Выморочное имущество: проблемы и перспективы развития законодательства

(Казарян К. В.) («Наследственное право», 2013, N 2)

ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>

К. В. КАЗАРЯН

——————————— <*> Kazaryan K. V. The escheat: problems and prospects the development of the legislation.

Казарян Кристинэ Васаковна, старший преподаватель кафедры гражданского права Ростовского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

Статья посвящена анализу действующего регулирования и правоприменительных проблем, возникающих при переходе наследственной массы в государственную собственность. Автор определяет содержание закона, который должен регулировать порядок определения перехода выморочного имущества в собственность государства и других публично-правовых образований.

Ключевые слова: наследственное право, наследство, выморочное имущество, принятие наследства.

The article is devoted to the analysis of existing regulation and enforcement of the problems encountered during the transition hereditary weight in the state ownership. The author defines the content of the law, which shall determine the procedure for determination of transition the escheat to the ownership of the state and other public legal entities.

Key words: law of succession, legacy, escheat, inheritance acceptance.

Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием четкой и ясной нормативно-правовой регламентации порядка наследования выморочного имущества. Институт же выморочного имущества берет свое начало в римском праве. Признание имущества выморочным в Древнем Риме означало, что имущество конфисковано. Гражданское законодательство европейских стран выморочность имущества связывает с такими его характеристиками, как «отсутствие родственников, сожителя или супруга» (§ 1936 Германского гражданского уложения) либо «отсутствие наследников» (ст. 466 Гражданского кодекса Швейцарии). Согласно сложившейся в мире практике в первую очередь выморочное имущество переходит к государству. Однако процедура перехода различна. Выделяют две основные системы определения правовой природы принадлежности выморочного имущества публично-правовому образованию. Первая система перехода к государству выморочного имущества основана титулом наследования (Россия, Германия, Швейцария). В частности, п. 2 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) закрепил положение о том, что «выморочное имущество поступает в порядке наследования в собственность РФ». Вторая система основана на том, что имущество становится бесхозяйным и переходит к государству на праве «оккупации», т. е. завладения по «праву верховной власти», «территориального верховенства», осуществляемого сувереном, т. е. государством, на территории которого находится имущество (Англия, США, Франция, Австрия) <1>. ——————————— <1> См.: Абраменков М. С. Коллизионно-правовое регулирование наследственных отношений в современном международном частном праве. Ульяновск, 2007. С. 189.

При проведении ретроспективного анализа отечественного законодательства понимаем, что институт выморочного имущества российской цивилистической доктрине известен давно <2>. Нормы о выморочном имуществе были закреплены в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г., а также в Правилах перехода к государству наследственных имуществ, принятых СНК СССР 28 декабря 1943 г. ——————————— <2> См.: Мейер Д. И. Русское гражданское право. М., 2003. С. 816; Антимонов Б. С., Граве К. А. Советское наследственное право. М., 1955. С. 236.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. отказался от термина «выморочное имущество», заменив его понятием «переход наследства к государству». Мотивы такого отказа, как указывает Ю. К. Толстой, основывались на том, что «выморочность» следует понимать как безнаследность имущества, в то время как обладатель такого имущества даже в случае его выморочности известен в силу прямого указания о том в законе <3>. Однако, по мнению некоторых исследователей, подобная аргументация, как представляется, не является достаточно фундированной, так как имущество может перейти к государству как по закону, так и по завещанию <4>. ——————————— <3> См.: Сергеев А. П., Толстой Ю. К., Елисеев И. В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть третья. М., 2002. С. 104. <4> См.: Абраменков М. С., Чугунов П. В. Правовое регулирование перехода выморочного имущества в порядке наследования: теоретические и практические вопросы // Наследственное право. 2010. N 1.

В связи с тем что право наследования является конституционным, государство обязано предпринять все возможные меры по передаче имущества в собственность изъявившим желание наследникам, как по закону, так и по завещанию. Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным. Наследование государством выморочного имущества отличается от обычного наследования по закону и обладает некоторыми особенностями <5>: ——————————— <5> См.: Елизарова Н. Заморочки выморочного имущества // ЭЖ-Юрист. 2009. N 36.

— переход выморочного имущества к государству закреплен императивно, и от государства не требуется выражение волеизъявления на принятие наследства; — государство не вправе отказаться от унаследованного имущества; — для определения порядка наследования и учета выморочного имущества предусмотрено принятие специального закона. Выморочным может быть признано как все имущество умершего в целом, так и его часть. Представляется, что возможность признания выморочной части имущества умершего не противоречит смыслу правил п. 1 ст. 1151 ГК РФ, а также существу тех обстоятельств, которые являются основанием возникновения отношений частичной выморочности имущества. Однако по исследуемой проблеме в научной литературе отсутствует единство мнений. Так, некоторые авторы отрицают саму допустимость частичной выморочности наследства, утверждая, что при наследовании по закону она исключается, а при наследовании по завещанию практически не наступает. Последнее обосновывалось тем, что распоряжение завещателя относительно передачи лишь отдельной вещи или части имущества в пользу единственного постороннего наследника должно рассматриваться как «двусмысленное» при отсутствии наследников по закону и не может создать препятствий для передачи всего наследства лицу, назначенному завещать часть имущества, в том числе посредством применения по аналогии правил о приращении <6>. Следствием такого допущения должно быть не что иное, как расширительное толкование завещания и включение в него тех распоряжений, которые наследодатель не имел намерения учинять. Другая группа исследователей придерживается более выверенной позиции, допуская возможность частичной выморочности наследства <7>. ——————————— <6> См.: Антимонов Б. С., Граве К. А. Советское наследственное право. С. 240, 241. <7> См.: Гордон М. В. Наследование по закону и по завещанию. М., 1967. С. 34.

Существует два способа принятия наследства: юридический и фактический. Государству как специальному субъекту наследственных прав нет необходимости совершать определенные действия для принятия выморочного имущества, так как в ст. 1151 ГК РФ указано, что для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется. Вследствие этого к Российской Федерации в связи с наследованием выморочного имущества не могут применяться правила о сроке на принятие наследства (ст. 1154 ГК РФ), а также нормы, предусматривающие принятие наследства после истечения установленного срока (ч. 1 и 3 ст. 1155 ГК РФ). Порядок наследования выморочного имущества до сих пор регламентируется нормативными актами 1984 г., которые «не только не учитывают очевидной специфики выморочного имущества, связанной с универсальностью его правопреемства, не различают его обращение в пользу государства, например с конфискованным имуществом, но и вообще не знакомы с понятием «выморочное имущество», используя термин «имущество», перешедшее по праву наследования государству» <8>. ——————————— <8> Котухова М. В. Гражданско-правовое регулирование отношений с выморочным имуществом в наследственном праве Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.

В настоящее время при осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 (далее — Положение) и Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» (далее — Инструкция). В п. 5 Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения шести месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа. Согласно Федеральному закону от 26 ноября 2001 г. «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» Инструкция продолжает действовать до принятия закона, предусмотренного п. 3 ст. 1151 ГК РФ. После признания имущества перешедшим по праву наследования к государству нотариальный орган направляет соответствующему финансовому органу опись этого имущества и свидетельство о праве на наследство (ч. 5 ст. 71 Основ законодательства РФ о нотариате). Свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев)) в установленном порядке получают налоговые органы. Однако ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», ни Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, не возлагают на налоговые органы обязанности по ведению учета, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству. Осуществление таких функций возможно только при принятии соответствующего закона, ссылка на необходимость наличия которого содержится в ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с тем что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» агентство принимает в установленном порядке выморочное имущество (п. 5.35), после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу. Таким образом, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на ФНС России, и на Росимущество. Однако анализ отдельных частей ст. 6 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» предполагает, что, с одной стороны, получение государством свидетельства о праве на наследство рассматривается законом как переход наследства в собственность государства, а с другой — что наследство не признается перешедшим в собственность государства до тех пор, пока последнему не выдано нотариальное свидетельство о праве на наследство, т. е. момент перехода наследства в собственность государства привязывается к получению свидетельства о праве на наследство. Как следствие этого — с переходом выморочного наследства к государству устраняется неопределенность правового статуса имущества, правообладатель которого умер, если его правопреемники не заявили о своих правах на наследство. Пункт 5 указанной Инструкции не предусматривает обязанности государственного органа получить соответствующее свидетельство, называя его не правоустанавливающим документом, а правоподтверждающим. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате также не предписывают обязанности государства получить свидетельство о праве на выморочное наследство. Некоторые авторы придерживаются позиции, согласно которой получение государством в лице соответствующих органов свидетельства о праве наследования выморочного имущества — обязанность, оговоренная законом <9>. ——————————— <9> См.: Вавилин Е. В., Гурьева Е. В. Новый порядок наследования и дарения. М., 2006. С. 36.

В судебной практике также нет единства мнений относительно вопроса момента перехода выморочного имущества. Судебные решения по данному вопросу можно разделить на две прямо противоположные позиции в резолютивных частях, свидетельствующие о различном толковании действующих нормативных актов. В частности, позиция первая состоит в том, что полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения шести месяцев со дня открытия наследства. Позиция вторая — полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Оформление права (получение свидетельства о праве собственности на выморочное наследство) не влияет на факт перехода права собственности на выморочное имущество к государству. Еще одной правовой проблемой является отсутствие четко регламентированной гласной процедуры наследования выморочного имущества и розыска наследников, которая порождает споры о праве на это имущество. В связи с этим конституционность ст. 1151 ГК РФ оспаривалась в Конституционном Суде РФ <10>. Конституционный Суд РФ в определении указал на необходимость дополнительного правового регулирования, а это — прерогатива законодателя. Действительно, предусмотренные ст. 1151 ГК РФ нормативные акты так и не приняты. Не определен четко даже орган, управомоченный на совершение действий по принятию наследственного имущества, защиту в суде прав РФ при наследовании выморочного имущества. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате нотариус, получивший сообщение об открывшемся наследстве, обязан известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно. Нотариус также может вызвать наследников, поместив публичное извещение или сообщения об этом в средствах массовой информации (ст. 61). ——————————— <10> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 194-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Аленцевой Светланы Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 301, 302 и 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»: поиск по номеру.

Таким образом, публичное сообщение об открывшемся наследстве — право, а не обязанность нотариуса. На наш взгляд, необходимо принять специальный федеральный закон, предусмотренный п. 3 ст. 1151, который должен: — установить порядок наследования; — обязать получить свидетельства соответствующими государственными органами в целях необходимого подтверждения перехода наследства к государству; — обязать публиковать в средствах массовой информации сведения об имуществе, считающемся выморочным; — указать срок, в течение которого лица, считающие себя наследниками, могли бы предъявить права на соответствующее имущество; — установить круг субъектов, наделенных полномочиями по выявлению случаев выморочного наследства, управлению им, оценивать и вести учет такого имущества; — урегулировать вопрос о выморочном имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации; — предусмотреть формы ответственности за нарушение закона.

——————————————————————