Понятие превентивных функций в системе гражданского права
(Москаленко И. В.) («Юридический мир», 2012, N 5)
ПОНЯТИЕ ПРЕВЕНТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
И. В. МОСКАЛЕНКО
Москаленко Игорь Викторович, нотариус Пушкинского нотариального округа Московской области, заместитель заведующего кафедрой нотариата РААН, доктор юридических наук, профессор.
В научно-практической публикации рассматриваются превентивные функции гражданского права как набор юридического инструментария, посредством которого оказывается необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в научной деятельности.
Ключевые слова: превентивные функции, гражданское право, нотариат, нотариус, юридические средства.
The concept of preventive functions in the civil law system I. V. Moskalenko
The scientific article examines preventive function of civil law as a set of legal tools that help to provide the necessary impact on the volitional behavior of participants of public relations. The conclusions made in the article may be used in scientific work.
Key words: preventive functions, civil law, notaries, notary, legal means.
Степень обоснованности и достоверности характеристики системы превентивных функций в системе гражданского права во многом определяется используемым подходом к раскрытию самого понятия «превентивные функции». Это понятие в цивилистической литературе специально не исследуется, а лишь упоминается как само собой разумеющееся и не требующее какого-либо определения. Ключевыми составляющими (характеристиками) понятия превентивных функций выступают юридические средства правового регулирования. Это означает, что продуктивность исследования понятия и структуры системы правовых средств во многом обусловливается степенью учета характерных признаков превентивных функций гражданского права. Следует отметить, что системность превентивных функций гражданского права характеризуется рядом немаловажных особенностей и определяется как объективное объединение (соединение) по содержательным признакам определенных правовых частей в структурно-упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования <1>. В принципе эти же методологические подходы к раскрытию системности превентивных функций гражданского права используются и авторами, исследующими особенности конкретных правовых явлений <2>. ——————————— <1> Керимов Д. А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2003. С. 223 — 257. <2> Протасов В. Н. Правоотношение как система. М., 1991.
Превентивные функции гражданского права рассматриваются как набор юридического инструментария, посредством которого оказывается необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений. В качестве структурных компонентов превентивных функций права выделяются: установление границ регулируемых отношений; издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов; наделение участников отношений определенной компетентностью; определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений. Раскрыть понятие превентивных функций гражданского права возможно лишь через совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения, или, другими словами, через такие его юридические средства, как дозволение, обязывание, запрет. Собственно с приемами применения юридических средств нормативно-правового регулирования превентивных функций гражданского права связывают правовое положение нотариальных органов как публичных представителей и субъектов гражданского права. Развитие нотариальных органов способно стать важным элементом судебной реформы, поскольку разрешение одной из ключевых проблем судебной деятельности — обеспечение рассмотрения всех дел, отнесенных к их подведомственности, — невозможно без снижения нагрузки на судебные органы <3>. Правовая система, поставив субъектов регулируемых общественных отношений в исходные юридические позиции, тем самым предопределяет своеобразие всего комплекса юридических средств, используемых в данной сфере правового регулирования, специфику принципов и общих положений, что и находит свое выражение в кодифицированном нормативно-правовом акте данной отрасли законодательства. Подчеркивается, что превентивная функция гражданского права есть категория доктринального характера, характеризующаяся как совокупность приемов правового воздействия, обеспечивающая единство гражданского права <4>. Следовательно, понятие превентивных функций гражданского права является доктринальной, системообразующей категорией, характеризующейся совокупностью приемов объединения (сочетания) и использования юридических средств воздействия на имущественные и личные неимущественные отношения субъектов гражданского права. ——————————— <3> Москаленко М. И. Организация правоохранительной деятельности по взаимодействию нотариальных и правоохранительных органов в городах федерального значения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. С. 19. <4> Гонгало Б. М. Мысли и речи о науке гражданского права // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. М., 2002. С. 12.
Не отрицая определяющего значения превентивных функций гражданского права, мы считаем, что в качестве системообразующих факторов они могут быть использованы только для разграничения частноправовых и публично-правовых юридических средств. Всякое иное подразделение права, в том числе гражданское, административное, трудовое, страховое и т. п., представляет собой подразделение не права, а его внешней формы, т. е. нормативных актов, сочетающих в себе нормы частного и публичного права в целях регулирования реальных общественных отношений, складывающихся в определенных сферах общества: экономике, управлении, труде и т. д. Это в полной мере имеет отношение и к гражданскому праву. Границы между так называемыми частноправовыми и публично-правовыми отраслями нормативно-правового регулирования не представляют собой некоей жесткой демаркационной линии. И в тех, и в других отраслях могут использоваться как частноправовые, так и публично-правовые средства воздействия на регулируемую сферу общественных отношений. Тем не менее и в этих условиях применение централизованного, императивного регулирования и децентрализованного, диспозитивного регулирования должно быть сбалансировано таким образом, чтобы сохранить преимущественно частноправовой характер гражданско-правового регулирования. Именно в этом, собственно говоря, и проявляется роль превентивных функций гражданского права как факторов, образующих соответствующую систему юридических средств, способствующих деятельности нотариальных органов в регулировании организации и охраны имущественных и личных неимущественных отношений. Содержание гражданско-правового регулирования превентивных функций и составляет система этих юридических средств. Действие системы юридических средств выражает и реализует возможности гражданско-правового регулирования превентивных функций в позитивном воздействии на имущественные и личные неимущественные отношения. Учитывая, что правовое регулирование общественных отношений осуществляется через нормирование волевого поведения их участников, становится очевидным, что основными юридическими средствами такого нормирования для любой отрасли права являются правовые дозволения, обязывания и запреты. Именно они формируют костяк самой плоти, субстанции, из которой состоит право, выступают определяющими элементами права как системы нормативно-правового регулирования превентивных функций. Превентивные функции гражданского права для юридических дозволений обеспечивают возможность участников общественных отношений, с одной стороны, нотариальных органов, с другой — субъектов гражданского права, действовать по своему усмотрению и в своем интересе. Дозволения с юридической стороны выражаются главным образом в субъективных правах на собственное поведение. Следовательно, дозволение в праве — это объективное право, и ему свойственно все, что присуще субъективным правам. В отношении юридических запретов превентивных функций следует отметить, что им свойственна закрепительная, фиксирующая функция. Они призваны обеспечить утверждение и неприкосновенность существующих порядков. И вследствие этого с регулятивной стороны они выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания, состоящих в воздержании от совершения запрещенных действий. Для запретов свойственны принципиальная однозначность, императивная категоричность, непререкаемость, обеспеченность действенными юридическими механизмами. Особое положение запретов предопределено их своеобразным содержанием, выраженным в пассивном поведении (бездействии) лиц, к которым они обращены. Это и определяет особенности многих превентивных функций, призванных обеспечивать и проводить в жизнь юридические запреты, в частности их юридическое опосредование в запрещающих нормах, их гарантирование в основном при помощи юридической ответственности, их реализацию в форме соблюдения. В позитивных обязываниях, выступающих существенным юридическим средством правового регулирования превентивных функций, выражена преимущественно его активно-действенная, динамическая сторона. Позитивные юридические обязывания находят свое выражение в возложении на субъектов юридических обязанностей активного содержания, т. е. в обязанностях построить свое активное поведение так, как это предусмотрено в юридических нормах. В этом смысле они «моделируют» поведение участников общественных отношений, возлагая на них «новое обременение». Превентивные функции выражают и оформляют позитивные обязывания через юридические нормы, оснащая своими свойствами (определенностью, нормативностью, обеспеченностью), а также связывают их бытие и функционирование с дозволениями и запретами, что и составляет функциональное назначение превентивных функций в отношении позитивных обязываний. Наряду с дозволениями, запретами и обязываниями самостоятельным юридическим средством нормативно-правового регулирования превентивных функций являются правовые ограничения. В юридической литературе отмечается, что запреты указывают на юридическую невозможность определенного поведения, которое возможно фактически, а ограничения предполагают не только юридически, но и фактически невозможный вариант поведения <5>. Таким образом, правовое ограничение — это законное сужение какого-либо субъективного права, которое реализуется за счет действий нотариальных органов, создающих физические препятствия, ограничивающие право. Некоторые авторы обращают внимание на то, что, в отличие от правовых запретов, правовые ограничения направлены не на полное вытеснение какого-либо общественного отношения, а на удержание его в предельных рамках <6>, на затруднение осуществления части прав и перераспределение их другим субъектам <7>, на стеснение правообладателя <8>. ——————————— <5> Братко А. Г. Правоохранительная система. М., 1991. С. 189 — 190. <6> Приходько И. М. Ограничения в российском праве (проблемы теории и практики): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 8 — 9. <7> Камышанский В. П. Право собственности: пределы и ограничения. М., 2000. С. 111. <8> Аккуратнов И. Ю., Коршунов Н. М., Хорев А. А. К вопросу об ограничениях-обременениях права собственности // Государство и право. 2000. N 10. С. 70.
Отмечая отсутствие единого подхода к понятию, признакам и функциям ограничений как юридических средств гражданско-правового регулирования, можно предположить, что ограничения представляют собой юридическое средство, выполняющее в гражданско-правовом регулировании регулятивно-системообразующую, охранительно-обеспечительную функции, гарантирующее реализацию субъективного права и осуществляемое путем установления в императивных нормах запретов и обязываний, обеспечиваемых государством. Позитивные обязанности характеризуются как формы ограничений, а запреты — как способы функционирования ограничений. Таким образом, по существу, вся аргументация, применяемая для характеристики правовых ограничений в качестве самостоятельных юридических средств правового регулирования, так или иначе раскрывает ограничения в качестве некоего результата правовых запретов и обязываний. Абсолютно справедливо мнение, высказанное в юридической литературе, что правовые ограничения характеризуют не способы, а объем и границы субъективных прав, результат правового регулирования, достигаемый путем дозволений, запретов и обязываний <9>. Мысль о том, что правовые ограничения — это цель, итог, результат использования различных юридических средств нормативно-правового регулирования, содержится и в ряде работ других авторов. Свое отражение особенности превентивных функций гражданского права, обусловленные дозволительно-диспозитивным методом, находят как в их видах, так и в источниках (формах). По характеру содержащихся в них правовых предписаний превентивные функции гражданского права носят преимущественно дозволительно-диспозитивный характер, что, в свою очередь, предоставляет возможность участникам гражданских правоотношений иметь имущество на праве собственности, завещать и наследовать его, заниматься предпринимательской деятельностью, совершать сделки и участвовать в обязательствах и т. д. (ст. 18, 153, 209, 213, 307, 420, 421 и др. ГК РФ). Запрещающие и обязывающие нормы используются, как правило, для обеспечения беспрепятственного осуществления дозволительно-диспозитивных норм (ст. 10 и др. ГК РФ), а также для организации и упорядочения гражданского оборота (ст. 23, 131, 160 и др. ГК РФ). ——————————— <9> Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 65.
В контексте рассматриваемой особенности превентивных функций гражданского права представляется малопродуктивной позиция, в соответствии с которой всякая правовая норма одновременно носит обязывающий, запрещающий и уполномочивающий характер. Обязывая к совершению какого-либо действия, норма запрещает воздержание от его совершения, как и наоборот, запрещая совершение определенного действия, она обязывает к его несовершению. И наконец, норма, обязывающая к совершению того или иного действия и запрещающая его несовершение, как и наоборот, норма, запрещающая совершение данного действия и обязывающая к его несовершению, уполномочивает кого-либо требовать соответственно совершения или несовершения данного действия <10>. Подобный подход может быть безупречен с точки зрения формальной логики, но совершенно не отражает особенности превентивных функций гражданского права, поскольку применим для характеристики системы норм любой отрасли права. ——————————— <10> Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000. С. 557.
Таким образом, превентивная функция гражданского права представляет собой совокупность правовых дозволений, запретов и обязываний, правовых норм, правовых отношений и актов реализации субъективных прав и обязанностей, объединенных дозволительно-диспозитивным методом в структурно-функциональное единство. Дозволительно-диспозитивная сущность превентивной функции гражданского права объективно обусловливает следующие черты (особенности) системы ее юридических средств: — приоритет правовых дозволений и обеспечительную (вспомогательную) роль правовых запретов и позитивных обязываний; — использование в качестве нормативно-правовых регуляторов преимущественно дозволительных, диспозитивных норм, а также норм-принципов, норм-дефиниций, договоров, обычаев делового оборота и обычно предъявляемых требований; — преобладающую роль волеизъявления участников гражданского оборота в возникновении, изменении и прекращении правоотношений и построении их на основе равенства; — вспомогательное значение для реализации субъективных прав и обязанностей властного правоприменения и использование его, как правило, только по волеизъявлению субъектов правоотношений. Исследуемые вопросы (определение понятия превентивной функции в системе гражданского права и т. п.) имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение.
——————————————————————