11.2007 по делу N А40-20548/2007).

Способы юридического оформления

На наш взгляд, существуют три способа юридического оформления отношений для установки и обслуживания вендинг-аппаратов:

— договор аренды;

— договор размещения;

— договор возмездного оказания услуг/договор безвозмездного оказания услуг.

Договор аренды долгое время использовался при регулировании подобного рода отношений. В настоящее время такой договор является нежелательным для установления отношений с контрагентами в силу следующего.

Для аренды важно определить конкретный предмет договора. Этого требует п. 3 ст. 607 ГК РФ, в противном случае условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Принимая во внимание тот факт, что площадь торгового автомата не является большой (как правило, менее 1 кв. м), вендинговая машина располагается в неизолированном помещении (со стенами), местонахождение аппарата может меняться, следовательно, определить часть сдаваемого в аренду помещения часто не представляется возможным, что влечет последствия о признании договора незаключенным. Подобные выводы делают суды при рассмотрении соответствующих споров (Постановления ФАС УО от 21.07.2009 по делу N А60-40089/2008-С4; ФАС ВСО от 25.03.2010 по делу N А33-14855/2009).

Недостатками договора аренды также являются излишние налоговые издержки, необходимость государственной регистрации договора, заключенного сроком от 1 года и более, необходимость получения согласия собственника имущества. Это влечет ненужные временные затраты и бумажную волокиту.

Договор размещения. Данный вид договора не предусмотрен действующим законодательством, что не исключает возможности его заключения и использования в силу ст. 421 ГК РФ. Договор размещения широко используется в сфере рекламной индустрии. По таким договорам размещаются рекламные стенды, плакаты, вывески и т. д., что имеет определенную степень сходства с вендинговыми аппаратами.

Вместе с тем имеются недостатки этого способа оформления.

Договор размещения могут не понять государственные органы, осуществляющие контроль и надзор.

Правовая конструкция договора размещения весьма уязвима. Это связано с тем, что действующее гражданское законодательство не содержит договора размещения (договора на размещение). Таким образом, многие спорные моменты в договоре могут остаться неурегулированными, а в случае конфликта разрешить их, опираясь лишь на общие положения об обязательствах и договорах, а также на условия самого договора, весьма непросто.

Договор размещения в силу специфики отношений по временному пользованию имуществом, а также неудачных договорных формулировок может быть квалифицирован (в случае судебного разбирательства) как договор аренды и признан недействительным в связи с неопределенностью объекта аренды (Постановление ФАС МО от 10.12.2009 по делу N КГ-А40/12815-09).

Договор возмездного оказания услуг (договор безвозмездного оказания услуг) является, по нашему мнению, единственно правильным договором и надежной правовой конструкцией, используемой сторонами в рассматриваемых правоотношениях. Его лаконичное правовое регулирование установлено в главе 39 ГК РФ.

Важно, что таким договором предусматривается, что площадь, занимаемая торговыми автоматами, точно не определена и местонахождение автоматов может изменяться (в договоре оговорены только здание и этаж), а условий, позволяющих идентифицировать передаваемые помещения, договор не содержит. Передача контрагенту объектов недвижимого имущества не производится, и имущество из владения и пользования не выбывает. Торговые автоматы устанавливаются на территории и в интересах заказчика.

В подтверждение разумности и соответствия такой правовой точки зрения действующему законодательству приводим судебную практику по договорам безвозмездного оказания услуг (Постановления ФАС ПО от 03.12.2010 по делу N А72-19976/2009; от 06.10.2010 по делу N А72-19838/2009); по договорам возмездного оказания услуг (Постановление ФАС УО от 21.07.2009 N А60-40089/2008).

Рекомендации

Для установки торгового автомата на чужой торговой площади владельцы торговых автоматов вступают в договорные отношения с собственниками (или арендаторами) такой площади.

Специалисты в вендинговом бизнесе считают необходимым обратить внимание при заключении договоров на следующие обстоятельства:

— максимально детализировать договор: указать достаточные данные, позволяющие точно установить оборудование;

— отметить последовательные действия сторон: детализировать права и обязанности; указать на моменты перехода прав на передаваемое имущество (как и перехода рисков, связанных с его эксплуатацией);

— учитывать, кто из сторон несет ответственность за сохранность торговых автоматов. Предусмотреть страхование оборудования, а также указать на меры ответственности за его утрату (порчу);

— в случае если договор заключается с иностранным хозяйствующим субъектом, обязательно следует установить применимое право и место рассмотрения споров в случае их возникновения;

— указать на основания для расторжения договора, последствия для такого расторжения;

— подписание актов приемки-передачи (подписи уполномоченных лиц и печати).

С момента установки автоматов и начал продаж вендинговый оператор вступает в новые правовые отношения — это купля-продажа. Смысл сводится к тому, что вендинг-оператор (предприниматель или компания) посредством торгового автомата осуществляют продажу продукта покупателю (потребителю), то есть идет розничная торговля.

Кроме общих положений гражданского законодательства о купле-продаже, на такие отношения распространяется законодательство о защите прав потребителей.

Предприниматель должен знать права потребителей (покупателей) и делать все, чтобы не нарушать букву закона и уважать права потребителя. Ведь настоящий клиент-потребитель может в будущем быть стороной в суде.

Продажа товаров с использованием автоматов регулируется прежде всего ст. 498 ГК РФ. В лучшем случае на торговом аппарате должны быть размещены следующие блоки информации.

Первый блок — это фирменное наименование организации-продавца (владельца торгового автомата), место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы (время работы торговой точки, где расположен торговый автомат).

Второй блок — информация о наполнителе: обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать наполнитель; сведения об основных потребительских свойствах наполнителя; сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также возможные противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний; цену и условия приобретения товаров (работ, услуг) — выражается на ценнике наполнителя; срок годности наполнителя (может исчислять с даты засыпки наполнителя, тогда необходимо указать дату такой засыпки); информацию о сертификации наполнителя, подлежащего обязательной сертификации.

Третий блок — информация об изготовителе наполнителя.

Четвертый и самый важный блок информации — действия, которые необходимо совершить покупателю для получения товара, то есть описание порядка покупки (выбрать товар, опустить деньги, выбрать определенную опцию и пр.).

Всю указанную информацию необходимо разместить на торговом автомате на видном для потребителя месте. Это можно сделать в виде наклейки на корпус автомата.

Надо понимать, что договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара. В нашем случае — с момента, как покупатель оплатил товар (опустил монету или вставил купюру).

Итак, обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. В современной сфере купли-продажи товаров бытового пользования и продуктов питания часто используются вендинговые аппараты. Это мировой тренд, который постепенно отражается в российской действительности. Правовое регулирование использования торговых аппаратов весьма скудное.

Наилучший механизм применения торговых машин — договор возмездного оказания услуг. При использовании вендинговых аппаратов предпринимателю в первую очередь нужно уделять внимание «информационным» обязанностям.

——————————————————————