Узловое соглашение на современном этапе развития правового регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении

(Карпеев О. В.) («Юридический мир», 2012, N 7)

УЗЛОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ

О. В. КАРПЕЕВ

Карпеев Олег Владимирович, соискатель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета.

В статье рассмотрено современное состояние понятия «узловое соглашение» в отечественной юриспруденции. Автор отмечает фрагментарность и противоречивость правового регулирования данного вида гражданско-правового договора современным законодательством; как следствие этого, отмечается дискуссионность правовой природы узлового соглашения в правовой науке. В статье раскрыта сущность понятия узлового соглашения как организационного рамочного договора, осуществляющего данную функцию не только по отношению к перевозке, но и по отношению к перевалке груза.

Ключевые слова: узловое соглашение, перевозка в прямом смешанном сообщении, правовое регулирование перевозки, организация перевозки и перевалки.

Nodal agreement at the present stage of the development of legal regulation of transportation in direct mixed communication O. V. Karpeev

The article considers the current state of the concept of «nodal agreement» in domestic law. The author notes the fragmentation and contradictory nature of legal regulation of this type of civil-legal contract by a modern law resulting in debatable legal nature of the nodal agreement in legal science. The article reveals the essence of the concept of «nodal agreement» as an organizational framework agreement carrying out this function not only in relation to the transportation but also to the cargo transfer.

Key words: nodal agreement, transportation in direct and mixed communications, legal regulation of transportation, organization of transportation and transfer of cargo.

Многими специалистами транспортной сферы отмечается особая роль транспортных узлов при перевозке в прямом смешанном сообщении <1>, «именно на стыках различных видов транспорта (в пунктах перевалки) замедляется ритм транспортного конвейера: увеличивается непроизводительный простой перевозочных средств, удлиняются сроки доставки грузов, растут транспортные издержки…» <2>. ——————————— <1> См., н-р: Троицкая Н. А., Чубуков А. Б., Шилимов М. В. Мультимодальные системы транспортировки и интермодальные технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 40. <2> Смирнов В. Т. Грузовые перевозки в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. М.: Юрид. лит., 1981. С. 18.

В качестве инструмента решения данной проблемы современное право предлагает узловое соглашение. В то же время действующее законодательство крайне скупо и фрагментарно регулирует данный вид гражданско-правового договора. Это связано с тем, что значительная часть транспортных уставов и кодексов советского периода утратила силу, а пришедшие им на смену уставы и кодексы, имеющие статус федеральных законов, об узловом соглашении почти не упоминают. Сама возможность заключения такого гражданско-правового договора предусмотрена ст. 799 ГК РФ <3> «Договоры между транспортными организациями», указывающей, что в числе иных договоров «об организации работы по обеспечению перевозок грузов» между «организациями различных видов транспорта» могут заключаться узловые соглашения. Более конкретно об узловых соглашениях говорит ст. 112 КВВТ РФ <4>, п. 2 которой определяет, что предметом правового регулирования узловых соглашений является «порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт». Во многом повторяет данную норму п. 2 ст. 27 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <5>, который со ссылкой на ст. 799 ГК РФ относит к сфере правового регулирования узлового соглашения «порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и перевозчиков при оказании услуг по перевалке грузов в морском порту». ——————————— <3> Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» (в ред. от 30.11.2011) // ИПСЗ «КонсультантПлюс». <4> Федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (в ред. от 07.11.2011) // ИПСЗ «КонсультантПлюс». <5> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 19.07.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 46. Ст. 5557; ИПСЗ «КонсультантПлюс».

Предусмотренный ст. 788 ГК РФ Федеральный закон «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» <6> пока не принят, в связи с чем на практике применяются Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении 1956 г. <7>, § 39 которых определяет, что узловым соглашением устанавливается «порядок перевалки грузов по каждому перевалочному пункту». ——————————— <6> Кроме того, некоторые проекты данного Закона также не содержат упоминания об узловых соглашениях. См., н-р: проект Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» [Электронный ресурс] URL: http://www. transportmm. ru/attachments/article/57/Proekt_RF_smeshanyh_o_perevozkah. doc; http://old. transportrussia. ru/2008-11-27/law/aristov7.html. <7> Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956 (с изм. от 30.11.2000) // ИПСЗ «КонсультантПлюс».

Таким образом, действующее законодательство в качестве сферы регулирования отношений сторон узловым соглашением называет «порядок перевалки грузов» или «порядок взаимодействия, права и обязанности сторон при оказании услуг по перевалке грузов», что не одно и то же. Отражением данных различий является отсутствие единства мнений в правовой науке относительно цели этого регулирования и дискуссия относительно правовой природы узлового соглашения. Сторонниками отнесения узлового соглашения к организационным договорам являются А. И. Хаснутдинов, отмечающий «безэквивалентный характер» складывающихся между сторонами узлового соглашения отношений <8>, В. В. Витрянский <9>, Е. Б. Козлова <10>, Л. А. Величко, рассматривающие его как «генеральное транспортное соглашение» <11>, С. Ю. Морозов, относящий его к рамочным организационным договорам <12>, а также Б. И. Пугинский, отмечающий организационный характер договоров, заключаемых между организациями различных видов транспорта об обеспечении перевозок грузов, в частности узловых соглашений <13>. ——————————— <8> Хаснутдинов А. И. Вспомогательные договоры на транспорте: Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.03. Иркутск, 1995. С. 62. <9> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. С. 533. <10> Козлова Е. Б. Организационные договоры: понятие и классификация // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 5. С. 8. <11> Величко Л. А. Генеральные транспортные соглашения // Транспортное право. 2009. N 4. С. 44. <12> Морозов С. Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. С. 290. <13> Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2000. С. 288.

В свою очередь, О. Н. Садиков полагает, что узловые соглашения являются договорами подрядного типа, не являющимися договорами перевозки и имеющими свои особенности <14>. К данной точке зрения близка позиция В. А. Егиазарова, который считает, что узловые соглашения не относятся к организационным договорам, в то же время он полагает, что нет оснований считать их договорами особого рода <15>. ——————————— <14> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1997. С. 370. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. А. Егиазарова «Транспортное право» включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2011 (7-е издание, дополненное и переработанное). —————————————————————— <15> Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2004. С. 137.

Исходя из разного понимания целевого назначения узлового соглашения, исследователями предлагаются разные дефиниции данного договора. Возмездный, эквивалентный характер отношений сторон подчеркивается В. А. Егиазаровым: «Узловое соглашение — это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевалочные пункты (железнодорожные станции, порты, пристани) обязуются за плату перемещать грузы с одного вида транспорта на другой на основании обязательных технологических правил с целью продолжения процесса доставки груза» <16>. ——————————— <16> Там же. С. 138.

К точке зрения В. А. Егиазарова близко мнение В. Н. Гречухи, который определяет узловое соглашение как «договор между транспортными организациями, в соответствии с которыми организуется работа перевалочного пункта. По договору перевалочный пункт обязуется за плату перемещать груз с одного вида транспорта на другой с целью продолжения процесса транспортировки груза» <17>. ——————————— <17> Гречуха В. Н. Транспортное право: Учеб. пособие. Ч. 1. М., 2002. С. 262.

В. В. Тюпа полагает, что упоминание «перевалочного пункта» противоречит ст. 799 ГК РФ и предлагает следующее определение: «Узловое соглашение — гражданско-правовой договор, заключаемый перевозчиками, участвующими в прямом смешанном сообщении, определяющий взаимные права и обязанности перевозчиков по передаче груза в пункте перевалки с целью продолжения перевозочного процесса, а также особенности взаимодействия каждого из участников соглашения с грузоотправителями и грузополучателями» <18>. ——————————— <18> Тюпа В. В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретический и практический аспекты: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2011. С. 105.

По мнению С. Ю. Морозова, «узловое соглашение — это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевозчики различных видов транспорта обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах грузоотправителя (грузополучателя), направленные на своевременную передачу груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой в целях обеспечения перевозки в прямом смешанном сообщении» <19>. В одной из более поздних своих работ указанный автор отмечает, что данное определение можно уточнить, «заменив слова «в целях обеспечения перевозки» на слова «в целях организации исполнения обязанности перевозчика по доставке груза» <20>. ——————————— <19> Морозов С. Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 207. <20> Морозов С. Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. С. 289.

Организационный характер узлового соглашения подтверждается и судебной практикой. В частности, анализируя Узловое соглашение N 273а «О передаче грузов прямого смешанного сообщения через станцию Владивосток и морской торговый порт», заключенное между ОАО «РЖД» и ОАО «Владивостокский морской торговый порт», Арбитражный суд Приморского края в решении по делу N А51-10391/2010 от 07.12.2010 приходит к выводу, что «целью подписания узлового соглашения является урегулирование организационных вопросов при взаимодействии различных видов транспорта» <21>. ——————————— <21> Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс]. URL: http:// kad. arbitr. ru/ PdfDocument/ 73c0e536-44db-4262-82d5-195b70726b56/ A51-10391-2010_20101207_Reshenie. pdf; см. также: решения по делу N А51-13301/2010 от 25.10.2010, N А51-9410/2010 от 20.10.2010, N А51-13836/2010 от 23.11.2010, N А51-14698/2010 от 26.11.2010, N А51-11987/2010 от 07.12.2010.

Полагаем, что различие в понимании правовой природы узлового соглашения устраняется при рассмотрении узлового соглашения не только как организационного договора по отношению к договору перевозки в прямом смешанном сообщении, но и как организационного рамочного договора по отношению к договору по перевалке грузов, заключаемому между оператором морского порта и перевозчиками. Статья 112 КВВТ РФ и п. 3 ст. 27 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривают, что узловые соглашения заключаются сроком на пять лет. Исходя из понимания узлового соглашения как организационного договора, можно прийти к выводу, что его основной функцией является «создание связанности контрагентов», которая, по мнению С. Ю. Филипповой, является основной функцией рамочного договора <22>, в этом случае целью узлового соглашения будет обеспечение возможности реализации будущих договоров на оказание транспортных услуг <23>. ——————————— <22> Филиппова С. Ю. Создание связанности контрагентов как функция организационного договора // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 5. С. 25. <23> Морозов С. Ю. Транспортные организационные договоры в гражданском праве России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 5. С. 35.

Данное мнение весьма актуально в связи с предстоящими изменениями в гражданском законодательстве РФ. В частности, главу 27 ГК РФ планируется дополнить ст. 429.1 «Рамочный договор» <24>, в соответствии с которой рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора. ——————————— <24> Законопроект N 47358-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://asozd2.duma. gov. ru/main. nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN;=47538-6&02.

По мнению М. А. Егоровой, «в силу особенностей содержания волевой составляющей такой договор можно охарактеризовать как организационно-координирующий. Его правовая цель детерминирует специфику организационного обязательства, которое, как правило, носит долгосрочный характер» <25>. Целевой направленностью узлового соглашения является, таким образом, во-первых, фиксация отношений сторон договора, придание им длящегося характера, во-вторых, согласование процедуры как последовательности определенных действий сторон с установлением нормативов времени; в-третьих, оптимизация и повышение экономической эффективности совместной деятельности сторон. ——————————— <25> Егорова М. А. Организационное отношение и организационные сделки в гражданско-правовом регулировании // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 5. С. 14.

Как отмечает С. Ю. Морозов, «узловые соглашения рассчитаны на систематическую организацию исполнения договоров перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, заключаемых в рамках срока действия узлового соглашения» <26>. ——————————— <26> Морозов С. Ю. Система транспортных организационных договоров. С. 290.

Соглашаясь с вышеприведенным мнением С. Ю. Морозова, считаем необходимым дополнить, что узловое соглашение также направлено на систематическую организацию заключения и исполнения договоров на перевалку груза между перевозчиками, исполняющими договор перевозки в прямом смешанном сообщении, и предприятиями, осуществляющими перевалку груза. Данное мнение находит подтверждение в судебной практике, так, Арбитражный суд Краснодарского края при рассмотрении дела N А32-12726/2008-52/346 по спору между ОАО «РЖД» и ОАО «Туапсинский морской торговый порт», анализируя заключенное между ними узловое соглашение, отмечает: «…в соответствии с параграфом 9 Узлового соглашения на основании установленной в порту плановой нормы погрузки импортных, транзитных и грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения, их фактического наличия и подхода судов не менее чем за три дня до планируемой декады порт подает станции Туапсе декадную заявку с указанием в ней по дням декады наименования грузов и количества вагонов по роду подвижного состава. Согласно параграфу 10 Узлового соглашения с учетом оперативной обстановки в порту декадные заявки уточняются суточными заявками порта, которые передаются уполномоченному представителю станции Туапсе не позднее, чем за 7 часов до начала суток» <27>. К аналогичным выводам пришел Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, оставивший своим решением от 19 марта 2009 г. <28> решение Арбитражного суда Краснодарского края по вышеупомянутому делу в силе. ——————————— <27> Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс]. URL: http:// kad. arbitr. ru/ PdfDocument/ e88dcd59-6977-4345-851b-f2836760b28c/ A32-12726-2008_20081008_Reshenija_i_postanovlenija. pdf. <28> Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс]. URL: http:// kad. arbitr. ru/ PdfDocument/ 38326c4c-00ba-4363-9217-a0cb37572d92/ A32-12726-2008_20090318_Postanovlenie_kassacii. pdf.

В рассмотренном примере узловое соглашение предусматривает порядок взаимодействия сторон договора, а для осуществления конкретных действий по перевалке сторонам необходимо совершить дополнительные мероприятия — заблаговременно подать заявку, являющуюся основанием для заключения договора на перевалку, который и является «договором подрядного типа». Таким образом, узловое соглашение является организационно-координирующим, долгосрочным договором, имеющим целью, кроме прочего, установление взаимосвязи между перевозчиками и предприятиями, осуществляющими перевалку. Впрочем, последнее замечание лишь дополняет, но не отменяет целевую направленность узлового соглашения на организацию отношений, возникающих между перевозчиками по исполнению обязанности доставки груза в прямом смешанном сообщении, но такое взаимодействие, не опосредованное необходимостью проведения перевалки, как комплекс мероприятий, осуществляемый специализированной организацией с использованием специального оборудования, в нашей стране встречается пока достаточно редко. В качестве примера можно привести деятельность паромных переправ <29> или контрейлерную перевозку <30>. ——————————— <29> См. подробнее: Куренков П. В., Николаев Н. Н. Логистика смешанных сообщений в СССР и РФ (основные этапы и перспективы) // Бюллетень транспортной информации. 2006. N 11. С. 17; Серова А. А. Железнодорожные паромные переправы // Железнодорожный транспорт. 1988. N 1. С. 73 — 76. <30> В России контрейлерные перевозки пока не получили широкого распространения. См. подробнее: Морчиладзе И. Г. Перспективный вариант международных перевозок грузов // Железные дороги мира. 2005. N 12. С. 64; Контрейлерные перевозки — актуальность [Электронный ресурс]. URL: http://www. logisticsinfo. ru/main/art_tran_contreiler. shtml; Грузовики поставят на платформы // Гудок 1520 [Электронный ресурс]. URL: http://www. gudok. ru/1520/poligon/detal. php? ID=378719; Развитие контрейлерных перевозок в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://viola-trans. ru/novosti? view=11411403; Для развития контрейлерных перевозок в России необходимы изменения в законодательстве [Электронный ресурс]. URL: http://www. trans-port. com. ua/index. php? newsid=25876.

Примером узлового соглашения, регулирующего взаимодействие перевозчиков, не опосредованное «перевалкой», является Узловое соглашение между ОАО «РЖД» и ОАО «Сахалинское морское пароходство», утвержденное решением Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3416/2011 от 16.04.2012 <31>, регулирующее «взаимоотношения сторон, их обязанности, права и ответственность при приеме, передаче и организации перевозки груженых и порожних вагонов, специального подвижного состава через паромную переправу Ванино — Холмск — Ванино». ——————————— <31> Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс]. URL: http:// kad. arbitr. ru/ PdfDocument/ 979ee895-1204-4008-9efe-cbf2ebd3eba7/ A59-3416-2011_20120416_Reshenija_i_postanovlenija. pdf.

Вышеизложенное позволяет сформулировать определение узлового соглашения, которое, как полагаем, соответствует сложившемуся на сегодняшний день правовому регулированию: Узловое соглашение — гражданско-правовой рамочный договор, определяющий порядок взаимодействия между перевозчиками, участвующими в прямом смешанном сообщении по передаче груза, или перевозчиками, участвующими в прямом смешанном сообщении, и предприятиями, осуществляющими перемещение грузов с одного вида транспорта на другой в пункте перевалки в целях организации исполнения обязанности по доставке груза.

——————————————————————