Узловое соглашение в системе транспортных организационных договоров

(Морозов С. Ю.)

(«Общество и право», 2011, N 2)

УЗЛОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ В СИСТЕМЕ

ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ

С. Ю. МОРОЗОВ

Морозов Сергей Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета.

В статье анализируются роль и место узловых соглашений в системе транспортных организационных договоров. Определяется юридическая направленность организационного договора.

Ключевые слова: узловое соглашение, система договоров, направленность договора.

In article the role and seat of central agreements in system of transport organizational contracts are analyzed. The legal orientation of the organizational contract is defined.

Key words: the central agreement, system of contracts, orientation of the contract.

Полагаем, что не стоит отождествлять договор на оказание услуг по перевалке и узловое соглашение. Последнее должно регулировать отношения между перевозчиками, а не отношения перевозчиков с владельцем транспортной инфраструктуры (морским портом). В противном случае происходит смешение двух различных договоров — узлового соглашения и договора на оказание услуг по пользованию объектами транспортной инфраструктуры. Узловое соглашение ни при каких обстоятельствах нельзя квалифицировать ни как договор на оказание услуг, ни как договор на выполнение работ, хотя бы потому, что действия перевозчиков в рамках договора совершаются на безвозмездной основе. Следует также учитывать, что в данных отношениях стороны складывают свои усилия для достижения общей цели, поэтому здесь нельзя однозначно выделить исполнителя и заказчика по договору. Обращая внимание на эту особенность, М. А. Тарасов отмечает: «В данном случае, хотя несколько организаций и обязуются соединить вклады (услуги) для достижения общей хозяйственной цели, нельзя говорить о договоре простого товарищества… Это не разновидность договора перевозки, не договор субподряда или простого товарищества, а своеобразный тип договора, договор особого рода» [1]. К сожалению, автор не указывает, в чем заключается своеобразие договорного типа.

На наш взгляд, при определении правовой природы узлового соглашения следует исходить из его направленности. Данный договор не будет иметь смысла при отсутствии другого правоотношения — обязательства по перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, которое, в свою очередь, нельзя исполнить без узлового соглашения. Организации различных видов транспорта потому и вступают в узловое соглашение, поскольку иным образом не могут обеспечить исполнение обязанности по доставке груза в пункт назначения. При отсутствии соглашений между транспортными организациями данная обязанность представляет собой разрозненные «лоскуты», требующие их немедленного «сшивания» в единое «полотно». Поэтому смысл узлового соглашения не может быть обозначен иначе как организация иного правоотношения, а точнее, обязанности перевозчика по доставке груза в пункт назначения. Значит, и узловое соглашение может быть квалифицировано только как организационный договор, направленный на организацию исполнения данной обязанности, причем не в полном объеме. В частности, М. А. Тарасов справедливо полагает, что узловые соглашения «по масштабам действия имеют в виду не исполнение перевозки в целом, а только один ее элемент, а именно порядок и условия приема и передачи транзитных грузов следующему по пути следования груза перевозчику» [2]. Следовательно, с учетом сказанного узловые соглашения направлены на организацию исполнения обязанности перевозчика по доставке груза в пункт назначения в части передачи груза с одного вида транспорта на другой. Поэтому следует приветствовать мнение А. И. Хаснутдинова, согласно которому узловые соглашения определяют лишь порядок перевалки грузов, т. е. порядок реализации сторонами обязанностей, возникающих у них в силу факта приема груза к перевозке в указанном сообщении [3].

Организация исполнения данной обязанности предполагает согласование в узловом соглашении ряда условий, влияющих на эффективность взаимодействия транспортных организаций при осуществлении передачи груза. Так, в узловом соглашении, заключенном оператором морского терминала с перевозчиком железнодорожного транспорта, устанавливаются: 1) места и нормы одновременной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов с учетом производственных условий и объема перевозок на основе единого технологического процесса работы железнодорожной станции и оператора морского терминала; 2) порядок расчетов между сторонами узлового соглашения; 3) особые условия, влияющие на осуществление погрузки грузов и выгрузки грузов и выполнение других работ и операций (метеорологические условия, сменность работы и другие); 4) иные предусмотренные соглашением сторон условия.

Немаловажное значение имеет установление в узловом соглашении нормативов времени на: а) расформирование поездов, групп вагонов, подачу и уборку вагонов; б) сортировку вагонов относительно грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей); в) осуществление операций по приему и сдаче грузов; г) оформление и выдачу документов; д) подачу вагонов на весы и уборку вагонов с весов; е) оборудование вагонов под погрузку грузов; ж) погрузку грузов в вагоны, выгрузку грузов из вагонов; з) очистку вагонов от приспособлений для погрузки, размещения, крепления и перевозки грузов, остатков ранее перевезенных грузов; и) осмотр вагонов и других транспортных средств в части их пригодности в коммерческом отношении и технической пригодности для погрузки грузов.

Закрепив эти и иные условия в узловом соглашении, стороны придают фактическим действиям, которые должны будут совершить перевозчики, юридическое значение. Например, несвоевременный осмотр вагонов повлечет юридическую ответственность виновной стороны, в то время как своевременный осмотр вагонов будет представлять одностороннюю сделку, направленную на прекращение обязательства по передаче груза с одного вида транспорта на другой.

Мною уже давалось ранее определение узлового соглашения, представляющего собой гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевозчики различных видов транспорта обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах грузоотправителя (грузополучателя), направленные на своевременную передачу груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой в целях обеспечения перевозки в прямом смешанном сообщении [4]. В целом оно отражает сущность договора. Вместе с тем его можно уточнить, заменив слова «в целях обеспечения перевозки» на слова «в целях организации исполнения обязанности перевозчика по доставке груза».

Узловые соглашения относятся к категории длительных договоров. Так, в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» [5] узловые соглашения заключаются сроком на пять лет. И только в случае изменения технического оснащения сторон узлового соглашения либо технологии проведения ими работ узловое соглашение по предложению одной из его сторон может быть полностью или частично изменено до истечения срока его действия. Приведенные положения закона свидетельствуют о том, что узловые соглашения рассчитаны на систематическую организацию исполнения договоров перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, заключаемых в рамках срока действия узлового соглашения. Каждый раз, когда в течение такого срока заключается договор перевозки грузов по единому транспортному документу с участием организаций различных видов транспорта, на данный договор автоматически распространяются условия узлового соглашения. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что узловое соглашение следует отнести к рамочным организационным договорам.

Любой организационный договор, в том числе и узловое соглашение, является инструментом, позволяющим организовать юридическую взаимосвязь участников организуемого отношения. Узловое соглашение организует не любые перевозочные отношения, а только имеющие форму правоотношения. В отличие от организации фактических действий, организация правоотношений всегда предполагает обусловленность поведения участников организуемого отношения масштабом, установленным правовыми нормами. Этого не учитывает М. А. Тарасов, по мнению которого, «в понятие организации перевозки входит и обеспечение операций необходимыми средствами, в том числе крепительными и сепарационными» [6]. Если для организации перевозки крепительные и сепарационные инструменты и устройства могут быть полезны, то для организации договорного обязательства нужны средства правового характера, например узловое соглашение. Представляется более обоснованной точка зрения Г. Б. Астановского: «Заключая между собой узловые соглашения, транспортные организации, участвующие в прямом смешанном сообщении, обеспечивают этим исполнение наиболее специфической из обязанностей, лежащих на них по договору перевозки грузов (выделено авт. — С. М.) в данном виде сообщения, — передачи грузов с одного вида транспорта на другой» [7].

Признание узлового соглашения организационным рамочным договором ставит вопрос о его исследовании как элемента системы транспортных организационных договоров. Узловое соглашение взаимосвязано не только с договором перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, но и со всеми транспортными организационными договорами. Договор о предъявлении груза к перевозке, с одной стороны, обуславливает возможность заключения договора перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, а с другой стороны, его заключение может быть поставлено в зависимость от наличия узлового соглашения. Для того чтобы заявка была согласована владельцем транспортной инфраструктуры, последнему необходимо иметь договоры с владельцами иных транспортных инфраструктур, которые, в свою очередь, должны иметь договоры с перевозчиками соответствующих видов транспорта, участвующих в прямом смешанном сообщении. Данные требования закона обеспечиваются с меньшими затруднениями, если между перевозчиками заключены узловые соглашения. В этом проявляется взаимозависимость узловых соглашений и договоров о предъявлении груза к перевозке, договоров на оказание услуг по использованию транспортной инфраструктуры, договоров между владельцами транспортных инфраструктур.

Взаимосвязь договоров на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути с узловым соглашением проявляется в том, что условия узлового соглашения могут содержать порядок подачи и уборки вагонов на железнодорожном подъездном пути. Судам зачастую приходится рассматривать вопросы о соотношении узлового соглашения и договоров на подачу и уборку вагонов [8].

Полагаем, что узловое соглашение как разновидность рамочного договора имеет общие черты с иными транспортными организационными договорами рамочного типа (договорами об организации перевозок грузов, договорами об эксплуатации подъездного железнодорожного пути, договорами между владельцами транспортных инфраструктур и т. п.). При этом имеет значение не столько субъектный состав, сколько направленность на систематическую организацию перевозочных правоотношений. Признак систематичности здесь сочетается с отсутствием принудительного заключения локальных договоров. В этой связи возможна разработка общих положений, регулирующих транспортные рамочные договоры.

Литература

1. Тарасов М. А. Значение узловых соглашений в развитии перевозок прямого смешанного сообщения // Известия вузов: Правоведение. 1958. N 2. С. 51.

2. Там же.

3. Хаснутдинов А. И. Вспомогательные договоры на транспорте: Дис. … д-ра юрид. наук. Иркутск, 1995. С. 61 — 62.

4. Морозов С. Ю. Транспортное право: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2010. С. 433.

5. СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.

6. Тарасов М. А. Указ. соч. С. 59.

7. Астановский Г. Б., Бурса Н. П., Смирнов В. Т. Комментарий к Уставу железных дорог СССР / Под ред. Г. Б. Астановского. М.: Юрид. лит., 1986.

——————————————————————