Соотношение частного и публичного при регулировании права на землю в Республике Беларусь, Российской Федерации и Украине

(Касьянчик А. И.)

(«Публично-правовые исследования» (электронный журнал), 2012, N 3)

СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРАВА

НА ЗЕМЛЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И УКРАИНЕ

А. И. КАСЬЯНЧИК

Земельные ресурсы являются основой жизнедеятельности и процветания государства. Земля характеризуется незаменимостью, неисчерпаемостью, ограниченностью в пространстве, она является территориальным базисом для размещения других объектов недвижимого имущества.

Рынок земли эффективно функционирует даже в кризисный период, что обусловлено неизменно высокой рыночной стоимостью земельных ресурсов и привлекательностью земли как инвестиционного объекта.

Земля — комплексное понятие и рассматривается как природный ресурс, охраняемый нормами земельного права, и как недвижимая вещь, предмет гражданско-правового регулирования. Именно поэтому земля выступает объектом публичных и частных правоотношений.

Однако анализ действующего законодательства Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины позволяет выявить ряд пробелов, коллизий, неточностей в регулировании общественных отношений, складывающихся в процессе возникновения, изменения и прекращения вещных прав на землю, что обусловливает необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

Земельный участок как объект публичных и частных

правоотношений

Деление права на публичное и частное имеет значение не столько классификационное, сколько концептуальное. Оно касается самих основ права, его места и роли в жизни людей, его определяющих ценностей. Публичное и частное право представляют собой не отрасли, а целые сферы, зоны права (суперотрасли) [2. С. 443].

В основу отраслевого деления в первую очередь положен предмет и метод правового регулирования, в то время как к критериям деления права на публичное и частное авторы также относят характер правовых норм, различие положения субъектов правоотношения (формальный критерий) и содержания регулируемых отношений (материальный критерий) [11. С. 10 — 11].

Таким образом, отраслевое деление и деление права на публичное и частное не в полном объеме соответствуют друг другу, что объясняет отягощение элементами публичного и частного права различных правовых отраслей [11. С. 12 — 13].

Проникновение элементов публично-правового регулирования в частное право не приводит к утрате значения традиционного разделения права на частное и публичное и не свидетельствует о появлении в системе права комплексных правовых отраслей [9. С. 9].

На наш взгляд, земельное право имеет частноправовой характер, хотя и отягощенный элементами публично-правового регулирования, что в первую очередь обусловлено спецификой объекта земельных правоотношений.

В теории права под объектом правовых отношений понимают те материальные и духовные блага, которые удовлетворяют интересы управомоченной стороны правоотношений [29. С. 382]. Это те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности. Кроме того, объект правоотношения и объект (предмет) правового регулирования не идентичные понятия. Так, объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения, на которые воздействует право [3. С. 153 — 154].

Объектами земельных отношений в соответствии с ч. 1 ст. 3 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — КоЗ Республики Беларусь) являются земля (земли), земельные участки, права на земельные участки, ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК Российской Федерации) объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков.

Согласно ч. 3 ст. 2 Земельного кодекса Украины (далее — ЗК Украины) объектами земельных отношений являются земли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них, в том числе на земельные доли (паи).

Думается, что некоторые расхождения в определении круга объектов земельных отношений вызваны практикой правоприменения в рассматриваемых странах. Так, например, включение в Республике Беларусь и Украине прав на земельные участки в круг объектов земельных отношений обусловлено тем, что в некоторых правоотношениях именно право на земельный участок, а не сам земельный участок выступает объектом правоотношений. Например, проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Тем не менее считаем, что данное положение все-таки противоречит общетеоретическому подходу к определению понятия «объект правоотношений», так как право не является материальным или духовным благом.

Рассматривая круг объектов земельных отношений, следует отметить неидентичность понятий «земля» и «земельный участок» [22. С. 12]. Согласно ст. 1 КоЗ Республики Беларусь земельный участок — это часть поверхности земли, имеющая установленные границы, целевое назначение, характеристики, индивидуализирующие его как объект каких-либо правоотношений. Аналогичные определения также содержатся в ЗК Российской Федерации (ч. 2 ст. 6) и ЗК Украины (ч. 1 ст. 79).

Объектом земельных отношений публично-правового характера будет являться и земля, и земельный участок, в то время как объектом земельных отношений частноправовой природы — только земельный участок. Это обусловлено тем, что земельный участок в отличие от земли обладает индивидуализирующими характеристиками, позволяющими ему участвовать в гражданском обороте.

Рассматривая правовую природу земельного участка как объекта каких-либо правоотношений, следует остановиться на определении его понятия. Под земельным участком понимается часть поверхности земли, имеющая границы, местоположение, площадь, целевое назначение и др. характеристики.

Следует отметить, что земельное законодательство Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины придерживается именно такого определения земельного участка, отмечая при этом комплексность понятия «земля». Земля — комплексное понятие, которое рассматривается как природный объект и природный ресурс (объект охраны) и объект недвижимости (объект гражданских правоотношений)[20. С. 11].

По нашему мнению, с точки зрения публичных правоотношений земельный участок следует рассматривать как часть природного объекта и ресурса (земли), а с точки зрения частных правоотношений — как объект недвижимости.

Ученые в области земельного права, рассматривая понятие «земельный участок», определяют последний как недвижимость особого рода вследствие своего естественного происхождения и нахождения в природной системе и отмечают, что данные факторы должны быть учтены при правовом регулировании отношений по поводу этого объекта, в частности необходимо сбалансировать соотношение частноправовых и публично-правовых отношений [23. С. 3].

Продолжая тему определения понятия «земельный участок», следует также обратить внимание на отсутствие в законодательстве Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины единого подхода к содержанию данного понятия.

Так, ч. 1 ст. 79 ЗК Украины определяет земельный участок как часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными в отношении его правами. Кроме того, части 2 и 3 указанной статьи уточняют, что право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на поверхностный (грунтовой) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем. Право собственности на земельный участок распространяется на пространство, находящееся над и под поверхностью участка на высоту и в глубину, необходимые для возведения жилищных, производственных и иных построек и сооружений. Аналогичная норма содержится также в ст. 373 ГЗ Украины.

Абзац 1 ч. 2 ст. 6 ЗК Российской Федерации устанавливает, что земельный участок как объект земельных отношений — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Части 2 и 3 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК Российской Федерации) закрепляют, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В связи с различием положений в законодательстве Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины среди ученых в области земельного права часто возникают вопросы относительно того, представляют ли земельные участки и расположенные на них природные объекты единый объект правового регулирования.

Анализируя различные точки зрения ученых и специалистов в области земельного и гражданского права, полагаем, что можно выделить следующие подходы: 1) природные объекты, которые расположены на земельном участке и находятся с ним в неразрывной связи, являются элементами земельного участка и, следовательно, должны включаться в понятие «земельный участок»; 2) земельный участок и расположенные на нем природные объекты не являются единым объектом, но имеют единую судьбу, т. е. при возникновении прав на земельный участок одновременно возникает идентичное право на расположенные на нем природные объекты; 3) земельный участок и расположенные на нем природные объекты имеют различную правовую природу и правовую судьбу.

Выбор последнего из перечисленных подходов при формировании законодательства Республики Беларусь обусловлен наличием специальных норм природоресурсных кодексов и законов, устанавливающих особый порядок эксплуатации отдельных природных объектов, ограничивающий полномочия собственника земельного участка, на котором расположен природный объект. Так, согласно ст. 30 Кодекса Республики Беларусь о недрах землевладельцы, землепользователи и собственники земель имеют право в пределах предоставленных им земельных участков осуществлять добычу для своих хозяйственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, а также строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Статья 5 Лесного кодекса Республики Беларусь устанавливает состав древесно-кустарниковой растительности, не входящей в государственный лесной фонд. Таким образом, на указанную растительность не распространяется исключительная собственность государства, и права на эту растительность входят в состав прав на земельный участок. Законом Республики Беларусь «О растительном мире» закрепляется положение о том, что право на объекты растительного мира у пользователя земельного участка возникает с момента предоставления земельного участка и прекращается с момента прекращения права на земельный участок. В ст. 8 указанного Закона предусматривается право для пользователей земельных участков осуществлять пользование объектами растительного мира. Объекты растительного мира, расположенные в границах земельных участков, предоставленных в собственность, являются собственностью граждан, негосударственных юридических лиц и, если иное не установлено.

Таким образом, можно вести речь о существенном ограничении прав землепользователя на природные объекты, находящиеся на и под земельным участком. Как показывает практика, в большинстве случаев имеет место такое ограничение.

Следовательно, именно третий подход отражает реально сложившуюся практику владения, пользования или распоряжения земельным участком и расположенными на нем объектами недвижимости. И в то же время следует отметить, что наиболее юридически грамотным является подход, закрепляющий единство судьбы земельного участка и расположенных на нем природных объектов, поскольку он устанавливает общее правило эксплуатации природных объектов, а специальные нормы природоресурсных кодексов и законов устанавливают исключения из этого правила.

Объектом публичных правоотношений земельный участок выступает при формировании земельного участка, изъятии и предоставлении его, установлении публичного земельного сервитута, привлечении землепользователей к ответственности за нарушение земельного законодательства, при государственной регистрации создания земельного участка, прав на него и сделок с ним.

Как уже отмечалось выше, объектом публичных правоотношений выступает земельный участок как часть природного объекта и ресурса (земли), в связи с чем ему присущи такие признаки, как незаменимость, неисчерпаемость, ограниченность в пространстве.

Незаменимость выражается в том, что те свойства, которыми обладает земля, не могут быть спроецированы на другие объекты, т. е. нет такого объекта, который мог бы заменить землю по ее свойствам.

Такое свойство земли, как неисчерпаемость, проявляется в том, что земельные ресурсы могут утрачивать какие-либо свойства, однако они не в любом случае будут объективно существовать и не могут быть уничтожены полностью.

Ограниченность земли в пространстве требует экономного и нормированного ее использования. Так, получение земельных участков возможно в пределах установленных норм, нормирование земельных участков осуществляется при предоставлении их как для сельскохозяйственных целей, так и для строительства и предпринимательской деятельности [12. С. 172].

Объектом частных правоотношений выступает земельный участок как объект недвижимости. Так, ч. 1 ст. 130 ГК Республики Беларусь устанавливает, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей. Идентичные нормы содержатся в гражданском законодательстве Российской Федерации (ч. 1 ст. 130 ГК Российской Федерации) и Украины (ч. 1 ст. 181 ГЗ Украины).

Отнесение гражданским законодательством Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины земельных участков к категории вещей является несколько спорным, потому что гражданско-правовая конструкция вещи в полной мере применима не к любому материальному, а лишь к телесному (в узком смысле) объекту, то есть обладающему именно пространственными, а не только поверхностными координатами. Таким образом, земельные участки не являются классическими телесными вещами [23. С. 14].

Однако специфические элементы правового режима земельного участка не столь значительны для того, чтобы создавать законодательным путем отдельную категорию объектов гражданских прав, отличную от вещей. При ином подходе возникла бы необходимость отдельно указывать, в какой мере нормы о вещах распространяются на земельные участки, и, поскольку таких норм абсолютное большинство, квалификация земельных участков как иного (отличного от вещей) имущества повлекла бы нарушение принципа оптимальности законодательства [22. С. 8].

Следует также отметить, что понятие «земельный участок» уже понятия «недвижимость». Однако определение последнего понятия происходит через определение земельного участка и взаимосвязи его с иными объектами. Значит, с одной стороны, земельный участок как таковой относится к недвижимости, а с другой — играет решающую роль для определения иных объектов недвижимого имущества [13. С. 13].

В современной цивилистике установилось два подхода к определению категории «недвижимость». Один базируется на положении о разнородности объектов, образующих указанную категорию, и отсутствии ее внутреннего единства. Сторонники второго, напротив, исходят из присущих юридической конструкции недвижимого имущества качеств единства, целостности и системности [45. С. 9].

Думается, что недвижимое имущество можно классифицировать на объекты, имеющие физическую связь с землей, т. е. неперемещаемые, непосредственно расположенные, неотделимые от земельного участка объекты, и объекты, имеющие юридическую связь с землей, т. е. правовой режим недвижимости, который установлен законодательством.

Юридическую связь земельного участка с иными объектами недвижимости можно представить в следующих формах:

— единого объекта правоотношений;

— связи отдельных правоотношений.

Первая форма юридической связи земельного участка и иных недвижимых вещей характеризуется признанием законодателем двух относительно самостоятельных недвижимых вещей единым объектом сделок и возникающих в результате правоотношений (как вещных, так и обязательственных).

Отличительной особенностью второй формы юридической связи земельного участка и прочих объектов недвижимости является то, что отдельные элементы системы недвижимого имущества выступают в качестве объектов различных правоотношений, не утрачивая при этом внутрисистемной связи. Непосредственно связанными в данном случае оказываются не объекты недвижимости как таковые, а именно возникающие по поводу них правоотношения [4. С. 15].

Таким образом, земельный участок является основным объектом недвижимости, так как связь с ним является важнейшей определяющей характеристикой правовой природы иных объектов недвижимого имущества.

Говоря о правовой природе земельного участка как объекта гражданских прав, необходимо отдельно остановиться на его признаках.

Прежде всего, являясь частью природы, земельные участки в подавляющем большинстве случаев не могут возникать и исчезать по воле человека. При этом в отличие от иных «несоздаваемых» объектов органического происхождения (животных, минералов и пр.), вовлечение земельных участков в оборот требует принятия дополнительных мер не только фактического (установление границ в натуре и пр.), но и юридического характера [12. С. 35]. К специальным признакам земельного участка также относятся целевое назначение, установленные на земельный участок права, ограничения этих прав и обременения земельного участка [41. С. 59].

Система признаков служит целям индивидуализации и идентификации земельного участка, позволяет классифицировать земельные участки и определяет их правовой режим [23. С. 10].

В науке существуют различные точки зрения на вопрос об индивидуализации земельного участка. Так, некоторые авторы акцентируют внимание на содержании индивидуализирующих признаков земельного участка, другие — на процедурах, в результате которых земельные участки получают такие признаки.

Индивидуализация земельного участка осуществляется посредством землеустройства и кадастрового учета и основана на таком его свойстве, как пространственная ограниченность, которая заключается в том, что любой земельный участок имеет определенное местоположение, определенную площадь и определенный контур границ. Местоположение, площадь и границы земельного участка устанавливаются посредством особых процедур, выступающих в качестве особого рода земельных правоотношений организационного характера (публичных земельных правоотношений) — землеустроительных земельных правоотношений.

Земельный участок индивидуализируется и как материальный, т. е. физически осязаемый объект, и как идеальный объект или объект земельных правоотношений. Индивидуализация земельного участка в натуре (фактически) осуществляется посредством установления его границ на местности, а в соответствующей документации (юридически) — путем описания и утверждения местоположения, площади и границ земельного участка [43. С. 37].

В результате проведенного анализа правовой природы земельного участка можно сделать вывод о том, что он в равной степени является объектом и публичных, и частных правоотношений. Но если объектом публичных правоотношений является земельный участок как часть природного объекта и ресурса (земли), то объектом частных правоотношений является земельный участок как объект недвижимости, обладающий индивидуализирующими характеристиками, позволяющими ему участвовать в гражданском обороте. Особенность правового режима земельного участка как объекта публичных правоотношений определяется признаками, присущими ему как части природного объекта и ресурса.

Однако особенности земельного участка как объекта публичных и частных правоотношений не в полной мере отражены в гражданском и земельном законодательстве Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. В связи с чем предлагаются следующие направления его совершенствования.

Необходимо внести дополнения в соответствующие статьи ГК Республики Беларусь, ГК Российской Федерации и ГЗ Украины с целью закрепления классификации недвижимых вещей на вещи, имеющие физическую и юридическую связь с землей.

Из круга объектов земельных отношений, установленного КоЗ Республики Беларусь и ЗК Украины, по примеру ЗК Российской Федерации следует исключить права и ограничения на земельные участки, т. к. это противоречит общетеоретическому подходу к определению объекта правоотношений.

Определение земельного участка, закрепленное в ст. 1 КоЗ Республики Беларусь, с учетом опыта российского земельного законодательства возможно изложить следующим образом: земельный участок — часть территории, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также неразрывно связанные с ним объекты (почвенный слой, водные объекты, объекты растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые), в отношении которых не установлен специальный порядок использования.

Особенности положения земельного участка в системе недвижимого имущества состоят в следующем: земельный участок обладает качеством неперемещаемости в абсолютной степени, тогда как все иные недвижимые вещи (кроме участков недр) — только в относительной. При этом выделяется особая способность земельных участков проецировать принадлежащее им от природы качество неперемещаемости на иные объекты недвижимости в силу прочной связи последних с землей.

Особая роль земельного участка в системе недвижимости обусловлена также имеющей место в подавляющем большинстве случаев физической невозможностью эксплуатации иных объектов недвижимости без использования земельных участков. Этим, как представляется, обусловлен определенный «приоритет» земельного участка перед иным абсолютно неперемещаемым объектом недвижимости — участком недр, необходимость использования которого при эксплуатации иных недвижимых вещей практически не возникает.

Особенности механизма правового регулирования

возникновения, изменения и прекращения прав на земельные

участки

По мнению ученых в области теории права, механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения [3. С. 9].

Любые общественные отношения должны быть определенным образом упорядочены, что достигается в процессе преодоления препятствий. Препятствием является тот фактор, который ставит преграду процессу упорядочения социальных связей и действует в противоречии с правовыми целями и принципами. Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, позволяющих последовательно и юридически грамотно устранять эти препятствия, ибо отдельно взятые элементы не смогут обеспечить это в полной мере [25. С. 57].

Специфика земельных отношений в определенной степени обусловливает и особенности механизма правового регулирования земельных отношений. Причем, думается, что специфичными будут не только сам механизм (система правовых средств), но и те препятствия, которые устраняются в процессе правового регулирования.

На наш взгляд, препятствиями в области земельных отношений являются ограниченность земельных ресурсов и, следовательно, невозможность их предоставления всем желающим, возможная утрата землей как природным объектом полезных свойств, нахождение подавляющего большинства земельных ресурсов в государственной собственности, что существенно усложняет порядок их отчуждения, и др.

Для того чтобы определить особенности механизма правового регулирования, следует рассмотреть признаки, характеризующие в общем механизм правового регулирования сквозь призму земельных отношений.

Итак, к признакам, характеризующим механизм правового регулирования, авторы относят: его цель, средства достижения цели и результативность.

Цель механизма правового регулирования является главным содержательным признаком, объясняющим его значимость. Основной целью механизма правового регулирования земельных отношений является упорядочение их системы путем устранения препятствий в осуществлении прав и обязанностей субъектов земельных отношений [25. С. 58].

Средства достижения цели механизма правового регулирования представляют собой его структуру. К ним могут быть отнесены юридические факты, норма права, правовые акты [1. С. 10].

Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных отношений.

В КоЗ Республики Беларусь, ЗК Российской Федерации, ЗК Украины нет единой главы или статьи, закрепляющей перечень оснований возникновения, изменения и прекращения вещных прав на земельные участки, основания установлены для каждого вещного права отдельно. Общие положения об основаниях возникновения, изменения и прекращения вещных прав содержатся в различных источниках гражданского, административного права, но существующие особенности должны быть отражены в земельном законодательстве.

Основания возникновения, изменения и прекращения вещных прав на земельные участки можно классифицировать на три группы: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Правообразующие факты — это юридические факты, на основании которых возникают вещные права на земельные участки. Таковыми являются:

— административные акты государственных органов, изданные ими в пределах своей компетенции. Наиболее распространенными среди данного вида правообразующих фактов являются акты органов местного управления о предоставлении земельных участков. На наш взгляд, необходимо различать акт о предоставлении земельного участка (на том или ином праве) и акт о выделении земельного участка для конкретных целей. Обращается внимание, что это два самостоятельных вида административных актов, которые порождают права на земельный участок.

Теоретически изъятие земельных участков можно рассматривать в различных аспектах. Во-первых, это функция государственного управления в сфере использования и охраны земель, во-вторых, одно из правомочий государства по распоряжению собственностью (землей), и, в-третьих, основание прекращения субъективного права на земельный участок;

— сделки граждан и субъектов хозяйствования по приобретению земельного участка. Сделки по приобретению земельного участка либо вещных прав на земельный участок можно разделить на прямые и косвенные. Прямыми являются сделки, предметом которых выступает непосредственно земельный участок, например, если земельный участок приобретается в собственность по договору купли-продажи для ведения личного подсобного хозяйства. К косвенным сделкам относятся сделки, предметом которых является не сам земельный участок, а капитальное строение (здание, сооружение), которое на нем расположено. Так, приобретение права собственности на капитальное строение влечет возникновение соответствующих прав на земельный участок [14. С. 37];

— судебные решения, на основании которых лицо приобретает права на земельный участок в случае установлении факта владения, пользования и распоряжения земельным участком без наличия правоустанавливающих документов (приобретательная давность), признание прав на наследуемый земельный участок в случае непринятия наследства в установленный законодательством срок;

— приобретение земельных участков по результатам аукционов. Аукцион — это способ продажи товаров и услуг путем конкурентных торгов. Покупателем становится тот из участников, кто предложит наивысшую цену при условии, что была достигнута минимальная цена [5].

При этом КоЗ Республики Беларусь определено, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходят права на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования. Аналогичная норма содержится также в ЗК Российской Федерации (ч. 1 ст. 35).

Следует отметить, что в ЗК Украины нет принципа единства земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 120 при переходе права собственности на строение и сооружение право собственности на земельный участок или его часть может переходить на основании гражданско-правовых сделок, а право пользования — на основании договора аренды.

Правоизменяющие факты — это предусмотренные законом обстоятельства, с которыми он связывает изменение правомочий землепользователя. К таким фактам относятся обстоятельства (юридические факты), сужающие или расширяющие правомочия собственника земельного участка. Например, в случае раздела имущества супругов при разводе, когда земельный участок и расположенный на нем жилой дом находились в совместной собственности, определение порядка пользования земельным участком, увеличение доли земельного участка при получении части земельного участка по наследству.

Правопрекращающие факты — обстоятельства, с которыми закон связывает обязанности и возможности прекращения права собственности.

Данные факты подразделяются на две группы: факты, которые позволяют прекратить право собственности на землю, и факты, которые обязывают это сделать.

Добровольными основаниями изменения и прекращения права на землю являются факты, при которых субъект самостоятельно инициирует прекращение принадлежащего ему права на землю, самостоятельно определяет способ и условия изменения и прекращения права на землю. При этом воля правообладателя не зависит от каких-либо внешних факторов [45. С. 16].

В качестве особых оснований возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки следует выделить:

— прекращение прав на землю в силу прямого предписания закона. При этом следует отметить, несмотря на то, что данное основание прекращения прав на землю носит принудительный характер, изначально они возникают по воле правообладателя, т. е. лицо, совершая те или иные юридические действия, знает или должно знать о том, что его д ействия впоследствии могут привести к прекращению его субъективных прав на землю. Например, такая ситуация будет складываться при приобретении земельного участка с превышением установленных размеров. Прекращение права на землю в данном случае будет носить для собственника обязательный характер и при необходимости может осуществляться в принудительном порядке [44. С. 15];

— реорганизацию юридического лица, которому передан земельный участок в собственность. Она также является правоизменяющим юридическим фактом. В Республике Беларусь права на земельный участок переходят к созданному в результате реорганизации юридическому лицу при условии сохранения его целевого назначения (ст. 56 КоЗ Республики Беларусь).

Следует отметить, что в земельном законодательстве Российской Федерации и Украины нет специальных указаний насчет прав на земельный участок при реорганизации юридического лица;

— передачу земельного участка (его части) в собственность государства в случаях добровольного отчуждения земли, ликвидации в установленном законодательством порядке юридического лица, которому был передан земельный участок в собственность, принудительного изъятия земельного участка, а также в других случаях;

— приватизацию земельного участка, которая является основанием возникновения права собственности на земельный участок. Право собственности на земельный участок может быть приобретено при приватизации предприятия, которое являлось землепользователем. Думается, что также право собственности на земельный участок в ходе приватизации могут приобретать и граждане.

Юридические нормы как элемент механизма правового регулирования земельных отношений представляют собой основу, исходную юридическую базу регулирования. При их помощи устанавливается правовой режим, программируется, нормативно упорядочивается поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной моделью такого поведения. В юридических нормах закрепляются те юридические средства, которые образуют иные элементы механизма правового регулирования. От вида юридической нормы, ее характера, зависит юридическое содержание, весь порядок регулирования [3. С. 27].

Особенности нормативного правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе возникновения, изменения и прекращения прав на землю в Республике Беларусь, Российской Федерации и Украине, заключаются в наличии конкуренции норм частного и публичного характера в регулировании данных отношений, что обусловлено двоякой природой объекта указанных правоотношений — земельного участка.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 1 ГК Республики Беларусь земельные отношения регулируются гражданским законодательством, если законодательством об охране и использовании земель и другим специальным законодательством не предусмотрено иное.

Согласно ч. 1 ст. 9 ГК Украины положения Кодекса применяются к урегулированию отношений, которые возникают в сферах использования естественных ресурсов и охраны окружающей среды, если они не урегулированы другими актами законодательства.

Следует отметить, что гражданским законодательством Российской Федерации не предусмотрено данное правило, именно поэтому среди ученых в области гражданского и земельного права возникают вопросы о том, нормы какой отрасли применять в регулировании тех или иных земельных отношений.

Акты применения права представляют собой элемент механизма правового регулирования, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда имеет решающий характер, ибо требуется в самый последний момент, когда уже есть другие элементы фактического состава. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан [25. С. 61].

В заключение можно сделать вывод о том, что особенности механизма правового регулирования земельных отношений обусловлены двоякой, частноправовой и публично-правовой, природой земельного участка. В связи с этим специфичными являются и элементы механизма правового регулирования, такие, как юридические факты (основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки), юридические нормы и акты правоприменения.

Сочетание частного и публичного элементов в правовом

регулировании возникновения, изменения и прекращения

вещно-правовых земельных отношений

1. Изъятие и предоставление земельных участков

Изъятие и предоставление земельных участков можно рассматривать в различных аспектах. Во-первых, это функция государственного управления в сфере использования и охраны земель, во-вторых, одно из правомочий собственника по распоряжению землей и, в-третьих, основание возникновения субъективного права на земельный участок [27. С. 16].

Порядок изъятия и предоставления земельных участков в Российской Федерации на федеральном уровне урегулирован ГК Российской Федерации и ЗК Российской Федерации, в Республике Беларусь — помимо ГК Республики Беларусь и КоЗ Республики Беларусь, рядом нормативных актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». В Украине, так же как и в Российской Федерации, правовое регулирование изъятия и предоставления земельных участков ограничивается только ГК Украины и ЗК Украины.

Недостатком правового регулирования изъятия и предоставления земель в Республике Беларусь является тот факт, что законодатель не отличает порядок изъятия от порядка предоставления земельного участка.

Различный порядок изъятия и предоставления земельных участков в Российской Федерации, Республике Беларусь и Украине обусловлен рядом факторов: перечнем ограниченных вещных прав, на которых могут предоставляться земельные участки, кругом субъектов, целевым назначением земельного участка и т. д.

Процедуре предоставления земельного участка в обязательном порядке предшествует процедура изъятия земельного участка.

Можно выделить следующие виды изъятия земель: путем выкупа, при прекращении права землепользования на основании закона, как санкция за нарушение норм земельного законодательства [28. С. 14].

Путем выкупа изымаются земельные участки для государственных нужд. Следует отметить, что в Российской Федерации, Республики Беларусь и Украине существуют различные подходы к определению государственных нужд.

Так, согласно ч. 1 ст. 49 ЗК Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: выполнением международных обязательств Российской Федерации; размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов и иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

В Республике Беларусь согласно п. 10 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667, для государственных нужд изымаются земельные участки с целью обеспечения национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров, государственной схемы комплексной территориальной организации, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, схем землеустройства районов.

В соответствии с ч. 1 ст. 146 ЗК Украины под общественными нуждами понимается изъятие с целью возведения строений и сооружений органов государственной власти и органов местного самоуправления; строений, сооружений и других производственных объектов государственной и коммунальной собственности; объектов природно-заповедного и иного природоохранного назначения; обороны и национальной безопасности; строительства и обслуживания линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, газопроводов, водопроводов, линий электропередачи, аэропортов, нефте — и газовых терминалов, электростанций и т. п.); размещения дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств и международных организаций; городских парков, площадок отдыха и других объектов общего пользования, необходимых для обслуживания населения.

В Российской Федерации по сравнению с Республикой Беларусь и Украиной перечень государственных нужд является открытым и может быть дополнен нормами федеральных законов (если земельный участок изымается для государственных нужд) или нормами законов субъектов Федерации (если земельный участок изымается для муниципальных нужд). В то же время следует отметить, что в Республике Беларусь перечень оснований, по которым земельный участок может быть изъят для государственных нужд, является общим и при соответствующем обосновании и согласованности с градостроительной документацией может быть существенно расширен, несмотря на то, что он является исключительным.

В земельном законодательстве Украины нет понятия «государственные нужды», вместо него употребляется понятие «общественные нужды». Под термином «общественный» понимается принадлежащий обществу, не частный, коллективный. Думается, что термин «государственные нужды» более уместен в данном случае, поскольку земельные участки изымаются для реализации функций государства в различных сферах: обеспечение национальной безопасности, охрана окружающей среды, сохранение историко-культурного наследия и т. д.

На основании прекращения права землепользования земельный участок изымается, например, в случае истечения срока временного пользования, на который земельный участок был предоставлен.

Как санкция за нарушение земельного законодательства земельный участок изымается при наличии состава правонарушения, за совершение которого предусмотрено изъятие земельного участка. В законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины данные составы являются идентичными, например при систематическом невнесении земельного налога в течение сроков, установленных законодательством, при использовании земельного участка не по целевому назначению и т. д.

Порядок изъятия земельного участка в случае нарушения земельного законодательства в настоящее время недостаточно урегулирован в законодательстве Республики Беларусь и Украины. Изъятие должно быть крайней мерой, и землепользователь в обязательном порядке должен быть до принятия решения об изъятии уведомлен о выявленных нарушениях и о подготовке решения об изъятии, чтобы у него была возможность исправить нарушения и защитить свои права. Так, например, согласно ч. 3 ст. 54 ЗК Российской Федерации при наложении административного взыскания землепользователю или землевладельцу выносится предупреждение о выявленных нарушениях и сроках, в течение которых данные нарушения должны быть устранены.

Земельный участок может быть изъят в административном порядке (по решению государственного органа) и в судебном порядке. Анализируя нормы земельного законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины, можно сделать вывод о том, что земельный участок, принадлежащий лицу на праве частной собственности, а также земельный участок, изымаемый для государственных нужд, в случае несогласия землепользователя с предоставляемой компенсацией может быть изъят только по решению суда.

Административный порядок включает следующие этапы:

— предварительное согласование, т. к. изъятие земельного участка напрямую связано с размещением объекта недвижимости на нем. Согласование производится на основании градостроительной документации и обоснования о необходимости размещения объекта строительства непосредственно на указанном земельном участке;

— разработку проекта отвода земельного участка и на его основании — проекта решения об изъятии земельного участка.

Судебный порядок включает этапы:

— подготовку документов, подтверждающих необходимость и целесообразность изъятия земельного участка (обоснование государственных нужд, документы, фиксирующие нарушение земельного законодательства, и т. д.);

— обращение в суд с иском об изъятии земельного участка;

— рассмотрение спора в суде первой инстанции;

— принятие решения суда по спору.

Следует отметить, что данный порядок включает также факультативные этапы: кассационное и надзорное рассмотрение спора, возникающего при обжаловании решений суда по изъятию земельного участка.

Специфика данных споров заключается в следующем. Во-первых, обязательными субъектами данного спора являются государственный орган и землепользователь, во-вторых, данная категория дел рассматривается в порядке искового производства в связи с наличием спора о праве.

В Республике Беларусь до вступления в силу нового КоЗ 1 января 2009 года действовало Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 1997 г. N 11 «О некоторых вопросах применения земельного законодательства» (утратило силу 25 марта 2009 г.), которое в определенной мере включало специфику рассмотрения земельных споров, в основном вопросы подведомственности. На сегодняшний день такого акта ни в Российской Федерации, ни в Республике Беларусь, ни в Украине нет, однако целесообразность его принятия очевидна.

Предоставление земельных участков как основание возникновения прав на земельный участок представляет собой не отдельный юридический факт, а совокупность таких фактов, то есть фактический состав, состоящий из правомерных действий, каждое из которых является юридическим фактом [22. С. 13].

В литературе предоставление земельного участка подразделяется на первоначальное и производное. Предоставление земельного участка будет первоначальным в том случае, если до момента предоставления земельный участок не находился на каком-либо праве у другого лица. Например, если предоставляется вновь созданный земельный участок или участок, который переведен из одной категории земель в другую.

Производным будет такое предоставление земельного участка, при котором гражданину или юридическому лицу предоставляется земельный участок, изъятый у конкретного землепользователя.

В Российской Федерации порядок предоставления земельного участка зависит от цели предоставления земельного участка. Так, согласно ст. 30 ЗК Российской Федерации существует два порядка предоставления земельных участков: для строительства и без цели строительства. Для строительства земельные участки предоставляются с предварительным согласованием мест размещения объектов строительства и без такого согласования. При этом без предварительного согласования мест размещения объектов строительства земельные участки предоставляются исключительно по результатам торгов. В соответствии со ст. 38 ЗК Российской Федерации торги (конкурсы, аукционы) проводятся по продаже земельных участков в частную собственность или на право заключения договора аренды.

Предоставление земельных участков для строительства осуществляется по решению органа местного управления, т. е. в административном порядке.

Кроме того, органы местного самоуправления Российской Федерации наделены достаточно широким кругом полномочий в области изъятия и предоставления земельных участков. Так, согласно ч. 1 ст. 34 ЗК Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Данное положение является достаточно прогрессивным для законодательства постсоветских государств, т. к. оно закрепляет обязанность органов местного самоуправления осуществлять нормотворческую функцию в рамках соответствующей административно-территориальной единицы.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено три порядка предоставления земельных участков на вещных правах гражданам и юридическим лицам: административный, аукционный и специальный.

Этапы административного порядка следующие: предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта, разработка проекта отвода земельного участка и на его основании — проекта решения об изъятии земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка, установление границ земельного участка.

В законодательстве предусмотрены случаи, когда земельные участки предоставляются без предварительного согласования.

Земельный участок предоставляется по результатам аукциона (аукционный порядок) по продаже земельного участка в собственность гражданам Республики Беларусь для строительства и обслуживания жилого дома и негосударственным юридическим лицам.

Без проведения аукциона земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах предоставляются гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по их желанию в пожизненное наследуемое владение, в частную собственность или в аренду, а не состоящим на учете нуждающихся, — в частную собственность или в аренду (специальный порядок).

Следует отметить, что Указом Президента от 6 февраля 2009 г. N 64 «О внесении дополнений и изменений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков», принятым в рамках программы либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, земельные участки могут предоставляться без проведения аукционов, а местные исполнительные и распорядительные органы определяют территории, в пределах которых земельные участки предоставляются по результатам аукциона.

По законодательству Украины земельные участки предоставляются по решению органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по результатам аукционов земельные участки предоставляются в собственность.

Анализируя нормы законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины, можно сделать вывод о том, что наиболее полно порядок изъятия и предоставления земель урегулирован законодательством Республики Беларусь, т. к. имеется отдельный нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в данной сфере, — Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667. Недостатком данного акта является отсутствие четкого разграничения порядка изъятия и предоставления земельных участков. Предоставление и изъятие земель — взаимосвязанные, но самостоятельные правовые явления. Думается, что в Указе N 667 порядок изъятия и порядок предоставления земельных участков должны устанавливаться отдельными главами.

В земельном законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины различаются подходы к определению понятия «государственные нужды». Так, в законодательстве РФ перечень оснований, составляющих государственные нужды, не является исчерпывающим и, следовательно, может быть расширен, что дает возможность законодателю регулярно дополнять и изменять его. В земельном законодательстве Республики Беларусь перечень государственных нужд определен слишком абстрактно, что позволяет отнести к данной категории практически все случаи изъятия земельных участков. В земельном законодательстве Украины такого понятия, как «государственные нужды», нет, а основанием для изъятия земельного участка являются «общественные нужды», однако перечень оснований, которые включаются законодателем в вышеназванное понятие, отражает «государственные», а не общественные нужды.

Необходимы разъяснения и обобщения судебной практики, предусматривающие специфику предмета, доказательств и порядка судебного рассмотрения дел об изъятии земельного участка у собственника в Российской Федерации, Республике Беларусь и Украине.

2. Государственная регистрация вещных прав

на земельные участки

Государственная регистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», аналогичные законы есть также в Республике Беларусь — Закон от 22 июля 2002 года N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» и Украине — Закон от 1 июля 2004 г. N 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений».

Значение государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, заключается в следующем. Во-первых, для защиты прав на недвижимость как частных собственников, так и государства, для предоставления гарантий инвесторам. Во-вторых, регистрационная система гарантирует надежность и гласность гражданского оборота земельной недвижимости, доступна для ее владельцев и содержит в себе значительный объем объективной информации о земельной недвижимости. В-третьих, государственная регистрация земельных участков упорядочивает в целом все отношения, связанные с землей, предоставляет дополнительные гарантии всем участникам земельных отношений, в том числе и при рассмотрении споров в судах.

Государственная регистрация прав на земельные участки должна рассматриваться и реализовываться как важное правовое средство для обеспечения эффективности использования земель и их охраны. С учетом этого должна формироваться и правоприменительная практика. Недостаточно рассматривать и использовать указанный правовой институт только как средство обеспечения законности и надежности гражданского оборота земельных участков. Это обусловлено тем, что данный правовой институт располагает важными правовыми механизмами, направленными на обеспечение эффективности использования и охраны земель [26. С. 14].

Порядок государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними аналогичен для Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины и выглядит следующим образом:

— обращение в территориальное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру (гражданин или субъект хозяйствования обращается с заявлением установленной формы и документом, удостоверяющим личность);

— прием документов;

— проверка достоверности документов и отсутствия препятствий для государственной регистрации;

— в случае отсутствия препятствий данные вносятся в Единый государственный реестр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

— выдача свидетельства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

При наличии устранимых препятствий для государственной регистрации процедура приостанавливается для их устранения. При наличии неустранимых препятствий агентство отказывает в государственной регистрации земельного участка, прав на него и сделок с ним.

До принятия в 2002 году Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» земельные участки не подлежали государственной регистрации. Аналогичным образом сложилась ситуация в Российской Федерации и Украине.

Это привело к тому, что на сегодняшний день в Республике Беларусь ряд земельных участков, особенно в сельских населенных пунктах, являются не зарегистрированными в установленном законом порядке, т. е. юридически не признанными и не подтвержденными государством. При этом определенные характеристики указанных земельных участков (площадь земельного участка, площадь участка, находящегося в частной собственности, площадь земельного участка, застроенного капитальными строениями) зафиксированы в похозяйственных книгах сельских исполнительных и распорядительных органов, которые ведутся в соответствии с Инструкцией об организации ведения похозяйственного учета, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2005 года N 1273.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено создание наиболее оптимальных и менее затратных условий для государственной регистрации земельных участков отдельными категориями граждан. Так, если сведения о земельном участке гражданина были внесены в похозяйственную книгу до 1985 года, то при заключении сделки по отчуждению данного земельного участка гражданин может обратиться в сельский исполнительный орган с заявлением о проведении землеустроительных работ. Такие работы будут произведены за счет государства, а расходы по государственной регистрации земельного участка будут возложены на покупателя.

Если сведения о земельном участке внесены в похозяйственную книгу до 1 января 1999 года, то его владелец может обратиться в сельский исполком, вне зависимости от факта отчуждения земельного участка, с заявлением о проведении землеустроительных работ. В этом случае работы будут произведены за счет государства, однако расходы по государственной регистрации земельного участка в полном объеме будет нести его владелец.

Напомним, если сведения о земельном участке внесены в похозяйственную книгу после 1 января 1999 года, то владелец земельного участка в полном объеме будет нести все расходы, необходимые для проведения землеустроительных работ и государственной регистрации земельного участка.

При этом перечисленные льготы не действуют, если с момента внесения земельного участка в похозяйственную книгу он отчуждался или передавался по наследству.

Таким образом, гражданин, который приобрел земельный участок в соответствии с законодательством, действовавшим на момент приобретения земельного участка, в любом случае несет расходы по проведению землеустроительных работ и государственной регистрации, что недопустимо, поскольку данные положения противоречат закрепленному Конституцией Республики Беларусь принципу недопустимости обратной силы закона.

На основании вышеизложенного полагаем, что в земельное законодательство и законодательство о государственной регистрации недвижимого имущества следует внести изменения, предусматривающие проведение землеустроительных работ и государственной регистрации земельных участков, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством, полностью за счет государства.

Заключение

1. Земельное право относится к тем отраслям права, которые не могут быть однозначно отнесены к публичному или частному праву, следовательно, земельное право имеет частноправовой характер, усложненный публичным элементом.

2. Изучение правовой природы земельного участка как объекта публичных и частных правоотношений свидетельствует о необходимости уточнения его понятия, установленного земельным законодательством Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Так, земельный участок можно определить как часть территории, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также неразрывно связанные с ним объекты (почвенный слой, водные объекты, объекты растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые), в отношении которых не установлен специальный порядок использования. Думается, что подобное определение целесообразно закрепить в Земельных кодексах рассматриваемых государств.

3. Механизм правового регулирования земельных отношений имеет ряд особенностей в связи с двоякой правовой природой земельного участка, что обусловливает особенности юридических фактов, являющихся основаниями возникновения, изменения и прекращения прав на землю, земельно-правовых норм и актов применения земельного права.

4. Выявлен ряд пробелов и неточностей в правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в процессе возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки, суть которых заключается в отсутствии определения «предоставление земельного участка», отсутствии разделения процедур изъятия и предоставления земельных участков, некорректном определении понятия «отвод земельного участка», неточностей в классификации расходов, возмещаемых лицам, чьи права ущемляются в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, и др.

5. Так как процедуры изъятия и предоставления земельных участков различаются по этапам, их составляющим, и по последствиям (изъятие — основание прекращения прав на земельный участок, а предоставление — возникновения прав), следовательно, эти процедуры не совпадают, и поэтому в земельном законодательстве Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины следует раздельно прописать порядок осуществления данных процедур.

6. Государственная регистрация земельного участка, прав на него и сделок с ним имеет важное значение в управлении земельным фондом и регулировании сделок с земельными участками. Однако на сегодняшний день граждане, которые приобрели земельные участки до введения обязательной процедуры государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними, несут определенные расходы при заключении сделок с принадлежащими им земельными участками, при завещании и наследовании земельных участков, что является обратной силой закона. Поэтому в законодательстве следует предусмотреть дополнительные гарантии для таких лиц, которые позволят освободить их от расходов или минимизировать последние.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова А. А. Эффективность механизма правового регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. 24 с.

2. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: НОРМА, 2001. 742 с.

3. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х томах. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1982. 195 с.

4. Бурлаченко О. В. Земельный участок в системе недвижимого имущества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. 30 с.

5. Гавриленко В. Г. Капитал. Энциклопедический словарь // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». Минск, 2010.

6. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. N 7 — 9. Ст. 101.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301; 29.01.1996. N 5. Ст. 410; 03.12.2001. N 49. Ст. 4552; 25.12.2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496.

8. Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г. N 435-IV // Ведомости Верховной Рады Украины. 2003. N 40 — 44. Ст. 356.

9. Гудков Э. С. Элементы публично-правового регулирования в гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 26 с.

10. Демичев Д. М. Земельное право: Учебное пособие. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009. 367 с.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография С. В. Дорохина «Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект» включена в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2006.

——————————————————————

11. Дорохин С. В. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2008. 136 с.

12. Ерофеев Б. В. Земельное право России: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. 656 с.

13. Жернаков Д. В. Правовой режим земельных участков как объектов гражданского оборота: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 24 с.

14. Жук А. Отчуждение земельных участков: возможности, предоставляемые законодательством // БНПИ. Юридический мир. 2007. N 11. С. 35 — 39.

15. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147.

16. Земельный кодекс Украины от 21 октября 2001 г. N 2768-III // Ведомости Верховной Рады Украины. 200. N 3 — 4. Ст. 27.

17. Информация о реализации первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в Республике Беларусь в 2008 — 2009 годах [Электронный ресурс]: Совет Министров Республики Беларусь. Минск, 2009. URL: http:// businessacts. government. by/ rus_ businesslib_ 10.html (дата обращения: 06.06.2012).

18. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. N 425-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. N 15. Ст. 316.

19. Кодекс Республики Беларусь о недрах от 15 декабря 1997 г. N 103-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. N 8 — 9. Ст. 103.

20. Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Е. А. Галиновская и др.; Под общ. ред. М. В. Бархатова. М.: Юрайт-Издат, 2002. 615 с.

21. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1994. N 9. Ст. 144.

22. Котарева О. В. Земельный участок как объект гражданских правоотношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 20 с.

23. Крамкова Т. В. Гражданско-правовой режим земельного участка: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. 26 с.

24. Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. N 420-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 70. 2/195.

25. Малько А. В. Механизм правового регулирования: Лекция // Правоведение. 1996. N 3(214). С. 54 — 62.

26. Минаева А. А. Земельный участок как объект земельных правоотношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 26 с.

27. Михайловская Е. Новое в законодательстве об изъятии и предоставлении земельных участков // Юстиция Беларуси. 2009. N 7. С. 27 — 31.

28. Мороз Л. Н. О формировании и развитии земельно-территориального законодательства // Гуманитарно-экономический вестник. 1998. N 2. С. 73 — 78.

29. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. 552 с.

30. Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. N 64 «О внесении дополнений и изменений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». Минск, 2010.

31. Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». Минск, 2010.

32. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 1997 г. N 11 «О некоторых вопросах применения земельного законодательства» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». Минск, 2010.

33. Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. N 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». Минск, 2010.

34. Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. N 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». Минск, 2010.

35. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. N 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». Минск, 2010.

36. Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». Минск, 2010.

37. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. N 205-З «О растительном мире» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». Минск, 2010.

38. Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». Минск, 2010.

39. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. N 156 «Об объектах, находящихся только в собственности государства» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». Минск, 2010.

40. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 ноября 2005 г. N 1273 «Об организации ведения похозяйственного учета» // [Электронный ресурс]. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2010.

41. Павловский И. А. Земельное право: Курс лекций. М.: МИЭП, 2004. 70 с.

42. Писарев Г. А. Теоретические и практические вопросы приобретения и прекращения права собственности и других вещных прав на земельный участок: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 29 с.

43. Станкевич Н. Г. Земельное право Республики Беларусь: Учебное пособие. Минск: Амалфея, 2000. 480 с.

44. Таскин Н. И. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. 25 с.

45. Шихалева. О. В. Земельный участок как объект гражданских прав: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.

——————————————————————