Правовые проблемы наследования выморочного имущества

(Пальчикова Ю. С.) («Нотариус», 2012, N 3)

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА <*>

Ю. С. ПАЛЬЧИКОВА

——————————— <*> Pal’chikova Yu. S. Legal problems of inheriting of heirless property.

Пальчикова Юлия Станиславовна, филиал Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) в городе Златоусте.

Автор статьи проводит анализ такого понятия, как «выморочное имущество», исследования начинаются от предположительных истоков зарождения данного понятия и заканчиваются современным законодательством.

Ключевые слова: наследственное право, выморочное имущество, наследник, очередь наследников.

The author of the article analyses such concept as heirless property, the research starts from presumable origins of arising of this concept and ends by the contemporary legislation.

Key words: inheritance law, heirless property, heir, queue of heirs.

В российском наследственном праве, равно как и в праве иных государств, существует понятие выморочного имущества. Институт выморочного имущества имеет большое социальное и правовое значение и заключается в устранении бесхозяйности объектов наследства. Это понятие было известно уже в Древнем Риме, где император Август определил, что всякое выморочное имущество поступает в казну <1>. В России данное понятие закрепилось во время существования Киевской Руси. Так, Русская Правда устанавливала, что наследство (статок или задница) — это то, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Выморочным считалось имение боярина только тогда, когда после него не оставалось ни сыновей, ни дочерей, а у смерда — только сыновей. Выморочное имущество поступало князю, за исключением церковных людей и членов боярской дружины. ——————————— <1> См.: Котухова М. В. Выморочное имущество: история и актуальные вопросы современности // Наследственное право. 2006. N 2. С. 1.

Современное законодательство решает вопрос наследования выморочного имущества следующим образом. Правила наследования выморочного имущества начинают применяться только в том случае, когда никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из них не принял наследство, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Законодательство зарубежных стран при определении правил наследования отличается большей лаконичностью. Так, Германское гражданское уложение говорит об «отсутствии родственников, сожителя или супруга» (§ 1936 ГГУ), законодательство Франции (ст. 768 Гражданского кодекса Франции) и Швейцарии в качестве условия выморочности называет «отсутствие наследников» (ст. 466 Гражданского кодекса Швейцарии). По общему правилу выморочное имущество переходит в собственность Российской Федерации. Можно предположить, что Российская Федерация является своеобразной девятой очередью наследников по закону. Исключением из общего правила являются выморочные жилые помещения. Причем данное исключение появилось после введения в действие части третьей ГК РФ, точнее, после принятия Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 1151 Кодекса если выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения находится в конкретном муниципальном образовании, то оно переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге — в собственность такого субъекта Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования <2>. ——————————— <2> См.: Гришаев С. П. Наследственное право: Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2011. С. 38.

Существование данного правила можно объяснить следующим образом. Так как в федеральных государственных органах отсутствуют структурные подразделения, которые занимаются учетом и распределением жилых помещений, учитывая, что эти жилые помещения в дальнейшем передаются на баланс субъектов Федерации и муниципальных образований, данные полномочия были переданы муниципалитетам. И цель здесь одна — сократить время, необходимое для оформления прав на жилые помещения, являющиеся выморочным имуществом. Но экономия на времени является катализатором определенных проблем. Так, мы пришли к выводу, что включение в круг наследников муниципальных образований (городов федерального значения) породило следующую проблему: наследование — это универсальное правопреемство, а после внесения изменений в ст. 1151 ГК РФ наследственная масса «распадается» на две части — жилое помещение и иное имущество. Муниципальные образования, скорее, выступают сингулярными правопреемниками: они приобретают право только на жилое помещение и любые имущественные обязанности перед кредиторами умершего в пределах его стоимости. Поэтому муниципальное образование (город федерального значения) не может быть единственным наследником. В соответствии с п. 1 ст. 1175 ГК РФ Российская Федерация всегда становится сонаследником и несет солидарную ответственность по долгам умершего. Государство является наследником, даже если наследство выражено только жилым помещением, иначе не будет универсального правопреемства, ведь в муниципальную собственность переходит только определенное имущество, а не вся совокупность имущественных прав. Пробелом является и то, что в ГК РФ не регулируется вопрос о выморочном имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации. Вероятнее всего, такое выморочное имущество также переходит в собственность Российской Федерации. Правила наследования определяются в соответствии с установленными ст. 1224 ГК РФ коллизионными нормами, а также международными договорами. В частности, ряд соглашений, заключенных РФ с иностранными государствами, устанавливает, что если по законодательству договаривающихся сторон наследственное имущество как выморочное переходит в собственность государства, то движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а недвижимое — в собственность государства, на территории которого оно находится <3>. ——————————— <3> См.: Там же. С. 39.

На наш взгляд, главной и существенной проблемой является и то, что в отношении остального имущества применяются нормативно-правовые акты, принятые еще в СССР, так как специальный закон, регулирующий данные правоотношения, отсутствует. Это и является причиной многих пробелов в законодательстве, вызывающих проблемы на практике. Так, к примеру, согласно п. 5 Инструкции Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения шести месяцев со дня открытия наследства. Однако Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, не предусматривает указанную функцию для Федеральной налоговой службы. Более того, анализ п. 1 Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» позволил сделать вывод, что полномочия по распоряжению и реализации конфискованного движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принадлежат не налоговым органам, а Российскому фонду федерального имущества. Еще одной проблемой является пропуск срока на принятие наследства. По общему правилу данное обстоятельство ведет к утрате соответствующих прав, если в суде пропущенный срок не восстановлен или если всеми наследниками, принявшими наследство, не дано согласие в письменной форме на принятие наследства по истечении срока (п. 1, 2 ст. 1155 ГК РФ). В литературе высказано мнение, что поскольку государство признается гарантом права наследования, постольку оно не просто вправе, а обязано дать свое согласие на принятие наследства по истечении срока соответствующим наследником даже независимо от его просьбы. Считается также, что по причине конституционной гарантии наследования государство не вправе оспаривать опровержимую презумпцию о принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ) <4>. ——————————— <4> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 269.

Порядок наследования выморочного имущества должен определяться специальным федеральным законом, где должны быть более детально определены имущество, переходящее в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, особенности такой процедуры, отражены условия и порядок возврата такого имущества наследникам, а также установлены компенсации и гарантии при невозможности возврата наследственного имущества в натуре наследникам, а также тем лицам, которым указанное имущество уже было передано в собственность либо пользование. Также должны быть определены органы и лица, обладающие полномочиями по выявлению случаев выморочного наследства и передаче информации о них соответствующим государственным органам, принимать меры охраны такого имущества, вступать во взаимодействие с нотариальными органами и др. Вопросы передачи выморочного имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований должны быть решены в зависимости от назначения имущественных объектов, а также исходя из общих начал разграничения государственной федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований.

——————————————————————