Пой спокойно, Бейонсе!
(Федоранич С.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 32)
ПОЙ СПОКОЙНО, БЕЙОНСЕ!
С. ФЕДОРАНИЧ
Сергей Федоранич, аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск.
Риск убытков в сфере организации зрелищных мероприятий наиболее высок, да и просчитать его крайне затруднительно — то артист заболел, то дождь пошел, то аппаратура не включается, то багаж задержали… Но выход есть: застраховать. Но и это, как оказалось, не просто.
Что в законе?
В статье 927 ГК РФ указано, что страхование осуществляется на основании договора имущественного или личного страхования, который заключает страхователь (физическое или юридическое лицо) со страховщиком (страховой компанией). По договору имущественного страхования может быть застрахован такой имущественный интерес, как риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе неполучения ожидаемого дохода (предпринимательский риск) (ст. 929 ГК РФ). Все предельно ясно с сутью договора и с выбором страховщика (им может быть любая страховая компания, в списке продуктов которой есть страхование риска предпринимательской деятельности). А как обстоит дело со страхователем? Вопреки всевозможным мнениям, артисты не являются организаторами своих концертов, поэтому расхожая фраза «К нам приехала певица N.» неверна, скорее уж — «Певицу N. привезли», а если совсем правильно, то — «Организован концерт певицы N.». В законе нет четкой установки, кто является организатором концерта, зато в Постановлении Президиума ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 есть: организатор концерта (промоутер) — лицо (физическое или юридическое), которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором страховую премию при наступлении страхового случая выплатить страховое возмещение страхователю (или выгодоприобретателю) в пределах страховой суммы. Таким образом, данная статья определяет существенные условия договора имущественного страхования, которые конкретизированы в ст. 942 ГК РФ: — объект страхования (в данном случае — имущественный интерес); — страховой случай; — размер страховой суммы; — срок действия договора. Стоит обратить внимание, что наличие в договоре указанных условий совершенно не обязательно. Большинство страховых компаний состоит в объединении страховщиков, определяющем типовые условия страхования и включающем их в правила страхования, которые не всегда прикладывают к договору (страховому полису). В таком случае прямо в договоре должна стоять ссылка на условия, и перед заключением договора в обязательном порядке необходимо с ними ознакомиться.
Не все так просто
На сегодняшний день страхованием охвачено большинство правоотношений, но, к сожалению, в нормативной базе по-прежнему существуют серьезные пробелы в регулировании отдельных областей. Та же ситуация и со страхованием рисков предпринимательской деятельности, связанной с организацией зрелищных мероприятий (как, собственно, и со страхованием предпринимательских рисков вообще). Рассмотрим подробнее, с чем придется столкнуться устроителям мероприятия, желающим застраховать свой предпринимательский риск. 1. Необязательность страхования. Согласно положениям главы 48 ГК РФ существует четкое разделение договоров на два вида — личного страхования и имущественного страхования. И только договор личного страхования является публичным (ст. 927 ГК РФ). Таким образом, равный доступ лиц для страхования предпринимательского риска и принудительное, в случае отказа, заключение договора имущественного страхования законом не предусмотрены. То есть если устроитель зрелищного мероприятия желает застраховать свои предпринимательские риски, то сделать это будет не так просто, как, например, застраховать жизнь. Если все же удастся найти страховую компанию, которая готова застраховать эти риски, то в соответствии со ст. 944 ГК РФ она запросит огромный пакет документов, чтобы получить необходимые сведения. 2. Объект страхования. Согласно подп. 3 ч. 2 ст. 929 ГК РФ существует такой объект, как предпринимательский риск. Наиболее востребованный объект страхования — риск неполучения прибыли при наступлении определенных договором страховых случаев. Однако анализ страховых продуктов показал, что указанный объект компании страховать не хотят (см. таблицу) <1>. ——————————— <1> Информация об условиях страхования взята из материалов, опубликованных на официальных сайтах страховых компаний «РОСНО» (http://www. rosno. ru), «Югория» (http://www. ugsk. ru), СО «Россия» (http://www. ros. ru).
Обратимся к информации о концертных событиях в открытых новостных источниках и к материалам судебной практики. Концерт группы «Тату», прошедший 02.09.2006 в Самаре, был застрахован компанией «Югория», а одним из объектов страхования являлся как раз предпринимательский риск на случай отмены концерта по независящим от страхователя причинам (страховая сумма 5,5 млн. руб.) <2>. По окончании концерта страховых случаев зафиксировано не было. ——————————— <2> http:// www. ruins. ru/ company_news/ 18
Объекты страхования, предлагаемые большинством страховых компаний, на взгляд автора, не представляют особой ценности. Возмещение вреда, причиненного потерпевшим третьим лицам при организации и проведении им мероприятий, в большинстве случаев предотвращается самими организаторами путем заключения договора с правоохранительными органами об обеспечении безопасности во время проведения мероприятия (в таком случае ответчиком по причиненному вреду станут эти самые органы). Страхование убытков от перерывов в проведении мероприятия куда более существенное: в случае задержки выступления вправе предъявить претензии имущественного характера как потребители (зрители), так и владелец арендованного помещения. Ответственность за нарушение авторских прав также представляет интерес. Прошедший 02.11.2009 в СК «Олимпийский» концерт певицы Бейонсе не обошелся без претензий Российского авторского общества (РАО) к организаторам. При поддержке прокуратуры РАО обвинило ООО «Анонс» в нарушении авторских прав (отсутствии лицензии на исполнение песен) и потребовало выплату, по оценкам экспертов, в размере 2,5 млн. руб. <3>. Оказалось, что ООО «Анонс» не является организатором прошедшего мероприятия, а всего лишь оказывало услуги по продаже билетов на концерт. Претензия была переправлена надлежащему лицу, и решение, скорее всего, состоится в пользу РАО (заметим, что такая же ситуация произошла с концертами Элтона Джона (декабрь 2008 г.) и Андреа Бочелли (февраль 2009 г.) в КЗ «Барвиха Luxury Village»). ——————————— <3> http:// www. epochtimes. ru/ content/ view/ 34084/8
Особо стоит отметить неразумное рвение защитников авторских прав, так как в рассматриваемом случае певица (как и группа Deep Purple, также обвиненная в нарушении авторских прав) исполняла свои песни <4>. Американская ассоциация звукозаписи (RIAA) потратила с 2006 по 2008 год около 64 млн. долл. на оплату расходов юридических фирм, сопровождающих судебные тяжбы, связанные с защитой авторских прав, при этом за тот же период ей удалось получить от нарушителей только 1,4 млн. долл. в виде судебных штрафов прав. ——————————— <4> Федоранич С. Защитите хит // ЭЖ-Юрист. N 43. 2010.
К слову, риск ответственности за нарушение авторских прав сегодня действительно на приоритетном месте. Организаторы мероприятий, заключив договор с зарубежным артистом, зачастую не разрешают вопрос с авторскими правами и не предоставляют в РАО надлежаще оформленные документы, вследствие чего организация обращается в прокуратуру за защитой интересов артистов <5>. Основания для этого у РАО имеются, поскольку это аккредитованная государством организация, представляющая интересы многих зарубежных компаний, которые управляют исключительными правами авторов. С российскими певцами все проще: большинство авторов исполняемых ими песен не передавали РАО управление своими правами, а в случае проявления активности со стороны РАО пишут отказ от претензий. ——————————— <5> Федоранич С. Договор со звездой // ЭЖ-Юрист. N 19. 2011.
3. Страховой случай. Даже грамотно выверенный объект страхования может легко превратиться в совершенно ненужное вложение денег. Согласно условиям страхования вышеуказанных компаний страховыми случаями считаются: — действия огня, воды; — взрыв газа, действия химически или биологически активных веществ; — механические повреждения используемого при проведении мероприятия оборудования и средств транспорта; — вред, причиненный в результате неисправной работы вентиляционных систем, в том числе кондиционеров, вызвавших удушье; — вред, причиненный в результате применения пиротехники, иллюминации и иных спецэффектов; — укусы и иные травматические повреждения, нанесенные животными; — вред, причиненный в результате использования продуктов, вызвавших пищевые отравления; — вред, причиненный в результате скрытых изъянов спортивных площадок, оборудования и инвентаря, приведших к травматическим повреждениям; — действия участвующих в мероприятии лиц, не являющихся работниками страхователя. Эти страховые случаи относятся ко всем объектам, указанным в таблице, за исключением страхования ответственности за нарушение авторских прав. Данный объект в качестве страхового случая предусматривает появление претензий со стороны РАО при заключенном лицензионном договоре.
Основные риски
Риск предпринимательской деятельности, связанной с организацией и проведением зрелищных мероприятий, нуждается в объективном страховании, то есть в реальном отражении действительных рисков — тех, которые трудно предотвратить, а не тех, которые промоутер, проявив разумную осмотрительность, мог устранить сам. Поговорим о наиболее распространенных рисках, нуждающихся в страховании. 1. Срыв концерта артистом. Это самый непредсказуемый случай. Известны ситуации, когда артисты срывают концерты совершенно без причины, а менеджеры изо всех сил стараются придумать объективную причину. Многие организаторы концертов страхуются сами, строго оговаривая в контракте, что последняя часть гонорара будет выплачена только перед непосредственным выходом на сцену. В России были отменены сразу два концерта немецкой группы «Tokio Hotel»: первый должен был состояться в Санкт-Петербурге 08.03.2010, а второй — в Москве 10.03.2010. Оба концерта были отменены уже после запуска зрителей на площадку. Группа прибыла в Россию и даже находилась за кулисами на площадке, но так и не вышла к своим фанатам. Поскольку были случаи невозврата денег за билеты, зрители обратились в отдел по защите прав потребителей, подали коллективный иск на устроителя концерта — СК «Олимпийский» в Москве. Однако суд постановил, что СК «Олимпийский» не является организатором концерта и ответчиком по данному делу, в иске отказал. Деньги за билеты фанатам группы были возвращены настоящим организатором. В случае если бы концерт был застрахован, причина отмены концерта стала бы главной в решении вопроса о выплате страховой суммы. Обе стороны в качестве такой причины указали непримиримые разногласия менеджеров группы и российских организаторов концерта. Немецкая сторона утверждает, что не выполнены условия райдера (списка технических и бытовых требований, предъявляемых артистами к организатору гастролей), не полностью уплачен гонорар, а российская опровергает эти обвинения, отмечая, что артисты были не в состоянии выйти на сцену, так как находились в состоянии опьянения. Официально подтвержденного юридического факта по данному делу нет. Думается, именно от таких случаев и необходимо страховать промоутеров, причем наиболее точная формулировка именно «срыв концерта артистом». 2. Риск неполучения планируемого дохода, убыток. Случается, что промоутеры со всей осмотрительностью и тщательностью планируют мероприятие, выстраивают рекламную кампанию, а билеты не раскупаются, и они терпят убытки. Конечно, доказательства добросовестности при организации концерта вкупе с бизнес-планом необходимо будет представить. 3. Ответственность организатора перед третьими лицами. Организация проведения зрелищного мероприятия при большом скоплении людей сопряжена с высокой степенью риска, так как может привести к большому количеству жертв, а также порче помещения и оборудования, которое берется в аренду. Кроме того, концерты большинства зарубежных суперзвезд проходят на стадионах, где зрители стоят прямо на футбольном поле, покрытие которого чрезвычайно легко можно испортить. Поэтому целесообразно застраховать риск ответственности при возникновении чрезвычайного происшествия или умышленного причинения посетителями концерта вреда третьим лицам, которое организатор при надлежащей осмотрительности не в состоянии предотвратить. Итак, мы рассмотрели основные риски предпринимательской деятельности, связанной с организацией концертов. Особенно нуждаются в страховании срыв концерта артистом и отсутствие потребителя. И то, что страховые компании опасаются предлагать такие продукты по одним им известным причинам, говорит о невероятно высоком уровне риска убытков промоутеров, которые все же не боятся организовать зрелище… ну и денег заработать.
Таблица
Страховая Объекты страхования компания
1. Страхование убытков от перерывов в проведении мероприятия вследствие гибели, РОСНО утраты или повреждения сценического оборудования (в том числе звукового и светового оборудования), музыкальной аппаратуры, декораций и сценических костюмов. 2. Страхование гражданской ответственности (ответственность за сохранность арендованного имущества, ответственность за вред, причиненный при проведении массовых мероприятий, ответственность за нарушение авторских прав)
Имущественные интересы страхователя, связанные СК с его обязанностью в порядке, установленном «Югория», действующим законодательством РФ, возместить СО «Россия» вред (ущерб), причиненный потерпевшим третьим лицам при организации и проведении им мероприятий
——————————————————————