Призовой фонд лотереи: вопросы теории и практики

(Томтосов А. А.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2012, N 3)

ПРИЗОВОЙ ФОНД ЛОТЕРЕИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

А. А. ТОМТОСОВ

Томтосов Афанасий Артурович, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова.

Статья посвящена исследованию понятия призового фонда лотереи. Автор рассматривает и анализирует проблемы правового регулирования призового фонда лотереи с точки зрения теории и практики, а также предлагает внести изменения в действующее законодательство.

Ключевые слова: лотерея; призовой фонд.

Lottery prize: theory and practice A. A. Tomtosov

Tomtosov Afanasiy Arturovich. Senior lecturer of the Civil law and procedure department of the Ammosov North-Earth Federal University.

The article is devoted to the actual issues of lottery prize. Author considers and analyses problems of regulation of lottery prize on the basis of the theory and practice and also proposes to amend the legislation.

Key words: lottery; prize.

Кульминацией любой лотереи является розыгрыш призового фонда. Приобретая лотерейные билеты, а также участвуя во всевозможных стимулирующих лотереях, люди испытывают судьбу в надежде получить заветный выигрыш, т. е. часть призового фонда лотереи. На практике возникают довольно непростые юридические вопросы, которые связаны с реализацией права участника лотереи на получение выигрыша, а также с исполнением организатором лотереи своего обязательства по передаче выигрыша победителю лотереи. То обстоятельство, что в действующий Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях» <1> регулярно вносятся довольно масштабные изменения, позволяет нам говорить, что законодательство в этой области далеко от совершенства. Наука гражданского права не уделяет серьезного внимания теме правового регулирования лотереи в России <2>. Вместе с тем для решения сложных практических задач необходимо глубокое теоретическое исследование отношений, возникающих при организации и проведении лотереи, и розыгрыша призового фонда с точки зрения гражданского права. ——————————— <1> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4434. <2> Достаточно сказать, что последняя диссертация на данную тему была защищена почти тридцать лет назад. См.: Стрельникова Г. И. Гражданско-правовое регулирование организации и проведения лотерей в СССР: Дис. … канд. юрид. наук. Свердловск, 1983.

В постсоветской России правовое регулирование лотереи осуществлялось несколькими нормативными актами, которые содержали нормы о призовом фонде лотереи. Так, Временным положением о лотереях в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 19 сентября 1995 г. N 955 «Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации» <3>, призовой фонд лотереи определялся как совокупность ценностей, формируемая либо участниками, либо меценатом лотереи, хранящихся в соответствии с условиями Временного положения и распределяемых между участниками лотереи посредством проведения розыгрыша по условиям лотереи. ——————————— <3> Признан утратившим силу Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. N 728.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О лотереях» (далее — Закон о лотереях) под призовым фондом лотереи понимается совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей в соответствии с условиями лотереи. Призовой фонд формируется организатором лотереи в целях гарантирования интересов участников лотереи, т. е. гарантирования организатором лотереи исполнения своих обязательств по передаче выигрышей победителям лотереи. Пунктом 1 ст. 17 Закона о лотереях прямо закреплено, что призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи. В этом заключается основная функция призового фонда лотереи. Призовой фонд лотереи образуется или за счет выручки от ее проведения, или за счет организатора стимулирующей лотереи (п. 1 ст. 17 Закона о лотереях). В первом случае организатор лотереи формирует призовой фонд в процессе собирания выручки от проведения лотереи. При этом размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от ее проведения должен составлять не менее чем 50%, а размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный ее условиями, должен составлять не менее чем 10% выручки от проведения лотереи (п. 1 ст. 10 Закона о лотереях). Организатор стимулирующей лотереи формирует призовой фонд самостоятельно, поскольку такая лотерея является безвозмездной <4>. ——————————— <4> Закон о лотереях называет стимулирующей лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (п. 3 ст. 3 Закона о лотереях). В литературе имеется интересный подход к определению стимулирующей лотереи, под которой понимается «игра, в которой принимает участие большое количество участников, совершивших определенные в условиях лотереи действия, а организатор в целях популяризации своей деятельности за счет созданного им призового фонда проводит игровую процедуру и выдает выигрыш победителю». См.: Малеина М. Н. Стимулирующая лотерея: новеллы российского законодательства и практика применения // СПС «КонсультантПлюс».

Временным положением о лотереях в Российской Федерации было установлено, что призовой фонд лотереи в соответствии с ее условиями может состоять из любого имущества, в том числе из денег и товаров, а также услуг. Действующим Законом о лотереях также не установлено ограничений относительно состава призового фонда, что следует из законодательного определения призового фонда. Поэтому призовой фонд лотереи может состоять из денег, иного имущества и даже из услуг. Призовые фонды крупнейших российских лотерей (например, «Гослото», «Русское лото») обычно являются денежными и включают в себя незначительное количество вещевых призов. Денежные призы выплачиваются единовременно либо с небольшой рассрочкой. В зарубежных странах организаторы лотереи иногда варьируют способы выплаты денежного приза. Так, известная американская лотерея «Win for life» выплачивает победителю лотереи денежный приз в течение всей жизни. К примеру, совсем недавно Андре Брайант из штата Коннектикут выиграл пожизненный приз в пять тысяч долларов в месяц. Хотя такой оригинальный приз действующим российским законодательством допускается, на сегодняшний день в нашей стране подобные лотереи пока не проводились. Вещевые призы, или призы в натуре, составляют большую часть призовых фондов, как правило, менее крупных лотерей. Однако и такие лотереи весьма популярны среди населения и довольно часто и с успехом проводятся на самых разных уровнях. Призами крупных лотерей обычно являются: транспортные средства, предметы бытовой техники, ювелирные изделия, реже — недвижимое имущество. Разумеется, лотерейными призами не могут быть вещи, ограниченные в обороте или изъятые из оборота. Обычно в качестве призов одной лотереи организаторы устанавливают разные по своим функциональным характеристикам вещи, что поддерживает интерес потенциальных участников лотереи и позволяет грамотно распределить призы с учетом их количества и стоимости. К примеру, призовой фонд Национальной благотворительной лотереи «Тускул», проводившейся в Республике Саха (Якутия) в 2010 г., включал однокомнатную квартиру в г. Якутске, автомобиль «Hummer H3», трактора, скутеры, мотоциклы, а также небольшие денежные призы. Призы зачастую бывают весьма оригинальными, что порождает интересные вопросы с точки зрения права. К примеру, в качестве призов лотереи «Шоу Бинго ТВ» разыгрываются туристские путевки. По своей правовой природе туристская путевка не может являться объектом гражданского оборота, не является вещью, она лишь подтверждает факт заключения договора об оказании туристских услуг. Следовательно, призом лотереи фактически является право заключения договора оказания туристских услуг с условием об оплате услуг третьим лицом — организатором лотереи. Поскольку законодатель не вводит ограничений на состав призового фонда, то розыгрыш туристских путевок вполне возможен и законен. Если с составом призового фонда все относительно ясно, то серьезные затруднения вызывает вопрос о правах организатора лотереи на имущество, составляющее призовой фонд лотереи. Для иллюстрации возьмем призовой фонд, состоящий только из вещей. К примеру, главным призом является автомобиль, а второстепенными призами — мопеды, велосипеды и предметы бытовой техники. Организатор лотереи приобретает их, как правило, по договорам купли-продажи. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ). Исходя из смысла указанной нормы права, организатор приобретает право собственности на вещи, из которых состоит призовой фонд. Однако с момента определения вещи как части призового фонда права организатора лотереи на составляющее призовой фонд имущество претерпевают серьезные изменения. Так, Закон о лотереях запрещает организатору лотереи обременять призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате, передаче или предоставлению выигрышей, а также использовать средства призового фонда лотереи иначе, чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей. На призовой фонд лотереи не может быть обращено взыскание по иным обязательствам организатора лотереи (п. 2 ст. 17 Закона о лотереях). В целом изложенное выше позволяет нам сделать вывод, что законодатель существенно ограничивает возможности организатора лотереи осуществлять свои правомочия как собственника призового фонда лотереи. Временным положением о лотереях в Российской Федерации даже было прямо установлено, что призовой фонд не является собственностью учредителя или организатора лотереи (п. 41). Позиция законодателя была поддержана и наукой. Так, М. Н. Малеина указывает, что призовой фонд не является собственностью учредителя или организатора лотереи, поэтому он не может быть объектом взыскания по их обязательствам. Призовой фонд представляет нераспределенную часть средств участников лотереи <5>. ——————————— <5> См.: Малеина М. Н. Правовое регулирование организации и проведения лотерей // Государство и право. 2003. N 6. С. 34.

По нашему мнению, с указанной позицией нельзя согласиться в силу следующего. Как было указано ранее, для того чтобы передать имущество в призовой фонд, организатор лотереи должен быть его собственником. Призовой фонд и вещи, составляющие призовой фонд лотереи, остаются в собственности организатора лотереи, поскольку основания прекращения права собственности отсутствуют. Действия организатора нельзя расценивать как отказ от права собственности, как действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения вещью без намерения сохранить какие-либо права на эту вещь. Кроме того, такой вывод можно сделать исходя из воли законодателя, устанавливающего, что по общему правилу участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре (п. 2 ст. 20 Закона о лотереях), т. е. участник лотереи, не приобретая права собственности на приз, вправе по своему усмотрению требовать исполнения в иной, денежной форме. Также нельзя согласиться с мнением М. Н. Малеиной, что призовой фонд становится общей долевой собственностью только выигравших участников с момента проведения розыгрыша <6>, а также с позицией Т. Г. Жданович и О. А. Шевченко, в соответствии с которой призовой фонд является нераспределенной собственностью участников лотереи <7>. Действительно, после проведения розыгрыша у призового фонда появляются будущие собственники — выигравшие участники, которые имеют право требования у организатора лотереи передачи им выигрыша. Между тем они становятся собственниками только после непосредственной передачи выигрыша — вещи. При предъявлении участником лотереи выигрышного лотерейного билета он не становится собственником конкретного предмета бытовой техники или конкретного автомобиля, а лишь вправе требовать от организатора исполнения обязательства по передаче приза в собственность либо выплаты денежного эквивалента. ——————————— <6> См.: Там же. <7> См.: Жданович Т. Г., Шевченко О. А. Комментарий к Федеральному закону от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях» // СПС «Гарант».

Определенные вопросы вызывает сама процедура формирования и хранения призового фонда, поскольку она не раскрывается действующим законодательством. Организатор должен совершить действия, которые явно и недвусмысленно направлены на определение вещи как части призового фонда. Под такими действиями, прежде всего, следует понимать определение (индивидуализацию) вещей, входящих в призовой фонд, в условиях лотереи, а также иные фактические действия, определенно свидетельствующие об отнесении вещи к призовому фонду лотереи. В качестве примера можно привести написание на корпусе автомобиля сведений о том, что он является призом в лотерее. Действующее законодательство должно обеспечить гарантии реализации права участника лотереи на получение выигрыша в случае уклонения организатора от его выплаты (передачи), в этом, собственно, и заключается смысл вводимых законодателем в ст. 17 Закона о лотереях ограничений. Со стороны организатора возможны недобросовестные действия, которые могут выразиться в отчуждении крупного приза третьему лицу в целях создания положения, при котором участник лотереи не сможет получить свой выигрыш. Победитель лотереи, безусловно, вправе оспорить договор об отчуждении как мнимую сделку и признать свое право собственности на приз, однако на практике такой иск может быть удовлетворен лишь в случае слишком откровенного «увода выигрыша» <8>. На первый взгляд было бы логичным законодательно обязать организатора лотереи наложить обременение в виде запрета совершения распорядительных действий на вещи, переход права собственности на которые подлежит государственной регистрации, с момента передачи вещи в состав призового фонда, определения вещи как части призового фонда лотереи на период до окончания установленного срока для получения выигрыша. Между тем реализовать данную идею на практике представляется крайне затруднительным, поскольку сложно создать действенный правовой механизм, обязывающий организатора лотереи зарегистрировать соответствующие обременения. Поэтому на сегодняшний день победителям лотереи остается надеяться лишь на добросовестность организатора лотереи. ——————————— <8> Так, в качестве примеров отрицательной практики можно привести Определение Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 октября 2010 г. по делу по иску Матузковой Т. В. к некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Наш Новокубанский район», индивидуальному предпринимателю Кирпаневу Е. Н., Матузкову А. А. о признании договора купли-продажи автомобиля недействительным, о признании права собственности на автомобиль; Определение Судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 12 апреля 2011 г. по делу N 33-1569/2011 по иску Беляевой А. Н. к Баяновой Н. С. об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Суды по указанным делам отказывали в удовлетворении исков победителей лотереи // СПС «КонсультантПлюс».

Временное положение о лотереях в Российской Федерации содержало довольно жесткие нормы, регламентирующие правила образования и хранения призового фонда. Так, денежный призовой фонд тиражной лотереи накапливался в банке (банках), обслуживающем лотерею, и выплачивался этим банком. На банке лежала ответственность за неприкосновенность призового фонда и использование его организатором лотереи исключительно по назначению (п. 44). В свою очередь, призовой фонд в неденежной форме, в его заявляемом в условиях лотереи виде, хранился у специально привлеченного для этой цели на договорной основе доверенного юридического лица и выдавался участникам этим доверенным юридическим лицом. На этом юридическом лице лежала ответственность за неприкосновенность призового фонда и использование его организатором лотереи исключительно по назначению (п. 45 Временного положения). На наш взгляд, изложенные нормы утратившего силу нормативного акта более последовательны и своевременны с точки зрения реализации основной функции призового фонда лотереи, нежели полная неясность позиции российского законодателя по регламентации процедуры формирования и хранения призового фонда лотереи в действующем Законе о лотереях. Сегодня законодателю следует нормативно закрепить (а по сути, возвратить) правила накопления денежных средств призового фонда в банке, а также хранения призов в натуре доверенным лицом с возложением на них ответственности (как административной, так и гражданско-правовой) за неприкосновенность призового фонда и использование его организатором лотереи не по назначению. Победитель лотереи имеет право на получение денежного эквивалента вместо выигрыша в натуре (за исключением стимулирующей лотереи), поэтому законодатель устанавливает, что для выигрышей в натуре должен быть указан денежный эквивалент, предусмотренный условиями лотереи (п. 3 ст. 17 Закона о лотереях). Думается, что в случае, если организатор лотереи укажет в условиях лотереи денежный эквивалент значительно меньший, нежели реальную стоимость приза, победитель лотереи вправе требовать в судебном порядке выплаты эквивалента по реальной рыночной стоимости выигрыша в натуре. По смыслу положений ст. 17 Закона о лотереях организатор лотереи не вправе менять призовой фонд лотереи, его состав. Вместе с тем, как справедливо отмечается в юридической литературе, прямой запрет на изменение состава призового фонда отсутствует, поэтому организаторы лотереи довольно часто меняют наиболее ценные призы на призы с гораздо меньшей ценностью <9>. Поэтому в целях гарантирования прав участников лотереи на получение выигрыша следует законодательно установить прямой запрет на изменение состава призового фонда лотереи, внеся соответствующие изменения в Закон о лотереях, дополнив п. 2 ст. 17 Закона абзацем третьим следующего содержания: «После утверждения условий лотереи организатору запрещается изменять состав призового фонда лотереи». ——————————— <9> См.: Аржанкин С. Тонкости стимулирующих лотерей // ЭЖ-Юрист. 2010. N 17. С. 11.

Библиографический список

1. Аржанкин С. Тонкости стимулирующих лотерей // ЭЖ-Юрист. 2010. N 17. 2. Жданович Т. Г., Шевченко О. А. Комментарий к Федеральному закону от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях» // СПС «Гарант». 3. Малеина М. Н. Правовое регулирование организации и проведения лотерей // Государство и право. 2003. N 6. 4. Малеина М. Н. Стимулирующая лотерея: новеллы российского законодательства и практика применения // СПС «КонсультантПлюс». 5. Стрельникова Г. И. Гражданско-правовое регулирование организации и проведения лотерей в СССР: Дис. … канд. юрид. наук. Свердловск, 1983.

——————————————————————